Цифровые образовательные ресурсы на уроках музыки
Система образования постоянно совершенствуется, отвечая запросам социума. В рамках модернизации общего образования развивается и музыкальное образование, сохраняя специфику преподавания своей предметной области. Неотъемлемым компонентом обучения становятся цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
На уроке, для успешного освоения тем, я применяю компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому при подборе музыкального материала для урока стоит отдавать предпочтение ярким зримым образам.
Так для знакомства с нотной грамотой музыкальными инструментами я использую материалы программы «Поющая ФА-СОЛЬ» телеканала Карусель и программы «Шишкина школа» образовательного канала «Радость моя», где в доступной для младших школьников форме можно постичь азы музыкальной грамоты.
В программах представлено наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, сказки, загадки - это активизируют процесс запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными, интересными и веселыми
Знакомство с жизнью и творчеством композиторов происходит при помощи серии мультфильмов цикла «Сказки старого пианино», а для детей более старшего возраста используется видеоматериал программы «Культура».
Еще одна форма воспитания эмоциональной отзывчивости у детей - это использование анимированной музыки, например: мультфильм «Детский альбом» на одноименную музыку П. И. Чайковского, мультфильм «Картинки с выставки» на музыку М. П. Мусоргского, во 2-м классе Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева, мультфильм «Камаринская» на музыку одноименной «Фантазии» М. И. Глинки – всё это, способствует развитию воображения, формированию художественных и музыкальных образов.
Младшие школьники любят игровые формы работы. Например интерактивная викторина «Знатоки мультфильмов», которая предлагает ученикам по фрагменту песни определить из какого она мультфильма. И затем можно спеть песню уже хором всем классом
Такие программы помогают развивать коммуникативные умения, например, умения запоминать, воссоздавать и интерпретировать информацию;
В настоящее время каждый ребёнок ежедневно встречается с "экранными искусствами” (видео, кино, телевидение), которые обладают большой силой эмоционального, нравственно-эстетического воздействия. Я часто использую на уроках Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.
В этом мне помогает «Академия занимательных искусств» Детского семейного образовательного канала «Радость моя»
Такие уроки музыки позволят узнать много интересных фактов из истории предмета, познакомят с редкими музыкальными инструментами и стилями. Использование на уроках музыки материалов видео и киноискусства позволит детям не просто с интересом смотреть, но и выполнять творческие задания.
Например, Игры-викторины «Опера» и «Балет» предназначенные для повторения, закрепления, систематизации, проверки и самопроверки знаний по музыке в разделе "В музыкальном театре". В игре обучающиеся систематизируют знания музыкальной терминологии темы, вспоминают названия отдельных опер и их авторов.
Источник - Современный учительский портал
Для учащихся 7-8 классов использую дидактические и методические материалы, публикуемые на портале «Российской электронной школы».
Основная часть урока содержит Синтезированный зрительный ряд: здесь представлены портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов разных жанров и направлений, произведения изобразительного искусства.
Материал сопровождается дикторским текстом, комментирующим различные явления музыкальной культуры
Также представлены звуковые и видеофонограммы музыкальных произведений.
Литературный ряд: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых фрагментов музыкальных и художественных образов. Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения).
Для проверки знаний - Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы (8-12), направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников. Вопросы разноплановые: заполнить пропуск в тесте, вопросы с вариантами ответа, таблицы.
Главное ЦОР, отличающее его от других ЭОР, заключается в интерактивном характере. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ЦОР
Использование цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся