СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Общая характеристика программы/пояснительная записка
Вышивка – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства – наиболее доступна и интересна детям, а при правильной постановке занятий имеет большое воспитательное значение. Занятие вышивкой – увлекательный труд, который может принести нам много радости, заполнить досуг, ввести в мир прекрасного.
Направленность программы
Программа художественной направленности, т.к. формирует представление о декоративно - прикладном искусстве в целом и вышивке в частности.
Актуальность программы
В наше время, каждый из родителей желает, чтобы их ребенок был полезен для общества, научился трудиться и создавать красоту своими руками. Поэтому родители стремятся заинтересовать своих детей каким-нибудь рукоделием, творчеством. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Важно чтобы вышивка не сводилась к выполнению технических образцов, чтобы учащиеся изготавливали полезные и красивые вещи, которые найдут применение и в быту, и будут радовать нас и людей всех поколений.
Отличительные особенности программы
Программа разработана на основе собственного опыта работы. Чтобы с первых занятий заинтересовать девочек машинной вышивкой, мы используем принцип практического обучения, то есть после простых тренировочных упражнений на машинке и выполнения несложных образцов, девочкам предлагается выполнить простые салфеточки. Выполняя эти салфетки, учащиеся закрепляют пройденный материал и получают готовое изделие.
Для того, чтобы девочки смогли выполнить изделие и украсить его вышивкой необходимо большое количество рисунков и наглядных пособий с вышитыми изделиями. Для этого я использую образцы вышивки, готовые изделия, иллюстрации с вышитыми изделиями, альбомы, журналы и книги по вышивке. Некоторые рисунки мы переводим из журналов, а также составляем сами увеличивая или уменьшая их в зависимости от того, каким будет изделие. Также в кабинете существует постоянно действующая выставка, собранная из работ учащихся.
Адресат программы
Программа ориентирована детей 12-14 лет, имеющих интерес к декоративно-прикладному искусству.
Срок освоения программы
Срок освоения программы 2 года.
Формы обучения:
Форма обучения очная. В случае ухудшения эпидемиологической обстановки программа будет реализоваться в дистанционном формате с использованием дистанционных образовательных технологий, с внесением изменений в учебный план.
Уровень программы
Программа базового уровня. Обучающиеся получат основные знания и по вышивке.
Особенности организации образовательного процесса
Основная организационная форма обучения – групповая. Группа – разновозрастная. Занятия аудиторные.
Режим занятий
Всего 136 часов (68 часов в год), занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность академического часа – 40 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель – развитие творческих способностей обучающихся через освоение различных видов вышивки.
Задачи:
Предметные: | Дать необходимые навыки и научить техническому мастерству в области вышивки. |
Метапредметные: | Развить творческую активность; Развить вкус и научить ценить художественные достоинства произведений декоративно-прикладного искусства. |
Личностные: | Привить интерес и любовь к искусству народов нашей страны; Воспитать умение работать коллективно, добиваясь совершенства в исполнении и завершенности в работе; Развивать аккуратность, усидчивость, желание и умение создавать практически значимые изделия. |
Объем программы
136 часов, занятие проводится 1 раз в неделю по 2 часа.
1.4. Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие
Теория.
Общие сведения об объединении. История вышивки. Ассортимент вышитых изделий. Просмотр альбомов с готовыми образцами вышивки. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
- машинные иглы
- ткань
- пяльцы
- калька
- цветная копировальная бумага
- пендель (для прокола дырок в ткани)
- ножницы
- набор ниток
Форма контроля: беседа.
2. Организация рабочего места
Теория.
Правила техники безопасности при работе на швейной машине, с ножницами, с иглами, эл. утюгом.
Практика.
Подготовка машины к работе.
а) Разборка деталей машины на вышивку и строчку, и обратно на шитье. Смазка отдельных частей механизма.
б) Заправить машину нитками и отрегулировать натяжение верхней и нижней нитей.
в) Запяливание ткани в пяльцы.
г) Как правильно пришить дополнительную ткань.
Форма контроля: опрос, наблюдение.
3. Перевод рисунка на ткань (способы перевода)
Теория.
Предварительное декатирование хлопчатобумажных тканей, шерстяных, шелковых, синтетических. Перевод рисунка, учитывая качество ткани и назначение изделия. Способы перевода рисунков в зависимости от структуры тканей, цвета, рисунка вышивки и техники выполнения. Направление долевых и поперечных нитей ткани. Точность и аккуратность при выполнении перевода рисунков.
Последовательность переснятия рисунка.
Практика.
Перевод рисунков с помощью копировальной бумаги. Выполнить прокол на кальке для перевода рисунка припорохом. Подготовить тампоны с синькой и с мелом. Перевод рисунков припорохом.
Форма контроля: опрос, наблюдение.
4. Ажурная вышивка «Ришелье»
Теория.
Виды ришелье:
- безбридное
- с простыми бридами
- с бридами и паучками
- с перестрочными бридами из ткани
Последовательность выполнения образцов. Особенности вырезания дырок в каждом рисунке образцов.
Практика.
Перевод рисунка на ткань. Выполнить следующие образцы:
- зигзаг с бридой
- цветок с прорезными листочками и лепесточками
- листочки с ажурными жилками
- листок с подкладной ниткой №10.
Форма контроля: опрос, наблюдение.
5. Выполнение творческих работ в технике «ришелье».
5.1. Вышивка салфеток.
Теория.
Последовательность выполнения вышивки. Отработка вышитых изделий.
Практика.
Перевод рисунка салфетки на ткань. Вышивка салфеток с применением пройденных элементов ажурной вышивки «Ришелье» по выбору.
5.2. Ришелье без брид.
Образцы.
Теория.
Особенности «Ришелье» без брид. Последовательность выполнения. Какие изделия можно украсить «безбридным ришелье».
Практика.
Подбор рисунка для выполнения образца. Перевод на ткань. Выполнить образцы «безбридного ришелье». Отработать ровную строчку. Научиться выполнять ровный плотный «валик с прокладочной ниткой». Аккуратность при вырезании ткани в промежутках между валиком.
Вышивка воротничков.
Теория.
Виды ткани для вышивки воротничков. Модели воротников. Последовательность выполнения.
Практика.
Подобрать и перевести рисунок для вышивки. Вышивка воротничков. Обработка готовых изделий.
Форма контроля: наблюдение.
6. Вырезание сетки. Серединки в цветах.
Теория.
История и особенности ажурной вышивки «ришелье». Последовательность выполнения вышивки. Виды сеток применяемых в ажурной вышивке. Какие изделия можно украсить ажурной вышивкой «ришелье». Как украсить серединки в цветах.
Практика.
Подобрать рисунок и перевести его на ткань. Выполнить изделия с вышивкой «Ришелье», применяя различные сеточки, бриды, бриды с «паучками», «стягов». Обработка вышитых изделий.
Форма контроля: наблюдение.
7. Аппликация. Выполнение творческих работ.
Теория.
Что такое аппликация. Виды аппликации:
- цветная аппликация
- изнаночная (подкладная) аппликация
-аппликация с отлетными деталями
- съёмная аппликация
- аппликация по тюлю
- соединительная аппликация
- вырезная аппликация
В чем заключается особенность этой работы для каждого вида. Необходимый материал ля выполнения аппликации. Какие нитки применяются для вышивки каждого вида аппликации. Украшающие швы, выполняемые при вышивке. Какие изделия можно украсить аппликацией. Последовательность выполнения аппликации разных видов. Сочетание аппликации с разными видами вышивки: «Ришелье», «белая гладь» и другими. Обработка вышитых изделий.
Практика.
Подобрать рисунок для выполнения образцов, перенести на основную ткань. Подобрать кусочки ткани, нитки для выполнения аппликации. Выполнить 1-2 образца по каждому виду аппликации. Выполнить готовое изделие с аппликацией.
Форма контроля: наблюдение.
8. Итоговое занятие.
Теория.
Повторение знаний, умений, навыков, приобретенных за год.
Практика.
Собеседование по выполненным изделиям. Выставка.
Форма контроля: выставка.
2 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория.
Составление плана работы на год. Материалы, необходимые для работы. Инструктаж по технике безопасности.
Форма контроля: беседа.
2. Орнамент. Составление композиции.
Теория.
что такое орнамент. Как создаются узоры для вышивки. Что такое композиция. Как составить композицию.
Практика.
Составить композицию в полосе, в круге, в углу.
Форма контроля: опрос, наблюдение.
3. Увеличение и уменьшение рисунка.
Теория.
Последовательность увеличения рисунков. Последовательности уменьшения рисунков. Перевод рисунка на кальку.
Практика.
Выполнить на листе бумаги рисунок. Увеличить и уменьшить его.
Форма контроля: опрос, наблюдение.
4. Художественная гладь.
4.1. Белая гладь
Теория.
Почему вышивка называется «Белая гладь». Где применяется «Белая гладь». Ткань и нитки, применяемые при вышивке. Последовательность выполнения «Белой глади».
Практика.
Научиться выполнять гладь ровными стежками, прилегающими друг к другу и образующими гладкую поверхность по форме узора. Подобрать рисунок для выполнения вышивки. Выполнить образец в технике выполнения «Белая гладь».
4.2. Полугладь.
Теория.
Какие элементы рисунка заполняются полугладью или легкой гладью. Последовательность выполнения полуглади. Сочетание различных швов в вышивке листьев.
Практика.
Подбор рисунков для вышивки полугладью. Выполнить образцы, сочетая различные швы.
Форма контроля: наблюдение.
7. Выполнение творческих работ в технике художественной вышивки.
Теория.
Ткань и нитки, применяемые для вышивки. Рисунки для вышивки декоративных работ. Правильное расположение рисунка для вышивки. Обработка края изделия. Виды вышивки, применяемые для выполнения декоративных работ. Последовательность выполнения изделий.
Практика.
Подобрать и перевести рисунок для вышивки, предварительно подобрать ткань и нитки. Вышить 2-3 работы, применяя разные виды вышивки: белая гладь, полугладь, ришелье и др. виды. Обработка вышитых изделий.
Форма контроля: наблюдение.
8. Мережки.
Теория.
Что такое мережка. Какие ткани и нитки применяются для выполнения мережки. Натяжение верхней и нижней нитей в машинке. Последовательность продергивания нитей из ткани для выполнения мережки. Различие мережек по ширине, сложности исполнения и цвету. Применение мережек в быту. Сто нужно сделать, чтобы приступить к выполнению мережек. Обработка края изделия мережками и кисточками.
Практика.
Подбор ниток и тканей для выполнения мережек. Подобрать рисунок для выполнения мережки и заполнения квадратов на их пересечении. Продернуть нити и выполнить на машинке мережки следующих видов:
1. Узкие мережки.
2. Широкие мережки и узоры, выполняемые в пустых квадратах на пересечении широких мережек.
3. Широкие мережки с настилом и с усложненными приемами настила.
4. Цветные мережки и узоры, выполняемые в местах их пересечения.
5. Ажурные мережки и узоры, применяемые на местах их пересечения.
6. Мережка панка. Панка в сочетании со сложными мережками.
Форма контроля: наблюдение.
7. Выполнение творческих работ с мережками.
Теория.
вторить последовательность выполнения мережек. Самостоятельно подобрать рисунок для их выполнения. Какие изделия могут быть украшены мережками. Обработка края при помощи мережки. Украшающие швы и виды вышивки применяемые в сочетании с мережками.
Практика.
Вышивка салфетки. Определить размеры салфетки и как будут обработаны края изделия. Подобрать или составить рисунок для вышивки. Определить границу мережки и выдернуть необходимое количество нитей. Выполнить вышивку салфетки с мережками, сочетая по желанию с различными видами вышивки по пройденному материалу. Обработка вышитых изделий.
Форма контроля: наблюдение.
8. Итоговое занятие.
Теория.
Повторение знаний, умений, навыков, приобретенных за год.
Практика.
Собеседование по выполненным работам. Выставка.
Форма контроля: выставка.
Планируемые результаты
Предметные | По итогам первого года обучающиеся будут знать: основные приемы при работе на швейной машинке; какие ткани и нитки, иголки применяются при вышивке «Ришелье»; какие изделия можно украсить ажурной вышивкой; последовательность выполнения изделий и название выполняемых элементов. Будут уметь: переводить рисунок на ткань разными способами; выполнять основные приемы вышивки «Ришелье». По итогам второго года обучающиеся будут знать: особенности вышивки в технике «Белая гладь» и аппликация; какие ткани, нитки и иглы используются для вышивки в технике «Белая гладь» и аппликация; последовательность выполнения аппликации разных видов; ткани, нитки и иголки, применяемые для выполнения мережки и строчевой вышивки; какие изделия можно украсить мережками и как обработать края при помощи мережки; как правильно продернуть нити из ткани для выполнения мережки и строчевой вышивки; какие различия между мережкой и строчевыми сетками. будут уметь: правильно выполнить вышивку в технике «Белая гладь»; составлять композицию для вышивки, увеличивать и уменьшать рисунок; выполнять различные виды мережки; совмещать ручную работу с машинной; применять полученные навыки для украшения изделий мережкой и строчевой вышивкой. |
Метапредметные | Занятия по программе будут содействовать: Развитию творческой активности; Развитию вкуса и бережного отношения к традициям декоративно-прикладного искусства. |
Личностные | Реализация программы будет содействовать формированию: Интереса и любви к народному декоративно-прикладному творчеству; Коммуникативных навыков; Аккуратности, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца, трудолюбия. |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
Первый год обучения
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля | ||
Всего | в том числе | ||||
теоретические занятия | практические занятия | ||||
| Вводное занятие | 2 | 2 | | Беседа |
| Организация рабочего места. | 2 | 1 | 1 | Опрос, наблюдение |
| Перевод рисунка на ткань (способы перевода) | 2 | 1 | 1 | Опрос, наблюдение |
| Ажурная вышивка «Ришелье» | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
| Выполнение творческих работ в технике «ришелье» | 24 | 1 | 23 | Наблюдение |
| Вырезание сетки. Серединки в цветах. | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
| Аппликация. Выполнение творческих работ | 24 | 1 | 23 | Наблюдение |
| Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Выставка |
| Итого | 68 | 7 | 61 |
|
Второй год обучения
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля | ||
Всего | в том числе | ||||
теоретические занятия | практические занятия | ||||
| Вводное занятие | 2 | 2 | | Беседа |
| Орнамент. Составление композиции. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, опрос |
| Увеличение и уменьшение рисунка | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, опрос |
| Художественная гладь. | 6 | | 6 | Наблюдение |
| Выполнение творческих работ в технике художественной вышивки | 24 | 1 | 23 | Наблюдение |
| Мережки. | 6 |
| 6 | Наблюдение |
| Выполнение творческих работ с мережками | 24 | 1 | 23 | Наблюдение |
| Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Выставка |
| Итого | 68 | 6 | 62 |
|
Календарный учебный график
Общий календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Комплектование | 1 четверть | ОП | 2 четверть | ОП | Всего в год |
01.09.23г.-09.09.23г. | 11.09.23г.- 27.10.2023 | 7 недель | 7.11.2023- 29.12.2023 | 8 недель | 34 недели |
| 3 четверть | ОП | 4 четверть | ОП | |
| 09.01.2024- 22.03.2024 | 11 недель | 01.04.2024-25.05.2024 | 8 недель |
Группы обучающихся, занимающихся по программе в 2023-2024 учебном году
Название группы | Год обучения | Количество часов в неделю | Периодичность занятий | Общее количество часов в год |
Группа 1 года обучения | 1 | 1 | 1 раз в неделю по 2 часа | 68 |
Календарный учебный график
Группа 1 года обучения
№ | Месяц | Неделя | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Место проведения | Форма контроля | Время проведения занятий |
| Сентябрь | 11.09-16.09 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | Беседа | 2 | Школа №1, каб. 2 | Устный опрос | Среда, пятница 14.10-14.50
|
| 18.09-23.09 | Организация рабочего места. | Практическая беседа | 2 | Устный опрос, наблюдение | |||
| 25.09-30.09 | Перевод рисунка на ткань. (способы перевода) | Практическая работа | 2 | Устный опрос, наблюдение | |||
| Октябрь | 02.10-07.10 | Ажурная вышивка «ришелье». Виды ришелье. Перевод рисунка на ткань | Беседа. Практическая работа | 2 | Опрос. Визуальный контроль педагога | ||
| 09.10-14.10 | Выполнение образцов в технике «ришелье» | Практическая работа | 2 | Наблюдение | |||
| 16.10-21.10 | Выполнение образцов в технике «ришелье» | Практическая работа | 2 | Наблюдение | |||
| 23.10-28.10 | Выполнение творческих работ в технике «ришелье». Последовательность выполнения вышивки. Перевод рисунка. Вышивка салфетки. | Беседа. Практическая работа | 2 | Устный опрос, наблюдение | |||
| Ноябрь | 30.10-04.11 | Каникулы | | | | ||
| 06.11-11.11 | Вышивка салфетки. | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| 13.11-18.11 | Вышивка салфетки. | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| 20.11-25.11 | Ришелье без брид. Выполнение образца | Практическая беседа | 2 | Устный опрос | |||
| 27.11-02.12 | Ришелье без брид. Выполнение образца | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| Декабрь | 04.12-09.12 | Ришелье без брид. Выполнение образца | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | ||
| 11.12-16.12 | Ришелье без брид. Выполнение образца | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| 18.12-23.12 | Вышивка воротничков | Практическая беседа | 2 | Устный опрос, наблюдение | |||
| 25.12-30.12 | Вышивка воротничков | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| Январь | 09.01-13.01 | Вышивка воротничков | Практическая работа | 2 | Наблюдение | ||
| 15.01-20.01 | Вышивка воротничков | Практическая работа | 2 | Наблюдение | |||
| 22.01-27.01 | Вышивка воротничков | Практическая работа | 2 | Наблюдение | |||
| Февраль | 29.01-03.02 | Вырезание сетки. Серединки в цветах. Беседа. Подбор и перевод рисунка. | Практическая работа, беседа | 2 | Визуальный контроль педагога и устный опрос | ||
| 05.02-10.02 | Выполнение изделия. | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| 12.02-17.02 | Выполнение изделия. | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| 19.02-24.02 | Аппликация. Выполнение творческих работ. Виды аппликации. Подбор рисунка. | Беседа | 2 | Устный опрос | |||
| Март | 26.02-02.03 | Выполнение изделия с аппликацией | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | ||
| 04.03-09.03 | Выполнение изделия с аппликацией | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| 11.03-16.03 | Выполнение изделия с аппликацией | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| 18.03-23.03 | Выполнение изделия с аппликацией | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| 25.03-30.03 | Выполнение изделия с аппликацией | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| Апрель | 01.04-06.04 | Каникулы | | | | ||
| 08.04-13.04 | Выполнение изделия с аппликацией | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| 15.04-20.04 | Выполнение изделия с аппликацией | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| 22.04-27.04 | Выполнение изделия с аппликацией | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| Май | 29.04-04.05 | Выполнение изделия с аппликацией | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | ||
| 06.05-11.05 | Выполнение изделия с аппликацией | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| 13.05-18.05 | Выполнение изделия с аппликацией | Практическая работа | 2 | Визуальный контроль педагога | |||
| 20.05-25.05 | Итоговое занятие | Беседа | 2 | Выставка |
2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет для занятий декоративно-прикладным творчеством. У каждого ученика предусмотрен стол, на котором размещается машинка. Столы расставлены так, чтобы педагог мог подойти к каждому из учащихся.
В помещении должны быть:
1. Шкаф для хранения методических пособий, рисунков, материалов, недоконченных изделий.
2. Швейные машинки для вышивки.
3. Стенды, обтянутые темной тканью для выставки детских изделий.
4. Стенды с выполненными образцами вышивок.
5. Стенд с правилами по технике безопасности при работе на швейной машине, при работе с иголками, ножницами, булавками.
Материалы и инструменты (что нужно иметь 1 ребенку на весь период обучения):
1. Машинные иглы (№70, 80, 90, 100) набор.
2. Нитки хлопчатобумажные
№80, 60 – по 2 катушки всех цветов, белые – около 10 катушек.
№10, 20, 40 – по 1 катушке всех цветов (для прокладки).
Шелковые №65 – по 2-3 катушки всех цветов.
Мулине в 1 нитку – по 3-4 мотка всех цветов, и каждый цвет должен иметь по 3-4 переходных тона от светлого к темному.
3. Ткани.
4. Пяльцы.
5. Калька для перевода рисунка на ткань.
6. Пендель (деревянная палочка) – для прокола дырочек.
7. Ножницы - маникюрные с острыми загнутыми концами для вырезания ткани в ришелье и с прямыми концами.
8. Фломастеры, карандаши ТМ, линейка.
9. Булавки «английские» (для закрепления рисунка при переводе его на ткань).
10. Тетрадь, альбомы для образцов.
Информационно-методическое обеспечение
Образцы, наглядные пособия, технологические карты, альбомы рисунков для вышивки.
Кадровое обеспечение
ФИО педагога реализующего программу | Должность, место работы | Образование |
Шихматова Елена Борисовна | Учитель МБОУ «СОШ №3 города Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова» | Высшее педагогическое |
Формы, порядок текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации
Отслеживание результатов обучения ребенка
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности Оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
I. Теоретическая подготовка ребенка: 1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; | Низкий уровень практически не усвоил теоретическое содержание программы; Уровень ниже среднего овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; Средний уровень объем усвоенных знаний составляет ½; Уровень выше среднего объем усвоенных знаний составляет более ½; Высокий уровень освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период. | 1 2 3 4 5 | Опрос |
2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Низкий уровень не употребляет специальные термины; Уровень ниже среднего знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; Средний уровень сочетает специальную терминологию с бытовой; Уровень выше среднего употребляет специальные термины при помощи педагога; Высокий уровень специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; | 1 2 3 4 5 | Наблюдение, опрос |
II. Практическая подготовка ребенка: 1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям (владение техническими приемами вышивки и аппликации) | Низкий уровень не умеет вышивать; Уровень ниже среднего испытывает серьезные затруднения в вышивке; Средний уровень умеет вышивать а технике "ришелье"; Уровень выше среднего умеет вышивать в технике «ришелье», «белая гладь», «полугладь»; Высокий уровень умения уровня «выше среднего» и умение выполнять аппликацию. | 1 2 3 4 5 | Наблюдение |
2.Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Низкий уровень начальный (элементарный) уровень развития креативности - ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; Уровень ниже среднего репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; Средний уровень творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; Уровень выше среднего творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога, начинает проявлять самостоятельность; •Высокий уровень творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. | 1 2 3 4 5 | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, тестирование |
III. Общеучебные умения и навыки ребенка: Учебно-интеллектуальные умения: 1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Низкий уровень учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; Уровень ниже среднего испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; Средний уровень работает с литературой с помощью педагога или родителей; Уровень выше среднего работает с литературой с помощью педагога или родителей, начинает работать самостоятельно; Высокий уровень работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 1 2 3 4 5 | Наблюдение |
Учебно-коммуникативные умения: 2.1.Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Низкий уровень объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; Уровень ниже среднего испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию; Средний уровень слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других; Уровень выше среднего внимателен, слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при контроле, начинает принимать во внимание мнение других; Высокий уровень сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. | 1 2 3 4 5 | Наблюдение |
Учебно- организационные умения и навыки: 3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | Низкий уровень рабочее место организовывать не умеет; Уровень ниже среднего испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога Средний уровень организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога; Уровень выше среднего организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога, начинает проявлять самостоятельность; Высокий уровень самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой. | 1 2 3 4 5 | Наблюдение |
3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | Низкий уровень правила ТБ не запоминает и не выполняет; Уровень ниже среднего овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой; Средний уровень объем усвоенных навыков составляет ½; Уровень выше среднего объем усвоенных навыков составляет более ½; Высокий уровень освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период, и всегда соблюдает их в процессе работы. | 1 2 3 4 5 | Наблюдение, собеседование |
Отслеживание личностного развития ребенка в процессе освоения им программы
Показатель (оцениваемые результаты) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
1. Организационно-волевые качества 1.1. Терпение (Усидчивость)
| Способность переносить (выдержать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности. | Низкий уровень. Усидчивости хватает только на начало занятия. Уровень ниже среднего. Усидчивость есть, но очень часто отвлекается. Средний уровень. Усидчивости хватает на большую часть занятия. Уровень выше среднего. Усидчивость есть, но иногда отвлекается. Высокий уровень. Усидчивости хватает на все занятие. | 1 2 3 4 5 | Наблюдение |
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | Низкий уровень. Волевые усилия ребенка постоянно побуждаются из вне. Уровень ниже среднего. Волевые усилия ребенка чаще побуждаются из вне. Средний уровень. Иногда сам побуждает себя к действиям. Уровень выше среднего. Чаще сам активно побуждает себя к действиям. Высокий уровень. Сам активно побуждает себя к действиям. | 1 2 3 4 5 | Наблюдение |
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) | Низкий уровень. Находится под воздействием контроля из вне. Уровень ниже среднего. Редко контролирует себя сам. Средний уровень. Периодически контролирует себя сам. Уровень выше среднего. Чаще контролирует себя сам. Высокий уровень. Постоянно контролирует себя сам. | 1 2 3 4 5 | Наблюдение |
2. Ориентационные качества 2.1. Интерес к занятиям в объединении | Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы. | Низкий уровень. Ребенку не интересно. Уровень ниже среднего. Интерес продиктован извне. Средний уровень. Интерес периодически поддерживается самим ребенком. Уровень выше среднего. Интерес чаще поддерживается самим ребенком. Высокий уровень. Интерес поддерживается ребенком самостоятельно. | 1 2 3 4 5 | Наблюдение |
3. Поведенческие качества 3.1. Конфликтность | Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации. | Низкий уровень. Постоянно провоцирует конфликты. Уровень ниже среднего. Периодически провоцирует конфликты. Средний уровень. Не участвует в конфликтах, старается их избежать. Уровень выше среднего. Пытается уладить конфликт с помощью взрослого. Высокий уровень. Пытается самостоятельно уладить возникающий конфликт. | 1 2 3 4 5 | Наблюдение |
3.2. Тип сотрудничества | Умение воспринимать общие дела, как свои собственные. | Низкий уровень. Избегает участия в общих делах. Уровень ниже среднего. Иногда участвует при побуждении из вне. Средний уровень. Участвует при побуждении из вне. Уровень выше среднего. Изредка инициативен в общих делах. Высокий уровень. Инициативен в общих делах. | 1 2 3 4 5 | Наблюдение |
Формы итоговой аттестации
Итоговая аттестация по данной программе не предусмотрена.
Оценочные материалы
Основные методы контроля: наблюдение, опрос. Для отслеживания творческих способностей применяется тест Торранса «Закончи рисунок».
Тест креативности ТорренсаСокращенный вариант теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок».
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5 – 6 лет и до выпускных классов школы (17 – 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.
Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, поощрения воображения. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.
Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.
Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы – это 15 - 35 человек, т. е. не более одного класса.
Время выполнения теста – 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т.д. для тестирования необходимо отвести 15 – 20 минут.
Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе.
После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:
Инструкция: «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка. Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча, поднимите руку – и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».
Задание теста формулируется следующим образом:
«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры (Рисунок Б.1). Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой». Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста.
Если учащиеся не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с учащимися.
Фигуры, участвующие в тесте Э. П. Торренса
Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые учащиеся упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому следует специально напомнить учащимся о второй странице с заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя секундомер.
По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются. Если учащиеся не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить. Для этого удобно иметь несколько ассистентов.
Измерения и обработка результатов. Важным условием высокой надежности теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.
Процедуры измеренияПрочитать руководство. Вы должны четко осознавать концепцию творческого мышления Э. П. Торренса: содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристик этого процесса.
Сначала следует определить, стоит ли ответ засчитывать, т. е. релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания – использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершенными фигурами.
Обработка ответов. Каждую релевантную идею (т. е. рисунок, включающий в себя исходный элемент) следует отнести к одной из 83 категорий ответов. Используя эти списки, определите номера категорий ответов и баллы за их оригинальность. Запишите их в соответствующих графах.
Если оригинальность ответов оценивается 0 или 1 баллом, категория ответов может быть определена по списку 1. В этот список вошли наименее оригинальные ответы для каждой из фигур теста. Для более оригинальных ответов (с оригинальностью 2 балла) составлен список № 2. В этом списке собраны категории, общие для всех фигур теста.
Затем определяются баллы за разработанность каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записываются на бланке, в строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записываются пропуски (отсутствие) ответов.
Показатель беглости для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель гибкости, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный балл за оригинальность определяется сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель разработанности ответов.
Проверка надежности измерений. Время от времени рекомендуется сопоставлять данные собственной обработки тестов с данными обработки тех же тестов более опытным экспериментатором. Все несоответствия должны быть выявлены и обсуждены. Рекомендуется рассчитать коэффициенты корреляции между показателями, полученными двумя исследователями при обработке 20 – 40 протоколов. Другим способом проверки надежности может служить повторная обработка экспериментальных материалов одним и тем же исследователем через одну или несколько недель. При использовании бланков для обработки эти виды контроля займут немного времени.
Указатель оценки тестаБеглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Далее приведен список № 2, включающий 99% ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «XI», «Х2» и т.д. Однако это требуется очень редко.
Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.
Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная – 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2–4,9% случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.
Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность при объединении в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков – 2 балла; объединение 3–5 рисунков – 5 баллов; объединение 6–10 рисунков – 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.
Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.
Один балл дается за:
каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;
цвет, если он дополняет основную идею ответа; специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею); тени, объем, цвет;
украшение, если оно имеет смысл само по себе; каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства; поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей ча¬сти рисунка;
каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет – шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.
Ответы на задание с указанием номеров категории и оценок по оригинальности
Фигура 1
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (37) Лицо, голова человека. (1) Очки. (38) Птица (летящая), чайка.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(10) Брови, глаза человека. (33) Волна, море. (4) Животное (морда). (4) Кот, кошка. (21) Облако, туча; (58) Сверхъестественные существа. (10) Сердце («любовь»). (4) Собака. (8) Сова. (28) Цветок. (37) Человек, мужчина. (31) Яблоко.
Фигура 2
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (64) Дерево и его детали. (67) Рогатка. (28) Цветок.
1 балл (от 2% до 4,99%)
(41) Буква: Ж, У и др. (13) Дом, строение. (42) Знак, символ, указатель. (8) Птица, следы, ноги. (45) Цифра. (37) Человек.
Фигура 3
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (53) Звуковые и радиоволны. (37) Лицо человека. (9) Парусный корабль, лодка. (31) Фрукты, ягоды.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(21) Ветер, облака, дождь. (7) Воздушные шарики. (64) Дерево и его детали. (49) Дорога, мост. (4) Животное или его морда. (48) Карусели, качели. (68) Колеса. (67) Лук и стрелы. (35) Луна. (27) Рыба, рыбы. (48) Санки. (28) Цветы.
Фигура 4
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (33) Волна, море. (41) Вопросительный знак. (4) Змея. (37) Лицо человека. (4) Хвост животного, хобот слона.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(4) Кот, кошка. (32) Кресло, стул. (36) Ложка, половник. (4) Мышь. (38) Насекомое, гусеница, червь. (1) Очки. (8) Птица: гусь, лебедь. (27) Ракушка. (58) Сверхъественные существа. (1) Трубка для курения. (28) Цветок.
Фигура 5
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (36) Блюдо, ваза, чаша. (9) Корабль, лодка. (37) Лицо человека. (65) Зонт.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(33) Водоем, озеро. (47) Гриб; (10) Губы, подбородок. (22) Корзина, таз. (31) Лимон, яблоко. (67) Лук (и стрелы). (33) Овраг, яма. (27) Рыба. (25) Яйцо.
Фигура 6
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (15) Лестница, ступени. (37) Лицо человека.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(33) Гора, скала. (36) Ваза. (64) Дерево, ель. (19) Кофта, пиджак, платье. (66) Молния, гроза. (37) Человек: мужчина, женщина. (28) Цветок.
Фигура 7
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (18) Автомашина. (36) Ключ; (62) Серп.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(47) Гриб. (36) Ковш, черпак. (43) Линза, лупа. (37) Лицо человека. (36) Ложка, половник. (62) Молоток. (1) Очки. (18) Самокат. (60) Символ: серп и молот. (48) Теннисная ракетка.
Фигура 8
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (37) Девочка, женщина. (37) Человек: голова или тело.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(41) Буква: У и др. (36) Ваза. (64) Дерево. (11) Книга. (19) Майка, платье. (2) Ракета. (58) Сверхъестественные существа. (28) Цветок. (67) Щит.
Фигура 9
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (33) Горы, холмы. (4) Животное, его уши. (41) Буква М.
1 балл (от 2 до 4,99%)
(4) Верблюд. (4) Волк. (4) Кот, кошка. (37) Лицо человека. (4) Собака. (10) Человек: фигура.
Фигура 10
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор. (8) Гусь, утка. (64) Дерево, ель, сучья. (37) Лицо человека. (4) Лиса.
1 балл (от 2% до 4,99%)
(63) Буратино. (37) Девочка. (8) Птица. (58) Сверхъестественные существа. (45) Цифры. (37) Человек, фигура.
Список № 2.Категории ответов, оригинальность которых оценивается 2 баллами с указаниями категории.
(18) Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор. (3) Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья. (1) Аксессуары: браслет, корона, кошелек, монокль, ожерелье, очки, шляпа. (20) Бельевая веревка, шнур. (41) Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания. (7) Воздушные шары: одиночные или в гирлянде (39) Воздушный змей. (33) Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утес. (34) Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник. (24) Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры. (64) Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма. (49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекресток, эстакада. (4) Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака. (5) Животное: следы. (53) Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприемник, рация, камертон, телевизор. (65) Зонтик; (63) Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка. (62) Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор. (46) Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь. (11) Книга: одна или стопка, газета, журнал. (68) Колеса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал. (50) Комната или части комнаты: пол, стена, угол. (22) Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик. (9) Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник. (12) Коробка: коробок, пакет, подарок, сверток. (54) Космос: космонавт. (16) Костер, огонь. (23) Крест: Красный крест, христианский крест, могила. (40) Лестница: приставная, стремянка, трап. (2) Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолет, спутник. (32) Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта. (43) Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот. (44) Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы. (6) Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки. (59) Наземный транспорт – см. «Автомобиль», не вводить новую категорию. (38) Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк. (35) Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение Луны, звезда, Луна, метеорит, комета, Солнце. (21) Облако, туча: разные виды и формы. (30) Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли. (19) Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка. (67) Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемет, пушка, рогатка, щит. (48) Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис. (29) Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб. (66) Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган. (36) Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щетка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щетка. (8) Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыпленок. (26) Развлечения: певец, танцор, циркач. (47) Растения: заросли, кустарник, трава. (27) Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог. (58) Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт. (42) Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа. (60) Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема. (52) Снеговик. (57) Солнце и другие планеты: см. «Небесные тела». (55) Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота. (13) Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскреб, отель, пагода, хижина, храм, церковь. (15) Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба. (14) Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба. (17) Тростник и изделия из него. (51) Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш. (31) Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко. (28) Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан. (45) Цифры: одна или в блоке, математические знаки. (61) Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер. (37) Человек, его голова, лицо или фигура: девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определенная личность, старик. (56) Человек из палочек: см. «Человек». (10) Человек, части его тела: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык. (25) Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.
Интерпретация результатов тестированияБеглость, или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен, прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают, что большинство детей 1—8 классов выполняют от 7 до 10 заданий, а старшеклассники — от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще всего у подростков (5—8 классы).
Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.
Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.
Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие — для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.
2.6. Методические материалы
Программа рассчитана на занятия по группам. Изучение каждой темы начинается с выполнения образцов. Для этого в начале занятия педагог объясняет учащимся, что они должны выполнить, какие стежки отработать, на что обратить внимание. Затем начинается индивидуальное обучение, что позволяет выявить способности каждого из учащихся. Дети же, работая всей группой, общаются между собой, помогают друг другу советом или делом, что позволяет им еще раз проверить себя, усвоение данного материала.
По окончании занятия необходимо выявить способности каждого ученика и дать оценку выполненной работе. Большое внимание уделяется подготовке инструкторов-общественников. Ими могут стать учащиеся, проявившие особые способности и интерес к занятиям, обладающие хорошими навыками в вышивке и активно участвующие в работе объединений.
Свои умения и навыки они могут закрепить при проведении занятий по одной из тем программы, в младшей группе. Эти учащиеся являются активными помощниками педагога.
Подведение итогов годовой работы учащихся проводится на отчётной выставке, куда представляются лучшие работы. При отборе работ учитывается возраст учащихся.
Педагогические принципы, заложенные в программу
1. От простого к сложному – начиная с простых образцов мы постепенно переходим к изготовлению более сложных образцов и изделий.
2. Принцип индивидуальности – каждое изделие подбирается индивидуально, учитывая возможности и особенности каждого ребенка.
3. Принцип осмысленного подхода к программе – в работе по программе учитывается желание детей, поэтому она часто корректируется по инициативе девочек. Проходя все этапы обучения они движутся к конечной цели.
4. Принцип от мастерства к творчеству – применяя полученные знания, умения и навыки при изготовлении изделий, учащиеся начинают творить самостоятельно.
5. Принцип наглядности – для работы необходимы образцы вышивки, готовые вышитые изделия, альбомы и журналы с цветными иллюстрациями вышивки.
6. Принцип поощрения – обязательно нужно хвалить ребенка, даже за самое малое достижение.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий:
беседы, из которых дети узнают много новой информации;
практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления своих собственных открытий;
выставки.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Педагогические технологии:
технология личностно-ориентированного обучения;
технология дифференцированного обучения;
технология группового обучения;
2.7. Список литературы
Нормативные документы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. №678-р);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 06 июля 2021 г. №656 «Об утверждении требований к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для прохождения независимой оценки качества (общественной экспертизы) в рамках включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Марий Эл».
Литература для педагога
Беркасова Н.П. Машинная ажурная вышивка / Н.П. Беркасова. -Уфа.: Китап, 1993. – 132с.
Вышивальщица: Ручная и машин. вышивка: Учеб. пособие для учащихся проф. лицеев, училищ и курсовых комбинатов / Авт.-сост. Гусева Е.Н. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 441с.
Осипова Г.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Машинная вышивка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zentrvr.minobr63.ru/wp-content/uploads/2015/11/2015..2%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD.pdf
Литература для обучающихся
Фурлетова О.И. Энциклопедия. Машинная вышивка / О.И. Фурлетова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. -190с.
Новая энциклопедия вышивки. – М.: Астрель. АСТ, 2011. – 239с.
14