М
униципальное автономное учреждение дополнительного образования
«РЯЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Методическая разработка
творческого занятия в объединении
«Начальное техническое моделирование»
на тему
«Конструктор «Lego WeDo».
Устойчивые конструкции»
Автор:
Горшкова Галина Михайловна,
педагог дополнительного образования
Рязань, 2021
Методическая разработка творческого занятия в объединении «Начальное техническое моделирование» на тему «Конструктор «Lego WeDo». Устойчивые конструкции» / авт.-сост. Горшкова Г.М., педагог дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Рязанский городской Дворец детского творчества» – Рязань, 2021 г.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, учителей технологии и может быть использована для проведения творческих занятий по обозначенной теме.
| Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Рязанский городской Дворец детского творчества» |
Пояснительная записка
Одним из популярных образовательных конструкторов является набор «LEGO Education WeDo 2.0». Важно заметить, что это не только набор деталей для создания роботов и среда для их программирования, это, скорее, уникальная платформа, позволяющая изучить основы робототехники с интересом и удовольствием.
При работе с «Lego WeDo 2.0» на первый план выступает деятельностно-ориентированное обучение, которое подразумевает развитие способности учащегося самостоятельно ставить цели, находить варианты их достижения, контролировать и оценивать этот процесс. Задачи, которые предлагаются учащимся, взяты из обычной жизни, что позволяет заинтересовать учащихся в решении данных задач.
С помощью конструктора «Lego WeDo 2.0» можно погрузить учащихся в исследовательскую деятельность, ведь при решении предлагаемых задач, ребята могут самостоятельно изучить обозначенный вопрос, основываясь на собственном жизненном опыте, знаниях, находить недостающую для решения задачи информацию, проводить опыты и эксперименты, на их основе делать выводы. Ведь знания, которые дети получают самостоятельно, усваиваются ими гораздо лучше.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования технической направленности, педагогов-организаторов, классных руководителей, учителей технологии и начальных классов, которые используют в своей работе образовательный набор «Lego WeDo 2.0». Разработка может быть использована для проведения творческих занятий по обозначенной теме, а также служит основой для создания собственных творческих занятий.
Цель методической разработки: продемонстрировать педагогам технической направленности способ организации творческого занятия с элементами исследовательской деятельности для учащихся 8-10 лет.
Данное творческое занятие было разработано для учащихся объединения «Начальное техническое моделирование» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Рязанский городской Дворец детского творчества» в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Начальное техническое моделирование», модуль «Техническое моделирование и робототехника» (возраст учащихся 8-10 лет).
Необходимость разработки описываемого творческого занятия была связана с потребностью включения учащихся в исследовательскую деятельность.
Выбранная тема занятия «Конструктор «Lego WeDo». Устойчивые конструкции» является актуальной для учащихся, так как им важно понимать от чего зависит устойчивость моделей из конструктора и использовать эти знания в дальнейшей своей работе.
Для большей заинтересованности учащихся, а также для настроя и погружения в предлагаемую ситуацию, снятия напряжения и введения в роль спасателей, в самом начале занятия учащимся предлагалась игра «Полет на планету LEGO».
В практической части занятия используются уже готовые симуляторы землетрясений, собранные из конструктора «Lego WeDo 2.0».
Разработанная для данного занятия мультимедиа презентация позволяет погрузиться учащимся в предлагаемые игровые условия, проиллюстрировать сложные для восприятия на слух термины и другую информацию, продемонстрировать и пояснить предлагаемые задания.
В заключительной части занятия учащиеся получили «бонус» за выполненное задание. Они стимулируют учащихся к более быстрому, качественному, успешному выполнению заданий.
Ниже представлен конспект творческого занятия на тему «Конструктор «Lego WeDo». Устойчивые конструкции».
КОНСПЕКТ
творческого занятия в объединении «Начальное техническое моделирование»
на тему «Конструктор «Lego WeDo». Устойчивые конструкции»
Образовательное учреждение: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Рязанский городской Дворец детского творчества».
Педагог: Горшкова Галина Михайловна
Программа: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование», модуль «Техническое моделирование и робототехника» (возраст учащихся 8-10 лет)
Тема занятия: «Конструктор «Lego WeDo». Устойчивые конструкции».
Вид учебного занятия: обучающее.
Тип занятия:
по содержанию:
изучение и первичное закрепление новых знаний.
по форме:
игровое, с элементами исследовательской деятельности
Цель: изучение характеристик, влияющих на устойчивость конструкций, на основе эксперимента.
Задачи:
Опытным путем выяснить, что влияет на устойчивость моделей из конструктора «Lego WeDo».
Познакомить учащихся с понятием «Землетрясение» и «Интенсивность землетрясения».
Содействовать развитию познавательного интереса и технического мышления у учащихся.
Воспитывать организованность, аккуратность, умение работать в команде.
Техническое обеспечение занятия: компьютеры, экран, проектор, мультимедиа-презентация (подготовлена педагогом), раздаточный материал, конструкторы «Lego WeDo».
Время занятия: 20 минут.
Планируемые результаты:
Дети должны знать:
характеристики, влияющие на устойчивость конструкций.
Дети должны уметь:
описывать факторы, которые могут повлиять на устойчивость конструкций при землетрясении,
создавать устойчивые модели из конструктора, используя знания, полученные в результате проведения эксперимента,
работать в команде.
Формы работы на занятии: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый.
Средства обучения:
речевая коммуникация (правильная, понятная, выразительная речь, темп интонация, паузы, стиль речи),
неречевая коммуникация (мимика, взгляд, жесты, внешний вид),
визуальные и технические средства (презентация, модели и симуляторы землетрясения из конструктора).
Ход учебного занятия:
Время | Деятельность |
Педагога | Учащихся |
1. Организационный этап. |
2 мин. | Приветствие учащихся, погружение в ситуацию. Педагог: Здравствуйте, дорогие мои друзья! Педагог: Занимайте свободные места. Спешу сообщить вам новость. Дело в том, что на планете Lego случилось происшествие, и Lego-человечки отправили сигнал «SOS»! Они очень рассчитывают на нашу помощь! Ребята, вы ведь – настоящие юные техники, добрые помощники и сможете спасти Lego-мир? Педагог: Чтобы туда добраться, придётся как следует постараться! Нам необходимо полететь на космолёте. Для этого прошу вас повторять за мной все движения. Готовы? Педагог: Тогда отправляемся! Педагог проводит игру «Космолёт» (Приложение 1). | Приветствуют педагога. Предполагаемый ответ: Здравствуйте! Слушают педагога. Предполагаемый ответ: Да, поможем! Слушают педагога. Предполагаемый ответ: Готовы! Повторяют за педагогом движения, в финале игры – занимают места за столом |
2. Изучение нового материала |
10 мин. | Исследование ситуации Педагог: Ура! Прибыли! Ой, ребята, посмотрите, что же здесь произошло? Обсуждает с учащимися возможные варианты произошедшего. Педагог: Беда на планете – случилось Legoтрясение! Все Lego-домики, маленькие и уютные, не выдерживают такой напасти и рушатся! Друзья, чтобы помочь жителям планеты Lego, нам нужно хорошенько разобраться в произошедшей проблеме. Все вы знаете, что и на нашей планете бывают различные природные катаклизмы. И, в том числе землетрясение. Давайте заглянем в виртуальный справочник и узнаем, что же такое землетрясение. Читает определение понятия «Землетрясение». Педагог: Итак, землетрясение – это природное явление, которое может быть сильным и очень разрушительным, а может быть и практически незаметным. Поэтому учёные ввели такую характеристику, как интенсивность землетрясения. Предлагаю снова обратиться к нашему виртуальному справочнику. Читает определение понятия «Интенсивность землетрясения». Педагог: Получается, чем выше интенсивность землетрясения, тем большее количество баллов присваивается данному бедствию, тем большие разрушения способно причинить это землетрясение. Как вы думаете, ведь должно быть что-то, что поможет избежать последствий, или, хотя бы, уменьшить их? Обсуждает с учащимися возможные варианты. Педагог: Всё перечисленное – хорошие предположения, многие из них являются верными. Но есть то, что поможет нам избежать опасных последствий практически наверняка. Именно это словосочетание зашифровано здесь. Предлагает учащимся выбрать по одному листу с изображением кубика Lego, букв и цифр (Приложение 2). Педагог: У каждого из вас в руках оказался кубик Lego, он определенного цвета, на нём – буквы и цифры. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на ваш кубик и запомните его цвет и ту цифру, которая написана в самом уголочке. Педагог: Теперь нам нужно собрать из этих кубиков словосочетание! Подсказка: начинается слово с малинового цвета, цвета не перемешиваются между собой! Помогает собрать словосочетание при необходимости. Что же получилось у нас за словосочетание? Педагог: Правильно, устойчивые конструкции! Сегодня именно над созданием устойчивых конструкций мы и будем работать, благодаря чему, думаю, жителиLego-планеты перестанут страдать от Lego-трясения. Педагог: Действительно, силами природы управлять практически невозможно. Однако, можно попробовать избежать последствий, создавая города из прочных конструкций! Давайте вместе подумаем, что же влияет на устойчивость зданий? Обсуждает с учащимися возможные варианты. Педагог: Ребята, как вы думаете, какое из зданий будет более устойчивым? Почему? Демонстрирует на экране два разных здания – низкое и высокое. Демонстрирует на экране два разных здания – с широким и узким основанием. Педагог: Мы убедились, что устойчивость зданий зависит от их внешнего вида, и сделали некоторые предположения. Теперь следует убедиться, что наши предположения верны. | Смотрят видеоролик на экране. Обсуждают с педагогом возможные варианты произошедшего Слушают педагога. Смотрят на экран, читают вместе с педагогом. Слушают педагога. Смотрят на экран, читают вместе с педагогом. Слушают педагога. Обсуждают с педагогом возможные варианты. Слушают педагога. Выбирают один лист из предложенных. Рассматривают кубик, запоминают цвет и цифру. Слушают педагога. Собирают словосочетание из кубиков. Предполагаемый ответ: Устойчивые конструкции. Слушают педагога. Обсуждают с педагогом возможные варианты. Смотрят на экран, делают предположения. Смотрят на экран, делают предположения. Слушают педагога. |
3.Практическая работа |
6 мин. | Эксперимент «Устойчивые конструкции» Педагог: Нам предстоит выполнить эксперимент, в ходе которого мы узнаем, какие из зданий окажутся наиболее устойчивыми. Будем использовать три вида зданий: низкое, высокое и высокое с широким основанием. Демонстрирует на экране три вида зданий для эксперимента. Педагог: Для эксперимента нам понадобится симулятор Legoтрясения. Теперь посмотрите на экран, давайте разберемся, как будет работать данная установка. Обсуждает с учащимися программу для симулятора. Педагог: Результаты эксперимента нужно отметить в таблице, если здание выдержит Legoтрясение с используемой интенсивностью, то в соответствующей графе нужно поставить знак «плюс», если не выдержит – знак «минус». Педагог: Теперь я прошу вас вспомнить, какого цвета кубик каждый из вас выбрал? Те, кому достался красный кубик, проходите за первый ПК, кто выбрал зеленый кубик – за второй ПК, желтый – за третий ПК, малиновый – за четвертый ПК. Помогает занять нужные места. Педагог: Друзья, вспомните, у кого на кубике была единичка. Ваша задача – изменять программу и запускать её. У кого была цифра два? Вам нужно записывать в таблицу те значения интенсивности, которые смогло выдержать ваше здание. Третий участник команды, ваша задача – устанавливать нужные здания на соответствующие места (Приложение 3). Помогает распределить роли в группах. Педагог: Приступаем к эксперименту! Помогает учащимся провести эксперимент. После проведения эксперимента просит учащихся занять места за столом. Педагог: Давайте выясним, какие здания вы тестировали и какое из них оказалось более устойчивым. Опрашивает каждую группу. Педагог: Итак, мы нашли самое устойчивое здание, мы обязательно передадим эти знания жителям планетыLego. Теперь нам с вами пора возвращаться домой! | Слушают педагога. Смотрят на экран, запоминают виды зданий. Слушают педагога. Обсуждают с педагогом программу для симулятора. Слушают педагога. Распределяются по группам за соответствующие компьютеры. Распределяют роли в группе, вооружаются необходимым инструментарием. Проводят эксперимент, после этого занимают места за столом. Оглашают результаты эксперимента по группам, делают выводы. Слушают педагога. |
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия |
2 мин. | Возвращение на Землю, подведение итогов. Педагог: Друзья, мы хорошенько потрудились! И теперь я прошу вас встать около своих мест и повторить за мной несколько простых движений, чтобы телепортироваться на Землю! Показывает движения. Педагог: Ура! Мы снова на Земле! Сегодня вы узнали много нового! Какая, например, есть характеристика у землетрясений? А еще успели выяснить, какое здание более устойчиво. Низкое или высокое? С широким основанием или с узким? И даже провели эксперимент, в ходе которого доказали все наши гипотезы! Потрудились мы на славу, поэтому каждый из вас заработал специальный бонус за спасение планеты Lego! Вручает бонусы учащимся. Педагог: Спасибо за помощь! До свидания! Провожает учащихся из кабинета. | Слушают педагога. Повторяют движения за педагогом. Отвечают на вопросы педагога. Получают бонусы. Прощаются с педагогом. Предполагаемый ответ: До свидания! |
Предложенное занятие рассчитано на 20-30 минут. Однако его можно модифицировать несколькими способами:
- предложить учащимся самостоятельно собрать экспериментальную установку;
- расширить эксперимент, предложив учащимся собрать собственные модели зданий, которые будут тестироваться на экспериментальной установке;
- предложить учащимся самостоятельно запрограммировать экспериментальную установку или изменить предлагаемую программу;
- после получения результатов эксперимента предложить учащимся сконструировать такой наиболее устойчивую модель здания.
Список электронных ресурсов:
Официальный сайт Lego Education. Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru/
Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
4