СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка творческого занятия в объединении «Начальное техническое моделирование» на тему «Конструктор «Lego WeDo». Устойчивые конструкции»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, учителей технологии и может быть использована для проведения творческих занятий по обозначенной теме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка творческого занятия в объединении «Начальное техническое моделирование» на тему «Конструктор «Lego WeDo». Устойчивые конструкции»»

М униципальное автономное учреждение дополнительного образования


«РЯЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»









Методическая разработка

творческого занятия в объединении

«Начальное техническое моделирование»

на тему

«Конструктор «Lego WeDo».

Устойчивые конструкции»







Автор:

Горшкова Галина Михайловна,

педагог дополнительного образования










Рязань, 2021








Методическая разработка творческого занятия в объединении «Начальное техническое моделирование» на тему «Конструктор «Lego WeDo». Устойчивые конструкции» / авт.-сост. Горшкова Г.М., педагог дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Рязанский городской Дворец детского творчества» – Рязань, 2021 г.


Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, учителей технологии и может быть использована для проведения творческих занятий по обозначенной теме.




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Рязанский городской Дворец детского творчества»


Пояснительная записка


Одним из популярных образовательных конструкторов является набор «LEGO Education WeDo 2.0». Важно заметить, что это не только набор деталей для создания роботов и среда для их программирования, это, скорее, уникальная платформа, позволяющая изучить основы робототехники с интересом и удовольствием. 

При работе с «Lego WeDo 2.0» на первый план выступает деятельностно-ориентированное обучение, которое подразумевает развитие способности учащегося самостоятельно ставить цели, находить варианты их достижения, контролировать и оценивать этот процесс. Задачи, которые предлагаются учащимся, взяты из обычной жизни, что позволяет заинтересовать учащихся в решении данных задач.

С помощью конструктора «Lego WeDo 2.0» можно погрузить учащихся в исследовательскую деятельность, ведь при решении предлагаемых задач, ребята могут самостоятельно изучить обозначенный вопрос, основываясь на собственном жизненном опыте, знаниях, находить недостающую для решения задачи информацию, проводить опыты и эксперименты, на их основе делать выводы. Ведь знания, которые дети получают самостоятельно, усваиваются ими гораздо лучше.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования технической направленности, педагогов-организаторов, классных руководителей, учителей технологии и начальных классов, которые используют в своей работе образовательный набор «Lego WeDo 2.0». Разработка может быть использована для проведения творческих занятий по обозначенной теме, а также служит основой для создания собственных творческих занятий.

Цель методической разработки: продемонстрировать педагогам технической направленности способ организации творческого занятия с элементами исследовательской деятельности для учащихся 8-10 лет.

Данное творческое занятие было разработано для учащихся объединения «Начальное техническое моделирование» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Рязанский городской Дворец детского творчества» в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Начальное техническое моделирование», модуль «Техническое моделирование и робототехника» (возраст учащихся 8-10 лет).

Необходимость разработки описываемого творческого занятия была связана с потребностью включения учащихся в исследовательскую деятельность.

Выбранная тема занятия «Конструктор «Lego WeDo». Устойчивые конструкции» является актуальной для учащихся, так как им важно понимать от чего зависит устойчивость моделей из конструктора и использовать эти знания в дальнейшей своей работе.

Для большей заинтересованности учащихся, а также для настроя и погружения в предлагаемую ситуацию, снятия напряжения и введения в роль спасателей, в самом начале занятия учащимся предлагалась игра «Полет на планету LEGO».

В практической части занятия используются уже готовые симуляторы землетрясений, собранные из конструктора «Lego WeDo 2.0».

Разработанная для данного занятия мультимедиа презентация позволяет погрузиться учащимся в предлагаемые игровые условия, проиллюстрировать сложные для восприятия на слух термины и другую информацию, продемонстрировать и пояснить предлагаемые задания.

В заключительной части занятия учащиеся получили «бонус» за выполненное задание. Они стимулируют учащихся к более быстрому, качественному, успешному выполнению заданий.

Ниже представлен конспект творческого занятия на тему «Конструктор «Lego WeDo». Устойчивые конструкции».






КОНСПЕКТ

творческого занятия в объединении «Начальное техническое моделирование»

на тему «Конструктор «Lego WeDo». Устойчивые конструкции»


Образовательное учреждение: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Рязанский городской Дворец детского творчества».


Педагог: Горшкова Галина Михайловна


Программа: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование», модуль «Техническое моделирование и робототехника» (возраст учащихся 8-10 лет)


Тема занятия: «Конструктор «Lego WeDo». Устойчивые конструкции».


Вид учебного занятия: обучающее.


Тип занятия:

по содержанию:

изучение и первичное закрепление новых знаний.

по форме:

игровое, с элементами исследовательской деятельности


Цель: изучение характеристик, влияющих на устойчивость конструкций, на основе эксперимента.


Задачи:

  1. Опытным путем выяснить, что влияет на устойчивость моделей из конструктора «Lego WeDo».

  2. Познакомить учащихся с понятием «Землетрясение» и «Интенсивность землетрясения».

  3. Содействовать развитию познавательного интереса и технического мышления у учащихся.

  4. Воспитывать организованность, аккуратность, умение работать в команде.


Техническое обеспечение занятия: компьютеры, экран, проектор, мультимедиа-презентация (подготовлена педагогом), раздаточный материал, конструкторы «Lego WeDo».

Время занятия: 20 минут.


Планируемые результаты:

Дети должны знать:

  • характеристики, влияющие на устойчивость конструкций.

Дети должны уметь:

  • описывать факторы, которые могут повлиять на устойчивость конструкций при землетрясении,

  • создавать устойчивые модели из конструктора, используя знания, полученные в результате проведения эксперимента,

  • работать в команде.


Формы работы на занятии: фронтальные, групповые, индивидуальные.


Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый.


Средства обучения:

  • речевая коммуникация (правильная, понятная, выразительная речь, темп интонация, паузы, стиль речи),

  • неречевая коммуникация (мимика, взгляд, жесты, внешний вид),

  • визуальные и технические средства (презентация, модели и симуляторы землетрясения из конструктора).








Ход учебного занятия:

Время

Деятельность

Педагога

Учащихся

1. Организационный этап.

2 мин.

Приветствие учащихся, погружение в ситуацию.

Педагог: Здравствуйте, дорогие мои друзья!



Педагог: Занимайте свободные места. Спешу сообщить вам новость. Дело в том, что на планете Lego случилось происшествие, и Lego-человечки отправили сигнал «SOS»! Они очень рассчитывают на нашу помощь! Ребята, вы ведь – настоящие юные техники, добрые помощники и сможете спасти Lego-мир?


Педагог: Чтобы туда добраться, придётся как следует постараться!

Нам необходимо полететь на космолёте. Для этого прошу вас повторять за мной все движения. Готовы?


Педагог: Тогда отправляемся!

Педагог проводит игру «Космолёт» (Приложение 1).

Приветствуют педагога.

Предполагаемый ответ:

Здравствуйте!





Слушают педагога.

Предполагаемый ответ:

Да, поможем!


Слушают педагога.

Предполагаемый ответ:

Готовы!



Повторяют за педагогом движения, в финале игры – занимают места за столом

2. Изучение нового материала

10 мин.

Исследование ситуации

Педагог: Ура! Прибыли!

Ой, ребята, посмотрите, что же здесь произошло?


Обсуждает с учащимися возможные варианты произошедшего.

Педагог: Беда на планете – случилось Legoтрясение! Все Lego-домики, маленькие и уютные, не выдерживают такой напасти и рушатся!

Друзья, чтобы помочь жителям планеты Lego, нам нужно хорошенько разобраться в произошедшей проблеме. Все вы знаете, что и на нашей планете бывают различные природные катаклизмы. И, в том числе землетрясение.

Давайте заглянем в виртуальный справочник и узнаем, что же такое землетрясение.

Читает определение понятия «Землетрясение».

Педагог: Итак, землетрясение – это природное явление, которое может быть сильным и очень разрушительным, а может быть и практически незаметным. Поэтому учёные ввели такую характеристику, как интенсивность землетрясения.

Предлагаю снова обратиться к нашему виртуальному справочнику.

Читает определение понятия «Интенсивность землетрясения».

Педагог: Получается, чем выше интенсивность землетрясения, тем большее количество баллов присваивается данному бедствию, тем большие разрушения способно причинить это землетрясение.

Как вы думаете, ведь должно быть что-то, что поможет избежать последствий, или, хотя бы, уменьшить их?

Обсуждает с учащимися возможные варианты.

Педагог: Всё перечисленное – хорошие предположения, многие из них являются верными. Но есть то, что поможет нам избежать опасных последствий практически наверняка. Именно это словосочетание зашифровано здесь.

Предлагает учащимся выбрать по одному листу с изображением кубика Lego, букв и цифр (Приложение 2).

Педагог: У каждого из вас в руках оказался кубик Lego, он определенного цвета, на нём – буквы и цифры. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на ваш кубик и запомните его цвет и ту цифру, которая написана в самом уголочке.

Педагог: Теперь нам нужно собрать из этих кубиков словосочетание! Подсказка: начинается слово с малинового цвета, цвета не перемешиваются между собой!

Помогает собрать словосочетание при необходимости.

Что же получилось у нас за словосочетание?

Педагог: Правильно, устойчивые конструкции! Сегодня именно над созданием устойчивых конструкций мы и будем работать, благодаря чему, думаю, жителиLego-планеты перестанут страдать от Lego-трясения.

Педагог: Действительно, силами природы управлять практически невозможно. Однако, можно попробовать избежать последствий, создавая города из прочных конструкций! Давайте вместе подумаем, что же влияет на устойчивость зданий?

Обсуждает с учащимися возможные варианты.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какое из зданий будет более устойчивым? Почему?

Демонстрирует на экране два разных здания – низкое и высокое.

Демонстрирует на экране два разных здания – с широким и узким основанием.

Педагог: Мы убедились, что устойчивость зданий зависит от их внешнего вида, и сделали некоторые предположения. Теперь следует убедиться, что наши предположения верны.



Смотрят видеоролик на экране.


Обсуждают с педагогом возможные варианты произошедшего



Слушают педагога.







Смотрят на экран, читают вместе с педагогом.


Слушают педагога.






Смотрят на экран, читают вместе с педагогом.



Слушают педагога.





Обсуждают с педагогом возможные варианты.




Слушают педагога.


Выбирают один лист из предложенных.



Рассматривают кубик, запоминают цвет и цифру.



Слушают педагога.


Собирают словосочетание из кубиков.

Предполагаемый ответ:

Устойчивые конструкции.


Слушают педагога.







Обсуждают с педагогом возможные варианты.



Смотрят на экран, делают предположения.

Смотрят на экран, делают предположения.



Слушают педагога.

3.Практическая работа

6 мин.

Эксперимент «Устойчивые конструкции»

Педагог: Нам предстоит выполнить эксперимент, в ходе которого мы узнаем, какие из зданий окажутся наиболее устойчивыми.

Будем использовать три вида зданий: низкое, высокое и высокое с широким основанием.

Демонстрирует на экране три вида зданий для эксперимента.

Педагог: Для эксперимента нам понадобится симулятор Legoтрясения. Теперь посмотрите на экран, давайте разберемся, как будет работать данная установка.

Обсуждает с учащимися программу для симулятора.

Педагог: Результаты эксперимента нужно отметить в таблице, если здание выдержит Legoтрясение с используемой интенсивностью, то в соответствующей графе нужно поставить знак «плюс», если не выдержит – знак «минус».

Педагог: Теперь я прошу вас вспомнить, какого цвета кубик каждый из вас выбрал? Те, кому достался красный кубик, проходите за первый ПК, кто выбрал зеленый кубик – за второй ПК, желтый – за третий ПК, малиновый – за четвертый ПК.

Помогает занять нужные места.

Педагог: Друзья, вспомните, у кого на кубике была единичка. Ваша задача – изменять программу и запускать её. У кого была цифра два? Вам нужно записывать в таблицу те значения интенсивности, которые смогло выдержать ваше здание. Третий участник команды, ваша задача – устанавливать нужные здания на соответствующие места (Приложение 3).

Помогает распределить роли в группах.

Педагог: Приступаем к эксперименту!


Помогает учащимся провести эксперимент.

После проведения эксперимента просит учащихся занять места за столом.

Педагог: Давайте выясним, какие здания вы тестировали и какое из них оказалось более устойчивым.

Опрашивает каждую группу.


Педагог: Итак, мы нашли самое устойчивое здание, мы обязательно передадим эти знания жителям планетыLego. Теперь нам с вами пора возвращаться домой!



Слушают педагога.





Смотрят на экран, запоминают виды зданий.


Слушают педагога.



Обсуждают с педагогом программу для симулятора.


Слушают педагога.







Распределяются по группам за соответствующие компьютеры.






Распределяют роли в группе, вооружаются необходимым инструментарием.


Проводят эксперимент, после этого занимают места за столом.



Оглашают результаты эксперимента по группам, делают выводы.

Слушают педагога.


4. Подведение итогов занятия. Рефлексия

2 мин.

Возвращение на Землю, подведение итогов.

Педагог: Друзья, мы хорошенько потрудились! И теперь я прошу вас встать около своих мест и повторить за мной несколько простых движений, чтобы телепортироваться на Землю!

Показывает движения.

Педагог: Ура! Мы снова на Земле! Сегодня вы узнали много нового! Какая, например, есть характеристика у землетрясений? А еще успели выяснить, какое здание более устойчиво. Низкое или высокое? С широким основанием или с узким? И даже провели эксперимент, в ходе которого доказали все наши гипотезы! Потрудились мы на славу, поэтому каждый из вас заработал специальный бонус за спасение планеты Lego!

Вручает бонусы учащимся.

Педагог: Спасибо за помощь! До свидания!

Провожает учащихся из кабинета.


Слушают педагога.




Повторяют движения за педагогом.

Отвечают на вопросы педагога.








Получают бонусы.

Прощаются с педагогом.

Предполагаемый ответ:

До свидания!

Предложенное занятие рассчитано на 20-30 минут. Однако его можно модифицировать несколькими способами:

- предложить учащимся самостоятельно собрать экспериментальную установку;

- расширить эксперимент, предложив учащимся собрать собственные модели зданий, которые будут тестироваться на экспериментальной установке;

- предложить учащимся самостоятельно запрограммировать экспериментальную установку или изменить предлагаемую программу;

- после получения результатов эксперимента предложить учащимся сконструировать такой наиболее устойчивую модель здания.


Список электронных ресурсов:


  1. Официальный сайт Lego Education. Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru/

  2. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/


4