Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Саткинский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия
на тему: «Сестринский уход за умирающим пациентом»
ПМ 04. Оказание медицинской помощи, осуществление
сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и
состояниях
МДК 04.01 Общий уход за пациентом
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Сатка 2024
Содержание
Методическое пояснение……………………………………………………. | 4 |
Цели занятия …………………………………………………………………. | 5 |
В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны знать и уметь……………………... | 6 |
Формируемые компетенции……………………………………….….….… | 7 |
Оснащение (ТСО)…………………………………………………….……..... | 8 |
Методы обучения и методические приемы……………………….….…... | 8 |
Междисциплинарные связи ……….…………… ………………….…….... | 8 |
Хронологическая карта практического занятия………………….……... | 9 |
Этапы планирования занятия…………………………………………........ | 10 |
Список используемых источников...………………………………………. | 12 |
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 Протокол занятия ……………………………….………. | 14 |
Приложение № 2 Вводный контроль………………………………………… | 15 |
Приложение № 3 Эталоны ответов вводного контроля……………….…… | 16 |
Приложение №4 Самостоятельная работа обучающегося ………………… | 17 |
Приложение № 5 Эталоны ответов на карточки…………………....………. | 19 |
Приложение № 6 Ситуационные задачи ……………………………………. | 21 |
Приложение № 7 Эталоны ответов к ситуационным заданиям………….… | 23 |
Приложение № 8 Тестовый контроль………………………………………... | 26 |
Приложение № 9 Эталон ответов на тестовый контроль…………………… | 28 |
Приложение № 10 Общий протокол занятия…………………………..….… | 29 |
Приложение № 11 Критерии оценок по различным видам работ обучающихся…………………………………………………………………... | 30 |
Методическое пояснение
Предмет «ПМ 04. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях» изучается студентами по специальности «Сестринское дело» и является основным профильным предметом и фундаментом для изучения других клинических дисциплин.
Цель предмета – формирование общих и профессиональных компетенций. Изучить теорию и практику сестринского дела, общий уход за пациентом, а также неотложные состояния и доврачебную помощь.
Курс «ПМ 04. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях» предусматривает проведение теоретических и практических занятий, учебной практики, производственной практики на базе лечебного учреждения и заканчивается проведением экзамена.
В данной теме «Сестринский уход за умирающим пациентом» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, контрольно-оценочные средства, список литературы.
Актуальность. В обязанности медицинской сестры входят такие функции, как:
– Подготавливать тело умершего человека;
– Транспортировать тело умершего человека до патологоанатомического отделения.
Эти действия медицинская сестра должна выполнять чётко, грамотно, с соблюдением правил эргономики и инфекционной безопасности.
Цели занятия:
Учебные (дидактические) цели:
углубить, систематизировать и обобщить знания по теме;
закрепление знаний студентов, полученных на лекции;
сформировать и закрепить профессиональные навыки и умения в посмертном уходе;
изучить способы психологической поддержки обреченного пациента.
Развивающие цели:
способствовать развитию логического мышления;
способствовать развитию памяти и речи;
развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать;
развивать умение оперировать знаниями и делать самостоятельные выводы;
развить чувство инфекционной безопасности.
Воспитательные цели:
стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма,
воспитание стремления к получению глубоких знаний,
стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.
В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:
Знать:
– стадии горевания;
– стадии терминального состояния, их клинические проявления;
– основные признаки клинической смерти;
– основные признаки биологической смерти;
– этико-деонтологические особенности общения с обречённым человеком, его семьей и близкими;
– понятие паллиативная помощь;
– принципы работы медицинский сестер с пациентами в усилиях хосписа;
– алгоритм проведения посмертного ухода.
Уметь:
– определять стадии горевания;
– определять стадии терминального состояния;
– определять признаки клинической смерти;
– определять признаки биологической смерти;
– общаться с обречённым человеком, его семьей, родственниками и близкими;
– оказать психологическую помощь обреченному человеку, его семье близким;
– осуществлять процедуру проведения посмертного ухода.
Формируемые компетенции
Код | Наименование результата | |
ВД 4 | Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях | + |
ПК 4.1. | Проводить оценку состояния пациента | + |
ПК 4.2. | Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту | + |
ПК 4.3. | Осуществлять уход за пациентом | + |
ПК 4.4. | Обучать пациента (его законных представителей) и лиц, осуществляющих уход, приемам ухода и самоухода | + |
ПК 4.5. | Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме | + |
ПК 4.6. | Участвовать в проведении мероприятий медицинской реабилитации | + |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | + |
ОК 02. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | + |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | + |
ОК 04. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | + |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | + |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | + |
ОК 07. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | + |
ОК 08. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности | + |
ОК 09. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | + |
Тип занятия: практическое занятие
Место проведения: кабинет доклинической практики
Продолжительность занятия: 180 минут
Оснащение (ТСО)
письменный стол, стул, манипуляционный стол, емкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «А», емкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «Б», дезинфицирующее средство, антисептик для обработки рук, клеенчатый мешок для сбора грязного постельного белья, перчатки медицинские нестерильные, маска для лица 3-хслойная медицинская одноразовая, формы медицинской документации: сопроводительный лист, шариковая ручка, аптечка Анти-ВИЧ и укладка экстренной медицинской помощи.
Методы обучения и методические приемы
Метод | Основное назначение | Уровни усвоения | Приемы |
Объяснительно-иллюстративный; | Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала | Воспроизведение Умения и навыки | Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций |
Репродуктивный | Формирование умений и навыков использования полученных знаний | Воспроизведение Умения и навыки | Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму |
Частично-поисковый | Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов | Воспроизведение Умения и навыки | Эвристическая беседа, обобщение |
Деловая учебная игра | Игра позволяет закрепить студентами полученные знания, помогает сформировать целостное представление о будущей профессии | Воспроизведение Умения и навыки | Ситуационные задачи. Студенты действуют согласно полученной роли |
Междисциплинарные связи
предшествующие | сопутствующие | последующие |
ОДП.01 Биология | ОП 02 Анатомия и физиология человека | МДК 04.02. Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп |
| ОП 05 Гигиена и экология человека | МДК 04.03. Сестринский уход за пациентами хирургического профиля |
Межмодульные связи
Обеспечивающие темы | Обеспечиваемые темы |
МДК 01.01. Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации | МДК 04.02. Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп |
Хронологическая карта практического занятия:
1. Организационный момент – 5 минут
2. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут
3. Вводный контроль знаний с проработкой ошибок – 15 минут
4. Демонстрационная часть – 20 минут
5. Эвристическая беседа – 35 минут
6. Самостоятельная работа студентов (выполнение заданий, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий) – 40 минут, 25 минут, 20 минут
7. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут
8. Задание на дом – 5 минут
Итог: 180 минут
Этапы планирования занятия
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Цели | Время |
1.Организационный момент | Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих | Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный | Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов. | 5 минут |
2. Основная часть – изложение темы, цели и плана занятия | Сообщает тему, цель и план занятия. Предлагает заполнить протокол занятия (приложение 1) | Слушают. Заполняют протокол. | Раскрыть значимость темы в будущей профессии медицинской сестры. Подготовка к предстоящей работе. | 5 минут |
3. Вводный контроль знаний с проработкой ошибок | Предложить студентам письменно ответить на задание (приложение 2) | Внимательно читают вопрос, дополняют правильный ответ. | Проверить уровень знаний перед занятием. | 15 минут |
4.Демонстрационная часть Эвристическая беседа | Рассказывает главные моменты темы, демонстрирует плакаты, презентации. Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки | Слушают, просмотр презентации, фильма. Запоминают. Слушают, дают полные ответы. | Облегчить восприятие и осмысление материала. Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов. Научить выступать перед аудиторией | 20 минут 35 минут |
5. Закрепление материала – самостоятельная работа студентов | Предлагает студентам выполнить практические задания (приложение 4). Предлагает решить ситуационные задачи, распределяет ситуационные задачи (приложение 6) Предлагает решить тестовые задания по вариантам (приложение 8) | Выполняют манипуляции, полученные результаты записывают в протокол. При получении задачи выполняют задания При получении теста выполняют задания | Проверить и закрепить полученные знания. Выполнение манипуляций готовит студентов к аккредитации и дальнейшей работе в ЛПУ. | 40 минут 25 минут 20 минут |
6. Подведение итогов занятия, выставление оценок | Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов | Слушают, подсчитывают баллы | Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов | 10 минут |
7. Задание на дом | Сообщает домашнее задание к следующему занятию | Слушают, записывают | Подготовка к следующему занятию | 5 минут |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники:
1. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела : курс лекций, сестринские технологии : учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова ; под ред. В. В. Морозова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 716 с. (Среднее медицинское образование) – ISBN 978-5-222-29749-0. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
2. Гордеев, И. Г. Сестринское дело. Практическое руководство : учебное пособие / под ред. И. Г. Гордеева, С. М. Отаровой, З. З. Балкизова. – 2-е изд. , перераб. и доп. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 592 с. : ил. – 592 с. – ISBN 978-5-9704-5514-2. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
3. Двойников, С. И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными : учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова [и др. ] ; под ред. С. И. Двойникова, С. Р. Бабаяна. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 512 с. : ил. – 512 с. – ISBN 978-5-9704-6455-7. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
4. Корягина, Н. Ю. Организация специализированного сестринского ухода : учебное пособие / Н. Ю. Корягина, Н. В. Широкова, Ю. А. Наговицына [и др. ] ; под ред. З. Е. Сопиной. – Москва : ГЭОТАР Медиа, 2020. – 464 с. : ил. – 464 с. – ISBN 978-5-9704-5694-1. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
5. Организация сестринской деятельности / Бабаян C. Р. [и др. ] –Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 656 с. – ISBN 978-5-9704-5112-0. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
6. Широкова, Н. В. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций : учебное пособие / Н. В. Широкова [и др. ]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 160 с. – 160 с. – ISBN 978-5-9704-4762-8. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
7. Шарочева, М. А. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода / Шарочева М. А. , Тихомирова В. А. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 368 с. – ISBN 978-5-9704-5158-8. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
Дополнительные источники:
Осипова, В. Л. Дезинфекция : учебное пособие / В. Л. Осипова – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 136 с. – ISBN 978-5-9704-3886-2. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
Нормативные документы:
Интернет-ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля, в том числе – http://www.studentlibrary.ru
http://www.consultant.ru/ – нормативные документы и др.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Протокол занятия
ФИО
1.Вводный контроль | |
2.Эвристическая беседа | |
3. Выполнение манипуляции | |
4. Решение ситуационных задач | |
5. Решение тестовых заданий | |
6. Итоговая оценка | |
Приложение 2
Вводный контроль
Дайте ответы на вопросы
Что такое «аутолиз»?
Как называется корпус больницы, где занимаются диагностикой прижизненных заболеваний, а также устанавливают причину смерти?
Обратимое состояние между жизнью и смерть, называется?
Специфическое поведение, которое проявляется после потери кого-то близкого или чего-то дорогого для человека, а также какого-то органа или части тела?
Эмоциональный оклик на потерю, разлуку – это?
Как называется помощь неизлечимо больным гражданам, страдающим заболеваниями, которые не поддаются излечению, и включает в себя медицинские вмешательства, уход и мероприятия психологического характера?
Биологическая смерть – это?
Испытание скорби, печали, несчастья – называется?
Как называется специализированное лечебное учреждение для обречённых пациентов, где оказывается комплексная медицинская, социальная и психологическая помощь?
Чувство потери, наступающее после горевания – называется?
Приложение 3
Эталоны ответов вводного контроля
Трупное разрушение (саморасплавление) тканей.
Патологоанатомическое отделение.
Терминальное состояние.
Печаль и переживание.
Горе.
Паллиативная помощь.
Состояние, которое выражается посмертными изменениями во всех органах и системах, носят постоянный, необратимый, трупный характер.
Траур.
Хоспис.
Скорбь.
Приложение 4
Самостоятельная работа обучающегося
Преподаватель предлагает студентам разбиться на пары и выполнить предложенные задания для отработки практических навыков по алгоритмам. Корректирует их действия. За правильно выполненные задания студент получает по 5 баллов. В сумме за выполненную карточку студент получает до 15 баллов.
Карточка 1
Задание 1. Назовите терминальные состояния.
Задание 2. Назовите признаки преагонального периода.
Задание 3. Определите стадию горевания: Реакция, которая сопровождается большим желанием сделать всё возможное, чтобы смягчить боль утраты. Но в некоторых случаях приводит к желанию «отдохнуть, уснуть».
Карточка 2
Задание 1. Что такое преагональный период?
Задание 2. Понятие «терминальная пауза».
Задание 3. Определите стадию горевания: Психологический шок, который может перейти в психические припадки и истерику. Шок приводит к реакции отрицания – «нет, не я, не может быть, это – ошибка».
Карточка 3
Задание 1. Что такое агония?
Задание 2. Назовите признаки Биологической смерти.
Задание 3. Определите стадию горевания: Человек испытывает растерянность и отчаяние. В некоторых случаях, он начинает реально ощущать близость потери, грусть и обиду.
Карточка 4
Задание 1. Что такое клиническая смерть?
Задание 2. Назовите признаки агонии.
Задание 3. Определите стадию горевания: Попытка сделать всё немыслимое для исцеления – обратиться к целителям, богу. Попытка «заключить сделку», «вести переговоры».
Карточка 5
Задание 1. Что такое биологическая смерть?
Задание 2. Назовите признаки клинической смерти.
Задание 3. Определите стадию горевания: Обострённая реакция злости, гнева, направленная как на самого себя, так и на того, кто несёт ответственность за случившееся.
Приложение 5
Эталоны ответов на карточки
Карточка 1
Задание 1. Преагония. Агония. Клиническая смерть.
Задание 2. Спутанное сознание, нарушение ритма и типа дыхания (ЧДД до 30-40 в минуту, затем до 8 в минуту, возможно патологическое дыхание), прогрессирующее падение АД, централизация кровообращения, прекра-щение периферического кровообращения, нитевидный пульс, тихи-брадикардия, изменение цвета кожных покровов: бледность, цианоз или мраморность, резкое снижение температуры кожи.
Задание 3. 5 стадия: Принятие (смирение).
Карточка 2
Задание 1. Преагональный период – это начальная стадия терминального состояния – нарушение функции ЦНС, резкое ухудшение функции гемодинамики. Длительность от нескольких минут до нескольких суток.
Задание 2. Терминальная пауза. Между преагонией и агонией может быть терминальная пауза, длительность – от нескольких секунд до 3-4 минут.
Задание 3. 1 стадия: Оцепенение, отрицание, неприятие.
Карточка 3
Задание 1. Агония – это стадия перехода к клинической смерти – длительность от нескольких минут до нескольких часов.
Задание 2. Помутнение и высыхание роговицы глаза, размягчение глазного яблока, симптом «кошачьего глаза» при деформации зрачка от сдавления глаза, появление трупных пятен сине-багрового цвета в низлежащих участках туловища в зависимости от положения тела, развитие трупного окоченения последовательно от мышц лица на туловище и конечности, снижение температуры тела до температуры окружающей среды.
Задание 3. 4 стадия: Депрессия.
Карточка 4
Задание 1. Клиническая смерть – это пограничное состояние между угасанием жизни и биологической смертью, продолжительность – 3-6 минут.
Задание 2. Отсутствие сознание, патологический ритм дыхания, угасание рефлексов, расширение зрачков, реакция на свет вялая, АД не определяется, пульс на сонной артерии может пальпироваться, появление судорог.
Задание 3. 3 стадия: Обсуждение, оспаривание происходящего.
Карточка 5
Задание 1. Необратимый этап умирания.
Задание 2. Отсутствие сознание, отсутствие дыхания, отсутствие пульса на сонной артерии, зрачки широкие, не реагируют на свет, мертвенно-бледные или землисто-серый цвет лица, черты лица резко заострены, мускулатура расслаблена, рефлексы расслаблены, расслабление сфинктеров – непроизвольное мочеиспускание или дефекация.
Задание 3. 2 стадия: Страх и гнев.
Приложение 6
Ситуационные задачи
Ситуационная задача № 1
После констатации смерти пациента Т. врачом, дежурная медицинская сестра по просьбе ожидающих за дверью родственников умершего пациента, в спешке сняла с умершего все его ценности и передала их лично родственникам в руки. На следующий день родственники умершего пациента Т. пожаловались на дежурную медицинскую сестру в нехватке некоторых драгоценностей.
Задание: Правильно ли вы оцениваете действия медицинской сестры? Обоснуйте ответ.
Ситуационная задача № 2
После смерти пациента П. и констатации смерти врачом, дежурная медицинская сестра уложила тело горизонтально без подушки, подвязала ему челюсть, закрыла глаза, раздела труп, удалила все катетеры и капельницы, и по истечении 2-х часов отправила в патологоанатомическое отделение.
Задание: Правильно ли вы оцениваете действия медицинской сестры? Обоснуйте ответ.
Ситуационная задача № 3
Совместно с дежурным врачом медицинская сестра пытаются успокоить родственника, пациента которому поставлен диагноз – рак желудка. Родственник охвачен гневом, крайне зол, возмущен и обвиняет во всем врачей: «Его лечили неправильно и обследовали тоже неправильно. Да вы ничего не знаете!».
Задание: Какую стадию горевания переживает родственник? Обоснуйте ответ.
Ситуационная задача № 4
Вы в гостях у давней подруги, которая недавно похоронила свою мать. Подруга потеряла интерес к жизни, не хочет никого видеть, не выходит из дома, не ухаживает за собой и отказывается есть. Говорит о том, что ей очень нужно попасть «туда», к своей маме.
Задание: Как вы поступите? Какую стадию горевания переживает ваша подруга?
Ситуационная задача № 5
Вы встретили свою школьную учительницу, которую давно не видели, но знаете, что она серьезно больна, у нее онкологическое заболевание. Она вам говорит: «Я прожила интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу и умереть».
Задание: Какую стадию горевания переживает эта женщина? Обоснуйте ответ.
Приложение 7
Эталон ответов к ситуационным задачам
Ситуационная задача № 1
После констатации смерти пациента Т. врачом, дежурная медицинская сестра по просьбе ожидающих за дверью родственников умершего пациента, в спешке сняла с умершего все его ценности и передала их лично родственникам в руки. На следующий день родственники умершего пациента Т. пожаловались на дежурную медицинскую сестру в нехватке некоторых драгоценностей.
Задание: Правильно ли вы оцениваете действия медицинской сестры? Обоснуйте ответ.
Ответ: Действия медицинской сестры не правильные. Медицинская сестра должна была в присутствии врачей сняв с умершего пациента все ценности, передать их на хранение старшей медсестре вместе с перечнем. А затем только старшая медицинская сестра отдаёт их родственникам под расписку.
Ситуационная задача № 2
После смерти пациента П. и констатации смерти врачом, дежурная медицинская сестра уложила тело горизонтально без подушки, подвязала ему челюсть, закрыла глаза, раздела труп, удалила все катетеры и капельницы, и по истечении 2-х часов отправила в патологоанатомическое отделение.
Задание: Правильно ли вы оцениваете действия медицинской сестры? Обоснуйте ответ.
Ответ: Действия медицинской сестры не правильные. Медицинская сестра должна написать на бирке ФИО, № истории болезни, дату смерти и прикрепить ее к правой ноге умершего пациента.
Ситуационная задача № 3
Совместно с дежурным врачом медицинская сестра пытаются успокоить родственника, пациента которому поставлен диагноз – рак желудка. Родственник охвачен гневом, крайне зол, возмущен и обвиняет во всем врачей: «Его лечили неправильно и обследовали тоже неправильно. Да вы ничего не знаете!».
Задание: Какую стадию горевания переживает родственник? Обоснуйте ответ.
Ответ: Родственник пациента переживает вторую стадию горевания – гнев. Об этом говорят следующие признаки: «Родственник охвачен гневом, крайне зол, возмущен и обвиняет во всем врачей».
Ситуационная задача № 4
Вы в гостях у давней подруги, которая недавно похоронила свою мать. Подруга потеряла интерес к жизни, не хочет никого видеть, не выходит из дома, не ухаживает за собой и отказывается есть. Говорит о том, что ей очень нужно попасть «туда», к своей маме.
Задание: Как вы поступите? Какую стадию горевания переживает ваша подруга?
Ответ: Необходимо оказать психологическую поддержку подруге. Не оставлять ее дома одну. Так как она переживает четвертую стадию горевания – депрессия. В этой стадии высок риск суицидных действий, об этом говорят следующие признаки: «Говорит о том, что ей очень нужно попасть «туда», к своей маме».
Ситуационная задача № 5
Вы встретили свою школьную учительницу, которую давно не видели, но знаете, что она серьезно больна, у нее онкологическое заболевание. Она вам говорит: «Я прожила интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу и умереть».
Задание: Какую стадию горевания переживает эта женщина? Обоснуйте ответ.
Ответ: Она переживает пятую стадию горевания – смирение. Об этом говорят следующие признаки: «Я прожила интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу и умереть». Человек подготовил себя к смерти, смирился и принял ее как факт.
Приложение 8
Тестовый контроль: «Сестринский уход за умирающим пациентом»
Выберите один правильный ответ
1. Терминальное состояние – это
а) состояние клинической смерти
б) агония
в) период умирания
г) пограничное состояние между жизнью и смертью
2. Достоверные признаки биологической смерти –
а) прекращение дыхания, сердцебиения
б) прекращение сердечной деятельности, снижение температуры тела на 1-2 градуса
в) размягчение глазного яблока, появление трупных пятен
г) снижение АД до нуля, прекращение дыхания
3. Смерть пациента констатирует:
а) врач
б) главный врач
в) медицинская сестра
г) санитарка
4. Ценности и вещи умершего возвращают родственникам:
а) не возвращаются
б) только после уточнения причины смерти
в) только на основании свидетельства о смерти
г) возвращаются под расписку
5. Эмоциональный отклик на утрату или разлуку, проходящий несколько стадий.
а) печаль
б) переживание
в) утрата
г) горе
6. После констатации смерти
а) труп сразу отправляют в ПАО
б) труп оставляют лежать на 3 часа
в) снимают одежду, закрывают глаза, подвязывают нижнюю челюсть
г) пишут на бедре фамилию и отправляют в ПАО
7. В сопроводительной записке к трупу указывают
а) фамилию, имя и отчество пациента, номер истории болезни
б) номер истории болезни, фамилию, диагноз
в) фамилию, имя, отчество, номер истории болезни, дату смерти, диагноз
г) диагноз, фамилию, имя, отчество, дату смерти
8. Существует стадий горевания
а) 2
б) 3
в) 5
г) 6
9. Вторая стадия горевания –
а) попытка заключить сделку
б) гнев, который может вылиться в ярость
в) депрессия
г) реакция отрицания
10. Третья стадия горевания –
а) попытка заключить сделку
б) гнев, который может вылиться в ярость
в) депрессия
г) реакция отрицания
Приложение 9
Эталон ответов на тестовый контроль:
«Сестринский уход за умирающим пациентом»
Приложение 10
Общий протокол занятия
ФИО | Входной контроль знаний 5 баллов | Эвристическая беседа 5 баллов | Решение ситуационных задач 15 баллов | Практическое задание по карточкам 5 баллов | Тестовый контроль 5 баллов | Итог |
1. | | | | | | |
2. | | | | | | |
3. | | | | | | |
4. | | | | | | |
5. | | | | | | |
6. | | | | | | |
7. | | | | | | |
8. | | | | | | |
9. | | | | | | |
10. | | | | | | |
Приложение 11
Критерии оценок по различным видам работ обучающихся
Входной контроль знаний. За каждый правильный ответ 0,5 балла
90% правильных ответов – 5 баллов
80% правильных ответов – 4 балла
70% правильных ответов – 3 балла
Менее 70 % правильных ответов – 2 балла
2. Ответы на вопросы эвристической беседы:
5 баллов – полный ответ на вопрос.
4 балла – ответ правильный, но с небольшими неточностями.
3 балла – в ответе допущены явные ошибки.
2 балла – ответ неправильный.
3.Ответы на ситуационные задачи:
5 баллов – полный ответ на вопрос.
4 балла – ответ правильный, но с небольшими неточностями.
3 балла – в ответе допущены явные ошибки.
2 балла – ответ неправильный.
4. Критерии оценки задания по карточкам
100 – 60% (3-5 баллов) – вид деятельности освоен
59% и менее (2 балла и менее) – вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0-34 | 35-39 | 40-44 | 45-50 |
5. Тестовый контроль знаний.
90% правильных ответов – 5 баллов
80% правильных ответов – 4 балла
70% правильных ответов – 3 балла
Менее 70% правильных ответов – 2 балла
Примечания:
Общая оценка выводится как среднеарифметическая согласно полученных оценок по четырём заданиям.
За высокую активность студент получает 0,5 балла
За соответствующую форму одежды студент получает 0,5 балла
За нарушение культуры общения студент получает минус 0,5 балла
За неопрятный вид студент получает минус 0,5 балла.
38