СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия на тему: «Основы лечебно - эвакуационного обеспечения пострадавших с синдромом острой кровопотери на догоспитальных этапах» ОП 11 Безопасность жизнедеятельности Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия на тему: «Основы лечебно - эвакуационного обеспечения пострадавших с синдромом острой кровопотери на догоспитальных этапах» ОП 11 Безопасность жизнедеятельности Специальность: 34.02.01 Сестринское дело»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский колледж»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


учебного занятия


на тему: «Основы лечебно - эвакуационного обеспечения

пострадавших с синдромом острой кровопотери на

догоспитальных этапах»


ОП 11Безопасность жизнедеятельности

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело







































Сатка, 2023




СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………

4

Цели учебного занятия ……………….………………………………

5

Требования, предъявляемые к студентам ……..……………………

5

Формируемые компетенции………………………………………….

6

Тип занятия, место проведения продолжительность занятия……..

8

Оснащение занятия: методические и материально- технические…………………………………………………………….

8

Методы и методические приемы…………………………………….

9

Междисциплинарные и межмодульные связи………………………

9

Хронологическая карта………………………………………………..

10

Этапы планирования занятия…………………………………………

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

13

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

15

Приложение № 1 Графологический диктант………………………..

15

Приложение № 2 Заполни таблицу..………………………………..

17

Приложение № 3 Ситуационные задачи……………………………..

19

Приложение № 4 Тестовый контроль………………………………

25

Приложение № 5 Протокол учебного занятия ………………………

34

Приложение № 6 Критерии оценки учебного занятия …………….

35






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Кровотечение является одним из наиболее частых осложнений механических повреждений и одной из основных причин смерти в очагах массовых поражений. От ранней диагностики и своевременно оказанной помощи при массовых кровотечениях зависит спасение пострадавших.

При оказании доврачебной медико-санитарной помощи в условиях ЧС часто возникает необходимость проведения мероприятий при острой кровопотере и геморрагическом шоке. Медицинская сестра (фельдшер) должна правильно оценить состояние пострадавшего в зависимости от вида кровотечения и величины кровопотери, уметь оказать медицинскую помощь, владеть методами искусственного поддержания кровообращения, организовать безопасную эвакуацию пораженного в лечебное учреждение.

















1 Цель учебного занятия


Учебные дидактические цели:

  • организовать деятельность студентов по изучению и закреплению знаний сестринской помощи при острых кровотечениях, причин их возникновения, клинических проявлений, диагностике, лечению, и роли медицинской сестры в осуществлении сестринского процесса, лечебно- эвакуационному обеспечению пострадавших с синдромом острая кровопотеря на догоспитальных этапах.

  • обеспечить формирование у студентов умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать проблемы пациентов при острыхкровотечениях;

  • содействовать развитию у студентов элементов самоконтроля, самооценки, само-коррекции учебной деятельности.

Развивающие цели:

– способствовать развитию памяти и речи;

– способствовать развитию логического мышления;

– развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитательные цели:

– стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи;

– стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.


2 Требования, предъявляемые к студентам

Знать:

– определение понятия «острой кровопотери»;

– причины, предрасполагающие факторы развития;

– клинические проявления острого кровотечения;

– классификацию кровотечений;

– принципы диагностики и оказания помощи пострадавшим;

– механизм действия и группы кровоостанавливающих и кровезамещающих лекарственных препаратов, применяемых для оказания помощи пострадавшим;

– проблемы пациентов и варианты их решения;

– особенности оказания помощи пострадавшим, сестринский процесс при остром кровотечении.

Уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • оказывать первую помощь пострадавшим;

  • осуществлять сестринский уход при остройкровопотере;

  • эффективно общаться с пациентом в процессе учебной деятельности;

  • соблюдать принципы профессиональной этики.


3 Формируемые компетенции

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной.


4 Тип занятия, место проведения, продолжительность занятия

Тип занятия: практическое занятие.

Место проведения: кабинет доклинической практики ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж» № 12.

Количество часов: 180 минут.

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

1.Организационный момент – 5 минут.

2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут.

3. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут.

4. Эвристическая беседа – 30 минут.

5. Демонстрационная часть – 30 минут.

6.Отработка манипуляций – 20 минут.

7. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 70 минут.

8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут.

9.Задание на дом – 5 минут.


5 Оснащение занятия: методическое и материально-техническое

Материальное обеспечение учебного занятия:

1. Методическая разработка учебного занятия «Основы лечебно - эвакуационного обеспечения пострадавших с синдромом острой кровопотери на догоспитальных этапах» (для преподавателя).

2. Учебно-методическая разработка учебного занятия «Основы лечебно - эвакуационного обеспечения пострадавших с синдромом острой кровопотери на догоспитальных этапах» (для студентов).

2. Ноутбук.

3. Программа для демонстрации презентаций PowerPoint.

4. Тестовые задания.

5. Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи, практические манипуляции, алгоритмы).


6 Методы обучения и методические приемы


Метод

Основное назначение

Уровни усвоения

Приемы

Объяснительно-иллюстративный;

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Воспроизведение

Умения и навыки

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Репродуктивный





Формирование умений и навыков

использования полученных знаний

Воспроизведение

Умения и навыки




Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Частично-поисковый



Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Воспроизведение

Умения и навыки



Эвристическая беседа, обобщение



Проблемный метод



С помощью ситуационной задачи создается ранее не знакомая для студента проблема, которую он должен решить, опираясь на свои раннее полученные знания

Воспроизведение

Умения и навыки

Решение ситуационных задач


7 Междисциплинарные и межмодульные связи

1 Предшествующие:

– технология оказания медицинских услуг;

– анатомия с физиологией;

– фармакология с рецептурой;

– основы патологии;

– психология.

2 Сопутствующие:

– сестринская помощь в хирургии;

– сестринская помощь в терапии;

– сестринская помощь в педиатрии;

– сестринская помощь в акушерстве и гинекологии.

3 Последующие:

– государственная итоговая аттестация;

– первичная аккредитация;

– первичная специализированная аккредитация.

8 Хронологическая карта занятия

1.Организационный момент – 5 минут.

2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут.

3. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут.

4. Эвристическая беседа – 30 минут.

5. Демонстрационная часть – 30 минут.

6. Отработка манипуляций – 20 минут.

7. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 70 минут.

8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут.

9.Задание на дом – 5 минут.

Итог: 180 минут


9 Этапы планирования занятия


Этапы

занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

Мотивация

Время

1.Организационный момент

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета. Отмечает отсутствующих

Отвечает староста подгруппы

Мобилизация внимания на предстоящей работе, создание благоприятного микроклимата


2 мин.

2.Формулировка темы, ее обоснование, целей занятия.


Сообщает тему и ее значимость, поясняет стратегию занятия, отвечает на вопросы студентов

Слушают, записывают тему в тетрадь

Мотивация деятельности студентов


3 мин.

3. Контроль исходного уровня знаний

Используется тестовый/фронтальный опрос с последующим разбором ошибок. (Приложение 1,Приложение 2)

Инструктирует студентов, задаетвопросы, корректирует ответы студентов.

Отвечают на вопросы преподавателя, участвуют в обсуждении. Проводят оценку своих ответов (%)..

Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций


5 мин.

4. Инструктаж к выполнению практической работы

Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями.

Слушают, усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации

Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение


5 мин.

5. Демонстрационная часть

Преподаватель демонстрирует проведение манипуляций, обращает внимание на наиболее сложные моменты

Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение. Задают вопросы.

Познакомить студентов с алгоритмом выполнения манипуляции.


30 мин.

6.Выполнение практической работы

Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений.

Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Работают парами.

Усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации

Осознание студен­тами значимости полу­ченных результа­тов.

Анализ и оценка ус­пешности достижения цели и задач отдель­ными студентами и всей группой в целом, определение перспек­тив последующей ра­боты.


70 мин.

7. Контроль и коррек­ция знаний и умений.

Контроль в виде реше­ния ситуационных за­дач (Приложение № 4; При­ложение № 6)

Инструктирует

студентов, наблю­дает за их работой,

корректирует ее.

Студенты решают клинические задачи, демонстрируют практические навыки.

Систематизировать знания по теме. Нау­читься быстро и пра­вильно принимать ре­шения в условиях, близких к реальным.


55 мин.

8. Подведение итогов занятия


Преподаватель обобщает резуль­таты работы, дости­жение целей заня­тия, комментирует работу на занятии отдельных студен­тов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учё­том вводного кон­троля, проделанной самостоятельной работы, заключи­тельного контроля.

Стимуляция практи­ческой деятельно­сти, поощрение ак­тивных учащихся.

Анализ и оценка ус­пешности достижения цели и задач отдель­ными студентами и всей группой в целом, определение перспек­тив последующей ра­боты.

15 мин.

9.Сообщение домаш­него задания

Преподаватель со­общает тему сле­дующего занятия: «Профилактика пролежней», дает рекомен­дации по подго­товке к занятию.

Слушают, записы­вают.

Осознание студен­тами целей содержа­ния и способов выпол­нения домаш­него задания.


5 мин.


10 Методы контроля

  1. Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тестирование).

  2. Устный.

  3. Фронтальный опрос – беседа преподавателя с группой.

  4. Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.

  5. Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе при решении ситуационных задач и выполнении практических манипуляций.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Левчук, И.П. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] / И.П. Левчук, А.А. Бурлаков - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. URL:

http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429693.html

  1. Вёрткин, А.Л. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе [Электронный ресурс]: учебник / А. Л. Вёрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова и др. ; под ред. А. Л. Вёрткина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 544 с. http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435793.html




КОНТРОЛИРУЮШИЙ БЛОК

Приложение 1

Графический диктант

    1. Гемартрозэто кровотечение в полость сустава?

    2. Ярко-алая кровь выделяется при венозном кровотечении?

    3. Гематома - скопление в искусственной полости излившейся крови?

    4. Артериальный жгут можно накладывать на неограниченное время?

    5. Гемоторакс - кровоизлияние в грудную полость?

    6. Гиповолемический шок - характеризуется повышением давления (из-за кровопотери)?

    7. Метроррагиякровотечение из желудка?

    8. Сортировочная бригада - группа медицинского персонала, предназначенная для меди­цинской сортировки пораженных (больных) на этапе медицинской эвакуации?

    9. Этап медицинской эвакуации - формирования и учреждения медицинской службы ГО, другие медицинские учреждения, развернутые на путях эвакуации пораженных (больных) и обеспечивающие их прием, медицинскую сортировку, оказа­ние регламентируемой медицинской помощи, лечение и подготовку (при необходимости) к даль­нейшей эвакуации.

    10. Плечо медицинской эвакуации − расстояние от пункта отправки пораженного (больного) до места назначения.






Эталон ответов



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10





­«ДА»



«НЕТ»




Приложение 2

Задание №2 Заполните таблицу

Классификация кровотечений по анатомическому признаку


Вид кровотечения

Характеристика

Опасность

Артериальное


Быстро наступает кровопотеря


Кровь темного цвета, вытекает из раны ровной струей


Капиллярное


Опасно только для людей с пониженной свертываемостью крови


Внутреннее, из паренхиматозных органов

Не останавливается самостоятельно, требует обязательного хирургического вмешательства

Смешанное




Эталон ответов


Задание №2 Заполните пустые графы

Классификация кровотечений по анатомическому признаку


Вид кровотечения

Характеристика

Опасность

Артериальное

Кровь алого цвета, вытекает из раны фонтаном или пульсирующей струёй

Быстро наступает кровопотеря

Венозное

Кровь темного цвета, вытекает из раны ровной струей

Ранение вены шеи может быть причиной остановки сердца из-за эмболии

Капиллярное

Мелкие капли крови на раневой поверхности

Опасно только для людей с пониженной свертываемостью крови

Паренхиматозное

Внутреннее, из паренхиматозных органов

Не останавливается самостоятельно, требует обязательного хирургического вмешательства

Смешанное

Возникает при одновременном повреждении вен и артерий. Причиной, как правило, становится ранение паренхиматозных органов, имеющих развитую артериально-венозную сеть.

Быстро наступает кровопотеря

Не останавливается самостоятельно, требует обязательного хирургического вмешательства


Приложение 3

Ситуационные задачи

Задача № 1

На сортировочную площадку поступил пациент с жалобами на сильную головную боль, головокружение, тошноту, наличие раны в области лба. Ненадолго терял сознание. При обследовании м/с выявила: общее состояние средней тяжести, пациент заторможен. Пульс - 88 в мин., ЧДД - 22 в мин., АД - 110/80 мм.рт.ст., температура тела 37,7 град., в области лба рана 2x0,5 см, умеренное кровотечение.

Задания:

  1. Определите и обоснуйте вид повреждения.

  2. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.

  3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

  4. Объясните пациенту необходимость строгого постельного режима.

Задача № 2

В стационар доставлен пациент с травмой грудной клетки. Пациент жалуется на боль в грудной клетке, затрудненное дыхание, одышка нарастает с каждым вдохом. Из анамнеза: получил ножевое ране­ние в драке. Объективно: состояние тяжелое, лицо цианотично, на грудной клетке справа рана размером 2x0,5 см, пенящееся кровотечение. Пульс - 100 в мин., ЧДД - 26 в мин., АД - 100/70 мм.рт.ст., температу­ра 36,8 град.

Задания:

1. Какое повреждение можно заподозрить.

2. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.

  1. Определите проблемы пациента, выявите приоритетную.

  2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.


Задача № 3

Через 15 мин. после дорожной аварии в стационар доставлена пострадавшая 42-х лет с жалобами на боль по всему животу, больше в левом подреберье, общую слабость, головокружение.

При осмотре м/с приемного отделения выявила: больная вялая, слегка заторможенная, в обстановке ориентируется, на вопросы отвечает замедленно. Кожные покровы бледные. Пульс - 98 в мин, слабого наполнения. АД -100/60 мм.рт.ст. ЧДД - 22 в мин. Дыхание поверхностное.

Задания:

  1. Перечислите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пострадавшей.

  2. Определите настоящие и потенциальные проблемы. Выделите приоритетную проблему.

  3. По приоритетной проблеме определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

  4. Составьте план предоперационной подготовки.


Эталоны ответов к решению ситуационных задач

Задача №1

1.У пациента открытая черепно-мозновая травма, сотрясение головного мозга. Ушибленная рана в области лба.

Информация, позволяющая м/с думать об ОЧМТ:

  • наличие раны в области лба

  • наличие у пациента общемозговых симптомов: головная боль, головокружение, заторможенность, в анамнезе потеря сознания.

2.У пациента нарушено удовлетворение потребностей поддерживать состояние, спать, отдыхать, есть.

Проблемы пациента:

  1. Головная боль

  2. Головокружение, тошнота

  3. Наличие раны в области лба

  4. Кровотечение

Приоритетная проблема: наличие раны в области лба, кровотечение.

Краткосрочная цель - остановить кровотечение.

Долгосрочная цель - уменьшить интенсивность головной боли к концу 1 недели.

п/п

Планирование

Мотивации

1

М/с обработает кожу вокруг раны.

Для предотвращения инфицирования.

2

М/с наложит давящую повязку «чепец».

Для остановки кровотечения.

3

М/с наложит на место повреждения пузырь

со льдом (к голове).

Для уменьшения кровопотери.

4

М/с обеспечит консультацию врача-нейрохирурга..

Для получения назначений и рекомендаций по уходу за больным.

5

М/с обеспечит наблюдение за цветом кожных покровов, пульсом, АД.

Для своевременного обнаружения кровопотери и отека головного мозга.


Оценка: состояние пациента улучшилось.

Цель достигнута.

4. Студент в доступной форме грамотно и аргументировано разъяснит пациенту необходимость соблюдения строгого постельного режима.

Задача №2

1. У пациента проникающее ранение грудной клетки справа, открытый пневмоторакс.

Информация, позволяющая м/с заподозрить данную патологию:

  • наличие раны в области грудной клетки

  • наличие пенящегося кровотечения

  • наличие выраженной одышки

2. У пациента нарушено удовлетворение потребностей дышать, быть здоровым, поддерживать состояние.

3. Проблемы пациента:

  1. Открытый пневмоторакс.

  2. Одышка.

  3. Кровотечение.

Приоритетная проблема – открытый пневмоторакс, одышка.

4. Цель – перевести открытый пневмоторакс в закрытый, уменьшить одышку.

п/п

Планирование

Мотивации

1.

М/с обработает кожу вокруг раны спиртом и наложит окклюзионную повязку.

Для предупреждения инфицирования и предотвращения засасывания воздуха через рану.

2.

М/с придаст пациенту полусидячее положение, подаст увлажненный кислород.

С целью купирования гипоксии.

3.

М/с подготовит больного к экстренной операции.

Для операции, первичной хирургической обработки.

4.

М/с осуществит наблюдение над больным (пульс, ЧДД, температура, АД).

С целью контроля за состоянием больного.


Задача №3

  1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, спать, отдыхать, общать­ся, дышать, двигаться, поддерживать состояние.

  2. Проблемы.

Настоящие:

  • боль в животе

  • дефицит самоухода

  • угроза жизни из-за внутреннего кровотечения

  • головокружение

Потенциальные:

  • риск возникновения шока

  • риск потери сознания.

3. Приоритетная проблема - угроза жизни из-за внутреннего кровотечения.

Цель - пациентка для окончательной остановки кровотечения будет подготовлена к операции.

№ п/п

Планирование

Мотивации

1.

М/с обеспечит консультацию врача.

Для решения вопроса о дальнейшем лечении.

2.

М/с обеспечит вызов лаборанта для взятия общего анализа крови.

Для определения величины кровопотери.

3.

М/с будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациентки (пульс, АД, ЧДД).

Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.

4.

По назначению врача м/с подготовит пациентку к экстренной операции:

  • взятие общего анализа крови, мочи, ЭКГ;

  • определение группы крови и Rh-фактора;

  • частичная санитарная обработка, смена нательного белья;

  • опорожнение мочевого пузыря, при необходимости – промывание желудка;

  • премедикация.

Для окончательной остановки кровотечения.

5.

М/с будет выполнять назначения врача.

Для восполнения кровотечения.




Приложение 4


Тестовый контроль

«Основы лечебно - эвакуационного обеспечения

пострадавших с синдромом острой кровопотери

на догоспитальных этапах»


ВАРИАНТ №1

Выберите один правильный ответ

  1. Способ временной остановки кровотечения из сонной

артерии:

а) пальцевое прижатие артерии

б) наложение тугой повязки

в) дробное переливание крови

г) применение фибринной пленки

  1. Возможные осложнения при ранении шеи с повреждением крупных вен:

а) тромбоз вен

б) воздушная эмболия

в) снижение свертываемости крови

г) повышение свертываемости крови

  1. Транспортировка пострадавшего с перелом ребер:

а) на спине на жесткой поверхности

б) в положении полусидя

в) лежа на животе

г) лежа на носилках с приподнятым ножным концом

  1. Симптом закрытого пневмоторакса:

а) розовый цвет кожи

б) урежение пульса

в) коробочный звук при перкуссии

г) усиление дахательных шумов

  1. Состояние, при котором накладывают окклюзионную

повязку:

а) перелом ребер

б) сильное венозное кровотечение

в) закрытый пневмоторакс

г) открытый пневмоторакс

  1. Симптомы гемоторакса:

а) коробочный звук при перкуссии

б) тупой звук при перкуссии

в) болезненность грудной клетки

г) усиление дыхательных шумов

  1. Проникающие ранения живота - это повреждения …..

а) кожи

б) кожи и подкожной клетчатки

в) кожи, подкожной клетчатки и мышц брюшной стенки
г) кожи, подкожной клетчатки, мышц и брюшины

  1. Предоперационная подготовка при проникающих ранениях живота включает:

а) гигиеническую ванну и бритье волос на животе

б) бритье волос на животе и частичную обработку кожи

в) очистительную клизму и катетеризацию мочевого пузыря

г) промывание желудка и гигиеническую ванну

  1. При подозрении на перетонит следует ….

а) ввести обезбаливающее и госпитализировать больного

б) ввести антибиотики и положить грелку на живот

в) применить холод на живот и госпитализировать больного

г) сделать очистительную клизму и промывание желудка

  1. Оптимальный срок для операции при перитоните:

а) первые 6 часов

б) 12 часов

в) 24 часа

г) до 48 часов

11. Что такое гематома?

а) скопление крови, ограниченное тканями;

б) кровоизлияние в паренхиматозные органы;

в) скопление крови в полости сустава;

г) скопление крови в плевральной или брюшной полости.

12. На какие основные группы делятся все способы остановки кровотечений?

а) временные, окончательные;

б) физические, химические;

в) механические, биологические

г) доврачебные, врачебные.

13. Временный гемостаз осуществляется:

а) лигированием сосуда в ране;

б) наложением сосудистого шва;

в) протезированием сосуда;

г) давящей повязкой, жгутом, пальцевым прижатием;

14. Способ временной остановки наружного артериального

кровотечения

а) наложение давящей повязки

б) местное применение холода

в) пальцевое прижатие сосуда к кости

г) приподнятое положение конечности

15. Если кровь вытекает непрерывной струей темно-вишневого цвета то это -кровотечение

а) капиллярное

б) смешанное

в) венозное

г) артериальное

16. Индекс Алговера применяется для определения тяжести

а) дыхательной недостаточности

б) лучевых поражений

в) кровопотери

г) коматозного состояния

17. Для оценки состояния пострадавших на месте происшествия используют

а) измерение АД, подсчет пульса за 1 мин., аускультацию

б) расспрос, осмотр, пальпацию, подсчет пульса за 10-15 сек.

в) лабораторные экспресс-методы

г) УЗИ, рентгенографию, ЭКГ

18. К методам временной остановки кровотечения относится

а) перевязка сосуда в ране

б) перевязка сосуда на протяжении

в) наложение кровоостанавливающего зажима

г) форсированное сгибание конечностей

Выберите правильные ответы:

19. Признаки перитонита быстро нарастают при повреждении:

а) лёгких

б) желудка

в) толстого кишечника

г) тонкого кишечника

  1. При закрытой травме живота следует:

а) сделать обезболивание

б) обеспечить покой

в) не давать пить

г) наложить асептическую повязку


ВАРИАНТ №2

Выберите один правильный ответ

1. Гемоторакс — это скопление крови в:

а) капсуле сустава

б) плевральной полости

в) брюшной полости

г) околосердечной сумке

2. Давящую повязку накладывают при кровотечении из

а) геморроидальных узлов

б) вен голени

в) подколенной артерии

г) паренхиматозных органов

3. Кровотечение из плечевой артерии называется

а) наружным

б) внутренним

в) смешанным

г) скрытым

4. При легочном кровотечении выделяется кровь

а) алая и пенистая

б) типа «кофейной гущи»

в) темная, сгустками

г) темно-вишневого цвета

5. Больному с дегтеобразным стулом необходимо

а) положить грелку на живот

б) выполнить холодные ручные и ножные ванны

в) сделать очистительную клизму холодной водой

г) обеспечить покой, сообщить врачу

6. Алая кровь выделяется пульсирующей струей при кровотечении из

а) паренхиматозных органов

б) капилляров

в) артерий

г) вен

7. Сонная артерия при кровотечении из нее прижимается к

а) височной кости

б) углу нижней челюсти

в) поперечному отростку VI шейного позвонка

г) теменной кости

8. Подключичная артерия при кровотечении из нее прижимается к

а) углу нижней челюсти

б) ключице

в) VI шейному позвонку

г) I ребру

9. Артериальное кровотечение из раны в верхней трети предплечья можно остановить путем сгибания руки

а) в плечевом суставе

б) в плечевом и локтевом суставах

в) в локтевом суставе

г) в лучезапястном суставе

10. Признаком кровотечения в плевральную полость является

а) отставание больной стороны при экскурсии грудной клетки и притупление перкуторного звука

б) алая пенистая кровь из полости рта

в) рвота «кофейной гущей»

г) кровохарканье

11. При правильно наложенном артериальном жгуте отмечают

а) прекращение кровотечения

б) синюшность кожных покровов

в) отсутствие всех видов чувствительности ниже жгута

г) повышение температуры тканей ниже жгута

12. Индекс Альговера, используемый для оценки тяжести

кровопотери, — это отношение:

а) систолического давления к пульсу

б) пульса к систолическому давлению

в) пульса к диастолическому давлению

г) диастолического давления к пульсу

13. Причина смерти пострадавших в очаге поражения:

а) Нахождение в замкнутом помещении.

б) Большая влажность воздуха.

в) Механическая травма, электрошок, кровопотеря.

г) Недостаток пищи.

14. Медицинская сортировка представляет собой:

а) Распределение раненых и больных на группы по признаку нуждаемости в однородных лечебных мероприятиях.

б) Распределение раненых и больных по признаку нуждаемости в санитарной обработке.

в) Распределение раненых и больных по признаку нуждаемости в диетах.

г) Распределение раненых по признаку нуждаемости в автотранспорте.

15. Повязка, применяемая при носовом кровотечении

а) лейкопластырная

б) пращевидная

в) "уздечка"

г) циркулярная

16. Для спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях прежде всего играет роль

а) оснащенность медицинской службы

б) характер ЧС

в) оповещение населения

г) фактор времени

17. В мирное время для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях применяется система этапного лечения

а) одноэтапная

б) двухэтапная

в) трехэтапная

г) многоэтапная

18. Первая медицинская помощь при ранениях вен шеи

а) пальцевое прижатие

б) наложение давящей воздухонепроницаемой повязки

в) обезболивание

г) прошивание раны

Выберите правильные ответы:

  1. При закрытой травме живота следует:

а) сделать обезболивание

б) обеспечить покой

в) не давать пить

г) наложить асептическую повязку

  1. К симптомам перитонита относятся:

а) участие живота в акте дыхания

б) сухой язык

в) боли в эпигастральной области

г) резкое повышение температуры


Эталон ответов на тест

1 вариант

2 вариант

1

а

1

б

2

б

2

б

3

б

3

а

4

в

4

а

5

г

5

г

6

б

6

в

7

г

7

в

8

б

8

г

9

в

9

в

10

а

10

а

11

а

11

а

12

а

12

б

13

г

13

в

14

в

14

а

15

в

15

б

16

в

16

г

17

б

17

б

18

г

18

б

19

б,в,г

19

б,в

20

б,в

20

б,в,г






Приложение 5

Протокол учебного занятия

ФИО

Тест контроль

Практическая часть

Решение

задач

Итог

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





















Приложение 6

Критерии оценки учебного занятия

Критерии оценки за тестовые задания

За каждый правильный ответ 1 балл

Процент
результативности (правильных
ответов)

Качественная оценка
индивидуальных образовательных
достижений

балл
(отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

Критерии оценки манипуляционной техники

Критерии

Баллы

Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;

5

Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

4

Рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

3

Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами

2


Критерии оценки за устный ответ

При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:

– сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент

– системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки);

– понимание сущности педагогических явлений и процессов и их взаимозависимостей;

– умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения;

– умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).

Оценка «отлично»: 

Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Соблюдаются нормы литературной речи.

Оценка «отлично» предполагает глубокое знание всего курса, понимание всех явлений и процессов, умение грамотно оперировать медицинской терминологией. Ответ студента на каждый вопрос должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка «отлично» выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.

Оценка 5 («отлично») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала; 

– демонстрируют знание современной учебной и научной литературы; 

– способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; 

– владеют понятийным аппаратом; 

– демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики; 

Оценка «хорошо»:

Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи. 

Оценка «хорошо» ставится студенту за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых вопросов в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей. 

Оценка 4 («хорошо») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают твёрдое знание программного материала; 

– усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу; 

– способны применять знание теории к решению задач профессионального характера; 

– допускают отдельные погрешности и неточности при ответе. 

Оценка «удовлетворительно»:  Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. 

Оценка 3 («удовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

– в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

– в целом усвоили основную литературу; 

– допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета. 

Оценка «удовлетворительно» предполагает ответ только в рамках лекционного курса. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка «неудовлетворительно»: 

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы. Оценка «неудовлетворительно» ставится также студенту, списавшему ответы на вопросы и читающему эти ответы экзаменатору, не отрываясь от текста, а просьба объяснить или уточнить прочитанный таким образом материал по существу остается без ответа.

Оценка 2 («неудовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала; 

– допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы.