Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия
на тему: «Основы ЭКГ»
ПМ 01 Диагностическая деятельность
МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин
Тема 2.1 Диагностика в терапии
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Сатка 2022
Методическая разработка учебного занятия разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Организация–разработчик: ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж»
Р
азработчик: Тренина А. В. – преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………...…………… | 4 |
1 Цели учебного занятия …………………………………………… | 6 |
2 Осваиваемые компетенции ………………………………………. | 7 |
3 Материально-техническое обеспечение учебного занятия …….. | 8 |
4 Этапы планирования занятия ……………………………………. | 9 |
5 Методы обучения и методические приемы …………………….. | 11 |
6 Межпредметные связи …………………………………………… | 11 |
7 Методы контроля …………………………………………………. | 12 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………... | 13 |
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………….. | 14 |
Приложение 1 Срез знаний на тему «Основы ЭКГ» …………….… | 14 |
Приложение 2 Проведение электрокардиографии ………………… | 15 |
Приложение 3 Алгоритм расшифровки ЭКГ ………………………. | 17 |
Приложение 4 Задачи по ЭКГ ………………………………………. | 18 |
Приложение 5 Протокол занятия ………………………...…………. | 32 |
Приложение 6 Критерии оценки ……………………………………. | 33 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди заболеваний, с которыми сталкивается врач, немалый удельный вес составляют болезни сердечно-сосудистой системы (пороки сердца и сосудов, миокардиты и кардиомиопатии различного генеза, ИБС, гипертоническая болезнь).
Болезни сердечно-сосудистой системы встречаются как у лиц молодого возраста, так и у пожилых, поэтому диагностика, лечение и профилактика болезней сердечно-сосудистой системы становится не только медицинской, но и социальной проблемой.
Последние годы ознаменовались быстрым развитием кардиологии в области как диагностики, так и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. При этом электрокардиография, как и прежде, остается простым, но важным методом исследования.
История клинической электрокардиографии начинается с 1906 г, когда голландский физиолог Биллем Эйнтховен при помощи сконструированного им струнного гальванометра зарегистрировал у больного с патологией сердца первую ЭКГ. Тем самым Эйнтховен стал основателем современной электрокардиографии; за это достижение ему в 1924 г была присвоена Нобелевская премия в области медицины.
Методическая разработка учебного занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 31.02.01 Лечебное дело и программой ПМ 01 Диагностическая деятельность. МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин. Тема 2.1 Диагностика в терапии.
На данном занятии студенты демонстрируют знания, которые они приобрели при изучении темы «Основы ЭКГ». Студенты работают с тестовыми заданиями, проводят анализ ЭКГ по установленному стандарту, демонстрируют технику снятия ЭКГ, отвечают на устные вопросы по теме.
Для успешного освоения темы необходимы фундаментальные знания, прежде всего анатомии и основ физиологии сердечно-сосудистой системы. Используются знания, полученные на других дисциплинах общего профессионального цикла: «Пропедевтика клинических дисциплин», «Основы патологии».
Для данной темы предусмотрено 4 часа практического занятия. Внеаудиторная работа представлена в форме презентаций, сообщений, составление кроссвордов по теме.
1 Цели учебного занятия
-
Учебные (дидактические) цели:
– проверить уровень знаний студентов по теме практического занятия;
– углубить, систематизировать и обобщить знания по теме «Основы ЭКГ»;
– изучить алгоритм анализа ЭКГ.
2 Развивающие цели:
– способствовать развитию клинического мышления;
– способствовать развитию памяти и речи;
– развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.
3 Воспитательная цель:
– стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу.
В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:
Знать:
– методику анализа ЭКГ;
– определение понятиям «ЭКГ», «Синусовый ритм», «Электрическая ось сердца».
Уметь:
– провести запись ЭКГ с помощью электрокардиографа;
– анализировать полученную электрокардиограмму;
– определять синусовый и несинусовый ритм сердца.
2 Осваиваемые компетенции
Осваиваемые профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих общих компетенций, включающих в себя способность:
OK 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
OK 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
OK 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
OK 4 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
OK 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
OK 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
OK 7 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
3 Материально-техническое обеспечение учебного занятия
Материальное обеспечение учебного занятия:
1. Методическая разработка учебного занятия «Основы ЭКГ» (для преподавателя).
2. Учебно-методическая разработка учебного занятия «Основы ЭКГ» (для студентов).
2. Ноутбук.
3. Телевизор.
4. Hdmi кабель.
5. Программа для демонстрации презентаций PowerPoint.
6. Тестовые задания.
7. Карточки с заданиями для студентов (пленки ЭКГ с нормальным синусовым ритмом, алгоритм регистрации ЭКГ с помощью портативного кардиографа).
8. Оснащение для выполнения зачетной практической манипуляции (электрокардиограф одно-трехканальный ЭК ЗТ-01-«Р-Д»/3, термобумага рулонная шириной 57 мм, гель, сухие одноразовые бумажные салфетки, одноразовая пеленка, шариковая ручка синего цвета, кушетка).
Тип занятия: практическое занятие.
Место проведения: кабинет практических занятий.
Количество часов: 180 минут.
Распределение рабочего времени на учебном занятии:
1. Организационный момент – 5 минут.
2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут.
3. Изложение темы, цели и плана занятия – 15 минут.
4. Эвристическая беседа – 30 минут.
5. Демонстрационная часть – 25 минут.
6. Оформление манипуляционных тетрадей – 15 минут.
7. Самостоятельная работа студентов (снятие ЭКГ, анализ кардиограмм с нормальным синусовым ритмом по установленному стандарту) – 55 минут.
8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 15 минут.
9.Задание на дом – 5 минут.
4 Этапы планирования занятия
Таблица 1
Этапы планирования занятия
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Цели | Время |
1. Организационный момент | Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих | Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный | Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов | 5 минут |
2. Контроль исходного уровня знаний | Срез знаний по типу вопрос-ответ (Приложение 1) | Заполняют протокол. Устно дают правильный ответ | Проверить уровень знаний перед занятием | 15 минут |
3. Изложение темы, цели и плана занятия | Сообщает тему, цель и план занятия. Кратко объясняет тему занятия. | Слушают. | Раскрыть значимость темы в будущей профессии фельдшера. Подготовка к предстоящей работе. | 15 минут |
4.Эвристическая беседа | Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки | Слушают, отвечают, дают полные ответы | Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов. Научить выступать перед аудиторией | 30 минут |
5. Демонстрационная часть | Демонстрирует практические навыки: методика записи ЭКГ (Приложение 2). | Внимательно следят за манипуляционной техникой | Облегчить восприятие и осмысление материала. Научить клиническому мышлении. | 25 минут |
6.Оформление манипуляционных тетрадей | Раздает студентам описание манипуляции (Приложение 2, Приложение 3) | Вдумчиво переписывают. Выполняют манипуляции. | Закрепить навыки, полученные в ходе занятия. | 15 минут |
7.Самостоятельная работа студентов | Предлагает самостоятельно провести запись ЭКГ на статисте, с последующим обсуждением. Предлагает студентам провести анализ ЭКГ с нормальным синусовым ритмом по установленному стандарту (Приложение 4) | Самостоятельно проводят запись ЭКГ на статисте. Самостоятельно проводят анализ кардиограмм, записывают результат в баллах в протокол. | Проверить и закрепить полученные знания. | 55 минут |
8. Подведение итогов занятия, выставление оценок | Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов (Приложение 5, Приложение 6) | Слушают, подсчитывают баллы | Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов | 15 минут |
9. Задание на дом | Сообщает домашнее задание к следующему занятию. | Слушают, записывают. | Подготовка к следующему занятию. | 5 минут |
5 Методы обучения и методические приемы
Методические приемы:
-
Объяснение.
-
Демонстрация слайдов.
-
Беседа.
-
Работа с методическим сопровождением.
Таблица 2
Методы обучения
Метод | Основное назначение | Уровни усвоения | Приемы |
Объяснительно-иллюстративный; | Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала | Воспроизведение Умения и навыки | Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций |
Репродуктивный | Формирование умений и навыков использования полученных знаний | Воспроизведение Умения и навыки | Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму |
Частично – поисковый | Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов | Воспроизведение Умения и навыки | Эвристическая беседа, обобщение |
Применение различных методов способствует созданию рабочей обстановки, творческой активности и заинтересованности студентов.
6 Межпредметные связи
1 Предшествующие:
– анатомия с физиологией;
– пропедевтика клинических дисциплин.
2 Сопутствующие:
– гериатрия;
3 Последующие:
– государственная итоговая аттестация;
– первичная аккредитация;
– первичная специализированная аккредитация.
7 Методы контроля
-
Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тестирование).
-
Устный.
-
Фронтальный опрос – беседа преподавателя с группой.
-
Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.
-
Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе при решении ситуационных задач и выполнении практических манипуляций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Зудбинов, Ю. А. Азбука ЭКГ / Ю. А. Зудбинов. – Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 160 с.
-
Меньшикова, И. Г. Основы клинической электрокардиографии : учеб. пособие / И. Г. Меньшикова, Е. В. Магаляс, И. В. Скляр и др. – Благовещенск, 2021. – 110 с.
-
Мешков, А. П. Азбука клинической электрокардиографии /
А. П. Мешков. – М. : Медицина, 2018. – 149 с.
-
Соболев, С. М. Основы электрокардиографии / С. М. Соболев. – Витебск : ВГМУ, 2021. – 83 с.
-
Шубик, Ю. В. Суточное мониторирование ЭКГ при нарушениях ритма и проводимости сердца / Ю. В. Шубик. – СПб. : Инкарт, 2020. – 216 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Срез знаний на тему «Основы ЭКГ»
1 Регистрация электрических токов, возникающих в работающем сердце, называется … (электрокардиография)
2 Любой сердечный ритм, при котором деполяризация сердечной мышцы начинается в синусовом узле называется … (синусовый ритм)
3 Какой зубец в норме стоит перед каждым комплексом QRS (зубец Р)
4 За возбуждение чего отвечает комплекс QRS на ЭКГ? (возбуждение желудочков)
5 Аритмия – это … (нарушение ритма сердца)
6 Длительность зубца Р в норме? (0,1 сек)
7 За что отвечает интервал PQ? (проведение возбуждения по АВ-узлу)
8 Длительность интервала PQ в норме? (0,08 сек)
9 Какой зубец отвечает за реполяризацию желудочков? (зубец Т)
10 Норма ЧСС у взрослого человека? (60-80 в мин)
Приложение 2
Проведение электрокардиографии
№ п/п | Перечень практических действий | Форма представления |
-
| Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль | Сказать |
-
| Попросить пациента представиться | Сказать |
-
| Сверить ФИО пациента с медицинской документацией | Сказать |
-
| Сообщить пациенту о предстоящей процедуре | Сказать |
-
| Объяснить ход и цель процедуры | Сказать |
-
| Объяснить пациенту о поведении в процессе обследования | Сказать |
-
| Указать на полную безопасность и безболезненность обследования | Сказать |
-
| Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру | Сказать |
-
| Предложить (помочь) пациенту раздеться до пояса и обнажить область голени | Выполнить/ сказать |
-
| Снять кольца и браслеты | Сказать |
-
| Покрыть кушетку одноразовой простыней | Выполнить |
-
| Уложить пациента на кушетку/Предложить пациенту лечь на кушетку | Выполнить/сказать |
-
| Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком) | Выполнить/ сказать |
-
| Проверить готовность прибора к работе (исправность прибора, наличие кардиографической ленты, зарядки аккумулятора) | Выполнить |
-
| Обезжирить места наложения электродов дезинфицирующим средством | Выполнить |
-
| Нанести на пластинчатые электроды гель и установить их в следующем порядке: | Выполнить |
-
| Красный - правое предплечье | Выполнить |
-
| Желтый - левое предплечье | Выполнить |
-
| Зеленый - левая голень | Выполнить |
-
| Черный - правая голень | Выполнить |
-
| Перед наложением электродов необходимо смочить электроды гелем или раствором электролита | Выполнить |
-
| На грудь установить шесть грудных электродов, используя резиновые груши-присоски в следующем порядке: V1 - четвертое межреберье справа от грудины | Выполнить |
-
| V2 - четвертое межреберье слева от грудины | Выполнить |
-
| V3 - между V2-V4 | Выполнить |
-
| V4 - пятое межреберье по левой средней ключичной линии; | Выполнить |
-
| V5 - пятое межреберье по левой передней подмышечной линии | Выполнить |
-
| V6 - пятое межреберье по левой средней подмышечной линии | Выполнить |
-
| Произвести регистрацию ЭКГ | Сказать |
-
| Включить тумблер электрокардиографа | Выполнить |
-
| Нажать кнопку «пуск» и провести последовательно запись ЭКГ во всех стандартных и грудных отведениях | Выполнить |
-
| По завершению процедуры выключить тумблер электрокардиографа | Выполнить |
-
| Снять электроды с пациента | Выполнить |
-
| Удалить гель с кожи пациента с помощью марлевых салфеток | Выполнить |
-
| Использованные салфетки утилизировать в мешок с отходами класса Б | Выполнить |
-
| Предложить (помочь) пациенту встать с кушетки | Выполнить/ сказать |
-
| Предложить (помочь) пациенту одеться | Выполнить/ сказать |
-
| Уточнить у пациента его самочувствие | Сказать |
-
| Сообщить пациенту результаты обследования | Сказать |
-
| Попрощаться с пациентом | Сказать |
-
| Вскрыть упаковку с салфеткой с антисептиком | Выполнить |
-
| Извлечь из упаковки салфетку с антисептиком | Выполнить |
-
| Поместить упаковку салфетки с антисептиком в ёмкость-контейнер для медицинских отходов класса «А» | Выполнить |
-
| Обработать электроды антисептиком | Выполнить/ сказать |
-
| Поместить салфетку с антисептиком в ёмкость- контейнер для медицинских отходов класса «Б» | Выполнить |
-
| Поместить одноразовую простыню в емкость-контейнер для медицинских отходов класса «Б» | Выполнить |
-
| Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком) | Выполнить/ сказать |
-
| Подписать ЭКГ (Ф.И.О., возраст, дата, время регистрации ЭКГ) | Выполнить |
-
| Сделать соответствующую запись о результатах обследования в медицинскую карту пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях (форма 025/у) | Выполнить/ сказать |
Приложение 3
Алгоритм расшифровки ЭКГ
1. Определение ритма и его ЧСС (источник ритма, регулярность, ЧСС или ЧСЖ).
2. Положение ЭОС.
3. Оценка интервалов и выявление блокад (оценить Р, PQ, QRS, QT, RR).
4. Оценить смещение сегмента ST.
5. Выявление патологических з. Q,
6. Оценка зубца Т.
7. Выявление признаков гипертрофии миокарда.
8. Выявление ЭКГ-синдромов.
9. Оценка ЭКГ в динамике.
10. Заключение.
Приложение 4
З
адачи по ЭКГ
О
твет
О
твет
О
твет
О
твет
О
твет
О
твет
О
твет
Приложение 5
Протокол занятия
ФИО | Срез знаний | Практическая часть | Расшифровка ЭКГ | Итог |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
Приложение 6
Критерии оценки
Критерии оценки за срез знаний.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Критерии оценки манипуляционной техники
Критерии | Баллы |
Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются; | 5 |
Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога; | 4 |
Рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; | 3 |
Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами | 2 |
Критерии оценки за устный ответ
При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:
– сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент
– системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки);
– понимание сущности педагогических явлений и процессов и их взаимозависимостей;
– умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения;
– умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).
Оценка «отлично»:
Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Соблюдаются нормы литературной речи.
Оценка «отлично» предполагает глубокое знание всего курса, понимание всех явлений и процессов, умение грамотно оперировать медицинской терминологией. Ответ студента на каждый вопрос должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка "отлично" выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.
Оценка 5 («отлично») ставится студентам, которые при ответе:
– обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;
– демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;
– способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
– владеют понятийным аппаратом;
– демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;
Оценка «хорошо»:
Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи.
Оценка «хорошо» ставится студенту за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых вопросов в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей.
Оценка 4 («хорошо») ставится студентам, которые при ответе:
– обнаруживают твёрдое знание программного материала;
– усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу;
– способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;
– допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.
Оценка «удовлетворительно»:
Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи.
Оценка 3 («удовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:
– в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;
– в целом усвоили основную литературу;
– допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета.
Оценка "удовлетворительно" предполагает ответ только в рамках лекционного курса. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.
Оценка «неудовлетворительно»:
Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы. Оценка «неудовлетворительно» ставится также студенту, списавшему ответы на вопросы и читающему эти ответы экзаменатору, не отрываясь от текста, а просьба объяснить или уточнить прочитанный таким образом материал по существу остается без ответа.
Оценка 2 («неудовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:
– обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала;
– допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы.
20