СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия по теме «Угловые измерения»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока повторения  обобщения знаний  по теме «Угловые измерения» с целью систематизации знаний и умений, восполнения пробелов, более глубокое раскрытия основных положений и узловых вопросов темы урока и раздела «Угловые измерения».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по теме «Угловые измерения»»

ГБПОУ «Самарский энергетический колледж»

Методическая разработка учебного занятия






Методическая разработка учебного занятия

по дисциплине Геодезия


Специальности:

21.02.08 «Прикладная геодезия».










Самара, 2019


Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 21.02.08 «Прикладная Геодезия» (базовый уровень), рабочей программы учебной дисциплины Геодезия


Разработчик:

Преподаватель ГБПОУ «СЭК» О.И.Смолькина

Одобрено на заседании кафедры Протокол от 24.09.2019 № 2









Содержание





  1. Введение.

  2. План учебного занятия.

  3. Ход учебного занятия.

  4. Технологическая карта конструирования учебного занятия. 5. Заключение




























1. Введение


Данная методическая разработка предназначена для проведения урока повторения  обобщения знаний  по теме «Угловые измерения» с целью систематизации знаний и умений, восполнения пробелов, более глубокое раскрытия основных положений и узловых вопросов темы урока и раздела «Угловые измерения».

           


2. План учебного занятия


Тема: Угловые измерения

Цели учебного занятия:

Обучающие:

- изучить теоретический и практическим материал по теме;

- научить работать с источниками.

Развивающие:

- развивать навыки самостоятельной работы;

- развивать коммуникабельность, ответственность;

Воспитательные:

- воспитывать способность к самостоятельной работе;

- воспитывать дисциплинированность и организованность.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Метод обучения: диалогический.

Межпредметные связи: «Математика».

Материально-техническое оснащение урока:

- презентация в Power Point;

- компьютер, проектор, экран;

- теодолит 2Т-30;

- раздаточный материал.

Опережающее задание для обучающихся: Д/З Основные части и оси теодолита. Устройство теодолита.

Проверка знаний обучающихся.

Фронтальный устный опрос (Слайд 1-5)


1. Укажите на рисунке 1 цилиндрический уровень на алидаде
горизонтального круга теодолита.
1. 11; 2. 12; 3. 4.

Предполагаемый ответ: 2




2. Укажите на рисунке 1 винт, с помощью которого устанавливают
зрительную трубу на четкое изображения предмета:
1. 1; 2. 2; 3. 3.

Предполагаемый ответ: 1

3. Для горизонтирования теодолита используют винты:

Предполагаемый ответ: 3

4. Укажите на рисунке дальномерные штрихи сетки нитей:
1. 1 2. 3; 3. 4.

Предполагаемый ответ: 1

5. Проверка правильности расположения осей теодолита

Предполагаемый ответ: 1






Методическое обеспечение:

  1. Перфилов В.Ф. Геодезия: Учеб.для вузов.-М.:Высш.шк.,2008. – 350 с.:

  2. Киселёв М.И., Лукьянов В.Ф.:Лабораторный практикум по геодезии: Учеб. пособие. – М.: Стройиздат, 1987. – 208 с.

  3. Киселев М.И. Геодезия: Учеб.для студ.сред.проф образования.- М.:Академия,2008. -384 с.

  4. Паспорт теодолит 2Т30

  5. Руководство по эксплуатации. Оптический теодолит PROF X15




3. Ход учебного занятия.

Этап 1. Организационная часть.

Проверка явки. Объявление темы и цели занятия.

Этап 2. Мотивация обучающихся. Видеоролик

Этап 3. Повторение пройденного материала.

Проверка знаний обучающихся. Угловые измерения.

Фронтальный устный опрос Этап 4. Изложение нового материала.

План занятия (Слайд 6):

Изложение нового материала, применяемая методика

  1. Общие указания к снятию отсчетов;

  2. Правила измерения горизонтального угла.





Изложение нового материала, применяемая методика

Использование теодолита


1. Установка штатива

Установите штатив над измеряемым пунктом (станцией) так, чтобы его ножки были равноудалены от него.

Место установки должно быть, насколько возможно, ровным. Ослабьте зажимные винты на штативе, выдвиньте ножки на необходимую высоту и закрепите их теми же винтами.

Углубите ножки штатива в грунт так, чтобы он был надежно установлен для выполнения съемочных работ.





2. Установка инструмента на штатив

Установите инструмент на площадке штатива, приблизительно над точкой и закрепите его при помощи станового винта.


3.Приведение инструмента к горизонту

Используя круглый уровень и подъемные винты трегера грубо отгоризонтируйте теодолит, а затем выполните точную установку и центровку при помощи цилиндрического уровня при алидаде и ножек штатива.

Горизонтирование прибора круглым уровнем: Поворачивая винты 1 и 2, как показано на рисунке, добейтесь, чтобы пузырек переместился как можно ближе к центру уровня и затем поворотом винта 3 добейтесь, чтобы пузырек был точно в центре уровня.

Горизонтирование прибора цилиндрическим уровнем: Поверните алидаду теодолита так, чтобы цилиндрический уровень был параллелен линии, соединяющей центр любых двух подъемных винтов.

В это же время, поворачивая эти винты в противоположные стороны, переместите пузырек в центр ампулы. После этого, поверните алидаду прибора на 90 градусов.

Поворачивая третий винт, добейтесь положения пузырька уровня точно по центру ампулы. Повторите описанную процедуру несколько раз так, чтобы смещение пузырька не превысило одно деление ампулы при любом угле поворота прибора.

4.Установка инструмента над пунктом.

Используя оптический центрир теодолита необходимо добиться совпадения вертикальной оси вращения прибора с центром пункта. Выдвигая на себя или задвигая от себя окуляр центрира, добейтесь четкого изображения пункта. Вращением подъемных винтов трегера совместите изображение пункта с центром круга сетки нитей центрира. Путем регулировки длины ножек штатива, приведите пузырек уровня при алидаде в ноль – пункт (центр уровня). Если центр сетки нитей отклонится от изображения пункта, совместите его путем перемещения прибора по площадке штатива. Закрепите теодолит становым винтом и проверьте положение уровня при помощи подъемных винтов трегера. Повторите вышеуказанные действия, повернув алидаду на 180 градусов.

5.Освещение

Поверните зеркало по направлению к свету и добейтесь равномерного освящения шкал должным образом.


4.1 Общие указания к снятию отсчетов


Горизонтальный круг, состоящий из лимба - оцифрованной по ходу часовой стрелки круговой полосы с градусными делениям. Горизонтальный и вертикальный круги проградуированы через 1°. Горизонтальный круг имеет круговую оцифровку от 0 до 359°, а вертикальный – секторную от 0 до 75° и от –0 до –75°.

В поле зрения микроскопа видны две шкалы: буквой В обозначена шкала вертикального круга, буквой Г – шкала горизонтального круга. Подписан каждый градус. Цена наименьшего деления – 5 мин. Отсчет производится с точностью до одной минуты, при этом десятые доли пятиминутного деления оцениваются «на глаз».


4.2 Правила измерения горизонтального угла.


Горизонтальный угол можно померить двумя способами:

Способом приема – угол измеряется дважды – при КЛ и КП и вычисляется среднее значение.

Способом от ноля - ноль алидады совмещают с нулем лимба


^ Измерение горизонтального угла способом «от нуля».

Наиболее постой способ совмещение нулей лимба и алидады или «от нуля» в этом случае нуль алидады совмещают с нулем лимба. Алидаду закрепляют оставляя незакрепленным лимб. Трубу наводят на визирную цель и закрепляют лимб. После этого алидаду открепляют наводят трубу на другую визирную цель и закрепляют алидаду. Отсчет на лимбе даст значение измеряемого угла. Как правило отсчеты по лимбу производят дважды.

Измеряемый угол АОВ, задней точкой является А, передней – В. Направление хода и угол β, который нужно измерить, показаны на рисунке





В первом полуприёме угол измеряют при круге лево (КЛ). Вначале трубу наводят на заднюю точку А и берут отсчёт в микроскопе по горизонтальному кругу, далее открепляют алидаду, наводят трубу на переднюю точку В и берут отсчёт по горизонтальному кругу. Следует обратить внимание на то, чтобы в течение всего полуприёма лимб оставался неподвижным. Если случайно будет повёрнут закрепительный или микрометренный винт лимба, наблюдение в полуприёме следует произвести заново. Затем вычисляют величину угла в полуприёме, как разность отсчётов: отсчёт «назад» минус отсчёт «вперёд». Если отсчёт на заднюю точку окажется меньше отсчёта на переднюю точку, то к отсчёту «назад» необходимо прибавить 360°.

Полученную величину угла в полуприёме КЛ записывают в соответствующую графу журнала, и переходят ко второму полуприёму КП.

Выполняют аналогичные действия. Угол вычисляют так же, как и в полуприёме КЛ. Если расхождение в величинах угла при КЛ и КП не превышает 2t, где t – точность прибора, вычисляют среднее значение угла. В противном случае нужно сделать ещё один полуприём, добиваясь указанной точности результатов.










Журнал измерения горизонтальных углов


Точки

Отсчеты по горизонтальному кругу

Угол в полуприеме

Среднее из углов

стояния

наблюдения

О


КП

(3)

(7)

А

(1)

В

(2)


КЛ

(6)

А

(4)

В

(5)



Примечание: цифры в скобках указывают последовательность записей.
За окончательное значение принимается среднее арифметическое из значений угла, полученных в двух полуприемах.

Инструмент не снимают со станции до тех пор, пока не будет вычислено среднее значение угла.

На точность измерения горизонтальных углов влияют следующие основные погрешности:

1) центрирования (установка оси вращения теодолита над вершиной измеряемого угла, максимальное значение которой равняется Δсp/d),

2) редуцирования (внецентренное положение визирной цели, вычисляемой по формуле аналогичной погрешности центрирования),

3) визирования (зависит от увеличения зрительной трубы и составляет величину 60"/v),

4) отсчетов на лимбе, принимаемой равной половине точности отсчетного устройства, т.е. mo= t/2.



Этап 5. Закрепление

Выполнение студентами теста по теме занятия.


Ответы:

1 - 2

2 – 2

3 - 1

4 – 1

5 – 2

6 – 3




Критерии оценивания теста


Оценка 5 «отлично» выставляется при правильном ответе на 6 вопросов.

Оценка 4 «хорошо» выставляется при правильном ответе на 4-5 вопросов.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется при правильном ответе на 2-3 вопроса.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется при ответе менее чем на 2 вопроса.


Этап 6. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Обсуждение нового материала, изложенного преподавателем и студентами. Обмен впечатлениями после проведенного учебного занятия. Домашнее задание.





Домашнее задание. (слайд 16)

- конспект лекций;

  1. Перфилов В.Ф. Геодезия: Учеб.для вузов.-М.:Высш.шк.,2008. – 350 с.:

  2. Киселёв М.И., Лукьянов В.Ф.:Лабораторный практикум по геодезии: Учеб. пособие. – М.: Стройиздат, 1987. – 208 с.



























4. Технологическая карта конструирования урока с использованием средств ИКТ и ОЭР

Дисциплина, группа

Геодезия гр. 21ПГ

Тема учебного занятия

Угловые измерения

Актуальность использования средств ИКТ

Наглядность, усиливается зрительное восприятие материала.

Цели учебного занятия

обучающие

развивающие

воспитательные


- изучить теоретический материал по теме;

- научить работать с источниками.


- развивать навыки самостоятельной работы;

- развивать коммуникабельность, ответственность;

- развивать чувство дисцеплинарности;


-воспитывать способность к самостоятельной работе;

края;

- воспитывать дисциплинированность и организованность.

Вид, используемых на занятии средств ИКТ

- Презентация в PowerPoint;

- Универсальные (компьютер, проектор, экран).

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

-Мультимедийный компьютер;

- Теодолит 2Т-30;

- Литература:

  1. Перфилов В.Ф. Геодезия: Учеб.для вузов.-М.:Высш.шк.,2008. – 350 с.:

  2. Киселёв М.И., Лукьянов В.Ф.:Лабораторный практикум по геодезии: Учеб. пособие. – М.: Стройиздат, 1987. – 208 с.

  3. Киселев М.И. Геодезия: Учеб.для студ.сред.проф образования.- М.:Академия,2008. -384 с.

  4. Паспорт теодолит 2Т30

  5. Руководство по эксплуатации. Оптический теодолит PROF X15


Организационная структура учебного занятия

Этап 1. Организация начала занятия

Задачи

Подготовка студентов к работе на занятии.

Длительность этапа

5 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

 Организация студентов, объявление темы и цели занятия.

Этап 2. Мотивация студентов.

Задачи

Мотивация студентов.

Длительность этапа

15 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Фрагмент из видеофильма

Этап 3. Повторение пройденного материала.

Задачи

Повторение пройденного материала.

Длительность этапа

20 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Ответы студентов

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Комментарии студентов, добавлении к ответам

Этап 4. Изложение нового материала.

Задачи

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Длительность этапа

20 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрации презентации


Форма организации деятельности учащихся

Коллективная


Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Изложение нового материала.

Этап 5. Закрепление

Задачи

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Длительность этапа

10 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Контроль.




5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В представленной методической разработке реализована задача усовершенствования методики изучения нового материала с применением современных средств предоставления информации, визуализации излагаемого материала, для освоения необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности компетенций.

Для объективного анализа качества усвоения материала разработан перечень вопросов для актуализации опорных знаний студентов и предложена мотивация, для осознанного изучения нового материала.

Изложение нового материала проведено по плану, который позволяет студентам последовательно и подробно изучить область применения полученных ими знаний, изучить методику измерения горизонтальных углов, снятия отсчетов и вычисления среднего горизонтального угла.

Способ предоставления информации осуществляется с помощью презентации Microsoft PowerPoint, в которой предлагается фото и видеоматериал, позволяющий преподавателю излагать материал с практической направленностью в области геодезии.

В заключительной части разработана методика, направленная на объективный контроль полученных студентами знаний, путем выполнения индивидуальных заданий.

В результате работы над методической разработкой был применен комплексный подход в использовании современных методов предоставления информации, применения прогрессивных методов обучения, объективной оценке полученных знаний студентами, что подтверждает необходимость применения современных IT -технологий в сфере образования и способствует усовершенствованию методики изучения нового материала.

Список литературы:

  1. Перфилов В.Ф. Геодезия: Учеб.для вузов.-М.:Высш.шк.,2008. – 350 с.:

  2. Киселёв М.И., Лукьянов В.Ф.:Лабораторный практикум по геодезии: Учеб. пособие. – М.: Стройиздат, 1987. – 208 с.

  3. Киселев М.И. Геодезия: Учеб.для студ.сред.проф образования.- М.:Академия,2008. -384 с.

  4. Паспорт теодолит 2Т30

  5. Руководство по эксплуатации. Оптический теодолит PROF X15

1