СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия по профильному труду "Столярное дело" в 5 классе на тему: «Соединение деталей с помощью шурупов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по профильному труду "Столярное дело" в 5 классе на тему: «Соединение деталей с помощью шурупов»»

ГКОУ «Варнавинская Школа – интернат»













Методическая разработка учебного занятия

по

профильному труду «Столярное дело»

в 5 классе

на тему:

«Соединение деталей с помощью шурупов»








Разработал: Хрычёв С. Ю.


















Варнавино.

Тема урока: Соединение деталей с помощью шурупов.


Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Формы проведения урока: фронтальная, групповая.

Цели урока:

создание условий для формирования навыков соединения деталей с помощью шурупов на уроках трудового обучения в 5 классе

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учеников с видами шурупов; научить учащихся правильно подбирать шурупы для соединения деталей изделия; познакомить учащихся с правилами безопасной работы.

Коррекционно - развивающие: развивать внимание, глазомер, точность при выполнении учебных действий, способствовать развитию технического мышления.

Воспитательные: воспитывать добросовестное отношение к выполняемым заданиям.

Планируемые образовательные результаты урока:

Личностные:

  • Овладение основами научной организации умственного и физического труда;

  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • Бережное отношение к оборудованию;

  • Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные:

  • Алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности;

  • Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

  • Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

  • Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.

Предметные:

  • Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

  • Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  • Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности, правил санитарии и гигиены;

  • Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, наборы различных видов шурупов, шило, буравчик, зенковка, аккумуляторная дрель – шуруповерт, набор сверл по дереву, набор отверток, материал для выполнения тренировочных упражнений, заранее изготовленные заготовки для выполнения практических работ.


План урока.

  1. Орг. момент (1 мин.)

  2. Актуализация знаний. (6 мин.)

  3. Изучение нового материала. (13 мин)

  4. Закрепление знаний. (17 мин.)

  5. Д/з. (1 мин.)

  6. Рефлексия. (2 мин.)

Ход урока.

1.Организационный момент(1 мин.)

  • Приветствие учащихся и проверка посещаемости.

  • Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

  • Назначение дежурных.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

(Слайд 1)

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу(6 мин.)

Цели: выяснить степень усвоения обучающимися заданного на дом материала по теме «Соединение деталей с помощью шурупов».

Задачи: добиться усвоения заданного на дом материала всеми обучающимися.

Методы обучения: работа по карточкам.

Критерии достижения целей и задач: «++» – если обучающийся дал полный ответ на вопрос; «+» – если ответ обучающегося был не полным; «-» – если обучающийся не смог ответить на вопрос.

Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель раздает карточки с заданиями:


Карточка №1



Те обучающиеся, которые в ходе опроса получили «-», услышав правильные ответы осознают их и постараются запомнить; учитель рекомендует таким обучающимся проработать этот материал дома повторно. Положительная оценка ответов обучающихся будет способствовать стимулированию их учебной активности на уроке. Обучающиеся, получившие отрицательный результат в ходе опроса, тоже получают мотивацию исправиться на следующих этапах данного урока.


3.Изучение нового учебного материала(13 мин).

Цели: ознакомить учащихся со способом соединения деревянных деталей шурупами, расширить знания о различных видах шурупов, воспитывать аккуратность в работе, развивать кругозор, интерес к предмету.

Задачи: сообщить обучающимся тему урока; научить обучающихся правильно соединять деревянные детали шурупами.

Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, беседа, рассказ, работа с книгой.

Критерии достижения целей и задач: «+» - внимательная, активная работа на данном этапе; «-» - невнимательная, пассивная работа.

Учитель сообщает тему урока (записывает её на доске): «Соединение деталей с помощью шурупов». Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.

Учитель: На предприятиях деревообрабатывающей промышленности сборочные работы с помощью шурупов производят столяры и сборщики изделий из древесины. Такую профессию получить вам под силу. Нужно научиться соединять детали шурупами, и вы – уже почти столяры. А учиться будем сейчас на уроке.

Соединение шурупами является более прочным, чем гвоздями.

(Слайд 2)

Демонстрация различных видов шурупов. Как и гвозди, шурупы – стандартные детали. В зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и толщины, а также с различной формой головки:

  • полукруглой,

  • потайной,

  • полупотайной.

Чаще всего используют шурупы с потайной головкой, так как она не выступает над поверхностью детали. Головки шурупов имеют шлицы (прямые или крестообразные канавки) для отвертки. Термин «шлиц» образован от немецкого слова, означающего «щель», «паз». При выборе шурупа нужно учитывать, что его длина должна быть в 2 - 3 раза больше толщины более тонкой соединяемой детали. Однако шуруп не должен проходить основную (более толстую) деталь насквозь.

(Слайд 3, 4, 5).

При соединении крупных деталей используют шурупы большого размера с квадратной или шестигранной головкой под гаечный ключ. У них необычное название – глухари.

Шурупы для дерева имеют острый кончик, поэтому они входят в материал как клин и расщепляют его. Особой нагрузке подвергается материал, когда в него входит стержень шурупа.

В настоящее время наряду с шурупами широко применяются саморезы.

В отличие от шурупов у саморезов винтовая нарезка начинается от самой головки стержня.

(Слайд 6).

Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей. В более тонкой детали сверлят сквозное отверстие диаметром, немного большим диаметра шурупа.

В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для тонких шурупов отверстия можно проколоть шилом.

Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают сверлом большего диаметра или специальным инструментом – зенковкой – расширяют входное отверстие.

Термины «зенкование» и «зенковка» происходят от немецкого слова, означающего в переводе «углублять». Диаметры сверла и зенковки должны быть равны диаметру головки шурупа.

После подготовки деталей шуруп ставят в отверстие и завинчивают отверткой по часовой стрелке. Важен также выбор правильной отвертки. Если вы возьмёте отвертку не того размера, вы можете повредить ею шлиц на головке шурупа, после чего, даже применяя силу, закрутить его будет невозможно.

(Слайд 7).

Физминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь вновь за дело!

(Слайд 8).

Правила техники безопасности:

1) При ввинчивании нельзя держать шуруп рукой.

2) Нужно пользоваться исправной отвёрткой, точно подходящей к шлицу шурупа.

3) Ось отвёртки, вставляемой в прорезь шурупа, должна быть продолжением оси шурупа.

4) Нажимать на отвёртку нужно равномерно, так как она может выскочить из головки шурупа.

5) Держать отвёртку следует двумя руками: левая направляет её, а правая вращает.

6) Шуруп ввинчивать нужно под прямым углом к поверхности древесины.

7) Нельзя использовать шурупы с рванными прорезями, затупленным острием или сбитым шлицом.

8) После вворачивания шурупа заусенец на головке надо обязательно удалить шлифовальной шкуркой или напильником.


Демонстрация соединения деталей шурупами.


(Слайд 9).

4.Закрепление учебного материала(20 мин).

Цели: познакомить обучающихся с соединениями деревянных деталей шурупами.

Задачи: научить обучающихся собирать изделия шурупами.

Методы обучения: практическая работа.

Критерии оценки качества работы обучающегося:

1.правильная организация рабочего места;

2.аккуратность и правильность соединения деталей во время сборки изделия;

3.соблюдение правил безопасной работы.

Учитель в оценочном листе практической работы обучающегося (приложение 4) ставит «+» за положительную оценку соответствующего критерия и «-» - за отрицательную оценку. Затем итоговое количество «+» учитель переносит в оценочный лист (приложение 1) в колонку «Закрепление учебного материала».

У каждого обучающегося на столе помимо принадлежностей для практической работы, тетрадей и канцелярских принадлежностей должна быть инструкция по выполнению практической работы.

(Слайд 10).

В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и контролирует правильность выполнения и соблюдение правил техники безопасности на уроке.

Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки за работу на уроке.

(Слайд 11).

5.Задание на дом(1 мин).

Цели самостоятельной работы для учащихся: изучить параграф 1 учебника, ответить на вопросы 1-6 на странице 9 учебника; выучить значение новых слов.

Цели учителя: расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к предмету, закрепление материала по изученной теме.

Критерии успешного выполнения домашнего задания:

1.осознанное изучение материала параграфа 1;

2.правильные ответы на вопросы 1-6 на странице 9 учебника;

3. запоминание значения новых слов;

6. Рефлексия (2 мин).

Надо привести в порядок свои рабочие места, собранные изделия убираем в отведенные для этого места.

Молодцы, за урок СПАСИБО.

Список использованных печатных источников.

  1. Журавлев Б.А. Столярное дело: 5 – 6 класс учебник для учащихся вспомогательной школы. М. «Просвещение» 1988г.

  2. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012.





















Самоанализ урока.

5 класс (средние способности)

Тема урока: «Соединение деталей с помощью шурупов»

В разделе по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») «Соединение деталей с помощью шурупов» применяется 5 уроков.

Целью урока является:

Образовательная – формирование представлений о работе с ручным инструментом и правилах техники безопасности при работе с ним; формирование представлений о способах соединения деталей; ознакомление с видами материалов и их свойствами; формирование представления хода работ.

Воспитательная – воспитание технологической дисциплины; развитие коммуникативных навыков; развитие собственного творчества; развитие чувства ответственности за качество работы; развитие бережного отношения к труду, материалу, инструментам.

Коррекционно-развивающая: развитие слухового и зрительного внимания (поэтапная демонстрация выполняемых действий); развитие функций мышления (постановка цели, задач, самоконтроля); формирование эстетического восприятия; формирование положительного отношения к труду; развитие навыков работы с инструментами.

Для достижения поставленной цели необходимо было создать проблемную ситуацию. Для этого потребовалось поставить эксперимент, с помощью которого учащиеся выявили проблему урока и пытались ее решить, научиться соединять детали шурупами, производить сборку изделия,

определять виды шурупов, правильно выбирать и подбирать отвертку.

Тип урока – изучение нового материала. Методы, которые я использовал на уроке – это решение проблемных ситуаций, игровую форму работы, фронтальную беседу, групповую работу. Выбор методов данного урока обусловлен следующими причинами: 1) методы стимулируют в течение урока высокий уровень познавательной активности обучающихся, 2) обычно удаются уроки с элементами групповой, практической (исследовательской) работы, дискуссии, так как обучающиеся умеют аргументированно высказывать свои мысли, выполнять групповые задания. Источниками новых знаний на уроке служат: презентация, демонстрация, учебное пособие, эксперимент. Данная тема является личностно-значимой для обучающихся. При ее изучении обучающиеся прослеживают межпредметные связи. Данный урок способствует формированию у обучающихся логического мышления, Используя такие методы, как решение проблемных ситуаций, я создавал условия для постановки учебных проблем и нахождения их решений обучающимися самостоятельно, только направляя их деятельность. Ребята, используя не только знания, но и жизненный опыт, находили решения на поставленные вопросы, самостоятельно собрали изделие. Условия для развития метапредметных компетентностей (коммуникативной и организационной) обеспечивались через работу в группах, в фронтальной беседе.

Трудности при подготовке и проведении урока были следующие:

- Управлять групповой работой детей, уложиться в регламент урока.

Использование мультимедийной презентации способствовало реализации принципа наглядности в обучении, экономии рабочего времени, управлению групповой работой.

Ребята на уроке были достаточно активны, показали достаточные физические знания, использовали сведения и данные в изучаемом разделе.

Я считаю, что цели урока были достигнуты.

































Приложение 1.


Оценочный лист.


№ п/п

ФИ обучающегося

Этапы урока

Итого

Оценка

Опрос по заданному на дом материалу

Изучение нового учебного материала

Закрепление учебного материала

1







2







3













































Приложение 2.


Инструкция по выполнению практической работы.


  1. Наметить шилом отверстия под шуруп.

  2. Под присмотром учителя просверлить отверстия под шурупы.

  3. Просверлить отверстия под стержни шурупов.

  4. Раззенковать отверстия сверлом или зенковкой.

  5. Подобрать отвертку в соответствии шлица шурупа.

  6. Вставить шурупы в отверстия и закрутить.

  7. Проверить правильность сборки изделия (проверяет учитель).

  8. Сделайте выводы о проделанной работе


































Приложение 3.


Оценочный лист практической работы обучающегося.


№ п/п

ФИ обучающегося

Критерии оценки качества работы обучающегося

1

2

3

1





2





3