Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ставропольский региональный многопрофильный колледж»
Методическая разработка
учебного занятия по дисциплине
ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи
по теме: Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические нормы и их нарушения.
Для специальности
40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Преподаватель
Чаплыгина Р.Н
Ставрополь 2018
Дата: 26.10.2018 г.
Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Дисциплина: ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи
Преподаватель: Чаплыгина Р.Н.
Раздел 2. Система языка и ее стилистическая характеристика
Тема 2.2. Лексика и фразеология.
2.2.2. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические нормы и их нарушения.
Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний
Вид занятия: урок-КВН
Форма проведения: игра
Цель: систематизация знаний и умений обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности по теме «Лексика и фразеология», работа по закреплению языковедческих понятий.
Задачи:
образовательные: обеспечить обобщение и систематизацию изученного материала по разделу «Лексика и фразеология»; познакомить студентов с фразеологическими нормами языка; совершенствовать навыки грамотного и целесообразного пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи.
развивающие: создать условия для развития навыков устной речи, умения грамотно и связно излагать свои мысли; развивать образное и аналитическое мышление, мыслительную деятельность и творческие способности студентов.
воспитательные: формировать у обучающихся интерес к изучаемой дисциплине, воспитывать речевой вкус, навыки общения через игровую ситуацию; воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию.
Междисциплинарная интеграция: история, литература, русский язык, изобразительное искусство.
Методы и приемы обучения: информационные, компьютерные, проблемно-поисковые, практические, диалог, самостоятельная работа в группах; словесные, объяснительно-иллюстративные, словесные, игровые, разъяснение, самостоятельная работа.
Технологии обучения: развивающего обучения и воспитания, информационно-коммуникационные образовательные технологии, интегративного обучения, технология учебной деловой игры.
Методическое оснащение:
Источники информации: программа дисциплины, план занятия
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, фразеологический словарь.
Время учебного занятия: 90 минут
План занятия
1.Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
3. Сообщение темы и целей занятия
4. Актуализация ранее изученного материала. Проведение игры (разминка, конкурс капитанов, опережающее домашнее задание).
5. Обобщение и систематизация знаний
6. Подведение итогов
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
Ход занятия
Организационный момент
- взаимные приветствия преподавателя и студентов;
- фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности студентов к занятию, их настроя на работу;
- организация внимания и внутренней готовности.
2. Мотивация учебной деятельности
Сегодня от вас потребуется внимание, сосредоточенность, активность, чтобы как можно больше знаний приобрести на данном занятии. Эти знания пригодятся вам в жизни. Наше занятие пройдет в необычной форме – игры КВН, поэтому вам необходимо поделиться на две команды, придумать название команде, девиз и выбрать капитанов. Я выступлю в качестве жюри.
Представление команд (название, девиз)
3. Сообщение темы и постановка целей занятия.
Слово преподавателя:
Мы продолжаем изучение лексикологии. Тема нашего занятия «Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические нормы и их нарушения».
- Давайте вместе сформулируем цель нашего занятия.
Студенты: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология». Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, грамотно использовать их в своей речи
Преподаватель: Правильно. Как сказал ученый-языковед В.И. Даль «Фразеология – это величайшая сокровищница мира, ценность любого языка. В ней как в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, нравственные ценности, религиозные воззрения и верования. Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа…». Надеюсь, что мы будем держать ухо востро, в один голос смело будем отвечать на вопросы заданий, и, глазом не моргнув, отправимся в путешествие по стране «Фразеология».
4. Актуализация знаний.
4.1 Повторение ранее изученного
4.2 Фронтальный опрос «Да-нетка»:
-Лексика – это наука, изучающая словарный состав языка (да!)
-Лексикография- теория и практика составления словарей (да!)
Лексикограф- прибор для измерения силы ветра (нет!)
Лексикон- иностранный язык (нет!)
-Лексическое значение слова – это его смысловое значение (да!)
-Лексическое значение слова можно найти в орфоэпическом словаре (Нет!). Примеры словарей
-Синонимами называются слова близкие по лексическому значению (да!) Примеры
-Антонимы – это слова, разные по написанию и произношению и противоположные по своему лексическому значению (Да!) Примеры
-Слово «фразеология» обозначает учение о слове (нет!)
(фразис – «выражение», логос – «учение»).
-Фразеологизм – это устойчивое выражение, несвободное сочетание слов, обладающее целостным лексическим значением. (ДА!)
4.3 Лингвистическая разминка
Задание 1.
- Расставить ударение в словах:
Августовский Средства
Каталог Иконопись
Досуг Эксперт
Квартал Осужденный
Черпать Углубленный
Красивее Облегчить
Обеспечение Принять
Ходатайство Принудить
Договор
- Какие из данных слов вы будете использовать в профессии?
-Дайте лексическое значение подчеркнутым словам. Составьте предложения с данными словами.
Задание 2. Фразеологическая разминка
(слайды демонстрируются командам по очереди)
Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
а) считать ворон — бездельничать
б) в час по чайной ложке — медленно
в) тертый калач — опытный (о человеке)
г) седьмая вода на киселе — близкие родственники
Задание 3
Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?
а) куры не клюют
б) семь пятниц на неделе
в) тьма тьмущая
г) хоть пруд пруди
Задание 4
В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
Задание 5
Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?
а) раскрыть карты
б) попасть впросак
в) смотреть сквозь пальцы
г) камень преткновения
Задание 6
В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
1) два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны
2) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку
3) выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы
4) прощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар
Задание 7
Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
1) капля в море, сколько душе угодно
2) воспрянуть духом, повесить голову
3) выеденного яйца не стоит, цены нет
Подведем черту 1 части разминки
5. Обобщение и систематизация знаний
В какую лексическую группу можно объединить некоторые сочетания в данном стихотворении?
Усердней с каждым днем гляжу в словарь,
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь,
На всех словах- события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Маршак
Сейчас я буду называть фразеологизмы , а вы должны определить их значение:
Водой не разольешь (неразлучные друзья)
Как в воду опущенный (Грустный)
Набрал в рот воды (тихий, молчаливый человек)
Как в воду глядел (Угадать, предсказать)
Как две капли воды (очень похожи)
Прошли огонь и воду (все испытали)
Водить за нос (обманывать)
Витать в облаках (мечтать)
Сесть на шею (быть обузой для другого человека)
Море по колено (ничего не страшно)
Тянуть кота за хвост (надолго затягивать какое-либо решение или дело).
Подсчитаем, с каким количеством баллов мы отправимся в путешествие по стране «Фразеология». Итог конкурса «Разминка».
Конкурс «Анатомический словарь»
А сейчас заглянем в анатомический словарь страны «Фразеология», в котором живут фразеологизмы о частях тела человека.
Конкурс «Кто больше?»
Записать как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков:
Имеющих в своем составе название какого – либо животного или птицы: волком смотрит, собаку съел, козел отпущения, белая ворона, как с гуся вода
начинающихся глаголом: делать из мухи слона, зарубить на носу, закрывать глаза
3)состоящих из двух существительных и предлога: свинья под дубом, собака на сене, смех сквозь слезы
4) состоящих из прилагательных и существительного: бездонная бочка, волчий аппетит, сирота казанская
5) части человеческого тела: кусать локти, путаться под ногами, смотреть сквозь пальцы
6) с повторяющимися словами: зуб на зуб, дурак дураком, тьма-тьмущая
7) со словами- синонимами: переливать из пустого в порожнее, ум за разум заходит
8) со словами – антонимами: с больной головы на здоровую, и стар и млад.
Конкурс «Разные значения»
Задание для команд: Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом значении, вторая – составляет предложения с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма.
(После 5 примеров команды меняются местами).
Подведение итогов конкурса «Разные значения».
Выводы. Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и их происхождение.
- Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?
Опережающее домашнее задание. Конкурс «Почему мы так говорим»
А сейчас мы проводим Конкурс капитанов.
Конкурс «Имена»
Перед вами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, вы должны вспомнить и назвать фразеологизм с ними. Поскольку это нелегко, капитан может обратиться к команде за помощью.
Ерема (Я ему про Фому, а он мне про Ерему)
Емеля (мели, Емеля – твоя неделя)
Фома (Фома неверующий)
Макар (куда Макар телят не гонял)
Сидор (как сидорову козу драть)
Федот (Федот, да не тот)
Работа по совершенствованию культуры речи
Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть ошибки.
1 команда
Наша группа успешно закончила полугодие, проделав сизифов труд (Сизифов труд – это бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах).
Мы идем в ногу со своим временем (нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм слова «свой»)
Решение задачи привело в тупик (нарушение воспроизводимости ФЕ «зашло в тупик»)
Нам не удалось одержать реванш над командой из другого колледжа (смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш)
Затея лопнула, как карточный домик (смешение двух ФО: «разлететься, как карточный домик», «лопнуть, как мыльный пузырь»)
Он работал, опустив рукава (нарушение целостности ФО «работать спустя рукава»).
команда
1)Он долго перебирал из пустого в порожнее(замена компонента: переливать из пустого в порожнее)
В этом году вступили новые правила(сокращение или расширение состава: вступили в действие новые правила)
Я ему обязан по гроб доски(смешение двух оборотов: по гроб жизни и до гробовой доски)
Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали в русском языке(несоответствие контексту: среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык.)
Подвернуться под рукой(замена формы элементов: подвернуться под руку.)
Учитель попросил всех сматывать удочки(стилистическая неуместность: Учитель попросил всех выйти из класса.)
«Пантомима». Последнее задание потребует от капитанов не только знание фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытянув карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью жестов, мимики, позы (если нужно), а команда должна назвать его:
ЛИТЬ КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ
ВОДИТЬ ЗА НОС
НАМЫЛИТЬ ШЕЮ
СЕСТЬ В КАЛОШУ
РЕВЕТЬ В ТРИ РУЧЬЯ
ЗАРУБИТЬ СЕБЕ НА НОСУ
НЕ ПОКЛАДАЯ РУК и др.
Подведение итогов конкурса капитанов.
6. Подведение итогов занятия. Пока мы подсчитываем баллы, предлагаю нарисовать фразеологизмы и объяснить их значение: глаза на мокром месте, смотреть в корень.
Проверка и подсчет общего количества баллов. Выявление победителя игры.
Хочу сказать, что в вашей группе нет студентов, которые витают в облаках. Но петь диферамбы или курить фемиам не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:
1. Для чего нужно изучать фразеологию?
2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов?
3. Как вы думаете можно ли использовать фразеологизмы в вашей будущей профессии? Почему?
Выставление оценок с комментированием.
7. Рефлексия.
Студенты оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Теперь вы поставьте оценку нашей работе на занятии. Если вам понравился урок , поднимите карточку с фразеологизмом «Сердце радуется». Если вам было скучновато - поднимите карточку с фразеологизмом «Ни рыба ни мясо». Если же на занятии вам ничего не понравилось, поднимите карточку с фразеологизмом «Душа не лежит»
8. Домашнее задание
-Сегодня мы с вами вспомнили много фразеологизмов. На дом вы получаете задание придумать занимательный рассказ с максимальным использованием фразеологизмов.
А закончить занятие хочу вместе с вами словами стихотворения, в котором вы будете произносить последнюю строку вместе со мной:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
С. Абдулла, узбекский поэт
12