СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных" создана для методического сопровождения теоретического занятия, содержит грамматический и лексический материал по латинской фонетике, правилам постановке ударения, контрольные вопросы и упражнения для закрепления изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных"»

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Барабинский медицинский колледж»


Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД

Протокол № ____от________________

Председатель_____________________

Н.Ю. Хританкова









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Для подготовки по основной программе

профессионального обучения

по должности 24323 «Младшая

медицинская сестра по уходу за больными»


Раздел 1. Введение. Фонетика


Тема 1.2. Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных






Разработчик – преподаватель Калинина Е.В.














Барабинск-2018

Содержание

Методический лист 3

Выписка из рабочей программы учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» 4

Актуальность изучения темы «Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных» 6

Критерии оценки выполнения заданий: 7

Информационный блок по теме «Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных» 8

Вопросы для закрепления по теме 9

Упражнения для закрепления изученного материала 9

Лексический минимум № 2 9

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 11

Список использованных источников 11


























Методический лист


Тема 1.2. «Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных»


Вид занятия – комбинированное занятие

Продолжительность занятия – 90 минут

Уровни усвоения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Цели занятия:

Образовательная – познакомить студентов с правилами постановки ударения в латинских словах, понятиями долготы и краткости слогов; обучить чтению с правильно поставленным ударением медицинских терминов (анатомических, клинических и фармацевтических) и пословиц; изучить со студентами 25 лексических единиц глоссария по специальности.

Воспитательная – способствовать формированию готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку; обучение бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

Развивающая – способствовать развитию навыков организации студентами рабочего места, развитию навыков работы в команде.

Используемые методы объяснения и контроля изучения нового материала:

объяснительно-иллюстративный с применением электронных образовательных ресурсов, репродуктивный.




Выписка из рабочей программы учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»


Тема 1.2

Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных.


Содержание учебного материала.

2


1. Понятие о долготе и краткости гласных.

2.Определение краткости и долготы слога. Деление слова на слоги. Правила постановки ударения.

3.Частотные отрезки со сложной орфографией.



1, 2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа.

1


Изучение лексических единиц по теме

Выполнение упражнений


п/п

Название этапа

Время,

мин

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методическое оснащение

Организационный

2-3

Подготовка студентов к занятию, развитие собранности; организация рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Приветствует студентов, проверяет их готовность к занятию, контролирует посещаемость и наличие формы у студентов; проводит инструктаж по технике безопасности

Приветствуют преподавателя, слушают преподавателя, готовятся к занятию

Журнал группы

Контроль на входе

22-23

Проверка усвоения студентами изученного материала

Проводит фронтальный и индивидуальный опрос студентов по предыдущей теме и по лексическому минимуму

Отвечают на вопросы преподавателя, рассказывают лексический минимум

Методическое пособие, с. 11

Целеполагание, мотивация.

Изложение нового материала

32-33

Изучение студентами нового материала

Объясняет цель, актуальность темы, излагает новую тему, пишет на доске, приводит примеры

Слушают преподавателя, записывают, задают вопросы, записывают в тетради лексический минимум

Методическое пособие, с. 12

Закрепление нового материала

22-23

Полное усвоение полученных знаний

Задает вопросы, контролирует выполнение студентами упражнений для закрепления изученного материала

Отвечают на вопросы, записывают, читают и переводят слова по теме, выполняют упражнения для чтения

Методическое пособие, с . 12

Контроль на выходе

5

Проверка усвоения студентами изученного материала

Задаёт вопросы по изученному материалу и по лексическому минимуму

Отвечают на вопросы по изученному материалу и по лексическому минимуму

Методическая разработка, с. 7

Заключительный этап занятия:

-подведение итогов

- объявление оценок

- объяснение домашнего задания

5

Подведение итогов занятия, формирование адекватной самооценки у студентов, подготовка к выполнению домашнего задания

- подводит итоги занятия;

- объявляет оценки, комментирует их;

-объясняет домашнее задание.


Слушают преподавателя, записывают домашнее задание

учебник (Городкова. Латинский язык для студентов медицинских колледжей и училищ// Р-на Д., «Феникс», 2008) , с. 27-28, §9.

Примерная хронокарта теоретического занятия «Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных»

Актуальность изучения темы «Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных»


Без умения чтения на латинском языке с правильной расстановкой ударений невозможно изучение последующих, более сложных, тем. Иногда ударение является смыслоразличительным фактором. Данный лексический и фонетический минимум является базисным, обязательным для усвоения всеми изучающими латинский язык.

Обучающимся необходимо повышать свой культурно-образовательный уровень, расширять кругозор. Отдельные латинские афоризмы и изречения касаются вопросов жизни и смерти, здоровья человека, поведения медицинского работника.

Изучение курса основ латинского языка предполагает также знакомство с медицинским глоссарием. С этой целью в лексический минимум по теме введены названия заболеваний.


Задания для контроля знаний по предыдущей теме


Задание 1. Ответьте устно на вопросы:

  1. Сколько букв в латинском алфавите? Сколько гласных, согласных?

  2. Что такое дифтонги? Сколько дифтонгов в латинском языке, как они произносятся?

  3. Что такое диграфы? Сколько диграфов в латинском языке, как они произносятся?

  4. Как произносятся сочетания букв tio, ngu?

  5. Как произносятся сочетания гласных с буквой j?

  6. В каких случаях в латинских словах пишется z, а в каких s?

  7. В каких случаях в латинских словах пишется c, а в каких k?


Задание 2. Прочтите слова по правилам латинской фонетики.

Singularis, conjugata, Thermopsis, activum, praesens, Chelidonium, numero, Therebinthina, persona, Glycyrrhiza, Cucurbita, passivum, aphthae, inguinalis, supinator, aër, Kalanchoës, Mentha, Thymus, Phenolphtaleinum, Camphora, Crataegus sanguinea, dysfunctio, Liquiritia, Althaea, Rhamnus, reanimatio, quantum satis, Juniperus, Eucalyptus, Tilia, mixtio, subcutaneus, transbuccalis, buccis, caecum, Iodoformium, solutio, Glycerinum, Phenolum, liquidum, aethylicus, ophthalmicus, plasma, tocolyticus, asthma bronchiale, Xeroformium, quinque, quadratus, tertium non datur, therapeuticus.

Задание 3. Запишите латинские эквиваленты русских слов из изученного вами лексического минимума №1.


1 вариант

2 вариант

малоберцовая кость

Ребро

нижняя челюсть

большеберцовая кость

Трахея

Язык

Палец

верхняя челюсть

Поясница

Лопатка

Двенадцатиперстная кишка

брюшная полость

мочеиспускательный канал

Череп



Клетка

Позвонок

Пищевод

Бронх

Желудок

Матка

Мышца

Глаз

Туловище

большой головной мозг

Непроходим путь в медицине без латинского языка

Сказано – сделано

Мать-кормилица



Критерии оценки выполнения заданий:

Задание 1 - не оценивается

Задание 2: 0-2 ошибки – отлично

3-5 ошибок – хорошо

5 – 8 ошибок – удовлетворительно

9 и более ошибок – неудовлетворительно

Задание 3: 0-2 ошибки – отлично

3-4 ошибок – хорошо

5 – 6 ошибок – удовлетворительно

7 и более ошибок – неудовлетворительно


Информационный блок по теме «Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных»


ДОЛГИЕ И КРАТКИЕ ГЛАСНЫЕ

Долгие гласные принято обозначать значком ‾ (ā), краткие гласные – значком ˇ (ă).

ПРАВИЛА ДОЛГОТЫ

Слог может быть долгим по положению или изначально.

Слог долгий по положению, если

  • в его состав входит дифтонг:

Amōēba, Althāēa

  • если после гласной следуют согласные Z или X:

Oryza

  • если гласная находится перед двумя или более согласными (кроме сочетаний br, dr, tr и т.п.):

Lamēlla, extrāctum, но: vertebra

  • если в его состав входят суффиксы ur-, -itis-, -os-, -in-, -at-, -al-, -ar-:

Tinctūra, hiātus, Analginum, aquōsus

Слог является долгим изначально, если долгота его не подтверждается данными выше правилами, а в словаре над ним стоит значок долготы.

Iōdum, mucilāgo


ПРАВИЛА КРАТКОСТИ

Слог может быть кратким по положению или изначально.

Слог краткий по положению, если:

  • гласная находится перед гласной:

omnĭus, pharmacologĭa, Alŏë

  • гласная находится перед сочетаниями ch, ph, th, rh:

Arăchis

  • в состав слога входят краткие суффиксы -ul-, -ol-, -ic-:

clavicŭla, Viŏla, spasmolytĭcus

Слог является кратким изначально, если краткость его не подтверждается данными выше правилами, а в словаре над ним стоит значок краткости:

digĭtus


ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЯ В ЛАТИНСКИХ СЛОВАХ


1. Ударение никогда не падает на последний слог.

2. В двухсложных словах ударение падает на второй от конца слог:

Costa, vena, cella, aqua

3. В словах, состоящих из трех и более слогов, ударение зависит от долготы или краткости второго от конца слога:

- если второй от конца слог долгий, то ударение падает на него.

Tinctura, diaeta, canalis, decoctum

- если второй от конца слог краткий, то ударение падает на третий от конца слог:

Vertebra, glandula, spiritus, arteria


Вопросы для закрепления по теме

  1. На какой слог никогда не падает ударение в латинских словах?

  2. Если в слове всего два слога, то на какой слог будет всегда падать ударение?

  3. Если в слове три и более слога, от чего зависит место постановки ударения?

  4. Куда падает ударение, если второй слог от конца долгий?

  5. Куда падает ударение, если второй слог от конца краткий?

  6. Если долгота или краткость слога не объясняется правилами, как определить место ударения?

Выполнение упражнения на расстановку ударения: методическое пособие для студентов, с. 12 - 13

Упражнения для закрепления изученного материала

Задание 1. Определите количество слогов в слове, и на какой слог падает ударение.

cordis, ampulla, ampullae, hiatus, saepe, infantis, Chamomillae, fiat, student, Viola, mandibularis, Tetracyclinum, cranialis, subscapularis, acustica, Helianthus

2. Объясните, на какой слог падает ударение в данных словах, и почему.

aether, maxilla, sanguineum, vitae, operatio, fistula, therapeuticus, reflexus, abortus, meatus, mixtura, Convallaria, discipulus, chiasma, aquaeductus, pilulae, Leonurus, quinque, Ephedra, Pyralginum, Eucalyptus, Aloë, Hippophaë, musculus pronator quadratus, glandulae suprarenales, columna vertebralis

Лексический минимум № 2

angina,ae f

ангина

antidotum metallorum

противоядие металлов

botulismus,i m

ботулизм

cancer,cri m

рак

gangraena,ae f

гангрена

icterus,i m

желтуха

ileus,i m

непроходимость кишечника

morbilli,orum

корь

pneumonia,ae f

воспаление легких, пневмония

spasmus,i m

спазм

typhus,i m

тиф

tetanus,i m

variola,ae f

столбняк

оспа

Анатомические термины:


clavicula,ae f

ключица

collum,i n

шея

gingiva,ae f

десна

fascia,ae f

фасция, оболочка мышц

humerus,i m

плечевая кость

labium,ii n

губа

patella,ae f

надколенник

radius,ii m

лучевая кость

rectum,i n

прямая кишка

sternum,i n

грудина

ulna,ae f

локтевая кость

pneumonia,ae f

воспаление легких, пневмония



angina,ae f

Ангина

gangraena,ae f

Гангрена

spasmus,i m

Спазм

typhus,i m

Тиф

furunculus,i m

Фурункул

cancer,cri m

Рак

icterus,i m

Желтуха

ileus,i m

непроходимость кишечника

morbilli,orum

Корь

tetanus,i m

Столбняк

antidotum metallorum

противоядие металлов

botulismus,i m








Ботулизм


Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Источник

Инструктаж по выполнению

учебник (Ю.И. Городкова. Латинский язык для студентов медицинских колледжей и училищ// Р-на Д., «Феникс», 2008) , с. 27-28, §9.

Выполнить упражнения, учитывая полученные знания о правилах постановки ударения в латинских словах

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов, с. 10 – 11, конспект, учебник Ю.И. Городковой «Латинский язык»

Выучить лексический минимум №2


Список использованных источников

Основные источники:

  1. Городкова Ю.И. Латинский язык: учебник/Ю.И. Городкова.- Изд 12-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-315 с.

  2. Кравченко, В. И. Латинский язык: для медицинских колледжей и училищ: учебное пособие/В. И. Кравченко. Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2016. - 396 с. - (Среднее медицинское образование).

  3. Марцелли, А. А. Латинский язык и основы медицинской терминологии/ А. А. Марцелли. - Изд. 7-е, испр. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 380 с. - (Среднее медицинское образование).

  4. Чернявский, М. Н. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1994. – 448 с.

Дополнительные источники:

  1. Аванесьянц Э.М. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – М.: «АНМИ», 2001. – 345 с.

  2. Аксенова О.В. Учебное пособие для студентов медицинских колледжей. – М.: Медицина, 2000

  3. Васильева Л.И., Окатова Л.М. Пособие по клинической терминологии. – Минск: Вышэйшая школа, 1989. – 167 с.

  4. Калинина Е.В. Методическое пособие для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией». – Барабинский медицинский колледж, 20174

  5. Савина Г.П. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 368 с.

  6. Цисык А.З., Швайко Е.С. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 168 с.



11