У р о к 34
ЗАМКНУТАЯ ЛИНИЯ И МНОГОУГОЛЬНИК
Цели: ввести понятие «многоугольник»; учить строить замкнутые линии и многоугольники; продолжить формирование навыков счета; совершенствовать умение ориентироваться в тетради и книге; развивать внимание, глазомер.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. З а д а н и я н а р а з в и т и е внимания, памяти, логического мышления.
– Покажите на рисунке и на чертеже кривые и прямые линии, отрезки прямых (отрезки). Слайд№1
– В каждой строке нарисуйте на месте точек недостающие фигуры, соблюдая закономерность их расположения. Слайд №2
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите ч е р т е ж на доске: Слайд №3
– Какие геометрические фигуры здесь изображены? (Ломаные замкнутые линии.)
– Чем похожи и чем отличаются другие геометрические фигуры?
– Сегодня на уроке мы узнаем, как называются данные геометрические фигуры.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 45).
З а д а н и е № 1.
– Рассмотрите верхние рисунки. Что здесь изображено? (Велосипедный и обычный гаечный ключи.)
– Расскажите о назначении этих предметов.
– Найдите на рисунке с изображением этих ключей замкнутые ломаные линии. Сколько замкнутых линий? Запишите ответ с помощью цифры. (Таких линий три.)
З а д а н и е № 2.
– Рассмотрите геометрические фигуры. Найдите среди них замкнутые ломаные линии. (Их на рисунке две.)
– У вас получились м н о г о у г о л ь н и к и.
– Найдите вершины ломаной линии. Это вершины многоугольника.
– Найдите и покажите звенья ломаной линии. Это стороны многоугольника.
– Сравните число вершин и число сторон каждого многоугольника. (Число вершин многоугольника равно числу сторон.)
– Рассмотрите многоугольник в синей рамке. И объясните это равенство.
Цветное изображение пятиугольника указывает нам на зависимость: каждая сторона изображена своим цветом, но на каждой стороне таким же цветом отмечена одна вершина, а значит, при изменении числа сторон точно так же изменится число вершин, то есть равенство числа вершин и числа сторон сохранится.
З а д а н и е № 3.
Начертите в тетради любой многоугольник.
После того как многоугольник построен, сосед по парте должен правильно поставить точки относительно этого многоугольника. В это задание, кроме повторения уже известных понятий «внутри», «вне», «на границе», заложена и дополнительная идея: акцентировать внимание учащихся на том, что многоугольник – это не только внутренняя область замкнутой ломаной лини, но и сама эта линия, а значит, точки внутри и на конце многоугольника – это точки, принадлежащие многоугольнику.
Ч е р т е ж:
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнение.
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
(Это треугольники.)
V. Работа в печатной тетради № 1 (с. 39–40).
З а д а н и е № 1 (с. 39).
Учащиеся выбирают многоугольники.
З а д а н и е № 2, 3 (с. 40).
– Начертите многоугольник, у которого шесть вершин.
– Сколько сторон у данного многоугольника? (Шесть.)
– Начертите многоугольник, у которого четыре стороны.
– Сколько вершин будет у данного многоугольника? (Четыре.)
З а д а н и е № 4 (с. 40).
Учащиеся выполняют построение многоугольников по данным отрезкам и точкам.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VI. Фронтальная работа.
– Повторите каждую линию своим цветным карандашом: красным, зеленым, коричневым, синим или оранжевым.
Зеленый и коричневый карандаши используйте для кривых линий, красный и синий – для замкнутых, оранжевый карандаш – для ломаных.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите признаки замкнутой линии.
– Назовите признаки многоугольника.
– Найдите закономерность и сделайте чертежи. Слайд №4
КОШКА | ДОМ | МОРЕ | УЧЕНИК |