СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Урок Победы" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В День Знаний 1 сентября 2020 года в Юнармейском 5 классе был проведен Урок Победы, посвященный году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Урок Победы" 5 класс»

План – конспект урока

в 5 классе на тему «Урок Победы».

Дата: 1.09.2020 год.

Учитель: Ерохина О.А.

Цель: воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни, способствовать воспитанию у школьников патриотических чувств: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.


1.Организационный этап:

- (Учитель) Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на нашем первом уроке в новом учебном году. Меня зовут Ерохина О.А., учитель Изобразительного искусства и Технологии и ваш классный руководитель. Давайте познакомимся.

2. Введение в тему:

(Учитель) Ребята, а какой сегодня День? (1 сентября-ДеньЗнаний).

Сегодня вся  наша страна отмечает День Знаний.  Как государственный праздник стал отмечаться 1 сентября в СССР и Российской Федерации с 1984 и был объявлен всенародным праздником – Днём знаний».

Я поздравляю всех вас с праздником. Вы перешли в основное звено, для вас начинается новый этап. Этот учебный год станет для вас не совсем обычным. У вас появятся новые предметы, новые учителя, и новые проблемы, но я надеюсь, что все проблемы мы с вами преодолеем, потому что будем решать их сообща, помогать друг другу. Попытаемся сделать так, чтобы всем в нашем коллективе было  хорошо, как в большой дружной семье. Хотелось бы вам пожелать успехов в учебе и очень надеюсь, что наша совместная работа будет очень плодотворной и принесет большие результаты!

Ребята, послушайте стихотворение Рашида Кутдусова «Цена Победы».

Рано утром в сорок первом
Началась война.
Чтобы выбить супостата
Встала вся страна.

Кто-то бился с ним в окопах,
Кто-то хлеб растил,
И в далёком сорок пятом
Всё же победил.

И вот спустя десятки лет
У деда я спросил:
"Скажи, отец, откуда в вас
Нашлось так много сил?

Ведь враг был техникой силён
Числом превосходил?
Но был разбит он в пух и прах
И голову сложил!"

Старик немного помолчал,
Слезинку обронил,
Сказал: "Вся сила в том, сынок,
Что РОДИНУ ЛЮБИЛ.. "

(Учитель) Вы уже наверняка догадались, о чем сегодня пойдет речь. Итак, какая тема нашего урока? Что мы будем сегодня обсуждать? (Обучающиеся формулируют тему). Ответы могут быть самыми разнообразными, но учитель подводит их к основной теме урока).

- (Учитель) Правильно, тема сегодняшнего урока - «Урок Победы». В 2020 году исполнилось 75 лет Великой Победы в войне, которая по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. 2020 год был объявлен годом Памяти Славы!.


Ребята, какие слова в стихотворении вам помогли понять, что речь идет о Великой Отечественной Войне? ( Обучающиеся находят в стихотворении слова, связанные с данной темой: )

Рано утром в сорок первом
Началась 
война.
Чтобы выбить 
супостата
Встала вся страна.

Кто-то бился с ним в окопах,
Кто-то хлеб растил,
И 
в далёком сорок пятом
Всё же победил.

И вот спустя десятки лет
У деда я спросил:
"Скажи, отец, откуда в вас
Нашлось так много сил?

Ведь враг был техникой силён
Числом превосходил?
Но был разбит он в пух и прах
И голову сложил!"

Старик немного помолчал,
Слезинку обронил,
Сказал: "
Вся сила в том, сынок,
Что РОДИНУ ЛЮБИЛ
.. "

(Учитель) Молодцы! А какие возникаю у вас чувства, когда мы говорим о Великой Отечественной Войне? Давайте все вместе составим ассоциаограмму. (Учитель предлагает сделать ассоциограмму: на доске пишем слово ВОЙНА (можно напечатать и повесить), учащиеся на отдельных листах пишут свои ассоциации и чувства, связанные с этим словом и крепят вокруг этого слова. Таким образом, наглядно видно, что дети чувствуют, когда говорят о войне).


(Учитель) Хорошо! Давайте с вами вспомним основные моменты, связанные с Великой Отечественной Войной. И первый вопрос, с которого хотелось бы начать, это то, когда началась Великая Отечественная Война? Какая страна стала нашим противником? И каковы были на это причины?

- (Обучающиеся + дополнительную информацию может дать учитель, если ребята что-то не сказали.): 22 июня 1941 года 3ч.30 мин утра происходят налеты немецкой авиации на города Белоруссии, Украины, Прибалтику.
22 июня 1941 года 4ч.утра - начало наступления немецких войск. В боевые действия вступили 153 немецких дивизии, 3712 танков и 4950 боевых самолетов. Силы противника в несколько раз превосходили силы Красной Армии, как в численности, так и в оснащении боевой техникой).

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. длилась 1418 дней и ночей. В агрессии против СССР принимали участие войска практически всех стран Европы.

Трагедия войны прошла через каждую семью, каждого гражданина СССР. За годы Великой Отечественной войны погибло более 26,6 миллиона человек. Из них более 8,7 млн погибли на полях сражений, 7,42 млн человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн погибли от жестоких условий оккупационного режима, 5,27 млн человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины – 2,65 млн человек, 450 тысяч эмигрировали, 2,16 млн человек погибли и умерли в плену… Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти… Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно… Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек… Это страшные цифры. За ними – миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей. Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной… Эта трагедия коснулась абсолютно каждого в нашей стране. Много людей погибло от голода, бомбёжек, артобстрелов, тяжких условий жизни и труда. В эти тяжёлые годы солдаты и обычные жители совершали героические поступки, спасая чужие жизни и приближая Великую Победу. Всё население России и бывшие постсоветские государства вот уже на протяжении 75 лет вспоминают те страшные события. 75 лет со дня Великой Победы мы вспоминаем с глубоким уважением и почтением своих предков, воевавших за нашу Родину против фашистской Германии!


- (Учитель) Ребята, а какие основные события, битвы, сражения вы знаете, которые коренным образом меняли ход войны?

- (Обучающиеся + дополнительную информацию может дать учитель, если ребята что-то не сказали.)

22 июня -20-е числа июля 1941 года. Оборона Брестской крепости. Первым стратегическим пунктом, расположенным на направлении главного удара (на Минск и Москву) был Брест и Брестская крепость, которую немецкое командование планировало захватить в первые часы войны.

9 июля 1941г. - противник занял Минск. Силы были не равны. Советские войска испытывали острую нужду в боеприпасах, а чтобы подвезти их не хватало ни транспорта, ни горючего, к тому же часть складов пришлось взорвать, остальные захватил противник.

10 июля — 10 сентября 1941 г. Смоленское сражение. Замысел противника состоял в том, чтобы открыть путь на Москву. Смоленское сражение началось 10 июля и затянулось на два месяца — срок, на который совершенно не рассчитывало немецкое командование. Несмотря на все усилия, выполнить задачу по разгрому противника в районе Смоленска войска Западного фронта так и не смогли.

Блокада Ленинграда:21 августа 1941 года начались оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду. В сентябре жестокие бои продолжались в непосредственной близости к городу. Но преодолеть сопротивление защитников города и взять Ленинград немецкие войска так и не смогли. Тогда немецкое командование решило взять город измором. С 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года продолжалась блокада Ленинграда. Наиболее тяжелой для ленинградцев была зима 1941/42 года. Иссякли запасы топлива. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии. Вышел из строя водопровод, было разрушено 78 км канализационной сети. Перестали работать коммунальные предприятия. Иссякали запасы продовольствия, с 20 ноября были введены самые низкие нормы хлеба за все время блокады – 250 граммов рабочим и 125 граммов служащим и иждивенцам. Но и в тяжелейших условиях блокады Ленинград продолжал сражаться. блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года.

Битва за Москву: С 13 октября 1941 года разгорелись ожесточенные бои на всех оперативно важных направлениях, ведущих к Москве.
С 20 октября 1941 года в Москве и прилегающих к ней районах было введено осадное положение. Второй этап наступления на Москву, под названием "Тайфун", немецкое командование начало 15 ноября 1941 года. Бои были очень тяжелыми.

Завершилось контрнаступление советских войск под Москвой 7 января 1942 года.


Сталинградская битва (17 июля 1942 года - 2 февраля 1943 года): Оборонительные действия советских войск на Сталинградском направлении велись в течение 125 дней. Дни и ночи не прекращались бои на улицах города, в домах, на заводах, на берегу Волги. Наши части, понеся большие потери, все же держали оборону, не оставляя город.

"Поражение под Сталинградом, - как пишет об этом генерал-лейтенант гитлеровской армии Вестфаль, - повергло в ужас как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск".


Июль 1942 года - 9 октября 1943 года. Битва за Кавказ

5 июля 1943г. – май 1944года.  Битва на Курской дуге.
В 1943 году гитлеровское командование решило провести свое генеральное наступление в районе Курска.
5 июля 1943г. немецкие войска начали наступление. Первая атака была отбита. Однако, затем советским войскам пришлось отойти. Бои были очень напряженными и добиться значительного успеха немцам не удалось. Противник не решил ни одной из поставленных задач и в конечном итоге вынужден был прекратить наступление и перейти к обороне.

Битва за Берлин (16 апреля – 2 мая 1945 года) была особой, ни с чем несравнимой операцией, определяющий исход войны.

Штурм Берлина:20 апреля начался штурм Берлина. 30 апреля рано утром начался штурм рейхстага. Около 15 часов 30 апреля над рейхстагом было водружено Красное знамя.

-(Учитель)Совершенно верно! И завершающим финалом Великой Отечественной войны стал парад Победы, проведенный 24 июня в Москве. Сводные полки фронтов во главе со своими прославленными полководцами под боевыми знаменами прошли торжественным маршем по Красной площади.

- (Учитель) Мы знаем, что творцом победы в Великой Отечественной войне являлся советский народ. Но для реализации его усилий, для защиты Отечества на полях сражений требовался высокий уровень военного искусства Вооруженных Сил, который поддерживался полководческим талантом военачальников. Имена, каких военачальников Великой Отечественной войны вы знаете?

- (Обучающиеся) наш верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин, Георгий Константинович Жуков, Александр Михайлович Василевский , маршал Константин Константинович Рокоссовский и другие.

- (Учитель) Война длинная, война страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу. В последние годы в это время, незадолго до 9 Мая, мы с вами видим на улицах, на одежде людей, на машинах оранжево-черные ленточки. Зачем они нужны? Что они означают?

-(Обучающиеся) такая двухцветная лента называется георгиевской. Она относится к ордену Святого Георгия, который традиционно являлся высшей военной наградой в России. Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.








Достойный вклад в победу над фашизмом внесли жители Оренбургской (в то время Чкаловской) области. Более четырёхсот тысяч оренбуржцев ушли на фронт. Они отстаивали подступы к Москве, сражались под Ленинградом, на Курской дуге, участвовали в освобождении Европы от фашизма, штурмовали Берлин. В битве за Сталинград храбро сражались корпуса и дивизии под командованием уроженцев Оренбуржья – дважды Героя Советского Союза генерал-майора А. Родимцева и Героя Советского Союза В. Обухова. Золотыми буквами в историю Сопротивления вписаны имена представителей нашей области Фёдора Полетаева, Василия Войченко, Якова Гордиенко, Семёна Сапожникова. История помнит отважную дочь Оренбуржья Римму Шершневу, предвосхитившую подвиг Александра Матросова, который уходил на фронт из Новосергиевского района Чкаловской области. Отважно руководил партизанским соединением на территории Белоруссии Герой Советского Союза, уроженец Октябрьского района Оренбуржья Григорий Линьков. Всему миру известно имя нашего земляка –татарского поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля, уроженца Шарлыкского района. Всего за годы войны звания Героя Советского Союза были удостоены 235 оренбуржцев, 43 стали полными кавалерами ордена Славы, свыше 55 тысяч награждены боевыми орденами и медалями. К сожалению, более 185 тысяч человек не вернулись с полей сражений. Их подвиги увековечены в названиях улиц, обелисках и памятниках, мемориальных плитах, установленных в городах и районах области. В годы войны область стала регионом, где ковалась оборонная мощь страны. В Оренбуржье были эвакуированы десятки предприятий, тысячи тонн оборудования. Всё это в невиданно короткие сроки переводилось на военные рельсы. Трудно переоценить и подвиг сельских тружеников той поры. В тяжелейших условиях военного лихолетья Оренбуржье сдало государству 124 миллиона пудов зерна, 6,2 миллиона пудов мяса и иной сельскохозяйственной продукции. За всем этим – героический, самоотверженный труд стариков, женщин и подростков, заменивших ушедших на фронт мужчин. В обстановке небывалого морального и физического напряжения оренбуржцы сохраняли способность к состраданию и помощи. В годы войны край стал домом для 240 тысяч эвакуированных. На нашей земле они нашли не только крышу над головой, но и сердечное тепло и сопереживание. Среди них было немало людей, известных сегодня всей стране, а порой и всему миру, среди них Леопольд и Мстислав Ростроповичи, Аркадий и Борис Стругацкие. Величайшая самоотверженность оренбуржцев проявилась в развернувшемся движении внесения личных средств и сбережений в Фонд обороны. За годы войны жителями области собрано более 240 млн рублей, всё это и многое другое – убедительное свидетельство высокого патриотизма жителей нашего края. 


Скажите, а среди ваших родных есть такие герои, которые воевали в той войне? Может, ваши родители рассказывали вам о ваших прадедах? (выступления детей).

Война коснулась каждой семьи. Мы должны гордиться своими родными, которые воевали за нашу родину и свободу. Ветеранов войны осталось очень и очень мало.



-Как вы думаете, нужно ли вспоминать о Великой Отечественной войне, о тех ужасах и страданиях, который пережил наш народ?  

     Помнить нужно затем, что мы не имеем права забывать тех, кто подарил нам мирное небо, возможность жить, любить, учиться. Нужно помнить для того, чтобы не повторять ошибок прошлого и не рушить мир, в котором мы живём.  

             -Ребята, а что нужно делать, чтобы на земле не было войн?        (Любой конфликт можно решить мирным путём переговоров, соглашений. На  земле много народов,  и все должны относиться с уважением  друг к другу. Мы должны быть толерантными, милосердными и  беречь мир, который подарили нам наши деды.

    В вечном долгу наше поколение перед ветеранами войны.

     Давайте почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу с вами жизнь. И будем помнить и ценить тех, кто жив. Я прошу вас встать.       (---видео) Минута молчания.


  Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Но не уходит память о подвиге народа. Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Давайте сохраним мир на земле. И  пусть счастливо живут дети и взрослые!    

На этом наша  беседа подошла к концу. Я желаю всем счастья. Добра и мирного неба над головой. Спасибо!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!