СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «Нравственный образ богатыря»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока «Нравственный образ богатыря»

(слайд № 1)

(модуль ОСЭ).

Блинова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории МБОУ СОШ № 42

г. Владимира.

 

ЦЕЛЬ: формирование у младших школьников мотивации к нравственному поступлению, воспитание уважения к истории и традициям нашей Родины, раскрытие понятия нравственного идеала на примере образов русских богатырей. (слайд № 2)

Задачи: (слайд № 3)

         Личностные: сформировать чувство гордости за свою Родину.

         Метапредметные: развить овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с нравственными задачами, строить речевые высказывания.

         Предметные: развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, внутреннюю установку личности, поступать по совести, осознавать ценность человеческой жизни.

ТСО: словари, раздаточный материал, презентация.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в диалоге.

Формы работы: групповая и коллективная.

 

Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие детей.
  2. Актуализация знаний. Историческое погружение в Россию 12 века. (слайд № 4)

Звучит музыкальный фрагмент

  • Какой музыкальный инструмент слышите?
  • Какие произведения исполнялись под аккомпанемент гуслей?
  • Кто рассказывал былины? (слайд № 5)
  • Как вы понимаете значение слова «былина»?
  • О ком повествуют былины?
  1. «Ассоциативный ряд»
  • Назовите слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово «богатырь»;
  1. Работа со словарем

«Богатырь» - герой русских былин, совершающий воинские подвиги, человек очень большой силы, стойкости, отваги.

  • Только ли физической силой отличался богатырь?
  • А какими нравственными качествами обладал богатырь?
  1. Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри» (слайд № 6)
  • Назовите этих былинных героев;
  • Какие подвиги богатырей вы могли бы назвать?
  • Чему служили богатыри?
  • Кто противостоит богатырям?
  1. Работа в группах. (слайд № 7)

1 Группа: «Войди в картину»

Попробуйте описать картину «Богатыри»

2 Группа: «Богатырский словарь»

Найди слова, имеющие отношение к богатырям и объясни их значение с помощью словаря.

(щит, меч, копьё, колчан, палица)

3 Группа: «Собери пословицы, объясни их смысл»

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

Человек без Родины, что соловей без песни

Всякому мила своя сторона

Дополни пословицей, близкой по смыслу.

Отчет групп. Обсуждение.

  1. Физминутка.
  2. - Какой богатырь является нашим земляком? (слайд № 8)
  • Что вы знаете о детстве Ильи Муромца?

Чтение отрывка из былины «Детство». (слайд № 9)

  • В дружине какого князя состоял Илья Муромец?
  • Как погиб богатырь?

/Историческая справка/

Прототипом былинного персонажа исследователями считается исторический силач по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский.

Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время не действовали, вследствие или врождённого паралича, или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног.

Теория тождества былинного богатыря с иноком- Чобитько, Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.

Русские летописи не упоминают его имени. После чудесного исцеления, переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40—55 лет.

Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.

На Родине помнят и чтят Илью Муромца. В городе Муроме на высоком постаменте стоит бронепоезд «Илья Муромец» - ветеран Великой Отечественной войны (слайд № 10)

/Историческая справка/

Бронепоезд «Илья Муромец» — бронепоезд, построенный в 1941—1942 годах как подарок фронту железнодорожников Муромского узла. Все основные платформы под орудия, вагоны варили в свое свободное время рабочие  вагонного депо в Муроме. Литейщики из Кулебак поставляли броню. Ею на заводе им. Дзержинского обшили паровоз.

 Решено было дать бронепоезду имя легендарного богатыря Ильи Муромца. Однако у полковника Неплюева, приехавшего «забирать» бронепоезд, было свое название для него: «За Родину». Строители бронепоезда организовали митинг, на котором высказали своё решение вести бронепоезд на фронт муромской бригадой, и предложили своё название. Таким образом, на митинге 8 февраля, перед отправкой бронепоезда на фронт собравшиеся увидели на его борту надпись «Илья Муромец» и изображение головы богатыря. Надпись и рисунок приказали закрасить, а боевой машине присвоить № 762. Однако имя его осталось и в документах, и в сознании строителей и экипажа.

 

Бронепоезд был защищён броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошёл путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», 7 самолётов, 14 орудий и миномётных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров.

За боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин», был награждён орденом Александра Невского.

Победу «Илья Муромец» встретил в пятидесяти километрах от Берлина, так как разрушенный мост через Одер препятствовал дальнейшему пути на Берлин.

В 1971 году бронепаровоз был поставлен на вечную стоянку.

На высоком берегу Оки жители Мурома воздвигли величественный памятник знаменитому земляку – как символ физической и высокой нравственной силы. (слайд № 11)

  1. Работа с текстом учебника. Прием «Инсерт»
  • Прочитать. Обсудить. (Что идет вразрез с вашими знаниями?)
  • Выделить основные правила честного поединка (слайд № 12)
  1. Применение нового знания.
  • Технология «Интрига» (дополнить фразу)

Русские богатыри защищали … (отечество) (слайд № 13,14)

Важнейшая добродетель воинской дружины … (верность) (слайд № 15,16)

Богатыри провозгласили правила … (честного поединка) (слайд № 17,18)

Богатырь богат … (силой, смелостью, честностью, добротой…) (слайд № 19,20)

  • Можно ли сказать, что богатырь – это нравственный идеал? (докажи свою точку зрения) (слайд № 21).
  1. Рефлексия «Цветы герою» (слайд № 22)
  • Если вы считаете, что урок был для вас интересен и полезен, заставил задуматься о своих поступках, то принесите свой цветок к памятнику богатырю.
  1. Домашнее задание по выбору. (слайд № 23)
  • Есть ли среди твоих знакомых человек, обладающий нравственными качествами богатыря? Возьми у него интервью.
  • Составь кроссворд «Богатыри».
  • Нарисовать богатыря.

 

Использованная литература:

 

  1. Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ «Основы светской этики»/ пособие для учащихся.- М: Просвещение, 2012.
  2. «Основы религиозных культур и  светской этики»/ книга для учителя.- М: Просвещение, 2012.
  3. «Основы религиозных культур и  светской этики»/ книга для родителей.- М: Просвещение, 2012.
  4. Российское образование федеральный портал:  http://www.edu.ru/
  5. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Нравственный образ богатыря»»



Методическая разработка урока «Нравственный образ богатыря»

(слайд № 1)

(модуль ОСЭ).

Блинова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории МБОУ СОШ № 42

г. Владимира.


ЦЕЛЬ: формирование у младших школьников мотивации к нравственному поступлению, воспитание уважения к истории и традициям нашей Родины, раскрытие понятия нравственного идеала на примере образов русских богатырей. (слайд № 2)

Задачи: (слайд № 3)

Личностные: сформировать чувство гордости за свою Родину.

Метапредметные: развить овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с нравственными задачами, строить речевые высказывания.

Предметные: развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, внутреннюю установку личности, поступать по совести, осознавать ценность человеческой жизни.

ТСО: словари, раздаточный материал, презентация.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в диалоге.

Формы работы: групповая и коллективная.


Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие детей.

  2. Актуализация знаний. Историческое погружение в Россию 12 века. (слайд № 4)

Звучит музыкальный фрагмент

  • Какой музыкальный инструмент слышите?

  • Какие произведения исполнялись под аккомпанемент гуслей?

  • Кто рассказывал былины? (слайд № 5)

  • Как вы понимаете значение слова «былина»?

  • О ком повествуют былины?

  1. «Ассоциативный ряд»

  • Назовите слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово «богатырь»;

  1. Работа со словарем

«Богатырь» - герой русских былин, совершающий воинские подвиги, человек очень большой силы, стойкости, отваги.

  • Только ли физической силой отличался богатырь?

  • А какими нравственными качествами обладал богатырь?

  1. Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри» (слайд № 6)

  • Назовите этих былинных героев;

  • Какие подвиги богатырей вы могли бы назвать?

  • Чему служили богатыри?

  • Кто противостоит богатырям?

  1. Работа в группах. (слайд № 7)

1 Группа: «Войди в картину»

Попробуйте описать картину «Богатыри»

2 Группа: «Богатырский словарь»

Найди слова, имеющие отношение к богатырям и объясни их значение с помощью словаря.

(щит, меч, копьё, колчан, палица)

3 Группа: «Собери пословицы, объясни их смысл»

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

Человек без Родины, что соловей без песни

Всякому мила своя сторона

Дополни пословицей, близкой по смыслу.

Отчет групп. Обсуждение.

  1. Физминутка.

  2. - Какой богатырь является нашим земляком? (слайд № 8)

  • Что вы знаете о детстве Ильи Муромца?

Чтение отрывка из былины «Детство». (слайд № 9)

  • В дружине какого князя состоял Илья Муромец?

  • Как погиб богатырь?

/Историческая справка/

Прототипом былинного персонажа исследователями считается исторический силач по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский.

Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время не действовали, вследствие или врождённого паралича, или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног.

Теория тождества былинного богатыря с иноком- Чобитько, Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.

Русские летописи не упоминают его имени. После чудесного исцеления, переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40—55 лет.

Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.

На Родине помнят и чтят Илью Муромца. В городе Муроме на высоком постаменте стоит бронепоезд «Илья Муромец» - ветеран Великой Отечественной войны (слайд № 10)

/Историческая справка/

Бронепоезд «Илья Муромец» — бронепоезд, построенный в 1941—1942 годах как подарок фронту железнодорожников Муромского узла. Все основные платформы под орудия, вагоны варили в свое свободное время рабочие вагонного депо в Муроме. Литейщики из Кулебак поставляли броню. Ею на заводе им. Дзержинского обшили паровоз.

Решено было дать бронепоезду имя легендарного богатыря Ильи Муромца. Однако у полковника Неплюева, приехавшего «забирать» бронепоезд, было свое название для него: «За Родину». Строители бронепоезда организовали митинг, на котором высказали своё решение вести бронепоезд на фронт муромской бригадой, и предложили своё название. Таким образом, на митинге 8 февраля, перед отправкой бронепоезда на фронт собравшиеся увидели на его борту надпись «Илья Муромец» и изображение головы богатыря. Надпись и рисунок приказали закрасить, а боевой машине присвоить № 762. Однако имя его осталось и в документах, и в сознании строителей и экипажа.


Бронепоезд был защищён броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошёл путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», 7 самолётов, 14 орудий и миномётных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров.

За боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин», был награждён орденом Александра Невского.

Победу «Илья Муромец» встретил в пятидесяти километрах от Берлина, так как разрушенный мост через Одер препятствовал дальнейшему пути на Берлин.

В 1971 году бронепаровоз был поставлен на вечную стоянку.

На высоком берегу Оки жители Мурома воздвигли величественный памятник знаменитому земляку – как символ физической и высокой нравственной силы. (слайд № 11)

  1. Работа с текстом учебника. Прием «Инсерт»

  • Прочитать. Обсудить. (Что идет вразрез с вашими знаниями?)

  • Выделить основные правила честного поединка (слайд № 12)

  1. Применение нового знания.

  • Технология «Интрига» (дополнить фразу)

Русские богатыри защищали … (отечество) (слайд № 13,14)

Важнейшая добродетель воинской дружины … (верность) (слайд № 15,16)

Богатыри провозгласили правила … (честного поединка) (слайд № 17,18)

Богатырь богат … (силой, смелостью, честностью, добротой…) (слайд № 19,20)

  • Можно ли сказать, что богатырь – это нравственный идеал? (докажи свою точку зрения) (слайд № 21).

  1. Рефлексия «Цветы герою» (слайд № 22)

  • Если вы считаете, что урок был для вас интересен и полезен, заставил задуматься о своих поступках, то принесите свой цветок к памятнику богатырю.

  1. Домашнее задание по выбору. (слайд № 23)

  • Есть ли среди твоих знакомых человек, обладающий нравственными качествами богатыря? Возьми у него интервью.

  • Составь кроссворд «Богатыри».

  • Нарисовать богатыря.


Использованная литература:


  1. Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ «Основы светской этики»/ пособие для учащихся.- М: Просвещение, 2012.

  2. «Основы религиозных культур и светской этики»/ книга для учителя.- М: Просвещение, 2012.

  3. «Основы религиозных культур и светской этики»/ книга для родителей.- М: Просвещение, 2012.

  4. Российское образование федеральный портал: http://www.edu.ru/

  5. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей