СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урок рисования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нерпа»

Внеурочное занятие. «Байкальская Нерпа»

Цели: Углублять и расширять знания детей о Байкале, знакомить с обитателями подводного мира Байкала, расширять кругозор учащихся, учить понимать красоту природы, воспитывать экологическую культуру, ответственность за судьбу озера, гуманное отношение к животным; способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.

УУД:

Учащиеся должны:

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

-        Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-        Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять  рассказы находить и формулировать решение проблемных вопросов .

Коммуникативные УУД:

-        Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-        Слушать и понимать речь других.

-        Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

















Ход занятия.

1Организационный момент.

Ребята! Прежде, чем начнётся наше занятие, давайте встанем в круг, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. Посмотрите на наших гостей, подарите им свою улыбку. Сегодня мы все вместе отправимся в интересное путешествие на знаменитое озеро. Мы продолжим разговор о нашем родном крае, и узнаем ещё одну тайну из нашего Байкальского сундучка.(показать)

- Вспомните, как называется край, в котором мы живём? (Сибирь). Как называют людей, которые живут в Сибири? (Сибиряки).

-Ребята, послушайте загадку

Есть в Сибири озеро такое,

Где вода в нём  прозрачна, чиста.

Называем мы озеро — море,

И мимо проезжая, любуемся им издалека.

-О каком озере говорится в загадке? (Байкале)

-Как вы догадались, что это Байкал? (Самое большое, как море, вода в нём прозрачная, чистая)

Почему это озеро известно во всём мире? (пресная вода)

2Презентация о Байкале

Да ,ребята, это озеро Байкал. Немало сложено о нём легенд, песен, сказаний. Ведь оно пресноводное озеро, одно из самых глубоких на Земле. Самое древнее по происхождению и разнообразию животного мира. Расположено оно в Сибири. Поэтому и называют его «жемчужиной Сибири»


3.   Введение в тему.

Под шум воды ( запись)    3 ученика читают стихотворение:

1ученик:

А что это такое-

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За солнце зацепилось,

По склонам покатилось

И на землю стекло?

2 ученик:

А что это такое-

Такое золотое,

Блестящее, как зеркало,

Слепящее глаза?

Быть может, это солнце

Легло поспать под скалы,

Оно лежит устало

Закрыв свои глаза?

3 ученик:

А что это такое-

Всё время в непокое.

Быть может, это туча

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

Да, красив Байкал в любое время года.  Великолепна природа вокруг Байкала. Богат и разнообразен животный мир. А что же находится под водой этого удивительного озера? Хотите узнать?

Сегодня мы с вами совершим погружение и узнаем чуть больше о подводном мире Байкала.

Видеофильм о подводном мире Байкала

4.  Введение новых знаний

-А вот и первое знакомство. Кто же это?

-В снежном логове родятся,

Простудиться не боятся.

Подрастут- начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезёт-

Лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами!

Мама Нерпа

Учитель:

-Ой ребята, мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки. Ну, конечно, а вот и тот, кто издавал эти звуки. (Появляется нерпа)

-Посмотрите, у неё на глазах- слёзы. Что же случилось?

Мама Нерпа

- Ребята, у меня случилась беда. Холодный ветер Байкала унёс моих детёнышей и хочет заморозить.

Учитель:

-Давайте поможем маме-нерпе, И своими знаниями, и теплом своих маленьких ручек, своей любовью к природе мы поможем нерпятам вернуться к своей маме .

-Чтобы вернуть маме нерпят, мы должны узнать как можно больше об этом животном. А мама нерпа останется в классе.

5.Работа с книгой

На доске 3 нерпёнка. Выберите любого, а на обратной стороне прочитайте вопрос.

- Перед вами красивые книги из наших сундучков . У каждой группы свой вопрос. Ответы найдёте поработав со статьёй Байкальская нерпа.

1 группа. Где живёт Байкальская нерпа?

2 группа: Чем ценна нерпа?.

3 группа: Как называются детки нерпы? ».

- Молодцы, ребята! Это только маленькая часть того, что мы узнали об этом симпатичном животном. Да, это …

А. теперь давайте перейдём к вашим творческим работам, где 1 группа художников рисовала рисунки,2 группа сочиняла стихи, сказки,рассказики,3 смастерила своими руками сувениры-поделки .

Дадим им слово.

6.  Работа в группах.

-А сейчас пришло время защитить свои проекты.

Ваша речь на защите проекта должна быть краткой, и соответствовать содержанию выбранной темы.

1 я группа - « Художники»

Тема нашего проекта - «Рисунок нерпы.»

Целью работы было – выяснить: какую форму и цвет имеет нерпа

Перед собой мы поставили задачу: Узнать как можно больше о нерпе, какую форму и цвет она имеет. Мы, решили, что проектным продуктом будут наши рисунки.


Наша работа актуальна, т .к мы считаем что надо прививать бережное отношение к озеру Байкал, байкальской воде, к его обитателям. Байкальская нерпа-это символ Байкала, один из самых красивых его обитателей.

Этапы работы.

Подготовительный этап: выбор темы

Практический этап: сбор информации

Обобщающий этап: защита

Основная часть

Мы начали свою работу по сбору информации. Узнали из книг , из интернета Взрослая самка –это крупное млекопитающее животное достигающее в длину более полутора метров, масса более 110кг. Нерпа эндемик Байкала, единственный представитель млекопитающих в озере. И чтобы выполнить рисунки, мы поняли, что окраска взрослых особей на спине серебристо серая, на брюхе – светлая с примесью желтого цвета.


Заключение. Закончив свой проект, мы можем сказать, что нам очень понравилось работать над этой темой. Думаю, что мы решили проблему своего проекта.

С помощью линий, красок, композиции рассказали, выразили отношение к увиденному, испытали радость, наслаждение от встречи с прекрасным. От этого появляется доброта, сопереживание и сочувствие к изображаемым героям.


2 группа – «Творческая » решили написать сказки, рассказики, стихи.

Цели и задачи нашей работы:

1. Научиться писать рассказы, сказки, стихи и изображать художественный образ любимых героев,

2. Развить умение воплощать свои замыслы в стихах, рассказах, сказках

3. Расширять кругозор, создать творческий продукт.

Мы решили, что проектным продуктом будет книжка с нашими работами.

Этапы работы.

Подготовительный этап: выбор темы

Практический этап: сбор информации, изготовление продукта.

Обобщающий этап: защита

Основная часть.

Насколько это все занимательно и интересно! Тема нашего проекта «Нерпа»

В работе мы представили свои сказки и стихи собственного сочинения

И дети, и взрослые любят сказки, рассказы, стихи. На сказках мы учимся отличать добро от зла и знаем, что добро всегда побеждает зло, учимся уважать труд других и не быть ленивыми, узнаем, что всегда нужно говорить правду, любить животных и многое другое.

Заключение

Мы на этом не остановимся и будем дальше продолжать удивлять своих друзей, одноклассников, учителей, родителей и родственников.

Надеемся , что вам понравилось!!!


3 группа – «Мастеров » смастерить поделки и сувениры.

Тема: нашего проекта «нерпята»

Цель: Изготовить из различного материала детёнышей нерпы.

Задачи: Собрать информацию о детёнышах нерпы.

Мы решили, что проектным продуктом будут поделки.

Этапы работы.

Подготовительный этап: выбор темы

Практический этап: сбор информации, изготовление продукта.

Обобщающий этап: защита

Основная часть.

Мы начали свою работу с того, что нужно было подумать и узнать о детёнышах нерпы. Потом каждый решил подобрать свой материал и изготовить. Мне удалось достичь цели, благодаря помощи наших взрослых. Я сделала поделку из солёного теста. Я из …Они получились очень милыми, добрыми. Я, Морозова Настя . Наша группа «Мастеров » смастерила поделки и сувениры.

Ребята, вы молодцы! У вас получились замечательные поделки, книжки малышки рисуночки! Мне очень понравились ваши выступления, Каждая группа сумела и показала свои знания. Вы хорошо потрудились!

Хочется надеться, что лучше узнав и полюбив нерпу- мы станем внимательнее к проблемам братьев наших меньших. Нерпа- самое любимое животное на Байкале. Надо сохранить это чудо Байкала!


7.  Подведение итогов.

А теперь мы все вместе подойдём к 3 группе. Возьмите легонько поделки и подуйте на них, согревая теплом своего дыхания.

Смотрите, да ведь они ожили от тепла вашего дыхания, от вашей доброты. А посмотрите на маму нерпу, слёзы у неё исчезли и она рада , что мы все вместе вернули ей деток.


-Дети, а ведь мы с вами знаем стихотворение про нерпочку. Давайте прочитаем.

В Байкальских сугробах заснеженных,

В берлоге норе –ледяной.

Родился нерпёночек нежный,

У нерпы студёной порой,

И нерпа сыночка ласкала,

Кормила его молоком,

И нежно его лизала,

Шершавым своим языком.


В благодарность за помощь нерпа хочет показать нам фильм про свою семью.

Давайте поблагодарим нерпу.


А ещё Я для вас приготовила сюрприз - волшебные камешки со дна Байкала. Эти камешки не простые, а с секретом, они приносят заряд бодрости, силы и здоровья (Сундучок в котором лежат «Морские камешки»)


В стихах хочу воспеть

Величие Байкала! Его спокойствие, уверенность и мощь.

Он прожил на земле

Отнюдь немало

Года его так просто не сочтёшь.





Просмотр содержимого презентации
«нерпа»

Байкальская нерпа Подготовила учитель начальных классов: Кохановская Н.П.

Байкальская нерпа

Подготовила учитель

начальных классов:

Кохановская Н.П.

Байкал – «голубое сердце» Сибири На территории нашей родины находится чудесное озеро Байкал. Байкал – это самое глубокое в мире озеро. Его называют «голубым сердцем» Сибири. Байкал – царство тайн, загадок и легенд. Специалисты считают, что этому озеру 20-25 миллионов лет. Но оно не мелеет, а дно его всё время опускается, что происходит только в океанах.

Байкал – «голубое сердце» Сибири

На территории нашей родины находится чудесное озеро Байкал. Байкал – это самое глубокое в мире озеро. Его называют «голубым сердцем» Сибири. Байкал – царство тайн, загадок и легенд. Специалисты считают, что этому озеру 20-25 миллионов лет. Но оно не мелеет, а дно его всё время опускается, что происходит только в океанах.

«Байкальский тюлень» – нерпа Байкальская нерпа – это символ Байкала, один из самых красивых его обитателей! Нерпа – это единственный в мире тюлень, который живёт в пресной воде, а также это единственный представитель млекопитающих, который живёт в Байкале.

«Байкальский тюлень» – нерпа

Байкальская нерпа – это символ Байкала, один из самых красивых его обитателей! Нерпа – это единственный в мире тюлень, который живёт в пресной воде, а также это единственный представитель млекопитающих, который живёт в Байкале.

С конца февраля до начала апреля у нерп появляются детёныши. Большая часть нерпят появляется в середине марта. Они рождаются на льду, в снежном логове. В первый период, пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют, а предпочитают отлеживаться в логове. Вес новорожденного до 4 кг. Детеныши имеют мех белого цвета – это их охранительная окраска. Она позволяет им в первые недели жизни, пока они питаются молоком матери, оставаться почти незаметными на снегу. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют, мех изменяет цвет на серебристо – серый, а затем и на буро-коричневый – у взрослых особей. Нерпёнка- детеныша называют хубунком ( бурятское хубун –« детеныш дикого зверя» ). Детеныши нерпы

С конца февраля до начала апреля у нерп появляются детёныши. Большая часть нерпят появляется в середине марта. Они рождаются на льду, в снежном логове. В первый период, пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют, а предпочитают отлеживаться в логове. Вес новорожденного до 4 кг. Детеныши имеют мех белого цвета – это их охранительная окраска. Она позволяет им в первые недели жизни, пока они питаются молоком матери, оставаться почти незаметными на снегу. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют, мех изменяет цвет на серебристо – серый, а затем и на буро-коричневый – у взрослых особей. Нерпёнка- детеныша называют хубунком ( бурятское хубун –« детеныш дикого зверя» ).

Детеныши нерпы

Питание нерпы Основная пища нерпы голомянко-бычковые рыбы. Омуль попадается в пищу нерпе случайно и в очень небольшом количестве. Омуль, так же как и хариус, и сиг, - энергичная и стремительная рыба, нерпа ее просто не может догнать. В экспериментальных условиях (в аквариуме) суточный рацион нерпы составлял от 3-5 кг рыбы. За год взрослая нерпа съедает до 1 тонны рыбы. Корм нерпа находит в хорошо освещенной зоне (25–30 м) и ей, по-видимому, нет необходимости нырять глубоко. Чтобы «облегчить» себе жизнь, некоторые животные научились вынимать рыбу прямо из сетей рыбаков.

Питание нерпы

Основная пища нерпы голомянко-бычковые рыбы. Омуль попадается в пищу нерпе случайно и в очень небольшом количестве. Омуль, так же как и хариус, и сиг, - энергичная и стремительная рыба, нерпа ее просто не может догнать. В экспериментальных условиях (в аквариуме) суточный рацион нерпы составлял от 3-5 кг рыбы. За год взрослая нерпа съедает до 1 тонны рыбы. Корм нерпа находит в хорошо освещенной зоне (25–30 м) и ей, по-видимому, нет необходимости нырять глубоко. Чтобы «облегчить» себе жизнь, некоторые животные научились вынимать рыбу прямо из сетей рыбаков.

Как зимует Зимует нерпа на льду в логовищах под снегом, часто на торосистых участках Байкала. Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи – запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лед когтями передних конечностей.

Как зимует

Зимует нерпа на льду в логовищах под снегом, часто на торосистых участках Байкала. Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи – запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лед когтями передних конечностей.

Эндемик озера Байкал Байкальская нерпа – вершина в пищевой цепи в экосистеме Байкала.  «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. А в лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». М.Пришвин

Эндемик озера Байкал

Байкальская нерпа – вершина в пищевой цепи в экосистеме Байкала.

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. А в лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». М.Пришвин