СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать как урок и как мероприятие ко Дню Победы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока.»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа №55»

имени А.И.Анощенкова





Методическая разработка урока


"Стихи и песни о великой отечественной войне"


8 класс


"Мы этой памяти верны" (конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне).









Учитель русского языка и литературы

Ткачева Татьяна Вадимовна









2017 год

Архангельск



8 класс

тема: Стихи и песни о великой отечественной войне

цель: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ГЕРОИЧЕСКИМИ СТРАНИЦАМИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ, СИЛОЙ СЛОВА И МУЗЫКИ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ДУШИ ДЕТЕЙ.


Ход урока:

Литературно-музыкальная композиция.

1-й ученик: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

2-й ученик: Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время?

Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

Звучит песня «Священная война» Муз. А.Александрова, стихи В.Лебедева-Кумача.

3-й ученик: Сколько их – прекрасных, незабываемых! В песнях этих запечатлены и трагические, и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата!

1-й ученик: До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда веселые.

2-й ученик: Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы великих испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

3-й ученик: В своих воспоминаниях Маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян отмечал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей».

1-й ученик: Александр Александров писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней со святым искренним чувством принялся за создание собственного оружия, которым лучше всего владею – песни…»

2-й ученик: Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием.

3-й ученик: Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату…».

Звучит песня «Враги сожгли родную хату…». Муз. М.Блантера, стихи М.Исаковского.

1-й ученик: Прослушана песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, решенная М.Блантером и М.Исаковским в трагическом ключе: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы… Потрясение воина-победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу… С напряжением пели исполнители эту песню, передавая боль утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, которая была поистине всеобщей.

2-й ученик: Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин в зеленой фуражке – пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша» Почему?

3-й ученик: Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное заботы о нем.

Звучит песня «Катюша»

1-й ученик: Все мы любим милую «Катюшу»,

Любим слушать, как она «поет»:

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придает..

С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года, называя «Катюшами» многоствольные реактивные минометы.

2-й ученик: Родилась «Катюша» в 1938 году, в Ялте. Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. Она имела огромный успех: исполнительнице пришлось петь ее трижды.

3-й ученик: В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями, с лаконичным и поэтически образным описанием весенней природы – столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера – яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная – полна при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили ее.

1-й ученик: Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались все новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше-медсестре («Раны Катя крепко перевяжет»). С «Катюшей» связывали русские воины свои мечты о доме, о любимых.

2-й ученик: В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, в Болгарии она не раз даже принималась в качестве партизанского пароля, во Франции ее пели участники Сопротивления. Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире.

3-й ученик: В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса». Когда Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту «Катюшей»!

1-й ученик: Композитором было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!

2-й ученик: Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов А.Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи».

3-й ученик: Маршал Георгий Константинович Жуков называл «Соловьев» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт-фронтовик Михаил Луконин вспоминал: Как мы пели «Соловьи, соловьи…»! А как замечательно он сам (Фатьянов) – помню слезы на глазах Твардовского».

Звучит песня «Соловьи».

1-й ученик: Из-за школьной парты ушел добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своем творчестве. Свои песни начал писать в 1950 году. многие песни Окуджавы о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.

Звучит выразительное чтение стихотворения «Песенка о пехоте».

2-й ученик: через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они ее и поют со слезами на глазах.

Звучит песня «Белорусский вокзал».

3-й ученик: Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.

Звучит песня «Дороги»

1-й ученик: Маршал Советского Союза Г.К.Жуков назвал «Дороги» в числе трех лучших песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».

2-й ученик: Минули годы и десятилетия… Но и сейчас и ветераны, и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны.



5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!