Возникновение земледелия и скотоводства
5 класс
6 урок Игонина Надежда Валерьевна МБОУ г. Иркутска СОШ № 18
Проверка домашнего задания
- Как была открыта пещерная живопись?
- Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
- Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
- Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
1/22/19
Постановка учебной задачи
Два племени живут в разных местностях и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, а другое – земледелием и скотоводством.
В конце урока предстоит ответить на вопрос: люди какого племени жили в лучших условиях и почему?
1/22/19
План
- Мотыжное земледелие
- Приручение животных
- Глиняная посуда и одежда из ткани
- Родовые общины и племя
- Духи, идолы и жертвы
1/22/19
Возникновение земледелия
- Около 12 тысяч лет тому назад закончился ледниковый период.
- Мамонты, носороги и другие крупные животные, на которых охотился древний человек, вымерли.
- Охотиться с копьем на более мелких и быстроногих животных было гораздо труднее.
- Поэтому люди изобрели новое оружие - лук и стрелы.
1/22/19
Возникновение земледелия
Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен.
Эти зерна могут обеспечить человека пищей.
Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений.
Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами.
1/22/19
Возникновение земледелия
Примерно за пять тысяч лет до н. э. в Центральной Европе, в частности, в плодородной долине Дуная, появились первые земледельцы.
Они пользовались примитивными орудиями труда, которыми обрабатывали крошечные поля.
Эти люди выращивали главным образом пшеницу, ячмень, просо и бобовые, держали уже некоторых домашних животных и умели заготавливать глиняную посуду, которую расписывали всевозможными узорами.
1/22/19
Возникновение земледелия
Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком.
Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна.
Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами.
1/22/19
Возникновение земледелия
Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки.
1/22/19
Изменение быта
Чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни.
Появились обустроенные жилища.
1/22/19
Возникновение скотоводства
Охотники иногда приносили живых детенышей диких зверей, оставшихся без родителей.
Маленькие звери привыкали к человеку и его жилью.
Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком.
Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку.
1/22/19
Неолитическая революция
- Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты.
- Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством.
- Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства.
1/22/19
Самостоятельная работа
Прочитайте п. 5, выпишите и объясните термины, составьте план текста
1/22/19
Проверка учебной задачи
Два племени живут в разных местностях и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, а другое – земледелием и скотоводством.
Вопрос: люди какого племени жили в лучших условиях и почему?
1/22/19
Рефлексия
Закончите предложения:
- Я нашел подтверждение…
- Я был удивлен… разочарован…
- Мне пригодится в жизни (…) потому, что…
- Я заметил, что по ходу урока моя точка зрения изменилась…
- Я не знал…
- Теперь я знаю…
1/22/19
Домашнее задание
§ 4прочитать, пересказать; составить и записать рассказ «Как первобытные земледельцы вырастили зерно».
1/22/19