СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие критического мышления на уроках чтения как один из компонентов функциональной грамотности младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»

Краснодарский край, Абинский район, п. Ахтырский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42 им.Ф.С.Шабашева

муниципального образования Абинский район





Рекомендована к использованию "Утверждаю»

Педагогическим советом Директор МБОУ СОШ №42

Протокол _____от______ _____________Драй Э.В «____»____________2020г.







Методическая разработка урока


Развитие критического мышления на уроках чтения как один из компонентов функциональной грамотности младших школьников


Тема урока: «РАССКАЗ И. ЕРМОЛАЕВА «ДВА ПИРОЖНЫХ»

(базовый уровень)

для начальной школы






Составитель:

Комисаренко Оксана Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №42





2020

Аннотация

Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе. Поэтому формирование читательской грамотности именно в начальной школе придается большое значение.

В методической разработке моего урока представлены приемы и методы, способствующие формированию навыков осознанного чтения на уроках, а также элементы технологий и методик, позволяющих успешно реализовывать различные формы работы и приводящие к хорошим результатам, а именно:

  • совершенствуется навык чтения;

  • формируется умение, логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;

  • способствует расширению кругозора, памяти, развитию мышления;

  • воспитывает положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе, доброжелательные отношения к окружающим.

Использование прогрессивных методик именно в начальной школе необходимо, чтобы избежать проблем чтения, вызванных неправильным обучением и в последствии затрудняющим процесс обучения. Это такие проблемы, как потеря интереса к чтению с приходом в школу (детям перестают читать); непонимание смысла текста из-за неправильного сформированного способа чтения; отсутствие динамики развития (нарушение индивидуального подхода к хорошо читающим детям); преобладание понимания художественных текстов (отсутствие работы над чтением текстов других типов). Кроме того, необходимо понимать, что в современной начальной школе читательская грамотность рассматривается не только как предметный, но и метапредметный результат.

Таким образом, у обучающихся в ходе применения данной технологии, формируются все ключевые компетенции, а информационные, как приоритетные. Применение технологий формирования критического мышления на уроках чтения позволяет выстаивать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома.

Применяемая технология, несомненно, результативна: у учащихся формируется умение осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста. Дети учатся находить в читаемом произведении поучительный смысл. Технология несёт также и воспитательную нагрузку. Конкретно в этом уроке воспитывает уважительное отношение к членам своей семьи.

Разумеется, нельзя говорить о том, что только представленный подход позволяет достигать высоких результатов, но, на мой взгляд, его использование, безусловно, может способствовать активизации познавательного интереса обучающихся к учению.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«РАССКАЗ И. ЕРМОЛАЕВА «ДВА ПИРОЖНЫХ»

(УМК «ШКОЛА РОССИИ»)


Цель: познакомить учащихся с произведением Ю. Ермолаева «Два пирожных», развивать умения осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста, учить находить в читаемом произведении поучительный смысл, воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи.

Задачи:

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;

  • формировать умения, логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;

  • способствовать расширению кругозора, памяти, развитию мышления;

  • воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе, доброжелательные отношения к окружающим.

Планируемые результаты:

Предметные

Ученики научатся:

  • прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественное произведение;

  • соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа;

  • читать по ролям.

Формирование УУД Личностные УУД

  • целостное восприятие окружающего мира;

  • развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий;

  • рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, пособия);

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других;

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу на уроке и в жизни;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование урока: презентация,

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.


























Ход урока

I. Организация класса

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

Друг ко другу повернёмся,

И немного улыбнёмся,

А теперь мы тихо сядем,

За работу все возьмёмся.

– Готов ли ты начать урок? С усердием трудитесь! И на уроке не ленитесь!

– К нам на урок пришли гости, это семья из любимого вами мультфильма.

‒ Послушайте загадку, кто это?

Что за странная семья:

Три кота и три хвоста,

Шесть ушей, двенадцать лапок,

Как зовут таких котяток? (Коржик, карамелька, Компот)

II. Мотивация к учебной деятельности (Речевая разминка)

  1. Речевая разминка. Стадия вызова

– Сегодня на уроке нам предстоит выполнить очень много заданий, но прежде чем мы начнём читать, необходимо язычки нам всем размять.

Три кота нам принесли интересную сказку

А) Фонематическая сказка

Б) Чтение чистоговорки

Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги. Га-га-га,га-га-га у меня болит нога.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу. Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги. Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу. Га-га-га,га-га-га не болит уже нога.

В) Чтение слов-перевёртышей

III. Актуализация знаний

– Разгадайте ребус (7я – семья)

Составление кластера «Семья»

– Как вы понимаете, что такое семья?

(мама, папа, дети, любовь, забота, доброта, уважение, уют, родственники, дом, счастье………)

– Как вы считаете, нуждаются ли родители в вашей помощи? В семье мультфильма «Три кота» трое детей. Как их зовут? А как вы думаете, нуждается ли Карамелька, иногда в помощи её старших братьев Коржика и Компота?

IV. Открытие новых знаний

‒ Сегодня на уроке мы будем читать произведение, в котором рассказывается об отношении старших к младшим.

‒ Но сначала необходимо вам собрать выделенные буквы с домиков и записать в прямоугольнике первую часть темы урока.

Первичное восприятие нового материала

  1. Прогнозирование (Работа с учебником )

– Ребята, обратите внимание на рисунок и на название рассказа.

– О чем может пойти речь в рассказе?

– Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях? (Учитель читает весь рассказ)

– Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?

  1. Словарная работа

– В произведении встретились новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить (учитель сначала выслушивает ответы учеников)

Крендельки – витая сдобная булочка, напоминающая восьмерку по форме.

Африка – материк.

Тропические лианы – вьющиеся растения, которые растут в жарких странах

(длина достигает 300м).

Вторичное чтение.

  1. Приём "Чтение с остановками"

– Читать рассказ мы будем с остановками, по смысловым частям

Чтение 1 части (до слов …и пошла на кухню)

– Коллективное рисование иллюстрации к 1 части

– Кто вошёл в комнату?

– О чём попросила мама? Сколько у мамы было дочерей? Как их звали?

– Что делала старшая дочь Наташа? младшая Оля? Что решила сделать

Оля?

Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)

– Что пообещала сделать Наташа? Выполнила ли она своё обещание?

Самостоятельное чтение 3 части

IV. Физкультминутка

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту.)

V. Размышление.

1. Приём «Уголки»

– Как называется произведение?

– Кто герои этого рассказа? Как звали дочерей? О чём попросила мама?

– Ребята, Три кота нам предлагают разделиться на две группы. Используя цитаты из произведения, докажите, какие положительные и отрицательные качества присутствуют у главных героев.

Работа по группам:

  1. Группа: назовёт положительные качества главных героев. (Наташа помогла маме. Оля читала интересную книгу, хотела побывать в Африке.)

  2. Группа: назовёт отрицательные качества героев. (Старшая дочь не помогла. Наташе не досталось пирожное.)

– Как бы вы поступили, если бы вы были заняты чем-то интересным, а мама вас попросила о помощи?

2.Приём «Тонкий и толстый вопрос» (Дети самостоятельно задают вопросы.)

Кто … Что …

Как звали …

Правильно ли поступила… Дайте объяснение, почему.. Оля съела... …

Предположите, что будет, если…

3.Составление синквейна

(Детям в помощь даются слова: себялюбивая, ленивая, нечуткая, отзывчивая, добрая, внимательная, ответственная..)

(Оля отзывчивая, старательная, лепила, мыла, съела у мамы трудолюбивая дочь-помощница)

Вывод: Каждый из нас живёт в семье. В вашем доме должна царить любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди ‒ ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.

4. Работа с пословицами

‒ Прочитай пословицы. Подчеркни карандашом пословицу, которая

передаёт главную мысль рассказа.

Изба – детьми весела.

Какие труды, такие и плоды.

VI. Рефлексия. Итог урока.

‒ Кто написал рассказ «Два пирожных»?

‒ Какой листик вы возьмёте?

Зелёный листик - мне было интересно Жёлтый листик - мне было всё равно Коричневый листик - мне было неинтересно

‒ Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

‒ Кто вам больше понравился? Почему?

‒ Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?

‒ Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в разделе «Я и мои друзья»?

Список использованных источников:

1.М.К. Антошин. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. //Учебное пособие. М.: Просвещение, 2020.

2.М.К. Антошин. Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю. //Учебное пособие. М.: Просвещение, 2020.

3.Могучий А. Супертренажер для развития ума. //Москва: АСТ, 2015. Ахмадуллин Ш.Т. Скорочтение для детей.// Эксперт, 2017.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!