СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Совесть и раскаяние"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»

Тема урока «Совесть и раскаяние»

Цель урока: расширить у детей представления о понятиях совесть и раскаяние в духовной жизни человека; осознание учащимися о необходимости обладания нравственными качествами.

Задачи урока: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит раскаяние;

осознать, что совесть помогает различать добро и зло; осознать разницу между покаянием и признанием ошибки; развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа; развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог; сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, адекватно воспринимать и передавать информацию; развивать познавательный интерес к предмету, развивать умение работать с учебником; понять, что значит жить в ладу со своей совестью.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник "Основы православной культуры" автор А. В. Кураев, карточки с заданиями, текстами, таблицы, аудиозапись молитвы «Господи, прости», аудиозапись текста «Отречение Петра», словарь, конверты с заданиями под номерами, таблички с названием отделов, клей, ножницы, цветные карандаши.

Ход урока.

(Парты стоят таким образом, что дети сидят друг напротив друга справа и слева, поэтому удобно работать и в группах, и в парах, и индивидуально. Дети видят глаза друг друга.)

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Наверное, никто и предположить не мог, что окажетесь не просто на уроке, а на настоящем заседании редакционного совета.

Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. Мы переносимся в светлое помещение издательства газеты «Основы православной культуры». Да выхода очередного номера газеты осталось мало времени. (На доску прикрепляется белый лист с надписью «Основы православной культуры»)

Каждый из вас является работником определенного отдела.

Отдел писем. Руководитель отдела - (фамилия и имя ученика)

(Краткая информация о работе этого отдела).

Отдел информации. Руководитель отдела - (фамилия и имя ученика)

(Краткая информация о работе этого отдела). (Получилось 2 группы)

Аналитический отдел. Руководитель отдела - (фамилия и имя ученика)

(Краткая информация о работе этого отдела).

Задачи каждого отдела понятны.

Но заседание должен кто-то вести. Кто это может быть? Тогда разрешите на правах председателя начать работу нашего совета.

Сегодня вы сидите близко друг к другу, чтобы видеть глаза соседей. Глаза - это зеркало души.

2.Проверка домашней работы

Подумайте и решите, какие качества души вы бы хотели иметь?

(Индивидуальная работа с карточками)

Взяли карточку №1

Подчеркните те качества души, которые хотели бы иметь зеленым карандашом, а черным то, с чем бы вы хотели бороться.


I

Правдивость

Смелость

Доброта

Щедрость

Высокомерие Сострадание

Равнодушие

II

Общительность

Трусость

Скромность

Жадность

Бесстрашие

Мужество

III

Зависть

Верность

Великодушие Милосердие

Уважение

Отвага Пренебрежение

IV

Замкнутость

Предательство

Злорадство Вежливость

Стойкость

Добродушие

Приветливость


Проверка.

Мы каждый день заботимся о своем теле: умываемся, делаем зарядку…(продолжают дети)

Как нужно заботится о душе на ваш взгляд? (Ответы детей)

Какие качества души приближают человека к Богу?

(любовь, свобода, разум, творчество)

Как иначе можно назвать эти дары Бога?

(внутренний мир человека, образ Бога в человеке)

Как вам кажется, что серьезнее болезнь души или тела? (Ответы детей)

Мудрые люди говорят: «О душе подумай»

  1. Введение в тему урока.

У русского писателя М.Е. Салтыкова – Щедрина (Слайд) есть сказка, которая называется «Пропала ….»

Что пропало, угадайте по приметам. (Бывает чистая, незапятнанная, но безжалостная)

Совесть. Слайд.

Первый отдел информации работает со словарем Ожегова. Находят значение слова «Совесть»

Сегодня на уроке мы узнаем о подсказках совести и о том, как исправлять ошибки, на которые укажет совесть. То есть что делать? Раскаяться (совершить раскаяние)

Второй отдел информации находит в словаре слово «Раскаяние»

(Дети зачитывают информацию)

Назовите тему урока. Как будет называться наша газета? «Совесть и раскаяние». Слайд.

Руководитель аналитического отдела приклеивает на макет название газеты.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (называют цели урока)

  1. Работа по теме урока.

Работа в группах.

У вас на парте лежат конверты № 2. В них карточки-слова. На партах по 2 коробочки. Белая-добро, черная-зло. Отберите карточки соответствующие понятию.

Руководители отделов отчитываются. ( Сначала слова на тему «Добро», затем на тему Зло»)

Вы отобрали в коробку «зло» немало слов. В православии у слова зло есть антоним? Как вы думаете какой? Грех.

Выберите из коробки понятия, за которые человек отвечает перед государством? (ответы детей)

В коробке остались слова. Какие? (Ответы детей)

Зависть. Это в православии считается грехом. Кто его будет судить? А он сам будет себя судить? (На грех человеку указывает его совесть)

Отдел писем берет конверт №3 зачитывает информацию из рубрик «Это интересно»

с. 37, учебник. (Распечатано)

Какие важные дела выполняет совесть?

Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек;

После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправить!» Самое главное в жизни человека быть в ладу со своей совесть. [1]

  1. Физминутка.

Песня М. Минкова, Ю. Энтина «Дорогою добра»

  1. Продолжение работы по теме урока.

Я надеюсь, что вы всегда будете идти дорогою добра.

К сожалению, но это не всегда получается

Дополните пословицу. Слайд

(Угрызение …………….сильнее кнута.)

Угрызении совести. Когда это бывает?

Как можно избавиться от терзаний совести?

(сделать доброе дело, попросить прощение, раскаяться)

Раскаяние - изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. [1]

Составление кластера.

Три шага в раскаянии. (Прикрепляется на доску)

Давайте, попробуем своими словами сказать какие шаги надо сделать? (на доску прикрепляются выдержки из учебника для 1 шага, потом для 2 шага)

Нужно спешить исправить ошибку добрыми делами.

Найдите дело, противоположное совершенному греху. [1]

Работа в группах.

Конверт № 4. (Подобрать ответы, проверяет и отчитывается аналитический отдел)

На листочках. (Приклеивают)

Украл? (Верни)

Солгал? (Наберись силы сказать правду)

Пожадничал? (Подари)

Сказал злое слово? (Попроси прощения)

Мы назвали 2 шага, но есть в православии и третий шаг-покаяние.

Покаянные молитвы к Богу. Самая простая «Господи, прости»

(слушание аудиозаписи)

Какое место есть для покаянной молитвы у православных?

Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой до слез. Но после таких слез приходит радость. [1]

Отдел писем. Зачитывает из конверта № 5 высказывание святых. (с.39, учебник)

Кающийся человек именно ненавидит свой поступок, выталкивает из своей жизни, из своего сердца. [1]

Слушание аудиозаписи «Отречение Петра» (дети следят по учебнику с.36-37)

Как Петр исправил ошибку?

В этих слезах обновилась его душа. [1]

После искреннего раскаяния наступает облегчение.

Составление газеты. (Если позволяло время, дети делали рисунки)

Руководители отделов. Отбирают материал и приклеивают.

Посмотрите. Какой получили результат. Очередной номер газеты практически готов к выпуску.

6.Домашнее задание.

Для завершения нашей газеты необходимо найти стихотворения из «Духовной Азбуки» (Санин Евгений Георгиевич), оформить красиво. Лучшие будут опубликованы в нашей газете. Составить синквейн на тему «Раскаяние» Слайд.

Выберите себе задание по душе.

  1. Самооценка. Итог урока.


Слайд.

Сегодня на уроке я узнал …

Больше всего мне запомнилось …

Я задумался …

(Смайлики)

Совесть очень часто принуждает делать человека то, что ему невыгодно и неприятно. Иногда хочется забыть о своей совести и сделать, так как удобно. Мы вправе выбирать свой путь в жизни. Но против совести идти нам нельзя. Нельзя идти ни в радости, ни в горе. Человек с погибшей совестью уже совсем не человек. Урок окончен.

Литература.

  1. А. В. Кураев. «Основы православной культуры и светской этики»

  2. Составитель М. С. Умнова «Нестандартные уроки в начальной школе»

  3. Интернет-ресурсы://school-collection.edu.ru http://eor.edu.ru/

(После завершения творческой работы, группа детей подготовилась и посетила будущих четвероклассников)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!