4 | Обобщение и систематизация знаний (коллективная работа) 15 минут | Подготовка учащихся к обобщенной деятельности | - На доске 4 схемы (приложение1-4) - Прочитайте условие задачи на слайде и определите, какая схема ему соответствует. Свой выбор объясните. Задача № 1. Два поезда вышли одновременно из двух городов, расстояние между которыми 435 км, навстречу друг другу. Скорость первого поезда 70 км/ч. А скорость второго- 75 км/ч. Через сколько часов поезда встретятся? -Запишите в тетрадь решение этой задачи. На какой вид движения эта задача? - Какую формулу мы будем использовать для нахождения времени? -Прочитаем на слайде условие второй задачи. Задача № 2 Собака стала догонять хозяина , когда расстояние между ними было 400 м. Собака бежала со скоростью 150 м/мин, а хозяин шел со скоростью 70 м/мин. Через сколько минут собака догнала хозяина? - Подберите к данному условию схему и объясните свой выбор. -Запишите в тетрадь решение этой задачи. Определите вид движения. - Почему в этих задачах нашли скорость сближения разными действиями? - Придумайте задачу к следующему чертежу. 30 км/ч 25 км/ч 3 ч км/ч ? км -Какой формулой мы воспользовались для нахождения расстояния. - Ребята, я тоже придумала задачу к последнему чертежу. 1 ? км 2 - Послушайте внимательно, соотнесите условие с чертежом и подумайте не допустила ли я неточность при составлении условия. Два велосипедиста выехали из одного села и отправились по одной дороге к озеру. Скорость первого велосипедиста 13 км/ч, а скорость второго 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними через полчаса? - К этой задаче предложено 3 выражения, выберите правильное. 1 вариант(15 – 13) : 2 2 вариант (15 – 13) ∙ 2 3 вариант(15 + 13) : 2 - Почему в данной задаче расстояние находили делением, вопреки формуле? - Объясните, почему скорость удаления в первой задаче мы находили сложением, а во второй - вычитанием? - Измените условие задачи, чтобы ее решением было второе выражение? Третье выражение? Физминутка. - Какая величина записана на доске : 5 км/ч, 100 м/ мин, 8 км/сек. - Какой объект может двигаться со скоростью 5 км/ч? 100 м/мин? 8 км/сек - Сейчас я буду называть любой из этих объектов, а вы его изображать: пешеход- шагаем, птица – машем руками, ракете- поднимаем руки вверх и поднимаемся на носочки) | Учащиеся читают задачу (один ученик вслух), выбирают схему, аргументируя свой выбор. - Задача на встречное движение. (один ученик объясняет решение у доски, подробно рассказывая как найти скорость сближения, а затем время.) (записывают только решение) Учащиеся определяют вид движения (движение вдогонку) и выбирают нужную схему. (один ученик объясняет решение у доски, подробно рассказывая как найти скорость сближения, а затем время.) Учащиеся делают вывод: в задачах на встречное движение скорость сближения находится сложением двух скоростей, а в задачах на одностороннее движение –вычитанием. Учащиеся предлагают свои варианты задач. Одну из них решают у доски с объяснением. -Какой формулой мы воспользовались для нахождения расстояния? S= V∙t Учащиеся определяют, что скорость первого велосипедиста должна быть больше скорости второго. Определяют вид движения (движение вдогонку) Решают задачу устно. Учащиеся выбирают выражения, объясняя свой выбор (правильный ответ №1) - Потому, что время известно полчаса, т.е. половина часа. Учащиеся делают вывод: Если объекты двигаются в противоположных направлениях, то скорость удаления находится сложением, если в одном направлении с отставанием, то вычитанием. -Какое расстояние будет между велосипедистами через 2 часа. Учащиеся объясняют, что движение в задаче должно быть либо встречное, либо в противоположных направлениях. Так же измениться время – 2часа. Выслушиваются варианты задач. - Скорость. -Пешеход, птица, ракета. | Слайд №4 Схемы на доске t=S:v Слайд № 5 | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения практических задач; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; логическую цепь рассуждений, доказательство; владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: Контроль за правильность ответов учащихся, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Личностные: отдых, активизация деятельности на уроке |