Учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»
Сидоренкова Юлия Васильевна
Методическая разработка урока биологии по теме:
Методы генетики человека
Цели урока:
- сформировать у учащихся понятие о генетике человека как науке, изучающей особенности наследования признаков организма человека; познакомить с основными методами генетики человека (генеалогическим, цитогенетическим, близнецовым, биохимическим);
- формировать умения определять наследственные заболевания и их признаки (по описанию в научном тексте, по фото- и видеоматериалам); продолжить формировать понятие об организме как о едином целом;
- развивать мышление, память, умения сравнивать и анализировать, применять полученную информацию в практической деятельности; развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании;
- воспитывать бережное отношение к собственному организму; доказать необходимость применения полученных знаний на практике для профилактики заболеваний;
- продолжить формирование умений работать в малых группах, оценивать себя и одноклассников;
Коррекционные цели:
-диагностика индивидуальных особенностей учащихся при выполнении дифференцированных заданий различного характера (репродуктивных, практических, творческих);
-способствовать формированию компетентностей (социальных, здоровьесберигающих, информационных, коммуникативных);
развивать познавательный интерес, активное, творческое мышление, наблюдательность при работе с моделями, таблицами, текстовой информацией и видеоматериалом по теме урока;
расширять представление о составляющих здоровья в нашей жизни;
- способствовать укреплению здоровья учащихся путем использования здоровьесберигающих технологий при проведении урока.
Оборудование:
- лупы, средства коррекции для учащихся; подставки;
- инструктивные карты к уроку; учебники;
словарь основных понятий и терминов темы;
дифференцированные опорные конспекты с учетом индивидуальных особенностей учащихся (диагностический подход);
карточки с заданиями (тестовые и индивидуальные);
магнитная доска;
технические средства обучения (мультимедийный проектор);
видеоматериал (видеоролик о диагностике наследственных заболеваний человека, презентации по вопросам темы);
аудиоматериал – музыка для релаксации и проведения коррекционной паузы;
карточки с изображением примеров наследственных заболеваний человека - для практических заданий;
Форма проведения: урок-панорама в рамках проекта «Профилактика наследственных заболеваний человека»;
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная;
Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология.
Базовые понятия и термины: диагностика заболеваний, генетика, генетика человека, ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость, наследственные признаки, методы генетики, профилактика наследственных заболеваний, здоровье;
Межпредметные связи: химия, физика, география, природоведение, экология, литература, трудовое обучение, физическая культура.
Формы и методы работы:
- пояснительно-иллюстративные (рассказ и демонстрация с объяснением, работа с таблицами, дидактическими материалами, опорными конспектами, фронтальная беседа, просмотр видеороликов);
- практические (выполнение практических заданий, проведение сенсорных экспериментов, работа с объемными моделями, макетами, таблицами);
- интерактивные (работа в парах, микродискуссия, выполнение индивидуальных заданий, просмотр видеоматериала с последующим обсуждением, проверка усвоения материала с интерактивных форм опроса);
- исследовательские (индивидуальные домашние задания - подготовить творческие работы по заданным темам);
- релаксационные (коррекционная пауза, физ. минутка).
Структура урока:
I) Организационный этап – 1-2 минуты
Организация класса.
Сообщение и обоснование актуальности темы и целей урока.
II) Проверка домашнего задания - 3 минуты
III) Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний - 2 минуты.
IV) Изучение нового материала - 25 минут Коррекционная пауза!! – 3-4 минуты
V) Обобщение и закрепление знаний, коррекция знаний - 10 минут.
Итоговое повторение.
Домашнее задание - 1 минута.
Подведение итогов урока - 2 минуты.
Выставление оценок.
Рефлексия.
Ход урока:
I) Организационный этап:
1) Организация класса:
a) Приветствие: проверка по журналу присутствующих на уроке;
б) Проверка соответствия рабочих мест и зрительного диагноза, наличие средств оптической коррекции, наличие необходимого оборудования, готовность к уроку;
в) Создание эмоционально-положительного фона для работы на уроке
2) Сообщение:
а) темы урока;
б) целей и задач урока;
в) вопросов, необходимых для рассмотрения на уроке;
г) структуры урока
II) Проверка домашнего задания:
Защита собственных творческих работ: стихотворение, посвященное генетике – Исламова Ф., портрет будущего ребенка – Текутьева Ю.
Проверка знаний основных понятий, терминов по пройденной теме – в форме интерактивного упражнения «Незаконченное предложение» с использованием мультимедийного экрана.
Задание: Основные понятия генетики
Способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, называется …
Участок молекулы ДНК, информирующей о структуре одного белка –
Генетика – это наука, изучающая …
Хромосомы, относящиеся к одной паре, называются …
Что является цитологической основой полового размножения ?
Формы проявления одного итого же гена называются …
Почему один признак кодируется двумя генами?
Совокупность всех наследственных свойств особи называется …
Локус – это …
Совокупность всех внешних и внутренних признаков особи называется …
Особи, у которых в определенном локусе гомологичных хромосом присутствуют одинаковые аллели, называются …
Гетерозиготы – это …
III) Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний учащихся
Создавая семью, молодые люди часто задают себе вопросы:
Каким родится наш ребенок?
Каков будет его цвет кожи? Цвет глаз и волос?
Кто родится – мальчик или девочка?
На многие из интересующих вопросов помогает ответить наука, которая называется - Генетика человека!
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.
Для этого я попрошу вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «в начале урока».
Рефлексия
| В начале урока | В конце урока |
Я могу назвать основные методы изучения генетики человека | | |
Я могу назвать доминантные и рецессивные признаки человека | | |
Я могу рассказать о характере наследования болезней человека | | |
Я могу рассказать о характере наследования групп крови и резус-фактора у человека | | |
Я могу ответить на вопрос: «Почему вредны близкородственные связи?» | | |
После заполнения таблицы дети формулируют цели и задачи урока
Актуализация знаний:
Для того, чтобы выполнить все поставленные задачи, нам необходимо вспомнить некоторые генетические понятия. Как вы считаете, какие понятия нам пригодятся сегодня?
Ген
Генотип
Фенотип
Аллельные гены
Доминантный признак
Рецессивный признак
Гомозигота, гетерозигота
Аутосомы
Идет повторение всех перечисленных понятий (на столах у учащихся находятся словари по теме).
Раздаточный материал:
Словарь терминов по теме: Основные понятия и методы генетики
Генетика – наука, изучающая закономерности и материальные основы наследственности и изменчивости организмов.
Наследственность – способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть способность воссоздавать себе подобных.
Изменчивость – способность организмов изменять свои признаки и свойства в процессе индивидуального развития.
Ген – участок (домик) ДНК ,кодирующий один белок.
Хромосома – одна линейная двуцепочечная молекула ДНК , упакованная при помощи белков, несет наследственную инф.
Генотип – совокупность всех наследственных свойств особи, которые могут проявиться.
Фенотип – совокупность всех признаков, которые появились.
Аллель – различные формы одного и того же гена.
Локус – определенный участок (квартира) в хромосоме, который занимает каждый ген.
Доминантный признак – главный признак, проявляющийся в гомозиготе, подавляет рецессивный.
Рецессивный признак – признак, не проявляющийся в гомозиготе , подавляется доминантным.
IV) Изучение нового материала
При изучении нового материала учащиеся работают по следующим направлениям:
1этап - Изучение методов генетики и основных вопросов темы урока в форме обзора-панорамы. При этом заслушиваются доклады и презентации учащихся:
А) Генеалогический метод – метод родословных (презентация ученика)
Б) Цитогенетический метод (презентация ученика);
В) Биохимический метод – демонстрация генетических заболеваний, фотоматериалы – доклад ученика;
Г) Влияние генотипа и окружающей среды на формирование фенотипа человека – доклад ученика с использованием презентации.
Д) Профилактика наследственных заболеваний – демонстрация и микродискуссия (проводится в малых группах).
После выступления докладчиков учащимся в форме «круглого стола» предлагалось ответить на вопросы - опрос проводят «Эксперты-консультанты» - 2 человека.
2 этап - Обработка данных опорных конспектов и таблиц, текстовой информации. Данная форма работы проводится в микрогруппах с последующим обсуждением фронтально.
Для уточнения отдельных понятий учащиеся могут обратиться к словарю терминов и понятий.
Интерактивное изучение: просмотр видеофрагментов о диагностике и профилактике наследственных заболеваний с последующим обсуждением и ответами на вопросы.
Коррекционная пауза - проводится между этапами изучения нового материала. Коррекционная пауза проводится обязательно под музыку и включает в себя следующие формы работы:
А) Динамическая пауза: физическая разминка, упражнения дыхательной гимнастики;
Б) Выполнение пальчиковой гимнастики;
В) Выполнение гимнастики для глаз;
Г) Релаксационная пауза
При проведении коррекционной паузы используется музыкальное сопровождение: а) медленное, спокойное – для релаксации, для зрительной гимнастики; б) быстрое, веселое – для физической разминки
V) Закрепление знаний, коррекция знаний
Учащиеся в начале урока получили индивидуальные дифференцированные опорные конспекты, которые заполнялись в ходе урока. После изучения всех вопросов темы записываются ответы на поставленные задания и формулируются выводы.
Дополнительный материал к уроку:
Примеры дифференцированных опорных конспектов урока:
КОНСПЕКТ №1: МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА
Генетика человека - раздел генетики, изучающий закономерности наследования и изменчивости признаков у человека
Методы изучения наследственности человека:
Генеалогический – основан на анализе родословных;
позволяет выявить тип наследования и наследование индивидуальных особенностей у человека
Цитогенетический – основан на анализе кариотипа (числа и структуры хромосом); позволяет определить возможные хромосомные заболевания
Близнецовый – изучает и сравнивает особенности жизнедеятельности близнецов; позволяет прогнозировать некоторые инфекционные и наследственные заболевания
Биохимический – помогает обнаружить заболевания, связанные с нарушением обмена веществ в результате действия мутаций; основа метода – биохимические анализы (кровь, моча, биопсия)
Пути профилактики наследственных заболеваний:
Здоровый образ жизни (запрет на употребление алкоголя, курения, наркотиков)
Избегать действия мутагенов
Медико-генетическое консультирование
Дородовая диагностика заболеваний
Запрет на близкородственные браки
Вывод: Генетика человека выполняет важную роль в жизни современного человека, так как: ___________________________
КОНСПЕКТ №2: МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА
Генетика человека - раздел генетики, изучающий закономерности наследования и изменчивости признаков у человека.
Методы изучения наследственности человека:
Генеалогический – позволяет выявить ____________________________
Цитогенетический – позволяет определять _________________________
Близнецовый – позволяет прогнозировать
Биохимический – помогает обнаружить
Пути профилактики наследственных заболеваний:
Здоровый образ жизни (запрет на употребление алкоголя, курения, наркотиков)
Избегать действия мутагенов
Медико-генетическое консультирование
Дородовая диагностика заболеваний
Запрет на близкородственные браки
Вывод: Генетика человека выполняет важную роль в жизни современного человека, так как …
КОНСПЕКТ №3: МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА
Генетика человека - раздел генетики, изучающий закономерности наследования и изменчивости признаков у человека
Методы изучения наследственности человека:
Генеалогический – позволяет выявить ________________________________________________
__________________________________________________
Цитогенетический – позволяет определить ________________________________________________
__________________________________________________
Близнецовый – позволяет прогнозировать
_________________________________________________
Биохимический – позволяет определить
__________________________________________________
Пути профилактики наследственных заболеваний:
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Вывод: Генетика человека выполняет важную роль в жизни современного человека, так как ____________________________
VI) Домашнее задание:
Индивидуально-дифференцированные и творческие задания:
А) выучить основные понятия и термины по теме
Б) Изучить наследование зрительных заболеваний в своей семье, используя генеалогический метод;
В) Изучить наследование групп крови в своей семье, используя генеалогический метод;
Г) Разработать профилактику наследственных заболеваний, опираясь на наследственные признаки в своей семье;
VII) Подведение итогов урока:
1) выставление оценок в соответствии с критериями и обоснование баллов в соответствии с активностью во время урока и качеством ответов
2) Рефлексия деятельности и настроения на уроке
Рефлексия
А теперь, ребята, давайте вернемся к листам рефлексии. Заполните третью колонку таблицы (дети продолжают заполнение листа «Рефлексия»).
Давайте подведем итог нашему уроку.
На уроке я:
Какие выводы мы можем сделать на основе изученного материала? (по очереди высказываются все учащиеся)
В завершение урока всем учащимся и гостям ученик раздает подготовленный им «сюрприз» - памятные карточки с изображением карт хромосомного набора здорового человека.
Учитель: А мы желаем всем крепкого здоровья и хорошего настроения!




