СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока биологии по теме "Анаэробные организмы. Виды брожения" 10 класс (профильный)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для профильного класса

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии по теме "Анаэробные организмы. Виды брожения" 10 класс (профильный)»

Урок биологии по теме «Анаэробные организмы. Виды брожения»

Цель урока: сформировать понятия «анаэробный тип обмена», «анаэробное дыхание», «анаэробные организмы», познакомиться с различными видами брожения, рассмотреть их сущность и практическое значение, установить, для каких организмов характерны различные виды брожения, выяснить сходства и различия этих видов брожения.

Задачи:

1) получить новые знания на основе ранее изученного материала,

2) выступить с ранее подготовленными докладами по разным видам брожения,

3) закрепить полученные знания при выполнении лабораторных опытов и решении практических задач,

4) выполнить лабораторную работу с целью сравнения некоторых видов брожения.





ХОД УРОКА:

Организационный момент, целеполагание.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и ребята. Мы продолжаем с вами изучение процессов обмена веществ и энергии в клетке, знаем, что энергетический обмен включает в себя анаэробное и аэробное окисление, и сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми анаэробными организмами и процессами, которые происходят в их клетках в ходе энергетического обмена.

Сообщение темы урока учителем, учащиеся ставят цель.

I этап: мотивационно-ориентировочный

Учитель: предлагаю вам вспомнить изученный ранее материал и выполнить следующее задание:

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Бактерии». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

1. В клетках прокариот отсутствует оформленное ядро. 2. Для бактерий, как и для всего живого, характерны обмен веществ и превращение энергии. 3. По типу питания их делят на автотрофов и гетеротрофов. 4. Все автотрофные бактерии синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию света. 5. Образование молекул АТФ у бактерий происходит в митохондриях. 6. Для всех бактерий характерен анаэробный тип обмена веществ.

А НАЭРОБЫ

Облигатные Факультативные

Кислород – яд!

Растут на дне или в толще питательной среды.

И при доступе, и при отсутствии кислорода.

Брожение!

У прокариот - брожение или анаэробное дыхание!

У эукариот – брожение или аэробное дыхание!



Есть два механизма, позволяющие клеткам окислять органические субстраты и синтезировать АТФ в отсутствие кислорода: анаэробное дыхание и брожение. Различие между ними состоит в том, что при анаэробном дыхании электрон-транспортная цепь используется, а при брожении – нет.

Анаэробное дыхание используется некоторыми прокариотами, живущими в бескислородной среде. У этих организмов есть ЭТЦ, конечным акцептором в которой является не кислород, а другое соединение. Например, некоторые «сульфатредуцирующие» морские бактерии используют остаток серной кислоты SO42- в качестве конечного акцептора, в качестве побочного продукта образуется сероводород H2S (запах тухлых яиц, который вы можете почувствовать, проходя по солёному болоту или по литорали, говорит о присутствии сульфатредуцирующих бактерий); денитрифицирующие бактерии в качестве конечного акцептора используют остаток азотной кислоты NO3-, превращая его в побочный продукт – молекулярный азот N2, что играет важнейшую роль в круговороте азота.

Брожение – процесс получения химической энергии без использования какой бы то ни было ЭТЦ. Каким образом можно окислить пищу без клеточного дыхания? Вспомните, что окисление – всего лишь потеря электронов, которые передаются на какой-либо акцептор, т.е. без кислорода можно обойтись.

В гликолизе молекула глюкозы окисляется до двух молекул ПВК (пирувата). Окислитель в гликолизе - НАД+, и для этого процесса не нужна ни ЭТЦ, ни кислород. Часть выделяющейся при гликолизе энергии идёт на производство двух молекул АТФ (всегда!!) путём субстратного фосфорилирования. Если в клетке кислород присутствует, то с помощью окислительного фосфорилирования, когда НАД∙Н2 передают электроны от глюкозы на ЭТЦ, синтезируются дополнительные молекулы АТФ.

Брожение является продолжение гликолиза, которое продолжает непрерывно фосфорилировать АТФ на его субстратном уровне. Чтобы это могло произойти, количество НАД+ должно быть достаточным для того, чтобы принимать электроны на этапе гликолиза. Без механизма восполнения запаса НАД+ за счёт НАД∙Н2 гликолиз вскоре исчерпает запас НАД+ и прекратится из-за отсутствия окислителя. В аэробных условиях НАД+ получается из НАД∙Н2 в ходе переноса электронов по ЭТЦ. В анаэробных условиях альтернативой служит перенос электронов с НАД∙Н2 на ПВК.

В зависимости от набора ферментов в клетке, а, следовательно, и от конечного продукта реакции выделяют несколько видов брожения. Давайте немного познакомимся с некоторыми из них: молочнокислое, маслянокислое, спиртовое.

II этап: операционно-исполнительский:

1. Групповая работа учащихся: (три группы выполняют одинаковые задания – работают с научным текстом и готовят краткий информационный доклад по теме; кроме того, у каждой группы имеется дополнительное задание – исследовательская работа или решение познавательной задачи; результаты докладывает любой член группы).

1 группа

МОЛОЧНОКИСЛОЕ БРОЖЕНИЕ

1. Молочнокислое брожение — вид брожения, конечным продуктом при котором выступает молочная кислота (ФЕРМЕНТ – ЛАКТАТДЕГИДРОГЕНАЗА):

ПВК молочная кислота

2. Этот процесс происходит под действием молочнокислых бактерий, которые с помощью ферментов сбраживают молочный сахар (лактозу). Это неподвижные, неспорообразующие бактерии, по отношению к кислороду являются факультативными анаэробами. Клетки молочнокислых бактерий имеют шаровидную или палочковидную форму: это молочнокислый стрептококк, термофильный стрептококк, болгарская палочка, ацидофильная палочка, а также бифидобактерии.

3. Молочнокислые бактерии играют ведущую роль в приготовлении кисломолочных продуктов: биойогуртов, ацидофилина, простокваши и др., с помощью них получают квашеную капусту, силос. Молочнокислые пробиотические бактерии применяются в медицине для профилактики и лечения острых и хронических заболеваний кишечника, дыхательных путей, для восстановления кишечной микрофлоры и стимуляции иммунитета.

4. Мышечные клетки человека тоже способны производить АТФ путём молочнокислого брожения в условиях нехватки кислорода. Это происходит при интенсивных физических нагрузках, когда катаболизм сахаров для производства АТФ опережает поступление в клетки кислорода из крови. Считается, что именно накопление молочной кислоты в мышцах вызывает чувство усталости и боли в мышцах.

5. Выполните лабораторное исследование биойогурта с целью обнаружения в нём молочнокислых бактерий.

Последовательность этапов: бактериологическую петлю вносят в сгусток и, повернув ее вокруг оси, извлекают, прикоснувшись ею и к пленке. Сгусток размазывают на предметном стекле очень тонким слоем без воды. Сушат на пламени спиртовки. Фиксированный препарат окрашивают, заливая метиленовым синим на 2-3 минуты, промывают водой, высушивают салфеткой и микроскопируют при большом увеличении.

2 группа

СПИРТОВОЕ БРОЖЕНИЕ

1. Спиртовое брожение - вид брожения, при котором углеводы, преимущественно глюкоза, преобразуются в молекулы этанола и углекислого газа (ФЕРМЕНТЫ – ПИРУВАТДЕКАРБОКСИЛАЗА И АЛКОГОЛЬДЕГИДРОГЕНАЗА):

2. Среди прокариот этот тип брожения распространён не очень широко; наиболее часто встречается в группе дрожжей. Дрожжи - эукариотические организмы и аэробы, но в анаэробных условиях брожение идет наиболее эффективно. Если добавить кислород, то брожение ослабнет. Этот эффект был обнаружен Л.Пастером при исследовании вина и пива. Он же изобрел способ остановки превращения спирта в уксус уксуснокислыми бактериями – пастеризацию (нагревание вина или пива до 65-70°С). При этом бактерии гибнут, и уксус не образуется. Также эти микроскопические грибы используются в хлебопечении, так как одним из продуктов спиртового брожения является углекислый газ, который делает тесто пористым и рыхлым.

3. Спиртовое брожение происходит у хвойных растений зимой, когда устьица хвои закупориваются смолой, и газообмен с внешней средой прекращается.

4. Выполните задание:

3 группа

МАСЛЯНОКИСЛОЕ БРОЖЕНИЕ

1. Маслянокислое брожение — тип брожения, основным конечным продуктом которого является масляная кислота (ФЕРМЕНТ – КАРБОЛИГАЗА):







2. Маслянокислое брожение проходит в строго анаэробных условиях и осуществляется бактериями рода Клостридиум (Clostridium). Это крупные, подвижные палочки, образующие устойчивые споры, при образовании которых клетка приобретает форму веретена или теннисной ракетки.

3. В природных условиях маслянокислое брожение играет роль в разрушении растительных остатков, богатых углеводами, — в почве, на дне рек, болот. К маслянокислым бактериям относится возбудитель ботулизма - Clostridium botulinum

Являясь строгими анаэробами, они развиваются обычно внутри крупных кусков ветчины, рыбы, колбас, сыров, а также в герметично закрытых консервах. При попадании в них спор ботулинуса консервы становятся бомбажными, т.к. возбудитель ботулизма продуцирует углекислый газ и водород, вздувающие крышки банок. Ботулинистический токсин, вырабатываемый данными микроорганизмами, поражает нервную систему человека, особенно дыхательный центр, поэтому первыми симптомами ботулизма является "двоение" и "сетка" в глазах, затруднение дыхания. При первых признаках ботулизма человека необходимо срочно доставить в больницу, так как в наиболее тяжелых случаях приходится прибегать к искусственной вентиляции легких.

4. Несмотря на высокую токсичность, всё популярнее становится использование ботулинистического токсина в косметологии – инъекции ботокс: с инъекцией он попадает в мышцу, блокируя передачу нервных импульсов в ней. В итоге мышца расслабляется, останавливается ее сокращение и как результат кожа, прилегающая к ней, разглаживается.

5. Выполните задание:

Бактерий поместили в растворы, состав которых благоприятен для их жизнедеятельности, и перемешали. Через некоторое время бактерии в пробирках перераспределились. В пробирке 1 находятся аэробы, а в пробирке 2 — анаэробы. Какие бактерии находятся в пробирке 3? Почему основная часть бактерий в пробирке 3 стремится к поверхности раствора, при этом такие бактерии могут быть найдены на всём протяжении среды? Ответ поясните.

Решение:
1) факультативные анаэробы;
2) собираются в основном на поверхности раствора, так как там больше кислорода;
3) кислород используется факультативными анаэробами для осуществления дыхания (окислительного фосфорилирования);
4) окислительное фосфорилирование является более энергетически выгодным, чем гликолиз (брожение);
5) бактерии могут быть найдены на всём протяжении среды, так как могут осуществлять анаэробный (бескислородный) обмен.

III этап: оценочно-рефлексивный:

Учитель предлагает учащимся выполнить лабораторную работу «Сравнение КПД процессов брожения» в рабочих листах:

Рассчитайте энергетическую эффективность двух типов брожения глюкозы по формуле: Эффективность= E(запасенная)\Е(общая) ∙100%.

Данные для расчёта:

Спиртовое брожение Еобщ.=150 кДж\моль.

Молочнокислое брожение Еобщ.=210 кДж\моль.

Энергия запасенная в 1 моль АТФ, составляет 30,6 кДж\моль.

При расчете учтите количество образующихся молекул АТФ в анаэробных условиях. Сделайте вывод об эффективности двух типов брожения.

Учащиеся отвечают на вопрос:

Пригодятся ли тебе знания, полученные сегодня на уроке, в жизни? Если да, то где по твоему мнению?

Домашнее задание: работа с материалами урока; подготовить письменные сообщения о других видах брожения (уксуснокислое, пропиленгликолевое, бутиленгликолевое по плану урока и т.д.); дать сравнительную характеристику процессов брожения и аэробного дыхания в табличной форме.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!