СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока философии по теме: «Философия, ее предмет и функции»,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Основы философии» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Она предназначена для преподавателей, работающих со студентами 1 курса,  ранее не изучавших предмет на базе средней общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока философии по теме: «Философия, ее предмет и функции»,»

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина"




Рассмотрена

на заседании ЦМК

__________________

Протокол № ___

от ________________

Председатель ЦМК

_________________







Методическая разработка практического занятия



ТЕМА: «Философия, ее предмет и функции»

УД или ПМ (МДК): Основы философии

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 31.02.01. «Лечебное дело»

КУРС: 1



Тип занятия: практическое занятие, семинар, лабораторная работа, урок (подчеркнуть)




ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Наташенков Н.А.








Содержание:


  1. Пояснительная записка

  2. Информационно-методический блок с описанием хода занятия

  3. Блок контроля

  4. Приложение

  • эталоны ответов

  • дополнительные материалы к занятию

  • раздаточный материал для студентов

  • материал презентации, выполненный в компьютерной программе PowerPoint
















1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Основы философии» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Она предназначена для преподавателей, работающих со студентами 1 курса, ранее не изучавших предмет на базе средней общеобразовательной школы.

Основными целями данной разработки являются:

  • ознакомление студентов с понятийным аппаратом дисциплины «Основы философии», по теме «Философия, ее предмет и функции»

  • развитие навыков самостоятельной работы с философскими текстами;

  • развитие навыков работы в группе по данной теме;

  • развитие навыков творческого мышления ;

  • развитие умений извлекать необходимую информацию из текста.

а также развитие у обучающихся логического мышления, внимания, памяти, умения работать сообща.

Методическая разработка содержит следующие блоки:

  1. пояснительная записка,

  2. методический блок с описанием хода занятия,

  3. блок информации,

  4. блок контроля,

  5. приложение :

    • эталоны ответов

    • дополнительные материалы к занятию

    • раздаточный материал для обучающихся

    • материал презентации, выполненный в компьютерной программе PowerPoint.

Тема данного занятия помогает обучающимся получить общие представление о зарождении философии, особенностях этой системы знаний, функциях философии. Социокультурное развитие будущего медицинского работника невозможно без изучения данной темы. Тема «Философия, ее предмет и функции» расширяет рамки знаний обучающихся, формирует научно-теоретический тип мышления, выявляет связь философии с медициной. Занятие по теме «Философия, ее предмет и функции» способствует формированию у обучающихся общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Разрабатывая систему занятий, приходишь к убеждению в необходимости проведения проблемного занятия для изучения темы «Философия, ее предмет и функции». Сразу же возникла потребность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными обучающимися.

Разрабатывая проблемное занятие, пришлось убедиться в том, какой обширный материал предстоит пройти. И здесь было очень важно применить проблемную технологию.

Педагогическая технология подготовки проблемного урока включает в

себя:

1. Поисковую деятельность обучающихся.

2. Вопросы с нестандартной тематикой.

Потребность в проведении проблемных занятий объясняется целым рядом причин:

1. Во-первых, проблемный подход позволяет формировать системное логическое мышление.

2. Во-вторых, обучающиеся вовлекаются в поиск самостоятельных ответов на поставленные вопросы, решение познавательных задач, на проверку выдвинутых гипотез, формируются навыки самостоятельной учебной деятельности.

Использование различных видов работы в течение занятия, а так же применение презентации в программе «POWER POINT» иллюстрирует различные этапы занятия. Все это способствует успешному усвоению учебного материала, поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне и позволяет говорить о высокой эффективности занятия.

Такие занятия снимают утомляемость за счет переключения видов деятельности.










2. Информационно-методический блок

Тема: «Философия, ее предмет и функции»

Количество часов: 2

Вид занятия: теоретическое занятие

Тип занятия: изучение нового материала

Цели занятия:

Цели занятия:

Общая цель занятия: показать целесообразность применения технологии проблемного обучения в целях интенсификации самостоятельной работы, получения информации и эффективного подбора философского материала в условиях организации индивидуальной работы и коллективного взаимодействия.

Конкретные цели занятия:

Учебные:

  • ознакомление обучающихся с предметной терминологией по теме

« Философия, ее предмет и функции»;

  • развитие навыков самостоятельной работы с философскими текстами;

  • развитие навыков работы в группе по данной теме;

  • развитие навыков творческого мышления ;

  • развитие умений извлекать необходимую информацию из текста

ЗНАТЬ:

- историю развития философской мысли;

- основные отличия философии и частных наук;

- функции философии.

УМЕТЬ:

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков.


- Образовательная: расширить кругозор, углубить знания по предмету, формировать навык работы с философской литературой.


- Развивающая: развивать исследовательские, проектировочные, исполнительные, коммуникативные, рефлексивные способности студентов, как составляющие любой профессиональной деятельности, способствовать развитию логического мышления.


- Воспитательная: формировать потребность в информационной культуре при минимизации времени на поиск новой информации.

Стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности, а так же социальной коммуникации.


Мотивация:

Преподавателю следует отметить, что:

- при подготовке к занятию и во время него обучающиеся смогут

расширить свой запас знаний ,в области научно- теоретического

мышления;

- с помощью мультимедийных технологий они смогут получать,

анализировать, отбирать и передавать нужную им информацию

используя её в межличностных отношениях, в кругу знакомых,

друзей и профессиональной деятельности.

Данная тема актуальна не только с точки зрения формирования логико-рассудочного и эмоционально-образного мышления, но и для лучшего понимания профессиональной значимости будущей профессиональной деятельности.







Междисциплинарные связи:



Формирование мировоззрения

Нравственная ориентация медицинского работника









Тема:


«Философии, ее предмет и функции»













БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.





Литература

Чтение и анализ текста


История:

Этапы развития общества

Психология

Формирование социальных навыков

























Внутридисциплинарные связи:

Раздел:

Введение в предмет, История развития философской мысли













Тема:


«Философия, ее предмет и функции»














.


БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ







Структура английского предложения.


Заболевания и диагностика

Чтение и анализ текста.

Способность к логическому мышлению

Предметная терминология

Особенности философского мировоззрения

Коллективные формы деятельности



Оснащение занятия:

Раздаточный материал

Тексты с заданиями по теме

1.Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Если хочешь быть свободным /

2. Текст Аристотеля. «Универсалии есть…»

3. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения

Учебные пособия и материалы:

Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

Дополнительная литература:

1 Сенека, Честерфилд, Моруа. М., Политиздат. 1992. С. 47, 49-50.

2.Сборник философских трактатов Аристотеля. М.1987.С.39,41.

3. Бердяев Н.А. // Философия свободного духа. М., 1994. С. 170.

Технические средства обучения:
  • компьютер;

  • интерактивная доска

Обеспечение к ТСО:
  1. Презентация в программе «Power Point» «Философия ,ее предмет и функции»

  2. Презентация в программе «Power Point» « История возникновения философской мысли»

Методы и приемы:
  • Объяснительно- иллюстративные

  • Проблемные

  • Частично-поисковые

  • Поисковые


Виды деятельности, рекомендуемые для достижения целей занятия.
  1. Работа с учебником

  2. Чтение текстов.

  3. Выполнение заданий к текстам.

  4. Просмотр презентации обучающего характера

  5. Работа малыми группами.

  6. Анализ и обобщение

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Мотивация, целеполпгание

3. Изучение нового материала

- просмотр презентации «История возникновения философской мысли»;

- работа с учебником и философскими текстами по группам;

- работа над проблемным вопросом

5.Обобщение нового материала:

6.Контроль знаний и умений:

Выполнение теста

7.Подведение итогов занятия:

- Выставление оценок;

- Домашнее задание


Ход занятия

Эта-пы


Содержание этапа



Время


Деятельность

преподавателя


Деятельность

студентов



1.

Организационный момент

2 мин.

Приветствует обучающихся. Беседует с дежурным. Распределяет по группам

Рассаживаются по группам

2.

Мотивация,

целеполагание

5 мин.

Называет тему занятия, помогает осознать межпредметные связи, Определяет пространство исследования данной темы; подводит студентов к определению целей занятия.

Принимают участие в целепола

гании, знакомятся с планом занятия, распределяют

роли в группах

3.

Изучение нового материала.

А)История возникнове

ния философии

Б) Анализ проблемного вопроса «Является ли философия наукой?»

Б) Изучение философских статей «Текст Аристотеля»

Г)Обсуждение проблемного вопроса«Какие функции присущи философии ?»

65 мин.

Организует самостоятельную работу обучающихся,

Обходит группы помогает при затруднениях.

Корректирует ответы, демонстрирует презентацию, следит за регламентом, оценивает работу обучающихся.

Выступают с подготовленным домашним материалом по 1 вопросу

Изучают материал, одни группы заполняют таблицу, другие работают с текстами готовятся к выступлению, выступают, дополняя друг друга

4.

Закрепление

нового материала

5 мин.

Обращает внимание

На поставленные проблемы предлагает сделать вывод

Отвечают на вопросы, делают вывод.

5.

Рефлексия





6 мин.

Предлагает обучающимся выполнить тест на закрепление материала

Выполняют тест

6.

Итоги занятия

2 мин.

Сообщает домашнее задание

Записывают домашнее задание

Методика проведения занятия.


1.Организационный момент.

Во вводной части преподаватель сообщает задачи занятия, а обучающие формулируют индивидуальные цели. Преподаватель организует поисковую деятельность, т.е. обучающие сами должны добывать знания. Добытые собственными усилиями знания сознательно усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти.

Преподаватель:

- Сегодня мы приступаем к изучению новой дисциплины «Основы философии»

Сообщение и презентацию об истории возникновения философии подготовили ваши товарищи.

- Далее мы с вами поработаем над проблемным вопросом «Является ли философия наукой?». В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель). То она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции (Г. Гегель). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждений, или потому, что указанные знания носят априорный характер.

Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого – философия, а Крона – частные науки.

Не всякая проблема является философской. В повседневной жизни «проблемой» называют любое затруднение или что-то, что требуется преодолеть (решить). В научной деятельности постоянно возникают новые проблемные вопросы.


Преподаватель дает задание группам.

Преподаватель, чтобы помочь обучающимся ответить на поставленный вопрос, «Является ли философия наукой?» (Приложение № 1) и указал необходимую литературу. В таблице дан ряд вопросов, на которые студенты должны ответить:

1. Какова основная цель науки?

2. На что ориентируется философия?

3. Что изучает наука?

4. Что изучает философия?

5. В чем проявляется отличие науки от философии?

6. Найти на конкретных примерах противоречия между наукой и философией.

7. Какая главная особенность отличает решение философских проблем от решения проблем науки?

На следующем этапе каждый вопрос обсуждается, и студенты корректируют свои записи в таблице выводами презентации

Переходя к изучению третьего вопроса, преподаватель дает рекомендации, как читать философский текст.

Одновременно с работой одних групп над вторым вопросом занятия, другие группы работают над философскими текстами. Их задача состоит в выявлении философское содержание текста, осознании философской проблемы и того как она поднимается или решается автором.


Преподаватель:

В отличие от мнения, которое выдвигает утверждение без особого обоснования, философское рассуждение предполагает строгую аргументацию. Сформулированные суждения не являются непосредственно данными, а представляют собой результат логического размышления, логики текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.

Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей, сколько взаимоотношение их, связь между собой. Анализируя текст, необходимо иметь в виду его связанность, цельность.

Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.

Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме.

Для анализа следует определить тезис, против которого выступает автор, а также мобилизовать все знания.


Вам необходимо:

1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.

2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.

3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в аргументации.


Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями преподавателя исследовала содержание текстов. Группам предлагается выбрать один из текстов: «Постоянное занятие философией дает необходимое душевное здоровье» или «Текст Аристотеля».

Вопросы к тексту Сенеки:

1. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от знающего?

2. Можно ли сейчас жить так, как призывал автор, то есть достичь атараксии, невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно.



Задание к тексту Аристотеля

Соотнести термины и объяснить противостояние понятия «ощущение».

Сформировать точку зрения на тезис «не существует понятия без ощущения». Аристотель последовательно рассматривает два конкретных примера: суммы углов прямоугольника и затмения. Почему два примера?

Каково положение этих примеров в аргументации?

Преподаватель:

В текстах все термины, все выражения, а значит, и все фразы имеют различное значение с точки зрения содержания. Нужно уметь выделить то, что важно по содержанию, отсеивая с менее значимое


Вы правильно поняли внутреннюю организацию текста. Для этого определили существующие противопоставления, частоту и повторяемость отдельных моментов, наконец, соответствие между терминами. Выявляя внутреннее соотношение, вы смогли прояснить те аспекты текста, которые на первый взгляд казались неясными.

Преподаватель:

- Создавая целостное представление о мире, философия выполняет важнейшие функции в жизни общества. Основными функциями философии являются мировоззренческая, методологическая и познавательная.

- Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она помогает изменять, корректировать уточнять существующие в обществе взгляды, идеи, мировоззрение в целом в соответствии с новыми данными науки и исторического опыта человечества.

- Методологическая функция проявляется в том, что философия открывает методы, способы исследования действительности, которые применяются во всех науках. Они не подменяют собой методы частных наук, но являются необходимым условием истинного познания.

- Познавательная функция философии выявляет наиболее общие идеи, представление, формы опыта, на которых основывается культура. Важное место среди них занимают философские категории, которые используются учеными и в обыденной жизни.


5. Подведение итогов занятия.

Анализируя работу студентов на занятии и комментируя оценки, преподаватель старается поощрить каждого студента, нацеливая на продуктивную деятельность в будущем:

«Сегодня я доволен вашей работой. Уверен, что вы будете усердно работать. Будьте сильными, здоровыми и активными! И помните, что завтрашняя битва выигрывается сегодняшним трудом!»


6. Домашнее задание.


Преподаватель просит студентов подготовить проект с развернутым пояснением на темы

- Исторические типы мировоззрения

- Мифологическое мировоззрение

- Религиозное мировоззрение


Таким образом, осуществляется логический переход к следующей теме «Философское мировоззрение»

Спасибо. Наше занятие окончено. До свидания.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ




Этап



Критерии


Оценка

Само-оценка

Препода-вателя

Итог

Работа над проектом

Организация поиска, сбора и анализа информации




Качество и своевременность

выполнения работы




Защита проекта

Качество. Соответствие содержания заявленной теме




Корректность. Отсутствие ошибок, грамотная речь, по теме «Философия, ее предмет и функции»




Оформление. Эстетика оформления результатов выполненного проекта. Использование мультимедийных средств.




Взаимодействие. Коммуникабельность, уважительное и внимательное отношение к другим, активность в соответствии с ролью, выполняемой в группе, полезность.




Презентация. Качество сообщения, полнота и грамотность ответов на вопросы





Максимальная оценка по каждому критерию – 5 баллов.

Максимальное количество баллов – 35.


Общая оценка выставляется по следующей схеме:

От 30 до 35 баллов – «5» (отлично),

от 20 до 30 баллов – «4» (хорошо),

от 15 до 20 баллов – «3» (удовлетворительно),

менее 15 баллов – «2» (неудовлетворительно).

При оценке самостоятельной внеаудиторной работы студентов не рекомендуется выставление оценки «2» (неудовлетворительно).

Основные понятия и предмет философии

Вариант № 1



1Философия как наука зародилась в:

1) Греции

2) Риме

3) России

4) Индии


2. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

1) наука является частью философии;

2) философия и наука частично включают друг друга

3) философия и наука исключают друг друга;

4) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.


3. Философия – это

1) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

2) наука, исследующая язык;

3) учение о познаваемости мира;

4) учение об устройстве мира


4. Предмет философии отражает в себе:

1) упорядоченность мира;

2) красоту мира.

3) полезность мира;

4) устройство мира


5. Философия объясняет мир с помощью:

1) мифологических образов; 3) рациональной аргументации

2) откровения; 4) математики.


6. Термин «философия» означает:

1) рассуждение;

2) компетентное мнение

3) профессиональную деятельность;

4) любовь к мудрости

7. Ответы на философские вопросы ищут в:

1) религиозных верованиях; 3) доводах и умозаключениях

2) мифологических представлениях; 4) божественном откровении.

Основные понятия и предмет философии

Вариант № 2


1. К вечным философским вопросам относятся

1) каковы точные размеры вселенной?

2) какова родословная славян?

3) из каких элементов состоит живая клетка?

4) в чем смысл жизни?

2. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии:

1) философия – разумное миропонимание

2) философия – это богом данное мировоззрение;

3) философия – это истинное мироощущение;

4) философия – это специфическое мировосприятие.

3. Философия и наука в своих истоках опирались на:

1). мифологию и религию

2) магию и науку

3). технологию и науку

4) религию и магию

4. Философия – это

  1. жажда мудрости

  2. тяга к мудрости

  3. стремление к мудрости

  4. любовь к мудрости

5.Одна из основных функций философии:

  1. методологическая

  2. диагностическая

  3. онтологическая

  4. конструктивная

6.Первым ввел термин философия:

1) Сократ

2) Диоген

3) Пифагор

4) Платон

7.Первые философские знания зародились:

1) в странах Древнего Востока

2) в Европе

3) в Африке

4) в Риме






КАРТА САМОКОНТРОЛЯ


ГРУППА----------------------------------------


ТЕМА---------------------------------------------


Что понравилось?

Что не понравилось?

Моя работа на занятии












































Эталоны ответов к тесту



Вариант № 1

Вариант № 2

1) - 1


1) -4

2) – 2


2) -4

3) – 4


3) -1

4)– 4


4) - 4

5) -3


5) - 1

6) -4


6) - 3

    1. 3


7) - 1






















ТЕКСТ № 1

«Постоянное занятие философией дает необходимое душевное

здоровье».


В одном не вправе мы жаловаться на жизнь: она никого не держит. Не

так плохо обстоят дела человеческие, если всякий несчастный несчастен

только через свой порок. Тебе нравится жизнь? Живи! Не нравится – можешь

вернуться туда, откуда пришел»…


Никто из нас не думает, что когда-нибудь да придется покинуть это

жилище. Так старых жильцов привычка к месту делает снисходительными и

удерживает в доме, как бы плохо в нем ни было. Хочешь быть свободным

наперекор этой плоти? Живи так, словно завтра переедешь! Всегда имей в

виду, что рано или поздно лишишься этого жилья, - и тогда, - и тогда ты

мужественней перенесешь неизбежность выезда…


«Когда я закончу то-то, тогда налягу всеми силами; когда улажу эту

неприятность, тогда и предамся ученым занятиям». – Нет, философии нельзя

отдавать один лишь досуг – надо всем пренебречь ради усердия к ней, для

которой никакого времени не хватит, хотя бы наша жизнь и продлилась до

крайнего срока, отпущенного людям. Бросишь ли ты философию на время

или насовсем – разницы нет: она не останется там, где ты прервал занятия, -

нет, как распрямляется сжатое силой, так возвращается к самому началу все,

что не движется непрерывно вперед. Нужно сопротивляться делам и не

распределять их, а устранять. Не бывает времени, неподходящего для

спасительных занятий, - хотя многие оставляют их из-за тех дел, ради

которых и нужны занятия. – «Но случается, что-нибудь и мешает». –

Мешает, да не тому, чья душа при любых хлопотах радостна и окрылена.

Веселье не достигших совершенства прерывается, радость мудреца

постоянна, ее не прервет никакая причина, никакая судьба. Мудрый всегда и

везде спокоен. Ведь он от чужого не зависит и не ждет милости ни от

фортуны, ни от людей. Счастье у него как дома: будь это счастье в его душе

пришлым, оно бы и ушло оттуда, но ведь оно в ней и родилось…


Между достигшим мудрости и идущим к ней та же, повторяю, разница,

что между здоровым и оправляющимся от долгой и тяжелой болезни, у

которого нет еще здоровья, а есть облегчение недуга. Не будет он

внимателен – наступит ухудшение, и все начнется сначала. А мудрец не

может ни заболеть снова, ни занемочь тяжелее. Телу здоровье дается на

время, врач если и вернет его, то не навсегда, и часто врача зовут к тому же, к

кому приглашали прежде. А душа излечивается раз и навсегда. Я скажу тебе,

как распознать здорового: он доволен собою, доверяет себе, знает, что для

блаженной жизни ничего не дают ни все молитвы смертных, ни те

благодеяния, которые оказывают, которых добиваются. Ведь все, к чему

можно прибавить, несовершенно, от чего можно отнять, не вечно; а кому

нужна вечная радость, тот пусть радуется только своему. Все, на что зарится

толпа, притекает и утекает; фортуна ничего не дает во владение, но и преходящие ее дары приятны лишь тогда, когда разум их приправит и

смешает: ведь это он умеет придавать вкус даже тем внешним благам,

которые невкусно поглощать с жадностью».


(Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Если хочешь быть свободным /

Сенека, Честерфилд, Моруа. М., Политиздат. 1992. С. 47, 49-50).




































Приложение с заданием к тексту №1.


Сформулированные суждения не являются непосредственно

данными, а представляют собой результат логического размышления, логики

текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь

определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо

выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.


Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его

произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей,

сколько взаимосоотношение их, связь между собой. Анализируя текст,

необходимо иметь в виду его связанность, цельность.


Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать

философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно

понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.


Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме.


Для анализа следует определить тезис, против которого выступает

автор, а также мобилизовать все знания.


Вам необходимо:


1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.

2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.

3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в

аргументации.



Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями

преподавателя исследовала содержание текстов. Группам предлагается

выбрать один из текстов.


Вопросы к тексту Сенеки:


1. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от знающего?


2. Можно ли сейчас жить так, как призывал автор, то есть достичь

атараксии, невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно.




ТЕКСТ № 2


Текст Аристотеля.


«Универсалии есть то, что применимо ко всем случаям и чего нельзя

почувствовать, потому что они не являются ни определенной вещью, ни

определенным моментом, в противном случае они не были универсалиями.

Универсалиями (общими понятиями) мы называем то, что существует

всегда и везде. Поэтому, поскольку доказательства являются

универсальными, а универсальные понятия не могут ощущаться, становится

ясно, что ощущения не могут создать науки. Но также очевидно то, что,

даже если бы оказалось возможным ощутить , что углы треугольника равны

двум прямым углам, мы бы еще стали искать доказательства этому, и у нас

бы ничего не получилось, потому что ощущение обязательно касается

индивидуального, тогда как наука состоит в познании универсального.

Поэтому, если бы мы были на Луне и увидели бы Землю, закрывшую

солнечный свет, мы бы не знали причины затмения: мы ощутили бы, что в

этот момент происходит затмение, но не знали бы почему: ведь ощущение не

касается универсального. Что не означает, что при повторном наблюдении

этого явления мы не смогли бы, выявив общее, прийти к доказательству,

потому что из множественности частных случаев выделяется

универсальное.»
























Приложение с заданием к тексту №2.


Сформулированные суждения не являются непосредственно

данными, а представляют собой результат логического размышления, логики

текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь

определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо

выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.


Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его

произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей,

сколько взаимосоотношение их, связь между собой. Анализируя текст,

необходимо иметь в виду его связанность, цельность.


Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать

философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно

понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.


Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме.


Для анализа следует определить тезис, против которого выступает

автор, а также мобилизовать все знания.


Вам необходимо:


1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.

2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.

3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в

аргументации.



Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями

преподавателя исследовала содержание текстов.


Задание к тексту Аристотеля


Соотнести термины и объяснить противостояние понятия «ощущение».

Сформировать точку зрения на тезис «не существует понятия без

ощущения». Аристотель последовательно рассматривает два конкретных

примера: суммы углов прямоугольника и затмения.

Почему два примера?


Каково положение этих примеров в аргументации?



ТЕКСТ №3

Проанализируйте приведенный ниже текст.

«Философы всегда составляли небольшую группу в человече­стве, их всегда было немного. И тем более поразительно, что их так не любят. Философию и философов не любят люди ре­лигии, теологии, иерархи церкви и простые верущие, не лю­бят ученые и представители разных специальностей, не лю­бят политики и социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры, не любят инженеры и техники, не любят артисты, не любят простые люди, обыва­тели. Казалось бы, философы люди самые безвластные, они не играют никакой роли в жизни государственной и хозяйст­венной. Но люди, уже власть имеющие или к власти стремя­щиеся, уже играющие роль в жизни государственной или хо­зяйственной или стремящиеся ее играть, чего-то не могут простить философам. Прежде всего не могут простить того, что философия кажется им ненужной, неоправданной, сущест­вующей лишь для немногих, пустой игрой мысли. Но остается непонятным, почему ненужная и непонятная игра мысли са­мой незначительной кучки людей вызывает такое недоброже­лательство и почти негодование. Это психологически сложная проблема. Философия чужда большей части людей, и вместе с тем каждый человек, не сознавая этого, в каком-то смысле философ. Весь технический аппарат философии чужд боль­шей части людей. Большая часть людей готова употреблять слово «философ» в насмешливом и порицательном смысле. ...Но каждый человек, хотя бы он этого не сознавал, решает вопросы «метафизического» порядка. Вопросы математики или естествознания гораздо более чужды огромной массе людей, чем вопросы философские, которые в сущности ни одному человеку не чужды. И существует обывательская философия тех или иных социальных групп, классов, про­фессий, как существует обывательская политика. Человек, испытывающий отвращение к философии и прези­рающий философов, обыкновенно имеет свою домашнюю философию. Ее имеет государственный деятель, революционер, специалист-ученый, инженер-техник. Они именно поэтому и .читают ненужной философию. Мы должны констатировать социальную незащищенность философии и философа. Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже свое достоинство в том, чтобы стать вы­ше предъявляемых ему социальных требований. Философия не социальна, философия персональна».

Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. М., 1994. С. 170.








Приложение с заданием к тексту №3.


Сформулированные суждения не являются непосредственно

данными, а представляют собой результат логического размышления, логики

текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь

определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо

выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.


Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его

произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей,

сколько взаимосоотношение их, связь между собой. Анализируя текст,

необходимо иметь в виду его связанность, цельность.


Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать

философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно

понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.


Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме.


Для анализа следует определить тезис, против которого выступает

автор, а также мобилизовать все знания.



Вам необходимо:


1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.

2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.

3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в

аргументации.



Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями

преподавателя исследовала содержание текстов. Группам предлагается

выбрать один из текстов.



Задание к тексту

Изложите самостоятельно основные положения фрагмента.






ПРИЛОЖЕНИЕ


ТАБЛИЦА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: «ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ НАУКОЙ?»


Вопрос

Ответ

1.Основная цель науки?




2. На что ориентируется философия?




3. Что изучает наука?




4. Что изучает философия?




5. В чем проявляется отличие науки от философии?




6. Найдите противоречия между наукой и философией?




7. Существует ли содержательная связь между наукой и философией?



8.Какая главная особенность отличает решение философских проблем от решения проблем науки?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!