Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина"
Рассмотрена
на заседании ЦМК
__________________
Протокол № ___
от ________________
Председатель ЦМК
_________________
Методическая разработка практического занятия
ТЕМА: «Философия, ее предмет и функции»
УД или ПМ (МДК): Основы философии
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 31.02.01. «Лечебное дело»
КУРС: 1
Тип занятия: практическое занятие, семинар, лабораторная работа, урок (подчеркнуть)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Наташенков Н.А.
Содержание:
Пояснительная записка
Информационно-методический блок с описанием хода занятия
Блок контроля
Приложение
эталоны ответов
дополнительные материалы к занятию
раздаточный материал для студентов
материал презентации, выполненный в компьютерной программе PowerPoint
1. Пояснительная записка
Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Основы философии» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Она предназначена для преподавателей, работающих со студентами 1 курса, ранее не изучавших предмет на базе средней общеобразовательной школы.
Основными целями данной разработки являются:
ознакомление студентов с понятийным аппаратом дисциплины «Основы философии», по теме «Философия, ее предмет и функции»
развитие навыков самостоятельной работы с философскими текстами;
развитие навыков работы в группе по данной теме;
развитие навыков творческого мышления ;
развитие умений извлекать необходимую информацию из текста.
а также развитие у обучающихся логического мышления, внимания, памяти, умения работать сообща.
Методическая разработка содержит следующие блоки:
пояснительная записка,
методический блок с описанием хода занятия,
блок информации,
блок контроля,
приложение :
эталоны ответов
дополнительные материалы к занятию
раздаточный материал для обучающихся
материал презентации, выполненный в компьютерной программе PowerPoint.
Тема данного занятия помогает обучающимся получить общие представление о зарождении философии, особенностях этой системы знаний, функциях философии. Социокультурное развитие будущего медицинского работника невозможно без изучения данной темы. Тема «Философия, ее предмет и функции» расширяет рамки знаний обучающихся, формирует научно-теоретический тип мышления, выявляет связь философии с медициной. Занятие по теме «Философия, ее предмет и функции» способствует формированию у обучающихся общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Разрабатывая систему занятий, приходишь к убеждению в необходимости проведения проблемного занятия для изучения темы «Философия, ее предмет и функции». Сразу же возникла потребность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными обучающимися.
Разрабатывая проблемное занятие, пришлось убедиться в том, какой обширный материал предстоит пройти. И здесь было очень важно применить проблемную технологию.
Педагогическая технология подготовки проблемного урока включает в
себя:
1. Поисковую деятельность обучающихся.
2. Вопросы с нестандартной тематикой.
Потребность в проведении проблемных занятий объясняется целым рядом причин:
1. Во-первых, проблемный подход позволяет формировать системное логическое мышление.
2. Во-вторых, обучающиеся вовлекаются в поиск самостоятельных ответов на поставленные вопросы, решение познавательных задач, на проверку выдвинутых гипотез, формируются навыки самостоятельной учебной деятельности.
Использование различных видов работы в течение занятия, а так же применение презентации в программе «POWER POINT» иллюстрирует различные этапы занятия. Все это способствует успешному усвоению учебного материала, поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне и позволяет говорить о высокой эффективности занятия.
Такие занятия снимают утомляемость за счет переключения видов деятельности.
2. Информационно-методический блок
Тема: «Философия, ее предмет и функции»
Количество часов: 2
Вид занятия: теоретическое занятие
Тип занятия: изучение нового материала
Цели занятия:
Цели занятия:
Общая цель занятия: показать целесообразность применения технологии проблемного обучения в целях интенсификации самостоятельной работы, получения информации и эффективного подбора философского материала в условиях организации индивидуальной работы и коллективного взаимодействия.
Конкретные цели занятия:
Учебные:
« Философия, ее предмет и функции»;
развитие навыков самостоятельной работы с философскими текстами;
развитие навыков работы в группе по данной теме;
развитие навыков творческого мышления ;
ЗНАТЬ:
- историю развития философской мысли;
- основные отличия философии и частных наук;
- функции философии.
УМЕТЬ:
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков.
- Образовательная: расширить кругозор, углубить знания по предмету, формировать навык работы с философской литературой.
- Развивающая: развивать исследовательские, проектировочные, исполнительные, коммуникативные, рефлексивные способности студентов, как составляющие любой профессиональной деятельности, способствовать развитию логического мышления.
- Воспитательная: формировать потребность в информационной культуре при минимизации времени на поиск новой информации.
Стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности, а так же социальной коммуникации.
Мотивация:
Преподавателю следует отметить, что:
- при подготовке к занятию и во время него обучающиеся смогут
расширить свой запас знаний ,в области научно- теоретического
мышления;
- с помощью мультимедийных технологий они смогут получать,
анализировать, отбирать и передавать нужную им информацию
используя её в межличностных отношениях, в кругу знакомых,
друзей и профессиональной деятельности.
Данная тема актуальна не только с точки зрения формирования логико-рассудочного и эмоционально-образного мышления, но и для лучшего понимания профессиональной значимости будущей профессиональной деятельности.
Междисциплинарные связи:
Формирование мировоззрения
Нравственная ориентация медицинского работника
Тема:
«Философии, ее предмет и функции»
БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.
Литература
Чтение и анализ текста
История:
Этапы развития общества
Психология
Формирование социальных навыков
Внутридисциплинарные связи:
Раздел:
Введение в предмет, История развития философской мысли
Тема:
«Философия, ее предмет и функции»
.
БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Структура английского предложения.
Заболевания и диагностика
Чтение и анализ текста.
Способность к логическому мышлению
Предметная терминология
Особенности философского мировоззрения
Коллективные формы деятельности
Оснащение занятия:
Раздаточный материал
Тексты с заданиями по теме
1.Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Если хочешь быть свободным /
2. Текст Аристотеля. «Универсалии есть…»
3. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения
Учебные пособия и материалы:
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
Дополнительная литература:
1 Сенека, Честерфилд, Моруа. М., Политиздат. 1992. С. 47, 49-50.
2.Сборник философских трактатов Аристотеля. М.1987.С.39,41.
3. Бердяев Н.А. // Философия свободного духа. М., 1994. С. 170.
Технические средства обучения:
компьютер;
интерактивная доска
Обеспечение к ТСО:
Презентация в программе «Power Point» «Философия ,ее предмет и функции»
Презентация в программе «Power Point» « История возникновения философской мысли»
Методы и приемы:
Виды деятельности, рекомендуемые для достижения целей занятия.
Работа с учебником
Чтение текстов.
Выполнение заданий к текстам.
Просмотр презентации обучающего характера
Работа малыми группами.
Анализ и обобщение
План занятия.
1.Организационный момент.
2.Мотивация, целеполпгание
3. Изучение нового материала
- просмотр презентации «История возникновения философской мысли»;
- работа с учебником и философскими текстами по группам;
- работа над проблемным вопросом
5.Обобщение нового материала:
6.Контроль знаний и умений:
Выполнение теста
7.Подведение итогов занятия:
- Выставление оценок;
- Домашнее задание
Ход занятия
Эта-пы | Содержание этапа | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. | Организационный момент | 2 мин. | Приветствует обучающихся. Беседует с дежурным. Распределяет по группам | Рассаживаются по группам |
2. | Мотивация, целеполагание | 5 мин. | Называет тему занятия, помогает осознать межпредметные связи, Определяет пространство исследования данной темы; подводит студентов к определению целей занятия. | Принимают участие в целепола гании, знакомятся с планом занятия, распределяют роли в группах |
3. | Изучение нового материала. А)История возникнове ния философии Б) Анализ проблемного вопроса «Является ли философия наукой?» Б) Изучение философских статей «Текст Аристотеля» Г)Обсуждение проблемного вопроса«Какие функции присущи философии ?» | 65 мин. | Организует самостоятельную работу обучающихся, Обходит группы помогает при затруднениях. Корректирует ответы, демонстрирует презентацию, следит за регламентом, оценивает работу обучающихся. | Выступают с подготовленным домашним материалом по 1 вопросу Изучают материал, одни группы заполняют таблицу, другие работают с текстами готовятся к выступлению, выступают, дополняя друг друга |
4. | Закрепление нового материала | 5 мин. | Обращает внимание На поставленные проблемы предлагает сделать вывод | Отвечают на вопросы, делают вывод. |
5. | Рефлексия | 6 мин. | Предлагает обучающимся выполнить тест на закрепление материала | Выполняют тест |
6. | Итоги занятия | 2 мин. | Сообщает домашнее задание | Записывают домашнее задание |
Методика проведения занятия.
1.Организационный момент.
Во вводной части преподаватель сообщает задачи занятия, а обучающие формулируют индивидуальные цели. Преподаватель организует поисковую деятельность, т.е. обучающие сами должны добывать знания. Добытые собственными усилиями знания сознательно усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти.
Преподаватель:
- Сегодня мы приступаем к изучению новой дисциплины «Основы философии»
Сообщение и презентацию об истории возникновения философии подготовили ваши товарищи.
- Далее мы с вами поработаем над проблемным вопросом «Является ли философия наукой?». В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель). То она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции (Г. Гегель). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждений, или потому, что указанные знания носят априорный характер.
Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого – философия, а Крона – частные науки.
Не всякая проблема является философской. В повседневной жизни «проблемой» называют любое затруднение или что-то, что требуется преодолеть (решить). В научной деятельности постоянно возникают новые проблемные вопросы.
Преподаватель дает задание группам.
Преподаватель, чтобы помочь обучающимся ответить на поставленный вопрос, «Является ли философия наукой?» (Приложение № 1) и указал необходимую литературу. В таблице дан ряд вопросов, на которые студенты должны ответить:
1. Какова основная цель науки?
2. На что ориентируется философия?
3. Что изучает наука?
4. Что изучает философия?
5. В чем проявляется отличие науки от философии?
6. Найти на конкретных примерах противоречия между наукой и философией.
7. Какая главная особенность отличает решение философских проблем от решения проблем науки?
На следующем этапе каждый вопрос обсуждается, и студенты корректируют свои записи в таблице выводами презентации
Переходя к изучению третьего вопроса, преподаватель дает рекомендации, как читать философский текст.
Одновременно с работой одних групп над вторым вопросом занятия, другие группы работают над философскими текстами. Их задача состоит в выявлении философское содержание текста, осознании философской проблемы и того как она поднимается или решается автором.
Преподаватель:
В отличие от мнения, которое выдвигает утверждение без особого обоснования, философское рассуждение предполагает строгую аргументацию. Сформулированные суждения не являются непосредственно данными, а представляют собой результат логического размышления, логики текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.
Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей, сколько взаимоотношение их, связь между собой. Анализируя текст, необходимо иметь в виду его связанность, цельность.
Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.
Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме.
Для анализа следует определить тезис, против которого выступает автор, а также мобилизовать все знания.
Вам необходимо:
1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.
2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.
3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в аргументации.
Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями преподавателя исследовала содержание текстов. Группам предлагается выбрать один из текстов: «Постоянное занятие философией дает необходимое душевное здоровье» или «Текст Аристотеля».
Вопросы к тексту Сенеки:
1. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от знающего?
2. Можно ли сейчас жить так, как призывал автор, то есть достичь атараксии, невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно.
Задание к тексту Аристотеля
Соотнести термины и объяснить противостояние понятия «ощущение».
Сформировать точку зрения на тезис «не существует понятия без ощущения». Аристотель последовательно рассматривает два конкретных примера: суммы углов прямоугольника и затмения. Почему два примера?
Каково положение этих примеров в аргументации?
Преподаватель:
В текстах все термины, все выражения, а значит, и все фразы имеют различное значение с точки зрения содержания. Нужно уметь выделить то, что важно по содержанию, отсеивая с менее значимое
Вы правильно поняли внутреннюю организацию текста. Для этого определили существующие противопоставления, частоту и повторяемость отдельных моментов, наконец, соответствие между терминами. Выявляя внутреннее соотношение, вы смогли прояснить те аспекты текста, которые на первый взгляд казались неясными.
Преподаватель:
- Создавая целостное представление о мире, философия выполняет важнейшие функции в жизни общества. Основными функциями философии являются мировоззренческая, методологическая и познавательная.
- Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она помогает изменять, корректировать уточнять существующие в обществе взгляды, идеи, мировоззрение в целом в соответствии с новыми данными науки и исторического опыта человечества.
- Методологическая функция проявляется в том, что философия открывает методы, способы исследования действительности, которые применяются во всех науках. Они не подменяют собой методы частных наук, но являются необходимым условием истинного познания.
- Познавательная функция философии выявляет наиболее общие идеи, представление, формы опыта, на которых основывается культура. Важное место среди них занимают философские категории, которые используются учеными и в обыденной жизни.
5. Подведение итогов занятия.
Анализируя работу студентов на занятии и комментируя оценки, преподаватель старается поощрить каждого студента, нацеливая на продуктивную деятельность в будущем:
«Сегодня я доволен вашей работой. Уверен, что вы будете усердно работать. Будьте сильными, здоровыми и активными! И помните, что завтрашняя битва выигрывается сегодняшним трудом!»
6. Домашнее задание.
Преподаватель просит студентов подготовить проект с развернутым пояснением на темы
- Исторические типы мировоззрения
- Мифологическое мировоззрение
- Религиозное мировоззрение
Таким образом, осуществляется логический переход к следующей теме «Философское мировоззрение»
Спасибо. Наше занятие окончено. До свидания.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Этап | Критерии | Оценка |
Само-оценка | Препода-вателя | Итог |
Работа над проектом | Организация поиска, сбора и анализа информации | | | |
Качество и своевременность выполнения работы | | | |
Защита проекта | Качество. Соответствие содержания заявленной теме | | | |
Корректность. Отсутствие ошибок, грамотная речь, по теме «Философия, ее предмет и функции» | | | |
Оформление. Эстетика оформления результатов выполненного проекта. Использование мультимедийных средств. | | | |
Взаимодействие. Коммуникабельность, уважительное и внимательное отношение к другим, активность в соответствии с ролью, выполняемой в группе, полезность. | | | |
Презентация. Качество сообщения, полнота и грамотность ответов на вопросы | | | |
Максимальная оценка по каждому критерию – 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 35.
Общая оценка выставляется по следующей схеме:
От 30 до 35 баллов – «5» (отлично),
от 20 до 30 баллов – «4» (хорошо),
от 15 до 20 баллов – «3» (удовлетворительно),
менее 15 баллов – «2» (неудовлетворительно).
При оценке самостоятельной внеаудиторной работы студентов не рекомендуется выставление оценки «2» (неудовлетворительно).
Основные понятия и предмет философии
Вариант № 1
1Философия как наука зародилась в:
1) Греции
2) Риме
3) России
4) Индии
2. Соотношение философии и науки заключается в том, что:
1) наука является частью философии;
2) философия и наука частично включают друг друга
3) философия и наука исключают друг друга;
4) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.
3. Философия – это
1) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;
2) наука, исследующая язык;
3) учение о познаваемости мира;
4) учение об устройстве мира
4. Предмет философии отражает в себе:
1) упорядоченность мира;
2) красоту мира.
3) полезность мира;
4) устройство мира
5. Философия объясняет мир с помощью:
1) мифологических образов; 3) рациональной аргументации
2) откровения; 4) математики.
6. Термин «философия» означает:
1) рассуждение;
2) компетентное мнение
3) профессиональную деятельность;
4) любовь к мудрости
7. Ответы на философские вопросы ищут в:
1) религиозных верованиях; 3) доводах и умозаключениях
2) мифологических представлениях; 4) божественном откровении.
Основные понятия и предмет философии
Вариант № 2
1. К вечным философским вопросам относятся
1) каковы точные размеры вселенной?
2) какова родословная славян?
3) из каких элементов состоит живая клетка?
4) в чем смысл жизни?
2. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии:
1) философия – разумное миропонимание
2) философия – это богом данное мировоззрение;
3) философия – это истинное мироощущение;
4) философия – это специфическое мировосприятие.
3. Философия и наука в своих истоках опирались на:
1). мифологию и религию
2) магию и науку
3). технологию и науку
4) религию и магию
4. Философия – это
жажда мудрости
тяга к мудрости
стремление к мудрости
любовь к мудрости
5.Одна из основных функций философии:
методологическая
диагностическая
онтологическая
конструктивная
6.Первым ввел термин философия:
1) Сократ
2) Диоген
3) Пифагор
4) Платон
7.Первые философские знания зародились:
1) в странах Древнего Востока
2) в Европе
3) в Африке
4) в Риме
КАРТА САМОКОНТРОЛЯ
ГРУППА----------------------------------------
ТЕМА---------------------------------------------
Что понравилось? | Что не понравилось? | Моя работа на занятии |
| | |
Эталоны ответов к тесту
Вариант № 1 | Вариант № 2 |
1) - 1 | 1) -4 |
2) – 2 | 2) -4 |
3) – 4 | 3) -1 |
4)– 4 | 4) - 4 |
5) -3 | 5) - 1 |
6) -4 | 6) - 3 |
– 3 | 7) - 1 |
ТЕКСТ № 1
«Постоянное занятие философией дает необходимое душевное
здоровье».
В одном не вправе мы жаловаться на жизнь: она никого не держит. Не
так плохо обстоят дела человеческие, если всякий несчастный несчастен
только через свой порок. Тебе нравится жизнь? Живи! Не нравится – можешь
вернуться туда, откуда пришел»…
Никто из нас не думает, что когда-нибудь да придется покинуть это
жилище. Так старых жильцов привычка к месту делает снисходительными и
удерживает в доме, как бы плохо в нем ни было. Хочешь быть свободным
наперекор этой плоти? Живи так, словно завтра переедешь! Всегда имей в
виду, что рано или поздно лишишься этого жилья, - и тогда, - и тогда ты
мужественней перенесешь неизбежность выезда…
«Когда я закончу то-то, тогда налягу всеми силами; когда улажу эту
неприятность, тогда и предамся ученым занятиям». – Нет, философии нельзя
отдавать один лишь досуг – надо всем пренебречь ради усердия к ней, для
которой никакого времени не хватит, хотя бы наша жизнь и продлилась до
крайнего срока, отпущенного людям. Бросишь ли ты философию на время
или насовсем – разницы нет: она не останется там, где ты прервал занятия, -
нет, как распрямляется сжатое силой, так возвращается к самому началу все,
что не движется непрерывно вперед. Нужно сопротивляться делам и не
распределять их, а устранять. Не бывает времени, неподходящего для
спасительных занятий, - хотя многие оставляют их из-за тех дел, ради
которых и нужны занятия. – «Но случается, что-нибудь и мешает». –
Мешает, да не тому, чья душа при любых хлопотах радостна и окрылена.
Веселье не достигших совершенства прерывается, радость мудреца
постоянна, ее не прервет никакая причина, никакая судьба. Мудрый всегда и
везде спокоен. Ведь он от чужого не зависит и не ждет милости ни от
фортуны, ни от людей. Счастье у него как дома: будь это счастье в его душе
пришлым, оно бы и ушло оттуда, но ведь оно в ней и родилось…
Между достигшим мудрости и идущим к ней та же, повторяю, разница,
что между здоровым и оправляющимся от долгой и тяжелой болезни, у
которого нет еще здоровья, а есть облегчение недуга. Не будет он
внимателен – наступит ухудшение, и все начнется сначала. А мудрец не
может ни заболеть снова, ни занемочь тяжелее. Телу здоровье дается на
время, врач если и вернет его, то не навсегда, и часто врача зовут к тому же, к
кому приглашали прежде. А душа излечивается раз и навсегда. Я скажу тебе,
как распознать здорового: он доволен собою, доверяет себе, знает, что для
блаженной жизни ничего не дают ни все молитвы смертных, ни те
благодеяния, которые оказывают, которых добиваются. Ведь все, к чему
можно прибавить, несовершенно, от чего можно отнять, не вечно; а кому
нужна вечная радость, тот пусть радуется только своему. Все, на что зарится
толпа, притекает и утекает; фортуна ничего не дает во владение, но и преходящие ее дары приятны лишь тогда, когда разум их приправит и
смешает: ведь это он умеет придавать вкус даже тем внешним благам,
которые невкусно поглощать с жадностью».
(Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Если хочешь быть свободным /
Сенека, Честерфилд, Моруа. М., Политиздат. 1992. С. 47, 49-50).
Приложение с заданием к тексту №1.
Сформулированные суждения не являются непосредственно
данными, а представляют собой результат логического размышления, логики
текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь
определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо
выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.
Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его
произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей,
сколько взаимосоотношение их, связь между собой. Анализируя текст,
необходимо иметь в виду его связанность, цельность.
Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать
философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно
понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.
Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме.
Для анализа следует определить тезис, против которого выступает
автор, а также мобилизовать все знания.
Вам необходимо:
1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.
2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.
3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в
аргументации.
Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями
преподавателя исследовала содержание текстов. Группам предлагается
выбрать один из текстов.
Вопросы к тексту Сенеки:
1. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от знающего?
2. Можно ли сейчас жить так, как призывал автор, то есть достичь
атараксии, невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно.
ТЕКСТ № 2
Текст Аристотеля.
«Универсалии есть то, что применимо ко всем случаям и чего нельзя
почувствовать, потому что они не являются ни определенной вещью, ни
определенным моментом, в противном случае они не были универсалиями.
Универсалиями (общими понятиями) мы называем то, что существует
всегда и везде. Поэтому, поскольку доказательства являются
универсальными, а универсальные понятия не могут ощущаться, становится
ясно, что ощущения не могут создать науки. Но также очевидно то, что,
даже если бы оказалось возможным ощутить , что углы треугольника равны
двум прямым углам, мы бы еще стали искать доказательства этому, и у нас
бы ничего не получилось, потому что ощущение обязательно касается
индивидуального, тогда как наука состоит в познании универсального.
Поэтому, если бы мы были на Луне и увидели бы Землю, закрывшую
солнечный свет, мы бы не знали причины затмения: мы ощутили бы, что в
этот момент происходит затмение, но не знали бы почему: ведь ощущение не
касается универсального. Что не означает, что при повторном наблюдении
этого явления мы не смогли бы, выявив общее, прийти к доказательству,
потому что из множественности частных случаев выделяется
универсальное.»
Приложение с заданием к тексту №2.
Сформулированные суждения не являются непосредственно
данными, а представляют собой результат логического размышления, логики
текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь
определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо
выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.
Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его
произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей,
сколько взаимосоотношение их, связь между собой. Анализируя текст,
необходимо иметь в виду его связанность, цельность.
Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать
философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно
понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.
Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме.
Для анализа следует определить тезис, против которого выступает
автор, а также мобилизовать все знания.
Вам необходимо:
1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.
2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.
3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в
аргументации.
Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями
преподавателя исследовала содержание текстов.
Задание к тексту Аристотеля
Соотнести термины и объяснить противостояние понятия «ощущение».
Сформировать точку зрения на тезис «не существует понятия без
ощущения». Аристотель последовательно рассматривает два конкретных
примера: суммы углов прямоугольника и затмения.
Почему два примера?
Каково положение этих примеров в аргументации?
ТЕКСТ №3
Проанализируйте приведенный ниже текст.
«Философы всегда составляли небольшую группу в человечестве, их всегда было немного. И тем более поразительно, что их так не любят. Философию и философов не любят люди религии, теологии, иерархи церкви и простые верущие, не любят ученые и представители разных специальностей, не любят политики и социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры, не любят инженеры и техники, не любят артисты, не любят простые люди, обыватели. Казалось бы, философы люди самые безвластные, они не играют никакой роли в жизни государственной и хозяйственной. Но люди, уже власть имеющие или к власти стремящиеся, уже играющие роль в жизни государственной или хозяйственной или стремящиеся ее играть, чего-то не могут простить философам. Прежде всего не могут простить того, что философия кажется им ненужной, неоправданной, существующей лишь для немногих, пустой игрой мысли. Но остается непонятным, почему ненужная и непонятная игра мысли самой незначительной кучки людей вызывает такое недоброжелательство и почти негодование. Это психологически сложная проблема. Философия чужда большей части людей, и вместе с тем каждый человек, не сознавая этого, в каком-то смысле философ. Весь технический аппарат философии чужд большей части людей. Большая часть людей готова употреблять слово «философ» в насмешливом и порицательном смысле. ...Но каждый человек, хотя бы он этого не сознавал, решает вопросы «метафизического» порядка. Вопросы математики или естествознания гораздо более чужды огромной массе людей, чем вопросы философские, которые в сущности ни одному человеку не чужды. И существует обывательская философия тех или иных социальных групп, классов, профессий, как существует обывательская политика. Человек, испытывающий отвращение к философии и презирающий философов, обыкновенно имеет свою домашнюю философию. Ее имеет государственный деятель, революционер, специалист-ученый, инженер-техник. Они именно поэтому и .читают ненужной философию. Мы должны констатировать социальную незащищенность философии и философа. Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже свое достоинство в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований. Философия не социальна, философия персональна».
Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. М., 1994. С. 170.
Приложение с заданием к тексту №3.
Сформулированные суждения не являются непосредственно
данными, а представляют собой результат логического размышления, логики
текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь
определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо
выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.
Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его
произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей,
сколько взаимосоотношение их, связь между собой. Анализируя текст,
необходимо иметь в виду его связанность, цельность.
Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать
философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно
понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.
Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме.
Для анализа следует определить тезис, против которого выступает
автор, а также мобилизовать все знания.
Вам необходимо:
1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.
2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.
3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в
аргументации.
Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями
преподавателя исследовала содержание текстов. Группам предлагается
выбрать один из текстов.
Задание к тексту
Изложите самостоятельно основные положения фрагмента.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТАБЛИЦА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: «ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ НАУКОЙ?»
Вопрос | Ответ |
1.Основная цель науки? | |
2. На что ориентируется философия? | |
3. Что изучает наука? | |
4. Что изучает философия? | |
5. В чем проявляется отличие науки от философии? | |
6. Найдите противоречия между наукой и философией? | |
7. Существует ли содержательная связь между наукой и философией? | |
8.Какая главная особенность отличает решение философских проблем от решения проблем науки? | |