СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока философии: "Предмет философии и его история"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке предсталено проведение урока философии в форме игры

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока философии: "Предмет философии и его история"»





Учебно- методическая разработка по дисциплине «Основы философии»


на тему

«Предмет философии и его история»




























Содержание

1.​ Краткая аннотация 3

2.​ Введение 4

3.​ Основная часть 6

4.​ Заключение 12

5.​ Список использованной литературы 13

1. Краткая аннотация



В данной методической разработке представлена технология проведения урока в форме игры по разделу «Предмет философии и его история» и описаны критерии оценивания знаний обучающихся.

Методическая разработка предназначена преподавателям обществознания и основ философии.

2.Введение. Методическое обоснование выбранной темы.


Для формирования общих и профессиональных компетенций студентов необходимо повысить их учебную мотивацию. Именно поэтому особенно актуален вопрос о способах повышения учебной мотивации студентов профессиональных образовательных учреждений как средства повышения эффективности учебного процесса.

Одним из таких современных средств обучения является игра.

Проблема: Как эффективно использовать игры на уроках по дисциплине «Основы философии».

Цель методической разработки: выяснить, как эффективно использовать игры на уроках по философии.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

​ раскрыть суть метода игры;

​ описать структуру организации игры;

​ определить критерии оценивания ответов на уроках философии.

Актуальность заключается в востребованности такого урока.


Методические рекомендации по проведению урока или внеклассного мероприятия


Основными компонентами урока – игры являются: постановка учебной задачи, контроль, проверка знаний.

На уроке-игре студенты дают развернутые ответы, оперируют понятиями, анализируют исторические ситуации и факты.

В процессе обучения к организации игр предъявляются требования:

-игра должна быть интересна и увлекательна;

-вызывать положительные эмоции, основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке обучающихся;

-формировать компетенции и универсальные учебные действия;

-игровой материал должен быть построен логически и усложняться по мере усвоения;

-должен присутствовать элемент соревнования;

-преподаватель выступает участником игры.


Структура организации игры:

  1. Выбор игры.

На этом этапе преподаватель выбирает игру, соответствующую программному содержанию и планирует результаты.

  1. Подготовка игры. Создание эмоционального игрового настроения.

  2. Введение в игру. Предложение игры. Краткое и конкретное объяснение правил игры. Выбор участников игры.

  3. Ход игры:

-Начало игры. Игра набирает обороты.

-Кульминация игры. Возрастает интерес и участников, и зрителей.

-Заключительный этап игры.

  1. Подведение итогов. Дидактический результат (что нового узнали, как справились с заданием, чему научились). Анализ игры.



3.Учебно-методическая разработка обобщающе-повторяющего урока по дисциплине «Основы философии».


Тема урока: Обобщающе-повторяющий урок по разделу «Предмет философии и его история»

Цели урока:

1) повторить и обобщить знания по разделу;

2) развивать навыки устной речи, логическое мышление, воображение, умение выражать и отстаивать свои мысли, умение решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

3)вырабатывать навыки работы в коллективе, сотрудничества, воспитывать ответственность за порученное дело.


Тип урока: Обобщающе-повторяющий

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация в программе Power Point.

Рабочие конспекты, таблица для введения баллов, цветные стикеры, конверты с заданиями, магнитная доска.

Основной метод: игровой, частично : репродуктивный (формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний) и частично-поисковый (постановка и решение проблем).

Группа заранее делится на команды по 5 человек (по рядам), выбираются капитаны. Назначаются 2 помощника преподавателя из числа студентов группы для подсчета баллов.


План урока:

  1. Организационная часть.

1.1. Приветствие. Проверка готовности аудитории к уроку. Проверка отсутствующих.

Сообщение темы, цели и задач урока

1.2. Объяснение правил проведения конкурсов.

  1. Выполнение заданий в виде разных конкурсов

  2. Подведение итогов: Подсчет баллов. Анализ игры и оценивание. (Анализ игры (обсуждение, оценка эмоционального состояния)

  3. Задание на дом.


Ход урока

I.Организационная часть.

1.1. Приветствие. Проверка готовности аудитории и студентов к уроку. Сообщение темы и целей урока:

Добрый день! Сегодня мы проведем обобщающе-повторяющий урок по разделу «Предмет философии и его история».

Цели нашего урока:

Цели урока:

1) повторить и обобщить знания по разделу;

2) развивать навыки устной речи, логическое мышление, воображение, умение выражать и отстаивать свои мысли, умение решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

3)вырабатывать навыки работы в коллективе, сотрудничества, воспитывать ответственность за порученное дело.


1.2. Объяснение правил проведения конкурсов:

Вопросы задаются по очереди каждой команде. Если команда не может ответить на вопрос, то право ответа передается другой команде. Если и другая команда не может ответить на вопрос, то право ответа передается зрителям. Вам будут представлены разные задания, некоторые из них можно решить с помощью логики. Я хочу представить вам своих помощников и капитанов команд. (Представляются помощники – студенты и капитаны).

В группе заранее составляются 3 команды по 5 человек из каждого ряда, оставшиеся – активные болельщики).

Помощники –студенты, которым заранее объясняется поручаемый им фронт работы, должны подсчитывать баллы команд и отдельных членов команд, выставлять баллы в заранее напечатанную таблицу (Приложение №1) и отмечать стикерами на магнитной доске.


Таблица оценки ответов команд и х студентов

№ п/п

ФИО студентов

Количество баллов



Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Итого


Команда 1 ряда
































































ИТОГО








Команда 2 ряда
































































ИТОГО








Команда 3ряда
































































II. Проведение конкурсов.

Конкурс 1 «Вопрос-ответ». (За каждый правильный ответ – 1 балл):

  1. Как переводится слово «философия»? («любовь к мудрости».

  2. Кто стал впервые употреблять слово «философия»? (Пифагор, VI в. до н.э.)

  3. Где и когда зародилась философия? (В Древней Греции, городах Милет и Эфес в VI веке до н.э.)

  4. Кто считается первым греческим философом? (Фалес Милетскй).

  5. Из чего все произошло, по мнению Анаксимена? (Архэ - воздух)

  6. Из чего произошло все существующее, по мнению Пифагора? (Из числа).

  7. Назовите настоящее имя древнегреческого философа Платона. (Аристокл).

  8. Кто является основателем диалектики? (Зенон).

  9. Кто автор метода «майевтика» (Сократ).


Конкурс 2 «Оборвыши: «Социальные раздумья». За каждый правильный ответ дается 1 балл.

Определите, какими именно словами закончил свою мысль некто, многим людям известный:

  1. Конфуций:«Не меняются только самые мудрые и самые …» (глупые).

  2. И.Кант: «Имей мужество пользоваться собственным ...» (умом).

  3. Б.Рассел: «Джентельмен –это человек, общаясь с которым чувствуешь себя..» (джентельменом).

  4. Р. Декарт: «Я мыслю, значит…(я существую).

  5. Л. Толстой: « Счастье есть удовольствие без…» (раскаяния).

  6. Д.Б. Шоу: «Тот, кто умеет- делает, а кто не умеет, тот…» (учит).

  7. И.Кант: «Кто отказался от излишеств, тот избавился от …» (лишений).

  8. Сократ: «Я знаю, что…» (ничего не знаю).

  9. Вольтер: «Делать то, что доставляет удовольствие, -значит… (быть свободным».


Конкурс 3. «Узнайте Великого философа» . За каждый правильный ответ 1 балла (Если назвали философа и его работу то добавляется еще 1 балл).

1. В этой работе проивопоставляются «град земной» и «град божий». Первый воплощает любовь к себе, второй к богу. В борьбе градов дожна победить церковь и и вера, которая подчинит себе государство». (А. Блаженный. «О граде божьем»).

2. Он пишет об идеальном государстве: «В идеальном полисе три сословия:правители-философы, воины и торговцы. Справедливо, если каждый будет занимать место сообразно своим способностям». (Платон «Государство».)

3. Согласно этой теории, люди первоначально существуют в «естественном состоянии» -без какой-либо внешней власти и насилия над собой. Для того, чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь, свободу и т.д., народ передает часть своих свобод группе людей» (Т. Гоббс. «Левиафан»).

4. Чтобы быть настоящим ученым, необходимо избавиться от заблуждений. Выделяет 4 типа заблуждений, называя их «идолами». (Ф.Бэкон. «Новая Атлантида»).

5. Творчество этого философа подразделяют на два периода – докритический (преобладали вопросы наук о природе) и критический ( рассматривал собственно философские вопросы: Что я могу знать? Что дожен делать? На что я могу надеяться?) (И. Кант –«Критика чистого разума», «Критика практического разума»).

6. Основополагающее понятие его философии –абсолютная идея. Но в отличие от бога идея сама по себе не обладает сознанием, личностью, а обретает их только через человека. Абсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество. (Г.Гегель- «Феноменология духа»).

Конкурс 4. Кто это? Студенты должны назвать философов, демонстриующихся в презентации. За кажый правильный ответ -1 балл.

(Сократ, Платон, М.Ломоносов, Р.Декарт, И.Кант,Ф. Бэкон, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, К. Маркс).


Конкурс 5. Задание на размышление: «Почувствуй себя философом». Капитаны команд вытягивают по жребию задание. Выслушивается мнение каждой команды.За правильный ответ -5 баллов.


5.1. Подумайте, с каким философским вопросом созвучны эти строки. Назовите философскую дисциплину, предметом которой является изучение этого вопроса. Свое мнение объясние в 2-3 предложениях.

Россйский пэт Игорь Шкляровсский написал такие строчки:

«И над натурой звероликой

Всепониманье возышает нас»

(Вариант правильного ответа: Эти строки созвучны с вопросом «Что есть человек?» В человеке два начала: природное и социальное. Человека возвышает над его животной природой его разум, сознание. Изучением этого вопроса занимается раздел философии – илосфская антропология).


5.2.Прочитайте приведенные ниже тексты, подумайте над их содержанием. Какая общая философская мысль их объединяет? Свой ответ объясните 2-3 предложениями.

1.Однажды прохожий увидел. Как несколько человек несут тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, занимаюсь тяжелой никому не нужной работой». С этим же вопросм путник обратился ко втрому и получил ответ: «Деньги зарабатывю». А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Шартрский собор!» (притча).

2. «Когда киркой работает каторжник, каждый ее удар уничтожает каторжника, но если кирка в руках изыскателя. Каждый ее удар возвышает изыскателя.Каторга не там, где работают киркой.Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, гду удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми. А мы хотим бежать с каторги… (Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей».

(Вариант правильного ответа: Их объединяет мысль: Только тогда, когда человек осмыливает свою роль на земле, даже скромную, незаметную. Он будет счастлив. Счастлив тем, что он кому-то нужен в этой жизни. Ему важно понять смысл во всем, в данном случае в своем труде. Если у человека есть определенная цель выполнения этой работы, то он будет выполнять ее, даже самую тяжелую, с удовольствием и качественно, но если цели нет, то работа првевратится для него в бессмысленное времяпровождение).


5.3. В древнем пмаятнике индийской литературы –«Ригведе» читаем:

Откуда возникло это мирозданье?

Боги появились после сотворения его.

Но кто же знает, из чего оно возникло?

Из чего возникло это мирозданье,

Созда ли (Кто его) или нет?

Кто видел это на высшем небе,

Тот поистине знает.

(А) если не знает?

Можно ли эти строки назвать философскими? Почему Свое мнение обоснуйте в 2-3 предложениях.

(Вариант правильного ответа:Эти строки можно назвать философскими, потому что в них идет размышление и поиск ответов на один из основных вопросов философии «Что есть бытие?»).

III.Подведение итогов. Подсчет баллов. Анализ игры и оценивание. Поздравление победителей.

-Что нового узнали на уроке?

- Как справились с заданием, что помогло достичь победы?

-Опишите тремя предложениями сегодняшний урок.


IV.Задание на дом : повторить еще раз раздел.


Заключение


Обучение в игре происходит незаметно для обучаемого студента. Усвоение знаний осуществляется через практику, обучающиеся рассматривают материал с различных сторон, встраивая логические ряды. В ходе игры студенты активизируются, увлекаются поиском ответов, размышляют.

Выполнение заданий позволяет пробудить у студентов познавательный интерес – самый мощный мотив и основу учебной деятельности. Интерес сильнее всех остальных мотивов, всегда осознан, приоритете, бескорыстен, не нуждается во внешних стимулах.

Игры (элементы игры) можно использовать на разных этапах урока.

Применение игры на занятиях философии показало, что студенты:

- достигают хороших результатов в изучении дисциплины,

- имеют практическую возможность применить навыки, полученные на предыдущих уроках;

- понимают необходимость междисциплинарных связей.

 Основными преимуществами игры являются:

- повышение мотивации учащихся при изучении общественных дисциплин

- наглядная интеграция знаний по различным предметам

- простор для творческой деятельности.

Учебно-методическая разработка предназначена для студентов III курса, обучающихся по специальностям:


«Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)

Открытые горные работы

Маркшейдерское дело

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Список литературы:

1.Губин В.Д. Основы философии Учебное пособие. М.Форум: ИНФРА-М,2013

2.Сычев А.А. Основы философии. Уч. Пособие. Изд.2-ое»ИНФРА-М», 2013.

3.Сечина Т.И., Головцева В.В., Ремчукова М.В., Умбеткалиева Ж.И. Справочник учителя истории и обществознания. Издаткльство «Учитель», 2012.

4. Таранов П.С. Золотая философия. – М.: Издательство АСТ, 1999.








29




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!