СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока физики в 11 классе на тему "Второй закон термодинамики. Необратимые процессы в природе"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока физики в 11 классе на тему "Второй закон термодинамики. Необратимые процессы в природе"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока физики в 11 классе на тему "Второй закон термодинамики. Необратимые процессы в природе"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»



Методическая разработка открытого урока


по физике в 11 классе


на тему:



«Второй Закон термодинамики. Необратимые процессы

в природе»




Провел: Юнусов А.Ю.

учитель физики МКОУ «СОШ№12»




Избербаш 2019 г.

Технологическая карта урока

Второй закон термодинамики. Необратимые процессы в природе.

Организационная информация

Тема урока

Второй закон термодинамики

Предмет

Физика

Класс

11

Автор учебника

Громов

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный

Цель

Расширение понятийной базы за счёт введения понятия второго закона термодинамики, формирования знаний о необратимости процессов в природе.

Формируемые УУД:

Личностные



Регулятивные








Познавательные




Коммуникативные

Независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.

  • Определять цель учебной деятельности;

  • Самостоятельно формулировать учебную проблему;

  • Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели;

  • Работая по плану решения проблемы, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


  • Совокупность умений по использованию физических знаний для решения физических задач;

  • Совокупность умений по использованию доказательной физической речи;

  • Совокупность умений по работе с информацией.


  • Организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем;

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.


Задачи

урока

Образовательная:

1. Продолжить формирование метапредметных умений и навыков:

- умение планировать свою деятельность при решении проблемы;

- умение контролировать свою деятельность при решении задач;

- умение рассуждать, обобщать, делать выводы;

- умение выполнять задания вычислительного и аналитического характера на всех этапах урока.

2. Продолжить формирование предметных умений и навыков:

- умение проводить решения, пользуясь теоретическими сведениями.

Развивающая:

1.Продолжить развитие умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изученные факты, выбирать рациональный способ решения.

2. Продолжать развитие логического мышления.

3. Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Воспитательная:

1.Воспитание воли, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности.

2.Формировать самооценку знаний, критическое отношение к себе, творческую активность, аккуратность, дисциплину, внимание.


Оборудование

Ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска, калориметр, металлический цилиндр, стальной шарик, коробка с мокрым песком, математический маятник, схема работы двигателя второго рода, рабочие листы для групп.

Ресурсы

  • Презентация «Второй закон термодинамики»;


Конспект урока

Организационный этап

1 мин.

Слайд 1

Здравствуйте ребята.

Я рад приветствовать вас на уроке физики.

Я хочу пожелать вам удачи, я верю в вас, у вас всё получится.


Актуализация знаний по пройденной теме

7-8

Слайд 2

Ребята, давайте вначале мы свами проведем повтор пройденного материала.

  1. Что называю внутренней энергией?

  2. Что называют количеством теплоты?

  3. Как вы понимаете понятие «работа внешних сил»?

  4. Дайте определение понятию «работа самой системы»?

  5. Сформулируйте первый закон термодинамики?

  6. Что такое энтропия?


А теперь ребята для подготовки к ЕГЭ решим несколько задач:

Задача№1 (№9)

Слайд 3

Задание 9 № 

1.Идеальный газ получил количество теплоты 300 Дж и совершил работу 100 Дж. Чему равно изменение внутренней энергия газа? Ответ дайте в джоулях.

Слайд 4

Решение.

Согласно первому началу термодинамики, тепло, переданное системе, идет на изменение внутренней энергии и совершение работы против внешних сил:   Отсюда находим изменение внутренней энергии газа.  

Ответ: 200.


Слайд 5

Задание №12.

 Используя первый закон термодинамики, установите соответствие между особенностями теплового процесса в идеальном газе и его названием.

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОСОБЕННОСТИ ТЕПЛОВОГО ПРОЦЕССА

 

НАЗВАНИЕ ТЕПЛОВОГО ПРОЦЕССА

А) Все передаваемое газу количество теплоты идет на совершение газом работы

Б) Изменение внутренней энергии газа равно количеству переданной теплоты, при этом газ не совершает работы

 

1)Изохорный

2)Изотермический

3) Изобарный

4) Адиабатный


A

Б

 

 


Слайд 6

Решение.

Согласно первому началу термодинамики, переданное газу тепло идет на изменение его внутренней энергии и на совершение газом работы против внешних сил:   В процессе А все передаваемое идеальному газу количество теплоты идет на совершение газом работы, а значит, внутренняя энергия газа не изменяется. Следовательно, не изменяется температура газа, процесс А — изотермический (А — 2). В процессе Б газ не совершает работы. Это означает, что его объем не изменяется. Такой процесс называется изохорным (Б — 1).

 

Ответ: 21.

Молодцы ребята!


Слайд 7

Теперь давайте немного попрактикуемся. У вас, у каждой группы на партах лежат определённые предметы. Вам нужно провести опыт. Команда историки распилите спрей в воздухе; команда «Физики» перемешайте шары; «Новаторы» разбейте яйцо; «эксперты» … заварочный пакетик в чай.


Изучение новой темы. 7мин













- Какие у вас возникли ассоциации с увиденным явлением?

- А возможно ли в природе обратный процесс увиденного?

-Противоречит ли первый закон термодинамики возможности обратного процесса увиденного?

Исходя из ответов учащихся можно сделать следующий вывод:….


- Как будет звучать тема урока?

Учащиеся формулируют тему урока:

Слайд 8

«Второй закон термодинамики»

- Какова цель сегодняшнего урока?


Учащиеся формулируют цель урока:

установление причин необратимости процессов в природе.

Закон, устанавливающий необратимость процессов в природе получила название 2 закон термодинамики.

Ребята, как вы думаете, какую проблему мы должны решить на уроке?

Слайд 9

На доске пишут: (Не) обратимость процессов в природе.

Слайд 10

Прежде чем перейти к следующему этапу давайте просмотрим небольшой ролик.

(просмотр ролика)

Думаю, информацию, которую вы получили, будет полезна для выполнения следующего задания. Каждая группа должна подготовит мини проект по следующим направлениям:

Проектная работа 15-20 мин.

Слайд 11.

1. группа Историки

Задание: Изучить историю и причины возникновения второго закона термодинамики. (Кем и когда были сформулированы определения второго закона термодинамики).

2. группа Новаторы

Задание : Подтвердить гипотезу обратимости процессов в природе.

(кино наоборот)

3. группа Физики

Задание: Определить сходство и отличия формулировок второго закона термодинамики.

4. группа Эксперты

Задание: Сделать выводы о необходимости второго закона термодинамики. Направление теплопередачи.


Для выполнения ваших проектов на столах есть кейсы(необходимый информационный материал)

На выполнение задания даю 6 минут. На защиту по 2 минуты каждой группе.

Слайд 12.

Дорогие ребята время защиты ваших проектов. Давайте это время используем более эмоционально, с пользой для нашего здоровья. Итак, первыми защищают свой проект команда «Историки»

Вторыми «Новаторы»

Третьими «Физики»

И четвертыми «Эксперты»

Закрепление материала

Ребята, вы все молодцы. Нам удалось создать усилиями каждой команды целостный проект, который охватывает всю тему нашего урока. У меня к вам возникло несколько вопросов, ответьте, пожалуйста, на них:…(составить вопросы)

1.

2.

3.

4.

Слайд 13.

Теперь закрепим наши полученные знания в форме небольшого теста по Модели Фрейера на тему «Второй закон термодинамики».

Самое главное здесь ребята, как заполнили свое поле, передавать свой лист соседу по часовой стрелке.

…….

Теперь соберите листы и передайте соседней группе по часовой стрелке.

Слайд 14

Обратите внимание на слайд с ответами. Оцените ответы ваших соседей и выставьте баллы. …

Сдайте эти работы для оценки учителем. На следующем уроке вам объявят ваши результаты по этой работе ваш учитель.

Рефлексия

Слайд 15.

Ребята, для подведения итогов нашего урока давайте заполним нашу диаграмму.

Для этого вначале запишите пожелание, интересную идею на стикере.

Кому урок был неинтересен и вы ничего нового не узнали, наклейте свои стикеры в красное поле!

кому понравилось, в какой форме прошел урок, наклейте стикеры в верхнее жёлтое поле!

Кто узнал много нового, но при этом вам было не интересно, наклейте стикеры в нижнее жёлтое поле! И, наконец, если вам урок был интересен и познавателен, прошу наклеить стикеры в зелёное поле.

-

Спасибо за работу!!!

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Слайд 16.

Д/З &28. Задача: 87-88, стр246.

Для тех, кто готовиться к ЕГЭ решите задания в ваших КИМах под номерами 8-12.

Мне очень понравилась ваша работа. Хочу отметить активность….

В зависимости от количества полученных жетонов вы получаете следующие оценки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!