СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока физики в 7 классе  по теме "Агрегатные состояния вещества", используя смысловое чтение текста, метод мозгового штурма и групповую работу на уроке.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока физики в 7 классе  по теме "Агрегатные состояния вещества", используя смысловое чтение текста, метод мозгового штурма и групповую работу на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока физики в 7 классе  по теме "Агрегатные состояния вещества", используя смысловое чтение текста, метод мозгового штурма и групповую работу на уроке.»

Лопатина Людмила Борисовна, учитель физики

Урок физики в 7 классе §12,13 Пёрышкин А.В. М.Дрофа 2013г.

Агрегатные состояния вещества. (Метод мозгового штурма)

Лучшее учение – чтение. (А. С. Пушкин) «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни ».

1. У кого на столе карточки красного цвета? (3 человека)

Вам необходимо показать с помощью пантомима то, что изображено на картинке. Задача всех остальных угадать. Вода. В каком состоянии она находится?

Облако. В каком состоянии находится вода?

Сосулька. В каком состоянии находится вода?

Итак, тема нашего урока…

2. Деление на группы. У вас на карточке записано слово, выберите то агрегатное состояние, к которому относится это физическое тело или явление.

роса снежинка облако река айсберг пар дождь сосулька туман

3. Прикрепите на грудь карточку как эмблему, обратите внимание, на ней написана ваша роль в группе.

Научный руководитель - руководит работой всей группы, является докладчиком.

Лаборант - проводит опыт.

Ассистент лаборанта - следит за временем (хронометрист).

Секретарь - ведёт запись.

4. Исследуем три состояния вещества на примере воды. У каждой группы своя задача.

Первая группа. (тарелка с кубиками льда)

Задание: исследовать механические свойства твёрдого тела.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма твёрдого тела при неизменной температуре?


  1. Сохраняется ли объём твёрдого тела при неизменной температуре?


  1. Возможен ли переход твёрдого тела в другое агрегатное состояние (жидкое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить?


Вторая группа. (стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы)

Задание: исследовать механические свойства жидкостей.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?


  1. Сохраняется ли объём жидкого тела при неизменной температуре?


  1. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние (твёрдое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить?


Третья группа. (стакан с тёплой водой, блюдце)

Накрыть стакан блюдцем, чтобы понаблюдать конденсацию.

Задание: исследовать механические свойства газов.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?


  1. Сохраняется ли объём газообразного тела при неизменной температуре?


  1. Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние (жидкое)? Каким образом это можно осуществить?


5.«Вывод из текста». А) Найдите подтверждение в тексте параграфа и заполните таблицу.

Критерии сравнения

Газ

Жидкость

Твёрдое тело

Примеры


С.34

С.34

С.33

Расположение молекул

(рисунок)


С.37 рис31в

С.37 рис31б

С.37 рис31а

Основные свойства


форма

С.35

С.34

С.34

объём

С.36

С.36

С.37

сжимаемость

С.36

С.37

С.37

текучесть

С.36

С.37

С.37

Расстояние между молекулами

С.36

С.36

С.37

Характер движения молекул

С.36

С.37

С.37

Взаимодействие молекул

Слабое?

Сильное?

Огромное?


Б) Задания на соответствие явлений, объектов, процессов.

В пластиковую бутылку налили воду и поставили в морозильник. Вся вода замёрзла. Определите, как при этом изменились масса, объём и плотность воды, скорость частиц воды. Для каждой из величин определите характер изменения.

ВОЗМОЖНЫЙ ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ

1)увеличивается масса

2)уменьшается объём

3)не изменяется плотность

скорость частиц

Запишите в таблицу цифры, соответствующие характеру изменения указанных величин.


6.Работа с деформированным текстом: преобразование и интерпретация информации

Молекулы в жидкости в основном..... около положений равновесия. Поскольку притяжение между ......жидкости не так велико, то они могут.....менять свое положение. Поэтому жидкости......свою форму и принимают форму...... Они......, их ......перелить из одного сосуда в другой. Жидкость .... сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется ........

1) не сохраняют

2) трудно

3) отталкивание

4) сосуд

5) скачки

6) текучи

7) легко

8) молекулы

9) колебаться


7. Перепутанные предложения: Составьте правильный текст, выбрав то, что относится 1) к газа 2) к жидкостям 3) к твёрдым телам.

С.34

  1. В отличие от твёрдых тел жидкости легко меняют свою форму.

  2. Например, вода, наполняющая кувшин, имеет форму кувшина.

  3. На свойстве жидкости легко изменять свою форму основано изготовление предметов из расплавленного стекла

  4. Но, изменяя форму, жидкость сохраняет свой объём.

  5. В обычных условиях только маленькие капельки жидкости имеют свою форму – форму шара.

  6. Они принимают форму сосуда, в котором находятся.

  7. Это, например, капли дождя или капли, на которые разбивается струя жидкости.

  8. Налитая же в стакан, она принимает форму стакана.

Предполагаемый ответ: 1 6 2 8 4 5 7 3 Проверьте. С.34


  1. Развиваем познавательные УУД: умение устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, выявлять причины и следствия простых явлений.

Ответьте на вопросы:


1.Чем вызвано сохранение твердым телом своей формы?

1)постоянным действием притяжения молекул.

2)постоянным действием отталкивания молекул.

3)непрерывным движением молекул.

4)сильным взаимодействием молекул.

2.Как объяснить легкую сжимаемость газов?

1)относительно большими промежутками между молекулами газов.

2) притяжением молекул газа друг к другу.

3)хаотичностью движения их молекул.

4)большой скоростью их молекул.

3.Чем объясняется текучесть жидкости?

1)быстрым движением молекул.

2)относительно слабым притяжением молекул друг к другу.

3)сильным отталкиванием молекул друг от друга.

4)среди ответов нет верного ответа.

4.В жидкостях частицы совершают колебания возле положения равновесия, сталкиваясь с соседними частицами. Время от времени частица совершает прыжок к другому положению равновесия. Какое свойство жидкостей можно объяснить таким характером движения частиц?

1)малую сжимаемость

2) текучесть

3)давление на дно сосуда

4)изменение объёма при нагревании


9. Составьте синквейн по теме.

1)Агрегатные.

2)Жидкие, газообразные, твёрдые.

3)Превращаются, сохраняются, изменяются.

4)Зависят от температуры, характера движения частиц, их взаимного расположения.

5)Состояния вещества.

1)Твёрдые.

2)Кристаллические, аморфные.

3)Сохраняют, затвердевают, превращаются.

4)Сохраняют форму и объём.

5)Состояние вещества.

10. Выполните дома задание: проверь себя на с.38-39, §12,13