Предмет/ класс: физика 8 класс |
Общая информация о занятии |
Дата:26.01.2018 г. | Тема: Расчет сопротивления проводника | Цели: Образовательные: 1. Установить зависимость сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения, рода вещества и ввести понятие удельного электрического сопротивления. 2. Продолжить формирование навыков анализировать даны, выявленные в результате демонстрационного эксперимента, делать выводы. Воспитательные: 1. Активизировать познавательную деятельность учащихся. 2. Способствовать развитию внимательности, самооценки. Развивающие: 1. Продолжить формирование навыков исследовательской работы. 2. Развитие навыков анализа, обобщения, умения рассматривать причинно-следственные связи. |
Тип занятия: изучение нового материала | Материально-технические средства: учебники, раздаточный материал, экран, проектор, компьютер, справочные таблицы. | Технология: проблемно-диалогическое обучение |
Структурные параметры |
Основные этапы организации учебного времени | Дидактическая цель этапа | Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося | Планируемые результаты | Форма организации межличностного коммуникативного взаимодействия и вид контроля (тематическая дискуссия, деловая игра, компьютерная поддержка; групповая поисковая деятельность, индивидуальная самостоятельная работа, человеко-машинный диалог \ контроль: текущий; итоговый; непрерывный) |
Стратегия учителя | Действия ученика | Предметные | Метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
| | | | | | |
1. Мотивация | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению | Включить учащихся в деловой ритм урока. Настроить класс на сотрудничество и успех в работе. Использование на уроке мотивирующего приема – «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» используются видеофрагменты. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Умение высказывать своё мнение. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия или операции. Познавательные: Выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: понимают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием. | Фронтальный диалог | Непрерывный |
2.Актуализация знаний | Включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | Включает учащихся в учебную деятельность, создаёт условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Вопросы для организации фронтального диалога. Какие вопросы рассматривали на последних уроках физики? Что представляет собой электрический ток? - а в металлах? Что принимается за направление тока? Назовите характеристики электрического тока. Как с качественной точки зрения объяснить возникновение сопротивления в проводнике? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала. Отвечают на вопросы. Упорядоченное движение свободных заряженных частиц - Упорядоченное движение электронов. - Направление движения «+» заряженных частиц (от «+» к «-» в эл. цепи) I,U,R -Взаимодействие электронов с ионами кристаллической решетки, при этом замедляется упорядоченное движение электронов, т.е. уменьшается заряд, переносимый в 1с через S проводника, т.е. уменьшается I. | Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства, различия, систематизируют | Познавательные: Выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: понимают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста, объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: Планируют необходимые действия, операции, работают по плану. | Фронтальный диалог Устные ответы | Непрерывный |
Целеполага ние -
| Созданная проблемная ситуация приводит к определению темы урока и цели. | Из всех ответов выделяет – сопротивление. Предлагает решить задачу: вычислить сопротивление медного проводника (раздаётся образец проводника – работа в паре) Создается проблемная ситуация – нехватка знаний для решения данной задачи. В чем причина затруднения? Постановка учебной проблемы. Какой будет тема урока? Формулирует совместно с учениками тему урока | Возникает затруднение при выполнении задания (задание новое – алгоритм решения не известен). Возможные высказывания: Мы не знаем как вычислить сопротивление. Расчет сопротивления проводников. | | Самостоятельная работа в парах | Непрерывный |
3. Формирова ние новых знаний | Умение мыслить (анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизироват, доказывать, объяснять) | Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. От чего же зависит ? Поиск решения. Проверяем каждую гипотезу экспериментально (фронтальный эксперимент) и объясняет с качественной точки зрения. На доске фиксируется результат измерений и записываются зависимости. Организует работу с учебником. Организует работу с табличными данными (удельное сопротивление проводников)  Выражение решения. | Выдвигают гипотезы, от длины проводника, площади поперечного сечения и материала. Вместе с учителем проводят фронтальный эксперимент Просмотрев фронтальный эксперимент, делают вывод о зависимости сопротивления от длины, площади поперечного сечения и рода материала. В тетради оформляют конспект. | Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства, различия, систематизируют, составляют конспект урока. | Регулятивные: целеполагание, формулирование проблемы, постановка вопросов. Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, преобразование информации (составление алгоритма) логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Владение приёмами отбора и систематизации материала. Умение анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Свободное изложение своих мыслей. Умение слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности | Тематическая дискус сия | Непрерывный |
4.Закрепление | Умение сочетать знания и навыки, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности, формирование рациональных способов применения знаний на практике | Еще раз вывод: . В старших классах мы будем говорить еще о том, что зависит от внешних условий (от температуры). Поэтому табличные значения приведены при постоянной . (Таблица на столе). Какие вещества имеют самое большое удельное сопротивление? – Самое маленькое? (Ag, Cu, Au, Al). Из каких веществ (металлов) выгоднее (удобнее) всего изготовлять провода для линии электропередач? Почему? - Чем меньше , тем меньше и больше . Следовательно, меньше тепловое действие тока. Почему провода не изготовляют из Ag? – Из каких металлов выгоднее всего изготовлять нагревательные приборы? - Чем больше , тем больше и меньше и больше тепловое действие тока. Такие вещества, как фарфор и эбонит имеют такое большое удельное сопротивление, что почти совсем не проводят электрический ток, их используют в качестве изоляторов. | Извлечение необходимой информации из текста учебника. | Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства, различия, систематизируют, составляют конспект урока. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения и выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | Индиви дуальная деятель ность | Непрерывный |
5.Самостоя-тельная работа с самопроверкой и проверкой у доски. -
| Стремление к глубине и осознанности знаний | Реализация продукта. Предлагает самостоятельно решить задачу, которая была в начале урока. Затем предлагает сделать взаимопроверку. Для этого фиксируют результат одной задачи на доске. При необходимости корректирует ответы. | Самостоятельное решение задачи в парах, проверка результатов. | Решают задачу, анализируют единицы измерения. | | Самостоятельная работа | Взаимопроверка |
6.Рефлексия -
| Формирование у учащихся умения оценивать свою деятельность на уроке. | Организует рефлексию. Как рассчитать сопротивление проводников? | Анализируют полученный результат. Делают вывод о зависимости сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения, рода вещества. . | Делают выводы о результатах урока. | Познавательные: Осуществляют синтез материала в кратких выражениях, резюмируют информацию. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения Регулятивные: оценивают свою работу. | | |
7.Д.з. | | Консультирует. | Записывают в дневник. | Дифференцированные задания | | | |