СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводника"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока предлагается для оформления "целостной картины современного урока", которая позволяет структурировать урок

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводника"»


Предмет/ класс: физика 8 класс

Общая информация о занятии

Дата:26.01.2018 г.

Тема: Расчет сопротивления проводника

Цели: Образовательные:

1. Установить зависимость сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения, рода вещества и ввести понятие удельного электрического сопротивления.

2. Продолжить формирование навыков анализировать даны, выявленные в результате демонстрационного эксперимента, делать выводы.

Воспитательные:

1. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

2. Способствовать развитию внимательности, самооценки.

Развивающие:

1. Продолжить формирование навыков исследовательской работы.

2. Развитие навыков анализа, обобщения, умения рассматривать причинно-следственные связи.

Тип занятия: изучение нового материала

Материально-технические средства: учебники, раздаточный материал, экран, проектор, компьютер, справочные таблицы.

Технология: проблемно-диалогическое обучение

Структурные параметры

Основные этапы организации учебного времени

Дидактическая цель этапа

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Планируемые результаты

Форма организации межличностного коммуникативного

взаимодействия и вид контроля

(тематическая дискуссия, деловая игра, компьютерная поддержка; групповая поисковая деятельность, индивидуальная самостоятельная работа, человеко-машинный диалог \ контроль: текущий; итоговый; непрерывный)

Стратегия учителя

Действия ученика

Предметные

Метапредметные:

познавательные, коммуникативные,

регулятивные,

личностные








1. Мотивация

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению


Включить учащихся в деловой ритм урока. Настроить класс на сотрудничество и успех в работе. Использование на уроке мотивирующего приема – «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» используются видеофрагменты.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Умение

высказывать своё мнение.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия или операции. Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: понимают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием.

Фронтальный диалог

Непрерывный

  1. 2.Актуализация знаний


Включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Включает учащихся в учебную деятельность, создаёт условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.




Вопросы для организации фронтального диалога.

Какие вопросы рассматривали на последних уроках физики?

Что представляет собой электрический ток?




- а в металлах?


Что принимается за направление тока?

Назовите характеристики электрического тока.

Как с качественной точки зрения объяснить возникновение сопротивления в проводнике?



Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала.





Отвечают на вопросы.



Упорядоченное движение свободных заряженных частиц

- Упорядоченное движение электронов.

- Направление движения «+» заряженных частиц (от «+» к «-» в эл. цепи)

I,U,R

-Взаимодействие электронов с ионами кристаллической решетки, при этом замедляется упорядоченное движение электронов, т.е. уменьшается заряд, переносимый в 1с через S проводника, т.е. уменьшается I.

Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства, различия, систематизируют

Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: понимают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из текста, объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

Планируют необходимые действия, операции, работают по плану.




Фронтальный диалог












Устные ответы

Непрерывный

Целеполага

ние

Созданная проблемная ситуация приводит к определению темы урока и цели.

Из всех ответов выделяет – сопротивление.

Предлагает решить задачу: вычислить сопротивление медного проводника (раздаётся образец проводника – работа в паре)

Создается проблемная ситуация – нехватка знаний для решения данной задачи.

В чем причина затруднения?

Постановка учебной проблемы.

Какой будет тема урока? Формулирует совместно с учениками тему урока

Возникает затруднение при выполнении задания (задание новое – алгоритм решения не известен).






Возможные высказывания:

Мы не знаем как вычислить сопротивление.


Расчет сопротивления проводников.


Самостоятельная работа в парах

Непрерывный

  1. 3. Формирова

  2. ние новых знаний

Умение мыслить (анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизироват, доказывать, объяснять)

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

От чего же зависит ?

Поиск решения.

Проверяем каждую гипотезу экспериментально (фронтальный эксперимент) и объясняет с качественной точки зрения. На доске фиксируется результат измерений и записываются зависимости.

Организует работу с учебником.

Организует работу с табличными данными (удельное сопротивление проводников)


Выражение решения.






Выдвигают гипотезы, от длины проводника, площади поперечного сечения и материала. Вместе с учителем проводят фронтальный эксперимент

Просмотрев фронтальный эксперимент, делают вывод о зависимости сопротивления от длины, площади поперечного сечения и рода материала.

В тетради оформляют конспект.

Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства, различия, систематизируют, составляют конспект урока.

Регулятивные: целеполагание, формулирование проблемы, постановка вопросов.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, преобразование информации (составление алгоритма) логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Владение приёмами отбора и систематизации материала.

Умение анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Свободное изложение своих мыслей.

Умение слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения.

Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности

Тематическая дискус

сия

Непрерывный

  1. 4.Закрепление

Умение сочетать знания и навыки, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности, формирование рациональных способов применения знаний на практике

Еще раз вывод: . В старших классах мы будем говорить еще о том, что  зависит от внешних условий (от температуры). Поэтому табличные значения  приведены при постоянной . (Таблица на столе).

Какие вещества имеют самое большое удельное сопротивление? – Самое маленькое? (Ag, Cu, Au, Al).

Из каких веществ (металлов) выгоднее (удобнее) всего изготовлять провода для линии электропередач? Почему?

- Чем меньше , тем меньше  и больше . Следовательно, меньше тепловое действие тока.

Почему провода не изготовляют из Ag? – Из каких металлов выгоднее всего изготовлять нагревательные приборы?

- Чем больше , тем больше  и меньше и больше тепловое действие тока.

Такие вещества, как фарфор и эбонит имеют такое большое удельное сопротивление, что почти совсем не проводят электрический ток, их используют в качестве изоляторов.

Извлечение необходимой информации из текста учебника.


Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства, различия, систематизируют, составляют конспект урока.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения и выводы.

Регулятивные:

адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Индиви

дуальная деятель

ность

Непрерывный

5.Самостоя-тельная работа с самопроверкой и проверкой у доски.

Стремление к глубине и осознанности

знаний

Реализация продукта.

Предлагает самостоятельно решить задачу, которая была в начале урока. Затем предлагает сделать взаимопроверку. Для этого фиксируют результат одной задачи на доске. При необходимости корректирует ответы.

Самостоятельное решение задачи в парах, проверка результатов.

Решают задачу, анализируют единицы измерения.


Самостоятельная работа

Взаимопроверка

6.Рефлексия

Формирование у учащихся умения оценивать свою деятельность на уроке.

Организует рефлексию.

Как рассчитать сопротивление проводников?

Анализируют полученный результат. Делают вывод о зависимости сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения, рода вещества.


.

Делают выводы о результатах урока.

Познавательные:

Осуществляют синтез материала в кратких выражениях, резюмируют информацию.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения Регулятивные: оценивают свою работу.



7.Д.з.


Консультирует.

Записывают в дневник.

Дифференцированные задания