СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Генетическая связь углеводородов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. О генетической связи углеводородов мы говорим, подводя итоги целого полугодия изучения химии в 10 классе. Почему бы не сделать этот урок интересным и запоминающимся?

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Генетическая связь углеводородов"»

Урок «Генетическая связь углеводородов» в 10 классе

в форме телепередачи «Своя игра»


Цель: рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений.

Задачи:

Образовательные - закрепить знания о строении, свойствах и применении углеводородов на основе теории А.М. Бутлерова, закрепить знание общих формул классов углеводородов, повторить названия углеводородов, их применение в жизни человека.

Развивающие – развивать у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах незнакомых органических веществ); развивать у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения  химических свойств углеводородов); развивать информационно-познавательную компетентность учащихся; развивать у учащихся химическую речь, способность аргументированно отвечать на вопросы.

Воспитательные – формировать научное мировоззрение, воспитывать внимательность и аккуратность, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные УУД:

  • Формирование познавательного интереса к химии

  • Развитие ответственности за результаты командной работы

  • Формирование научного мировоззрения

  • Развитие мотивации к изучению предмета

  • Осознание ценности химических знаний в жизни

Регулятивные УУД:

  • Умение ставить учебные задачи

  • Способность планировать свою деятельность

  • Умение контролировать и оценивать результаты

  • Развитие навыков самоорганизации

  • Способность работать по алгоритму

Познавательные УУД:

  • Умение анализировать информацию

  • Способность устанавливать причинно-следственные связи

  • Умение классифицировать вещества

  • Развитие логического мышления

  • Способность применять знания в новой ситуации

Коммуникативные УУД:

  • Умение работать в команде

  • Развитие навыков сотрудничества

  • Способность аргументировать свою позицию

  • Умение вести диалог и дискуссию

  • Развитие навыков презентации результатов

  • Формирование культуры общения

Тип урока – урок обобщения знаний и умений.

Ход урока:

- Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими. И о таких связях между углеводородами мы сегодня и поговорим.

Итак, мы начинаем «Свою игру». Прошу всех сесть. Я напомню правила игры:

  • Класс поделен на команды. В каждой команде есть капитан. Капитаны от имени команды по очереди выбирают себе область знаний и цену вопроса. На обдумывание дается 30 с. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном – такое же количество баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то его дает та команда, которая первая подняла сигнальную карточку.

  • Если ни одна из команд не ответила на вопрос, ответ дает ведущий.



Области знаний

Цена вопроса

Ах, углеводороды!

10

20

30

40

50

Что в имени тебе моем

10

20

30

40

50

И все – таки они связаны…

10

20

30

40

50

Эти чудные химики

10

20

30

40

50

Источники углеводородов

10

20

30

40

50

Не решить ли нам задачку?

10

20

30

40

50

Удивительное рядом

10

20

30

40

50

Вопросы для игры



Ах, углеводороды!

10 баллов – При горении этого углеводорода в кислороде развивается очень высокая температура (около 3000°С), поэтому он широко применяется для автогенной сварки и резки металлов. Ацетилен.

20 баллов – Они используются, в основном, для синтеза синтетических каучуков. Алкадиены

30 баллов – Какие углеводороды составляют основу бензина? Гептан, октан

40 баллов – Этот газ выделяется из болот, считается одним из основных парниковых газов и остается предметом активных обсуждений и исследований в связи с глобальным изменением климата. Метан.



50 баллов – Они не растворяются в воде, имеют приятный запах и горят коптящим пламенем из-за высокого содержания углерода. Арены



Что в имени тебе моем…

10 баллов – первоначальное название этого газа— двууглеродистый водород, согласно его формуле. В настоящее время этот газ носит название… Ацетилен.

20 баллов – Свое название «парафины» они получили за то, что инертны к большинству химических реагентов из-за их предельности. Алканы

30 баллов – Это вещество относится к классу ароматических углеводородов, выделено из толуанского бальзама - желтовато-коричневой, приятно пахнущей смолы южно-американского дерева Toluifera Balsamum. Толуол.

40 баллов – Дайте название углеводороду

1,4-диметил-2-этилбензол

50 баллов – 2-метил, 3-этил, 4-хлор, 2,5,6-трибромоктан.

Не звезда это, не птица, и уж точно не банан!

Что за странное названье?

Как узнать? Вот наказанье!

Может новое лекарство? Африканский ритуал?

Колдовское заклинанье? Переход в другой астрал?

Тарабарщина сплошная! Мне вовек не разгадать…

-Нет, дружок! -сказал учитель,- Надо химию лишь знать.

Я открою тебе тайну – это только лишь алкан,

2-метил, 3-этил, 4-хлор, 2,5,6-трибромоктан.


И все – таки они связаны…

10 баллов – Этот газ без цвета и запаха, легче воздуха, малорастворим в воде, горит бледным синеватым пламенем. В смеси с воздухом образует взрывчатые смеси. Поэтому он опасен как в быту, так и в шахтах. В присутствии катализаторов при его окислении получают метиловый спирт и формальдегид. Метан.

20 баллов – При крекинге этого углеводорода образуются пентан и пентен. Декан.

30 баллов – Этот углеводород образуется при дегидратации бутанола-2. Бутен-2.

40 баллов – Бесцветный газ, почти без запаха, горит более ярким пламенем, чем метан, так как содержание в нем углерода больше, чем в метане. Находит применение как исходное вещество для синтеза этиленгликоля. Этилен.

50 баллов – Данное вещество можно получить тримеризацией ацетилена. Бензол.



Эти чудные химики

10 баллов – После очередного взрыва в лаборатории гимназии, этому ученику, в качестве наказания, повесили на шею табличку «Великий химик». Сейчас его знает весь мир. Он автор «Теории химического строения органических веществ». Бутлеров А.М.

20 баллов – Правило «Водород идет туда, где больше водорода» предложил… Марковников



30 баллов – Чье имя носит реакция получения альдегида из ацетилена путем гидратации. Реакция Кучерова.

40 баллов – Д.И. Менделеев увидел во сне Периодическую систему, а что увидел во сне немецкий химик-органик Ф. Кеккуле? Бензол

50 баллов – В 1932 году в нашей стране было налажено производство синтетического каучука по методу… Сергея Васильевича Лебедева



Источники углеводородов

10 баллов – Какое полезное ископаемое скрывается за словами «черное золото»?  Нефть.

20 баллов – Какой из природных источников углеводородов получил название «солнечный камень»? Каменный уголь.

30 баллов – Одна из ранних теорий предполагала, что эта черная субстанция – не что иное, как... моча китов, оседающая на дне океанов и затем по подземным каналам проникающая в земные недра. О какой субстанции идет речь? Нефть.

40 баллов – Название термического разложения нефтепродуктов, приводящего к образованию углеводородов с меньшим числом атомов С в молекуле. Крекинг
50 баллов – В России около половины поставок его приходится на энергетические компании и коммунальное хозяйство. При его сжигании образуются только вода и углекислый газ. Кроме того, его можно использоваться как моторное топливо. Природный газ





Не решить ли нам задачку?

10 баллов – Найдите молекулярную формулу углеводорода ряда этилена, если известно, что массовая доля углерода в нем составляет 85,7 %, а относительная плотность углеводорода по водороду равна 21. С3Н6

20 баллов – При сжигании углеводорода, плотность паров которого по водороду равна 28, образовалось 8,96 л углекислого газа и 7,2 г воды. Определите формулу углеводорода. С4Н8

30 баллов – Массовая доля углерода в углеводороде составляет 85,7%, плотность его паров при нормальных условиях – 2,5г/л. Назовите углеводород. С4Н8

40 баллов – При сгорании некоторого количества углеводорода образовалось 5,6л углекислого газа и 3,6 г. воды. Определите формулу углеводорода, если плотность его паров по водороду равна 34. Дайте название углеводороду. С6Н6

50 баллов – Относительная плотность паров углеводорода по азоту равна 2,785. Массовая доля углерода в нем равна 92,31%. Выведите молекулярную формулу этого вещества. Запишите его структурную формулу и дайте название. С6Н6



Удивительное рядом

10 баллов – Это вещество – яд, действует на почки, изменяет формулу крови (при длительном воздействии), может нарушать структуру хромосом. Бензол

20 баллов – Это устройство придумал Лоран случайно, когда тушил горящую нефть пивом. Огнетушитель

30 баллов – В чистом виде этот непредельный углеводород обладает одним удивительным свойством – ускоряет созревания плодов и фруктов после их сбора. Это дает возможность транспортировать овощи чуть недозрелыми в самые дальние области страны, затем быстро доводить их до созревания на месте. Этилен

40 баллов – На острове Гаити Х.Колумб в 1493 году увидел туземцев, игравших большим плотным мячом. Мяч, ударяясь о землю, высоко подскакивал в воздух. Из чего он был изготовлен? Каучук

50 баллов – Эти птицы очень чувствительны к содержанию в воздухе метана. Эту особенность использовали в своё время шахтёры, которые, спускаясь под землю, брали с собой клетку с этой птицей. Если пения давно не было слышно, значит, следовало подниматься наверх как можно быстрее. Канарейки



Подсчет баллов. Подведение итогов.

Знаем мы, что встреча ваша - лишь игра,

И расставаться нам пришла пора.

Будете с улыбкой вспоминать

Как пытались баллы добывать.

Но не важен в баллах результат,

Дружба побеждает - это факт.

А находчивость по жизни вас ведет,

Знатокам всегда, везде везет!