Урок «Генетическая связь углеводородов» в 10 классе
в форме телепередачи «Своя игра»
Цель: рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений.
Задачи:
Образовательные - закрепить знания о строении, свойствах и применении углеводородов на основе теории А.М. Бутлерова, закрепить знание общих формул классов углеводородов, повторить названия углеводородов, их применение в жизни человека.
Развивающие – развивать у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах незнакомых органических веществ); развивать у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения химических свойств углеводородов); развивать информационно-познавательную компетентность учащихся; развивать у учащихся химическую речь, способность аргументированно отвечать на вопросы.
Воспитательные – формировать научное мировоззрение, воспитывать внимательность и аккуратность, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные УУД:
Формирование познавательного интереса к химии
Развитие ответственности за результаты командной работы
Формирование научного мировоззрения
Развитие мотивации к изучению предмета
Осознание ценности химических знаний в жизни
Регулятивные УУД:
Умение ставить учебные задачи
Способность планировать свою деятельность
Умение контролировать и оценивать результаты
Развитие навыков самоорганизации
Способность работать по алгоритму
Познавательные УУД:
Умение анализировать информацию
Способность устанавливать причинно-следственные связи
Умение классифицировать вещества
Развитие логического мышления
Способность применять знания в новой ситуации
Коммуникативные УУД:
Умение работать в команде
Развитие навыков сотрудничества
Способность аргументировать свою позицию
Умение вести диалог и дискуссию
Развитие навыков презентации результатов
Формирование культуры общения
Тип урока – урок обобщения знаний и умений.
Ход урока:
- Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими. И о таких связях между углеводородами мы сегодня и поговорим.
Итак, мы начинаем «Свою игру». Прошу всех сесть. Я напомню правила игры:
Класс поделен на команды. В каждой команде есть капитан. Капитаны от имени команды по очереди выбирают себе область знаний и цену вопроса. На обдумывание дается 30 с. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном – такое же количество баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то его дает та команда, которая первая подняла сигнальную карточку.
Если ни одна из команд не ответила на вопрос, ответ дает ведущий.
Области знаний | Цена вопроса |
Ах, углеводороды! | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Что в имени тебе моем | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
И все – таки они связаны… | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Эти чудные химики | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Источники углеводородов | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Не решить ли нам задачку? | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Удивительное рядом | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Вопросы для игры
Ах, углеводороды!
10 баллов – При горении этого углеводорода в кислороде развивается очень высокая температура (около 3000°С), поэтому он широко применяется для автогенной сварки и резки металлов. Ацетилен.
20 баллов – Они используются, в основном, для синтеза синтетических каучуков. Алкадиены
30 баллов – Какие углеводороды составляют основу бензина? Гептан, октан
40 баллов – Этот газ выделяется из болот, считается одним из основных парниковых газов и остается предметом активных обсуждений и исследований в связи с глобальным изменением климата. Метан.
50 баллов – Они не растворяются в воде, имеют приятный запах и горят коптящим пламенем из-за высокого содержания углерода. Арены
Что в имени тебе моем…
10 баллов – первоначальное название этого газа— двууглеродистый водород, согласно его формуле. В настоящее время этот газ носит название… Ацетилен.
20 баллов – Свое название «парафины» они получили за то, что инертны к большинству химических реагентов из-за их предельности. Алканы
30 баллов – Это вещество относится к классу ароматических углеводородов, выделено из толуанского бальзама - желтовато-коричневой, приятно пахнущей смолы южно-американского дерева Toluifera Balsamum. Толуол.
40 баллов – Дайте название углеводороду
1,4-диметил-2-этилбензол
50 баллов – 2-метил, 3-этил, 4-хлор, 2,5,6-трибромоктан.
Не звезда это, не птица, и уж точно не банан!
Что за странное названье?
Как узнать? Вот наказанье!
Может новое лекарство? Африканский ритуал?
Колдовское заклинанье? Переход в другой астрал?
Тарабарщина сплошная! Мне вовек не разгадать…
-Нет, дружок! -сказал учитель,- Надо химию лишь знать.
Я открою тебе тайну – это только лишь алкан,
2-метил, 3-этил, 4-хлор, 2,5,6-трибромоктан.
И все – таки они связаны…
10 баллов – Этот газ без цвета и запаха, легче воздуха, малорастворим в воде, горит бледным синеватым пламенем. В смеси с воздухом образует взрывчатые смеси. Поэтому он опасен как в быту, так и в шахтах. В присутствии катализаторов при его окислении получают метиловый спирт и формальдегид. Метан.
20 баллов – При крекинге этого углеводорода образуются пентан и пентен. Декан.
30 баллов – Этот углеводород образуется при дегидратации бутанола-2. Бутен-2.
40 баллов – Бесцветный газ, почти без запаха, горит более ярким пламенем, чем метан, так как содержание в нем углерода больше, чем в метане. Находит применение как исходное вещество для синтеза этиленгликоля. Этилен.
50 баллов – Данное вещество можно получить тримеризацией ацетилена. Бензол.
Эти чудные химики
10 баллов – После очередного взрыва в лаборатории гимназии, этому ученику, в качестве наказания, повесили на шею табличку «Великий химик». Сейчас его знает весь мир. Он автор «Теории химического строения органических веществ». Бутлеров А.М.
20 баллов – Правило «Водород идет туда, где больше водорода» предложил… Марковников
30 баллов – Чье имя носит реакция получения альдегида из ацетилена путем гидратации. Реакция Кучерова.
40 баллов – Д.И. Менделеев увидел во сне Периодическую систему, а что увидел во сне немецкий химик-органик Ф. Кеккуле? Бензол
50 баллов – В 1932 году в нашей стране было налажено производство синтетического каучука по методу… Сергея Васильевича Лебедева
Источники углеводородов
10 баллов – Какое полезное ископаемое скрывается за словами «черное золото»? Нефть.
20 баллов – Какой из природных источников углеводородов получил название «солнечный камень»? Каменный уголь.
30 баллов – Одна из ранних теорий предполагала, что эта черная субстанция – не что иное, как... моча китов, оседающая на дне океанов и затем по подземным каналам проникающая в земные недра. О какой субстанции идет речь? Нефть.
40 баллов – Название термического разложения нефтепродуктов, приводящего к образованию углеводородов с меньшим числом атомов С в молекуле. Крекинг
50 баллов – В России около половины поставок его приходится на энергетические компании и коммунальное хозяйство. При его сжигании образуются только вода и углекислый газ. Кроме того, его можно использоваться как моторное топливо. Природный газ
Не решить ли нам задачку?
10 баллов – Найдите молекулярную формулу углеводорода ряда этилена, если известно, что массовая доля углерода в нем составляет 85,7 %, а относительная плотность углеводорода по водороду равна 21. С3Н6
20 баллов – При сжигании углеводорода, плотность паров которого по водороду равна 28, образовалось 8,96 л углекислого газа и 7,2 г воды. Определите формулу углеводорода. С4Н8
30 баллов – Массовая доля углерода в углеводороде составляет 85,7%, плотность его паров при нормальных условиях – 2,5г/л. Назовите углеводород. С4Н8
40 баллов – При сгорании некоторого количества углеводорода образовалось 5,6л углекислого газа и 3,6 г. воды. Определите формулу углеводорода, если плотность его паров по водороду равна 34. Дайте название углеводороду. С6Н6
50 баллов – Относительная плотность паров углеводорода по азоту равна 2,785. Массовая доля углерода в нем равна 92,31%. Выведите молекулярную формулу этого вещества. Запишите его структурную формулу и дайте название. С6Н6
Удивительное рядом
10 баллов – Это вещество – яд, действует на почки, изменяет формулу крови (при длительном воздействии), может нарушать структуру хромосом. Бензол
20 баллов – Это устройство придумал Лоран случайно, когда тушил горящую нефть пивом. Огнетушитель
30 баллов – В чистом виде этот непредельный углеводород обладает одним удивительным свойством – ускоряет созревания плодов и фруктов после их сбора. Это дает возможность транспортировать овощи чуть недозрелыми в самые дальние области страны, затем быстро доводить их до созревания на месте. Этилен
40 баллов – На острове Гаити Х.Колумб в 1493 году увидел туземцев, игравших большим плотным мячом. Мяч, ударяясь о землю, высоко подскакивал в воздух. Из чего он был изготовлен? Каучук
50 баллов – Эти птицы очень чувствительны к содержанию в воздухе метана. Эту особенность использовали в своё время шахтёры, которые, спускаясь под землю, брали с собой клетку с этой птицей. Если пения давно не было слышно, значит, следовало подниматься наверх как можно быстрее. Канарейки
Подсчет баллов. Подведение итогов.
Знаем мы, что встреча ваша - лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будете с улыбкой вспоминать
Как пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает - это факт.
А находчивость по жизни вас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!