Методическая разработка урока географии 8 класс
по теме: «Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека»
Цель урока: показать неравномерность распределения водных ресурсов по территории страны; влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры охраны и восстановления.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование знаний у учащихся о водных ресурсах, их значении;
- дать понятие о размещении водных ресурсов по территории России;
-дать понятие о водном кадастре, стихийных природных явлениях, связанных с водой;
- с формировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников.
Развивающие:
- формирование умения самостоятельной работы с атласом;
- формирование умений извлекать нужную информацию и делать выводы;
- формирование умений анализировать полученную информацию;
- развитие информационной культуры учащихся;
- формирование умения слушать и вступать в диалог.
Воспитательные:
- формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- продолжение экологического воспитания школьников;
- привитие бережного и экономного отношения к водным ресурсам;
- привитие заботы у учащихся к окружающей среде и своему здоровью;
- развитие чувства прекрасного.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: физическая карта России, раздаточный материал
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Познавательные УУД - освоить информационно - технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.
Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать.
Предметные результаты: Умение использовать географическую карту как источник информации, развитие основных навыков и умений использования текстовую информацию для ответов на вопросы.
Основные понятия: водные ресурсы, водный кадастр, сели.
Ход урока:
1.Организационный этап.
Создание эмоциональной готовности к уроку.
Прием: «Настроение» 1 мин.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас сегодня на уроке географии. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг – друга словами:
Здравствуй друг,
Я пришел.
Ты мне рад?
Хорошо!
Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся. 1 мин.
Эпиграф урока на доске: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник» (монгольская пословица)
Постановка целей и задач изучение нового материала
Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они - спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав?
Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды. Мы продолжим изучать тему «Внутренние воды и водные ресурсы» и сегодня будем говорить о водных ресурсах России и их роли в жизни человека.
3. Изучение нового материала.
Работа с текстом. 10 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель раздает каждому текст, проводит инструктаж и следит за временем. Прием “Инсерт ”. Инструктаж. 1мин. Послушайте меня внимательно. Возьмите в руки карандаш и разметьте текст, который лежит перед вами следующим образом: внимательно читайте каждое предложение и если то, что в нем сказано вам известно, в конце предложения поставьте знак “+”. Если в предложении содержится новая информация, поставьте “-”. Если слово или информация вам не понятна, обозначьте знаком “?”. Таким образом, разметьте весь текст. Время на работу. 5 мин. | Работают с текстом (читают текст и размечают его). |
Текст.
Водные ресурсы - это все воды гидросферы, то есть воды рек, озёр, каналов, водохранилищ, морей и океанов, подземные воды, почвенная влага, вода (льды) горных и полярных ледников, водяные пары атмосферы.
Водные ресурсы - это та часть поверхностных и подземных вод, которая используется для снабжения водой населения и для различных видов человеческой деятельности. Ежедневно на нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год около 110-150 м3. Человек использует воду в промышленности и сельском хозяйстве. Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение. Для производства 1 т сахара расходуется 100м3 воды, 1 т бумаги - 900 м3, 1 т резины - 1500 м3. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. м3воды. Вода рек - это самые дешевые водные пути.
Россия обладает огромными запасами водных ресурсов, которые включают в себя воды рек, озер, водохранилищ, болот, ледников. На территории России насчитывается более 2,5 миллиона рек и около 3 миллионов озер.
Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр - свод сведений о водных ресурсах России. Водный кадастр обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований. Распределение вод на территории России, сезонное распределение многоводных рек, так же указано в кадастре.
На каждого жителя Русской равнины приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири в 12 раз больше - 100000 м3 в год. Дефицит воды наблюдается в южных (земледельческих) районах России, т.к. большая часть воды идет на орошение. Очень остро стоит водная проблема на Урале, т.к. реки Урала маловодны, а для городов и многочисленных предприятий потребности в воде очень большие. Наибольшая проблема в воде наблюдается летом. Для решения ее создаются пруды и водохранилища.
Ежегодно в России из разных источников для хозяйственных нужд изымается много воды - в среднем около 2% речного стока. Однако в некоторых районах с высокоразвитой промышленностью и большой долей орошаемого земледелия этот показатель достигает 40%. Вода, используемая для водоснабжения человека и его хозяйства, возвращается в гидросферу не в полном объеме и не всегда в чистом состоянии. Много воды теряется за счет испарения с орошаемых полей и поверхностей искусственных водоемов, из-за несовершенных промышленных технологий и утечек из водопроводов. Антропогенное воздействие уменьшило годовой сток Волги на 10%, а Дона, Кубани, Терека - на 25-40%. Сток малых рек европейской части России снизился на 50%, многие из них просто исчезли. Человек отрицательно и положительно влияет на водные ресурсы. Примерами отрицательного влияния является сплав древесины - часть ее, намокая, тонет, гниет, загрязняя воду ядовитыми веществами. Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме того, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.е. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни и даже города.
Вода может приносить человеку много бедствий.
Это стихийные явления: наводнения, снегопады, сели, лавины, наледи, гололед, ливни. 40 % всех стихийных бедствий приходится на наводнения и 15% - на засухи. Особенно часто наводнения случаются на участках рек с низкими берегами (Обь, Лена). Во время муссонных дождей наводнения бывают и на реках Дальнего Востока. На берегах Амура нельзя селиться, особенно на низменных участках.
Сели - грязекаменные потоки случаются на Кавказе, в горах юга Сибири. Причина возникновения селей - сильные ливни или быстрое таяние снега, наличие большого количества рыхлых грунтов в верховьях горных долин, сведение лесов на склонах гор.
Обсуждение прочитанного текста. 4 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Инструктаж: Давайте обсудим то, что вы уже знали, не повторяя друг друга и не подсматривая в текст. Каждую информацию начинаем со слов: «Я уже знал …» Учитель помогает сформулировать высказывание. | Каждый высказывается, не повторяя и не подсматривать в текст. |
Инструктаж: А теперь, выберем новую для вас информацию и рассказываем ее со слов: «Я узнал…» | Каждый высказывается, не повторяя и не подсматривать в текст. |
А есть ли у кого-то информация непонятная, обозначена знаком «?»? Учитель предлагает детям ответить и если они затрудняются или не могут, помогает или отвечает сам. | Спрашивают, что не ясно. Пытаются объяснить. |
4. Закрепление изученного материала. 10 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель беседует с обучающимися по вопросам: Что такое водные ресурсы? Что определяют водным кадастром? Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на водные ресурсы, водопотребление? Назовите стихийные явления природы, связанные с водой. | Дают определение водных ресурсов. Дают определение водного кадастра. Приводят примеры влияния человека на водные ресурсы, водопотребление. Называют стихийные бедствия, связанные с водой. |
Работа с картой. Обратите внимание на карту. Определите районы России обеспеченные и не обеспеченные водными ресурсами. Учитель беседует с обучающимися по вопросам: Назовите районы России обеспеченные водными ресурсами. Объясните причины. Покажите на карте территории, которые бедны водными ресурсами. Почему? К каким из них относится Ставропольский край? Наш район? Сделайте вывод о равномерности размещения водных ресурсов. | Рассматривают карту и определяют территории России обеспеченные и не обеспеченные водными ресурсами. Называют и показывают у доски районы обеспеченные водными ресурсами. Объясняют причины. Называют и показывают у доски районы не обеспеченные водными ресурсами. Объясняют причины. Определяют обеспеченность водным ресурсом края, района. Делают вывод о неравномерности распределения водными ресурсами. Объясняют причины. |
Физкультминутка.
Включается музыка (звуки ручья в лесу), дети стоя, закрыв глаза, слушают музыку.
Давайте представим, что мы у ручья в лесу, послушаем, как тихо журчит вода, замечательно поют птицы.
Прием “Коллаж”. 13 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Инструктаж: Наша страна необычайно богата разными видами пресных вод: реками и озерами, подземными водами и ледниками. В настоящее время в ряде районов страны сложилась тревожная ситуация, связанная с нехваткой воды или ухудшением ее качества. Необходимо вести постоянную борьбу с загрязнением и истощением вод. Давайте создадим свой экологический коллаж «Берегите воду!». Для этого мы разделимся на две группы. Используйте клей, картинки, маркеры. В коллаже вы можете использовать не только полученные материалы, но и дописывать, дорисовывать недостающие элементы. Раздает материалы. Следит за временем. Выберите представителя, который расскажет о вашем проекте. Презентация 5 мин. | Слушают инструктаж. Рассматривают материалы Отбирают необходимые слова, картинки. Располагают их на листе ватмана, приклеивают, дополняют подписями, стрелками и другими графическими элементами. Представитель защищает работу. |
Подведение итогов. Рефлексия. 5 мин.
Прием «Синквейн»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ребята, настало время подвести итоги нашего урока. Сегодня я предлагаю вам составить «Синквейн». Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами, описывающими характерные действия объекта). 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. | Составляют синквейн, а затем зачитывают классу. |
Домашнее задание.
Выберите любое из двух заданий и выполните его в тетради.
Составьте кроссворд на тему: «Вода и водные ресурсы»;
Создайте презентацию на тему «Водоемы своей местности».
Мне очень понравился ваш «Коллаж» и вашу работу я оцениваю на «отлично». Спасибо вам за работу! Урок окончен.