МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка
открытого урока
по дисциплине География
Тема: «Место и роль Зарубежной Европы в мире»
Составила преподаватель
Струкова И.И.
Аннотация
Цель методической разработки – раскрытие опыта организации и проведения традиционного занятия с элементами практической работы с контурными картами при решении конкретной практической задачи.
Данная методическая разработка представляет собой план-конспект проведения учебного занятия раздела 6 «Регионы мира» по дисциплине «География» для специальности социально-экономического профиля 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании», включающий в себя основные этапы занятия: организационный, вводный, текущий, заключительный.
Методическая разработка предназначена для преподавателей, ведущих общеобразовательные дисциплины.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина География
Группа: 11 ОП
Дата: 12.03.2020г
Раздел 6 Регионы мира.
Тема 6.1 География населения и хозяйства Зарубежной Европы
Тема занятия: Место и роль Зарубежной Европы в мире.
Тип занятия: применение знаний и умений
Вид занятия: комбинированный;
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Цели занятия:
образовательная: сформировать знание о географическом положении стран Зарубежной Европы; познакомить студентов с субрегионами и странами Зарубежной Европы; продолжить формирование умения работать с географическими и контурными картами; закрепить названия географических объектов;
воспитательная: повысить интерес к изучению географии; прививать интерес к культуре, традициям, достопримечательностям стран Зарубежной Европы; воспитать чувство исполнительности, аккуратности, добросовестности;
развивающая: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках необходимой информации; способствовать формированию самостоятельности и творческого подхода при выполнении учебных задач.
педагогические технологии: Информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, технология листов опорных сигналов, тестовая технология.
Междисциплинарные связи: история, обществознание, литература.
Оборудование: политическая карта мира (настенная), атлас, мультимедийный комплекс ;Атлас. География. 10 класс., 2017 г.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Максаковский В. П. География: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. организаций, базовый уровень. – 23-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 416 с.
2. Атлас. География. 10 класс. ФГОС, Москва, ООО «Дрофа» , 2019 г.
Учебно-наглядный комплекс:
1. ПК, операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point,
2. Географические карты: политическая карта мира.
3. Контурная карта Зарубежной Европы.
4. Наглядные презентации Microsoft Office Power Point.
Ход занятия
№ п/п | Элементы занятия | Вид деятельности | Время |
I | Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к занятию студентов | Слово преподавателя | 3 мин. |
II | Мотивация учебной и познавательной деятельности студентов | Работа студентов с атласами, групповое задание (частично-поисковый метод) Определение темы, цели и задачи занятия. | 5-7 мин |
III | Изучение нового материала План занятия: 1.План экономико-географической характеристики региона. 2.Географическое положение стран Зарубежной Европы. 3.Политическая карта региона. 4.Субрегионы Европы. | Рассказ преподавателя, объяснение с демонстрацией презентации, работа с картами атласа, короткие доклады студентов. | 15-17 мин |
IV | Закрепление новых знаний и умений | Практическое задание в контурной карте, самостоятельная работа студентов. | 10-15 мин |
V | Итог занятие | Тестирование по теме урока. | 3-5 мин |
VI | Домашнее задание | Конспект урока, работа с контурными картами. | 1 мин |
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
I. Организационный момент
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к занятию студентов .
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности студентов
Преподаватель Назвать: основные экономико – географические регионы. Дать определение понятиям: форма правления, форма территориального устройства, географическое положение, суверенное госуда Преподаватель
- Характеризуя хозяйство мира, мы выделяли крупные центры. Они относятся к различным регионам мира. От общей характеристики мы переходим к региональной. А с какого региона мы начнем, вы мне назовете сами.
Студенты самостоятельно при помощи логических цепочек должны не только сообщить тему занятия, но и объяснить каждую букву найденного слова .
Преподаватель: Используя логические цепи, определить буквы, из которых получиться слово. Оно и будет темой нашего сегодняшнего занятия.
(работа студентов с атласами; работа в парах, используя знания приобретенные в школе, а также частично-поисковый метод).
Испания М | Африка Килим | Чад О | Монголия К | Ватикан К | Африка Нил |
Италия Р | Америка Котопахи | Анхель В | Сомали П | С. Аравия И | С. Америка М |
Армения ? | Европа ? | Дунай ? | Исландия ? | Россия ? | Ю. Америка ? |
Е | В | Р | О | П | А |
Ответы студентов (1-2 чел.) оценивается по 5-ти бальной системе.
Слайд 1.
Преподаватель: Определение темы, цели и задачи занятия.
Цель: изучить географическое положение и состав региона, на основе работы с различными источниками информации.
Слайд 2. Зарубежная Европа - один из очагов мировой цивилизации, родина великих географических открытий, промышленных переворотов, экономической интеграции. Как в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, так и в наши дни он занимает очень важное место в мировой политике и экономике.
Европу называют зарубежной, учитывая соотношение этой территории со
странами СНГ. По отношению к ним Европа – зарубежная.
Зарубежная (по отношению к странам CHГ) Европа занимает территорию в 5,4 млн км.
III. Изучение нового материала.
Преподаватель: по ходу урока вы будете составлять опорный конспект нашей лекции. У вас на партах лежат специальные листы для этой цели.
План занятия:
План экономико-географической характеристики региона. (фронтальный опрос студентов)
Географическое положение стран Зарубежной Европы.
Политическая карта региона.
Субрегионы Европы.
Преподаватель: Изучение любого региона принято начинать с определения его экономико-географического положения. Давайте вспомним примерный план характеристики ЭГП.
План экономико-географической характеристики региона. (фронтальный опрос студентов)
Географическое положение стран Зарубежной Европы.
Преподаватель: Вспомнить по каким географическими объектам проходит условно граница между Европой и Азией? (по восточному склону Уральских Гор, реке Эмба, по северному берегу Каспийского моря, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу)
Слайд 3. Зарубежная Европа занимает территорию в 5,4 млн.км2 с населением 520 млн. человек. Здесь расположены около 40 суверенных государств (включая микрогосударства), связанных между собой общностью исторических судеб, тесными политическими и культурными отношениями.
Особенности ЭГП стран Европы:
Слайд 4. Преподаватель: ЭГП стран зарубежной Европы определяются тремя основными чертами:
1. Соседским положением (или непосредственно граничат друг с другом или их границы проходят по природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей).
2. Приморским положением (жизнь этих стран тесно связана с морем). Приведите примеры таких стран
3.Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг на 5 тыс. км; с запада на восток – более чем 3 тыс. км. (компактность);
Преподаватель: Дайте оценку ЭГП региона (вывод делают студенты).
Политическая карта региона.
Слайд 5.
Преподаватель:
Сегодня в Европе 40 стран, зависимая территория Великобритании - Гибралтар; 4 из них – страны «Большой Семерки». Но так было не всегда.
Политическая карта Европы на протяжении ХХ века трижды претерпевала изменения после I и II Мировых воин и после окончания «Холодной войны» в 1991 году.
Слайд 6 Берлинская стена. Сообщение студента.
Преподаватель:
Слайд 7 ЕС образование ЕС (27 стран);
Слайд 8 НАТО страны-члены НАТО (21 страна).
Страны Европы мы будем классифицировать по следующим признакам:
1.Классификация стран Европы по площади.
Слайд 9 Классификация стран Европы по площади.
Задание: с помощью «визитной карточки» стран Зарубежной Европы, на форзаце учебника В.П. Максаковского, приведите примеры разных по площади стран Европы:
Страны Зарубежной Европы |
Крупные государства (S более 500 тыс. км2) | Средние по площади государства | Государства «Карлики» |
| | |
2. Классификация стран Зарубежной Европы по географическому положению
Задание: С помощью карты атласа, приведите примеры разных по ГП стран Зарубежной Европы.
Приморские | Островные | Полуостровные | Континентальные |
| | | |
Преподаватель:
Вспомните определения – монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство.
В Зарубежной Европе 12 монархий, остальные республики, 5 федераций, преобладают унитарные государства.
Задание. С помощью «визитной карточки» стран Зарубежной Европы на форзаце учебника, конкретизируйте характеристику их государственного строя и форм правления.
Республики | Монархии(12) | Унитарные | Федеративные(5) |
| | | |
Слайд 10
4. Субрегионы Европы.
Преподаватель: Несмотря на то, что зарубежная Европа – один из самых не больших по размерам территории регион мира, он внутренне весьма неоднороден. В связи с этим в пределах зарубежной Европы по географическому принципу выделяют отдельные части или субрегионы – Северную Европу, Западную Европу, Южную Европу, Восточную Европу.
Запись в конспекте определений: Регион – (лат. regio – «страна», «область») – определѐнная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью еѐ составных элементов. Субрегион – это крупные части регионов, имеющих внутри себя специфические черты и особенности.
По географическому положению условно Европу делят на: ( работа студентов с атласом «Политическая карта мира»)
- Страны Северной Европы;
Преподаватель: Посмотрите на карту в атласе. На севере Зарубежной Европы вы видите крупный полуостров, который носит название … (?) (Скандинавский). На территории этого полуострова полностью или частично разместились три государства, какие? (Норвегия, Швеция, Финляндия). Эти страны называют странами Скандинавского тигра. Как вы думаете почему? (Очертаниями полуостров напоминает тигра). Посмотрите в карту, какие еще страны расположены на севере Европы? Таким образом, к субрегиону «Северная Европа» относятся страны Скандинавского полуострова, Дания, Ирландия; ( студент выходит к доске и показываем каждое государство на карте).
- Страны Южной Европы;
Преподаватель: давайте посмотрим на карту и найдем Средиземное море. Все Средиземноморские государства относятся к субрегиону «Южная Европа». Показываем каждое государство на карте. Называем страны. (Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Македония, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория);
- Страны Западной Европы;
Преподаватель: Страны Западной Европы ещѐ называют странами Средней Европы. Как вы думаете почему:? Давайте посмотрим на карту и назовем страны относящиеся к субрегиону Западная Европа. Показываем каждое государство на карте. (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария)
- Страны Восточной Европы;
Преподаватель: Давайте посмотрим на карту и определим государства, относящиеся к субрегиону «Восточная Европа» (ответы обучающихся). Показываем каждое государство на карте. Называем страны. (Белоруссия, Болгария, Венгрия, Молдавия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Чехия, Украина);
Заполним таблицу.
Северная Европа | Западная Европа | Восточная Европа | Южная Европа |
| | | |
IV. Закрепление новых знаний и умений
Преподаватель: А сейчас поработаем с контурными картами. Переведем некоторую информацию о странах Европы в картографическую форму. Нанесите страны Зарубежной Европы самые большие по площади, имеющие федеративное устройство. (практическое задание по контурной карте «Зарубежная Европа»,).
V. Итог занятия. Тестирование.
Взаимопроверка теста
Слайд 11.
Преподаватель: Сегодня на занятии мы говорили о Зарубежной Европе. И ещѐ раз убедились, что Зарубежная Европа занимает благоприятное экономико-географическое положение и играет значительную роль в мире. (выставление оценок)
Слайд 12.
VI. Домашнее задание :конспект урока, работа с контурными картами.
Тест.
1. Площадь Зарубежной Европы-5,4 млн.кв.км
2. Сколько государств в Зарубежной Европе 40 гос-в
3. Какое из перечисленных государств не является федерацией 3
4 Бельгия; 2) Австрия; 3) Франция; 4) Сербия и Черногория
5. Черты ЭГП Зарубежной Европы: 1,2.
1) Приморское положение; 2) Компактность территории; 3) Наличие крупных природных препятствий; 3) Большая протяженность территории с севера на юг и с запада на восток.
6.Установи соответствие
Государство | Столица |
Франция | В. Париж |
Великобритания | Ж. Лондон |
Испания | Е. Мадрид |
Норвегия | Б. Осло |
Польша | Г. Варшава |
Чехия | А. Прага |
Финляндия | Д. Хельсинки |
Все правильно-5(отлично)
1-2 ошибки -4 (хорошо)
3-4 ошибки – 3 (удовлетворительно)