Тема «Климат России»
(Итоговый урок-игра).
Цели урока: проверить уровень знаний, умений и навыков по изученной
теме.
Ход урока.
1. На доске вывешиваются карты и таблицы по теме: «Климат».
2. На доске тема урока.
3. Класс делится на 2 команды.
4. На партах лежат атласы, письменные принадлежности.
5. Учащимся раздаются
5. По ходу урока в колонках отмечается число баллов, полученных командой.
6. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Климат и климатические ресурсы» (повторение темы).
Вступительное слово учителя.
Уважаемые ребята! Сегодня мы проводим итоговый урок по теме: «Климат России». Климатические условия оказывают большое влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека, поэтому очень важно знать особенности климата. В нашей стране климат отличается большим разнообразием. На сегодняшнем уроке, который пройдет в форме игры, вы покажете свои знания, умения и навыки по данной теме.
Сегодня играют две команды. Разрешите их представить.
Правила игры.
1. Игрокам будет предложено 6 заданий, на выполнение каждого задания отводится определенное время, в течение которого учащиеся выполняют задание.
2. Капитан команды решает, кто из игроков будет отвечать, следит за порядком и дисциплиной.
3. Учебниками пользоваться нельзя, только картами, атласами.
4. Жюри на этом уроке оценивает каждое задание, но некоторые задания проверять и оценивать будете вы сами.
Задание №1. Климатообразующие факторы климата России
Каждой команде вручается пакет с 9 листками, на которых написаны не только факторы, определяющие климат. Задача команды убрать 4 листка, на которых будут не климатообразующие факторы. (Время выполнения 2 минуты, максимальное количество баллов – 4.)
Задание 1-й команде:
1. Уровень солнечной радиации.
2. Географическое положение.
3. Выветривание.
4. Циркуляция воздушных масс.
5. Состав горных пород.
6. Влияние подстилающей поверхности.
7. Эрозия почв.
8. Приливы и отливы.
9. Океаны, холодные и теплые течения.
Задание 2-й команде:
1. Движения земной коры.
2. Уровень солнечной радиации.
3. Географическое положение.
4. Вымывание.
5. Годовой сток.
6. Циркуляция воздушных масс.
7. Влияние подстилающей поверхности.
8. Океаны, холодные и теплые течения.
9. Состав почвы.
Задание № 2. Термин – понятие.
Капитанам вручается конверт с 10-ю терминами, которые он распределяет между участниками своей команды. Участник должен выбрать из перечня ответов (их 20 и они даны в его индивидуальной карточке) то определение понятия, которое соответствует доставшемуся ему термину. Ответы участников начинаются через 1 мин после вручения задания капитанам с выигрывающей команды, и происходят поочередно от каждой из команд. (Время выполнения задания 6 минут, максимальное число баллов – 10)
Карточки с заданиями.
1-й команде.
1. Теплый фронт.
2. Циклон.
3. Ураган.
4. Солнечная радиация.
5. Климат.
6. Воздушные массы.
7. Изотермы.
8. Погода.
9. Коэффициент увлажнения.
10. Муссоны.
2-й команде.
1. Атмосферная циркуляция.
2. Климатообразующие факторы.
3. Изобары.
4. Холодный фронт.
5. Антициклон.
6. Поглощенная радиация.
7. Испаряемость.
8. Агроклиматические ресурсы.
9. Отраженная радиация.
10. Атмосферный фронт.
Ответы (определения понятий).
1. Часть солнечной энергии, поглощенная поверхностью Земли.
2. Линии, соединяющие все точки с одинаковой температурой.
3. Большие объемы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами.
4. Переходная зона между разными воздушными массами.
5. Причины, влияющие на формирование климата.
6. Свойства климата, позволяющие выращивать различные сельскохозяйственные культуры.
7. Отношение осадков (О) к испаряемости (И): К= О/И.
8. Теплый воздух наступает на холодный, медленно наползает на холодный, вытесняя последний.
9. Холодный воздух наступает на теплый, подтекая под теплый, выталкивая его рывками вверх.
10. Состояние погодных условий на определенной территории. Многолетний режим погод.
11. Ветры, меняющие направление два раза в год.
12. Часть суммарной радиации, отраженной от Земли.
13. Мощный атмосферный вихрь диаметром до 3000 км с пониженным давлением в центре. Воздух вращается против часовой стрелки, движется в направлении к центру; поток воздуха в центральной части – восходящий.
14. Перемещение воздушных масс, т.е. перенос больших масс воздуха между крупными географическими областями.
15. Энергия Солнца, излучаемая в виде тепла и света.
16. Линии, соединяющие все точки с одинаковым давлением.
17. Сильный разрушающий ветер.
18. Гигантское воздушное завихрение, образующееся по периферии областей высокого давления; в центре атмосферное давление высокое, воздух движется из центра к периферии, вращаясь против часовой стрелки.
19. Возможное испарение с открытой поверхности при данной температуре.
20. Состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени.
Задание № 3. Найти ошибки в описании климата.
Командам вручаются тексты содержащие описание определенного типа климата, но содержащие ошибки. Задача команд найти эти ошибки, подчеркнуть и исправить их. По истечении 2-х минут выступают по 1-2 представителя от команд, зачитывая исходный текст и исправляя ошибки. Дополняющие реплики могут делать и другие участники. По ходу их ответов демонстрируются слайды с выделением ошибочных фраз. (Время выполнения 2 минуты, максимальное количество баллов – 6: по 1 баллу за каждую замеченную ошибку и по 1 баллу за её исправление)
1-й команде.
Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения в умеренном поясе, наличия высоких гор, которые свободно пропускают морские воздушные массы с Тихого океана. Здесь круглый год преобладают морские массы воздуха. Но главный источник осадков – ветер с Атлантики. Из-за этого зима холодная, продолжительная, а лето сравнительно теплое. И зимой случаются морозы до -50 градусов и ниже. Зимой поверхность земли значительно охлаждается. Постепенно охлаждается и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый антициклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода.
2-й команде.
Муссонный климат Дальнего Востока отличается достаточно холодной, почти сибирской зимой, малоснежной и солнечной, а также сухим, безоблачным летом. Осадков за год выпадает более 800 мм. Это вызвано деятельностью муссонов, меняющим свое направление два раза в год. Так как территория очень гористая, то повсеместно проявляется более низкими отметками температуры высотная поясность. Среднеиюльская температура изменяется от +8 в межгорных котловинах Магаданской области до + 30 градусов в Приморском крае. Наибольшее количество ливней приходится на весенний период, в это время случаются наводнения, реки выходят из берегов.
Задания 4-6 выполняются на карточках индивидуально по вариантам.
Задание № 4. Диктант «Циклоны и антициклоны».
Задача учащихся – из перечня признаков атмосферных вихрей выбрать те, которые относятся либо к циклонам (1-й вариант) либо к антициклонам (2-й вариант). (Время выполнения задания 2 минуты, максимальное число баллов – 6.)
Признаки:
1) Возникают в результате борьбы теплых и холодных воздушных масс.
2) Вихрь с пониженным давлением в центре.
3) Вихрь с повышенным давлением в центре.
4) Направление ветра: от центра к окраине по часовой стрелке.
5) Направление ветра: от окраины к центру против часовой стрелки.
6) Погода малооблачная, сухая, летом жаркая, зимой холодная.
7) Погода изменчивая, ветреная, облачная, летом дождливая, зимой со снегопадом
8) Восходящее движение воздуха с образованием осадков.
9) Нисходящее движение сухого воздуха.
10) Возникает в северной части Атлантического океана.
11) Возникает в Восточной Сибири.
Задание № 5. Диктант «В каком это поясе?».
Задача учащихся – из перечня климатических характеристик выбрать те, которые относятся к арктическому и умеренному (1-й вариант) либо к субарктическому и антициклонам (2-й вариант). (Время выполнения задания 2 минуты, максимальное число баллов – 7.)
Признаки:
1. Самое низкое количество солнечной радиации.
2. Лето жаркое, зима с температурой выше 0°.
3. Весь год присутствует арктический воздух.
4. По полгода бывают полярный день и полярная ночь.
5. Избыточное увлажнение, несмотря на незначительное количество осадков.
6. Средние температуры летом от +12° до +28°, температура января везде ниже 0°.
7. Господствует тропический воздух, зимой иногда приходит умеренный воздух.
8. Испаряемость самая незначительная
9. Господствует умеренный воздух морского и континентального происхождения, зимой часто приходит арктический, а летом иногда тропический воздух.
10. Коротким летом бывает умеренный воздух, а продолжительной зимой - арктический воздух.
11. Часто наблюдаются циклоны, антициклоны и атмосферные фронты.
12. Средние температуры лета не выше +12°, а зимой температура воздуха бывает от -12° до -50°
Задание № 6. Анализ климатограмм.
Учащиеся даётся по 4 климатограммы разных территорий России с графиком температуры воздуха и осадков в течение года. Нужно определить: какому типу климата соответствует каждая климатограмма. (Время выполнения задания 3 минуты, максимальное число баллов – 8.)
Подведение итогов и запись домашнего задания.
Учащиеся обмениваются работами с соседом, проверяют работу соседа в 4 – 6 заданиях. Затем каждый посчитывает количество набранных им баллов в 4 – 6 заданиях, прибавляют их к баллам, своей команды. После этого каждый считает свой общий балл, заработанных за урок.
Выставляют себе оценку за урок в дневник и записывают домашнее задание:
выполнить в рабочей тетради задания по теме «Климат России» на стр. 39-53.