СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Городское и сельское население. Урбанизация".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  "Городское и сельское население ..."  входит в раздел "География населения мира". Основной формой общеучебной  познрвательной деятельности выбрана работа в парах, с целью формирования потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Городское и сельское население. Урбанизация".»

Класс: 10 дата: 22.12.1917г

Городское и сельское население. Урбанизация.

Цели урока: – ознакомить учащихся с основными видами расселения;

– сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать у учащихся представление об основных формах расселения и урбанизации как всемирном процессе.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умения сравнивать, статистический материал; выделять главное в тексте учебника, развивать коммуникативные навыки при работе в парах.

Воспитательные:

  • Определение места своей Родины на карте мира.

Тип урока: комбинированный урок











































Ход урока

I.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку

II. Добрый день. посмотрели друг на друга. Улыбнулись, пожелали удачи и за работу. Итак, мы с вами проходим тему население мира. Чтобы освежить наши знания проведем Географический диктант на знание определений:

1)Все люди, проживающие на данной территории (население)

2)отношение кол-ва численности населения к площади данной территории (плотность)

3)механическое передвижение-переезд населения (миграция)

4)переезд внутри страны (внутр.миграция)

5)типы воспроизводства населения (первый и второй типы, до 10 чел, больше 10 чел) проверка .

III. Изучение нового материала. Послушайте одну историю: «Два друга-корреспондента, выполнявшие задания российской газеты , связались по радиотелефону:

Первый пожаловался – «Ну и занесло же меня! Кругом одни одноэтажные дома, трущобы, на улицах сплошная грязь, ни одного фонаря. Воды, кажется, тоже нет».

«Там, где я нахожусь, люди вообще не живут, - ответил второй. – Но район просто шикарный: небоскребы, сплошные офисы. Столько машин – никак не припаркуюсь».

Вопрос: где находится каждый из корреспондентов? (ответы деревня, город). Итак, какую тему мы с вами будем сегодня проходить? Правильно

Тема урока «Городское и сельское население. Урбанизация».

Цели урока: ознакомиться с основными видами расселения и узнать об урбанизации как о всемирном процессе.

Эпиграф к уроку «Города – «командный состав» территории каждой страны»

Н.Н.Баранский(Основоположник экономической географии )

Учитель. Почему Н.Н. Баранский дал такое определение понятию «город», постараемся выяснить в течение урока.

Для полного понимания темы урока, нам необходимо ознакомиться с термином

1. Учитель. Расселение – процесс распределения и перераспределения населения на определённой территории. Рассмотрим Основные формы расселения. Давайте свяжем тему с действительностью – мы где живем?( в деревне, на селе ). Более крупная форма расселения – это города.

Основные формы расселения

Оседлая Кочевая

Городские поселения Сельские поселения

Кочевая форма расселения - это отголосок далекого прошлого. Кочевой образ жизни ведут несколько миллионов человек, занимающиеся в основном скотоводством в горных, степных и пустынных районах.

Первые сельские поселения появились в связи с развитием осёдлых поселений.

Сельских поселений в мире насчитывается около 20млн.,

Существуют две формы сельского расселения: групповое и рассеянное. Примером

группового расселения является деревня, рассеянного - фермы, хутора. Деревни распространены в Европе, Азии, Африке. Фермы распространены в США, Канаде, Австралии функции- сельское хозяйство.

Из курса истории вы знаете, что городские поселения возникли задолго до начала нашей эры на Востоке.

Почему возникли города? (Города возникли в связи с отделением ремесла торговли от земледелия, как военные укрепления Но большинство городов возникло в XIX-XXвв. - в связи с развитием промышленности.)

2. Городское население. Большинство городов возникло в связи с развитием промышленности - то есть это промышленные центры. Но сегодня города имеют и другие функции– ЛИЦО ГОРОДА – культурная, Финансовая, административная

– это города: 1) научные - Кембридж, Оксфорд

2) курортные – Сочи ,Майями

3) столичные - Москва

Обычно современный город выполняет несколько функций.

2.Задание на листочках – поставить цифры утверждений в таблице - пол-е и отриц-е

3. работа по атласу, по карте.

Вопрос: А давайте посмотрим где расположены больше городов и где выше плотность населения. Проанализируем карту, читаем карту - «Плотность населения» - с рис.17 в книге.

Итак сделаем вывод - В регионах мира, где больше городов, там самая высокая плотность населения. Они совпадают. К чему приводит рост городов и городского населения? - к УРБАНИЗАЦИИ . Что означает термин? А если забыли –обратимся к учебнику.

Урбанизация – рост городов и городского населения, усиление их роли, широкое распространение городского образа жизни.

Выделим три черты современной урбанизации.

Работа с уч-м: Стр 117 уч-ка

В ходе беседы выясняются черты современной урбанизации и конспектируются в тетради: I черта: Быстрые темпы роста городского населения.

В 1900 г. в городах жило около 14% населения мира, в 2000 г. – 47.5%.

II черта: Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах.

Это объясняется – характером производства, усложнением его связей с наукой, образованием;

– города полнее удовлетворяют духовные запросы людей.

III черта: «Расползание» городов, расширение их территории.

Это переход от компактного города к городс ким агломерациям – территориальным группировкам городских и сельских поселений.

Агломерация – близко расположенные города сливаются, втягиваются в орбиту крупнейшего города.

Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций.

4. Выступление Оксаны - Крупные агломерации мира.

Вывод: городское население увеличивается и в связи с этим растет и территория городов, превращаясь в агломерации.


5.Уровни и темпы урбанизации. А каков уровень урбанизации стран мира?

Вернемся к рисунку 18 - урбанизация как всемирный процесс в разных странах и регионах она имеет свои особенности. Скажите Франция 73%, Великобритания 89%, Нидерланды 89%, ФРГ 87%, Швеция 83% это какие страны - экономически развитые страны.высокоурбанизированные

Нигерия 17%, Эфиопия 13%, Непал 14% – развивающиеся страны с преобладанием сельскохозяйственного производства.среднеурбанизированные, есть города слабоурбанизированные.

Вывод – уровень урбанизации в мире не одинаков.

Темпы, скорость урбанизации во многом зависят от ее уровня. В развитых странах доля городского населения растет значительно медленно. Горожане предпочитают жить в пригородах и сельской местности. Этот процесс называется субурбанизация. Это объясняется: --удорожанием жизни ,инженерного оборудования;

- обветшанием инфраструктуры;

- крайним усложнением транспортных проблем;

- загрязнением окружающей среды.- шумовое загрязнение

В развивающихся странах городское население быстро увеличивается. В них же находится большинство городов-миллионеров и «сверхгородов». Это явление, получившее в науке наименование «городского взрыва», стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному «выталкиванию» избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, пояса трущоб. Подобная, как иногда говорят, «трущобная урбанизация», ложная урбанизация приняла очень большие размеры.

Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах, где она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

Итог урока. Вернемся к целям урока – рассмотрели виды расселения, выяснили что урбанизация процесс всемирный и не одинаков в странах мира.

Учитель. Вернемся к эпиграфу нашего урока.

Почему Н.Н. Баранский назвал города – «командный состав» территории каждой страны»? Ученик. Города влияют: - на размещение населения,

- социально-экономическое развитие страны,

- рост городского населения,

- окружающую среду.


V. Закрепление. Выполняют задание 2.

Пример: Великобритания

- Уровень урбанизации – 89%, высокий

- Причины – экономически развитая страна с высоким уровнем развития инфраструктуры, - Крупнейшие города – Лондон, 10 млн. чел


Домашнее задание: параграф 4, темы 3. Стр.79 – блок самоконтроля и взаимного контроля – устно. Задание 6 стр.80 – письменно. Повторить тему «Население» подг . к тесту.


Оценивание .












Задание 1: Обсудите приведенные характерные особенности городов и расставьте их согласно графам таблицы.

(Поставьте номера ответов в таблицу)


Положительные стороны городов

Отрицательные стороны городов

1, 3,5,7,8, 9,12, 13, 15

16., 14, 11, 10, 6, 4, 2

Характерные особенности городов:

  1. Высокий уровень благоустройства

  2. Автомобильные пробки

  3. Этажность застройки

  4. Концентрация промышленного производства

  5. Обеспечение города теплом и энергией

  6. Высокие цены на землю

  7. Утилизация городских отходов на специальных предприятиях

  8. Развитая инфраструктура

  9. Городской образ жизни

  10. Богатые и бедные кварталы

  11. Загрязнение воздуха

  12. Высокая людность и плотность населения

  13. Большие возможности для получения образования

  14. Высокая стоимость жилья

  15. Высокие уровень развития медицины и здравоохранения

  16. Низкое качество питьевой воды.






















Положительные стороны городов

Отрицательные стороны городов

Высокий уровень благоустройства

Высокая стоимость жилья

Этажность застройки

Низкое качество питьевой воды

Обеспечение города теплом и энергией

Загрязнение воздуха

Утилизация городских отходов на специальных предприятиях

Богатые и бедные кварталы

Развитая инфраструктура

Грязные улицы

Городской образ жизни

Высокие цены на землю

Динамичность населения

Нехватка продовольствия и нерациональное питание.

Высокие уровень развития медицины и здравоохранения

Концентрация промышленного производства

Большие возможности для получения образования

Вспышки инфекционных заболеваний

Высокая людность и плотность населения

Автомобильные пробки








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!