ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА |
ФИО | Филонова Ксения Алексеевна |
Место работы | МБОУ СОШ №49 |
Должность | учитель |
Предмет | информатика |
Класс | 9 |
Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений (урок общеметодологической направленности) |
Тема и номер урока в теме | Использование графов при решении задач |
Базовый учебник | Информатика и ИКТ. 9 класс. Учебник. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова |
Цель урока: | Применение знаний по теме «Информационные модели на графах» на практике. |
Задачи: |
- образовательные (формирование познавательных УУД): | Систематизировать и расширить представление учащихся о графах; научить применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; продолжить формирование познавательного интереса к информатике. |
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): | Вовлечь в активную деятельность; формировать культуру; совершенствовать навыки общения. |
- развивающие (формирование регулятивных УУД) | Развивать логическое мышление, способность к анализу и синтезу; развивать находчивость, умения преодолевать трудности при решении нестандартных задач; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; |
Тип урока: | Закрепление и обобщение изученного материала |
Формы работы учащихся: | Фронтальная работа, индивидуальная работа. |
Необходимое техническое оборудование: | Доска, проектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь. |
Этап урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный этап (2 мин) Цель: создать положительный эмоционально-психологический настрой, проверить готовность к уроку, включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Добрый день. Проверьте, все ли учебные принадлежности у вас на парте. Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Настраивает детей на учебную деятельность | Открывают тетрадь. Записываю число, классная работа | Познавательные: - уметь анализировать информацию Регулятивные: - уметь планировать свою деятельность - уметь осуществлять самоконтроль Коммуникативные, личностные: - уметь слушать и понимать других. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин) Цели: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность | Для определения темы урока я предложу вам следующую задачу: Между девятью планетами солнечной системы установлено космическое сообщение. Рейсовые ракеты летают по следующим маршрутам: Земля – Меркурий; Плутон – Венера; Земля – Плутон; Плутон – Меркурий; Меркурий – Венера; Уран – Нептун; Нептун – Сатурн; Сатурн – Юпитер; Юпитер – Марс и Марс – Уран. Можно ли долететь на рейсовых ракетах с Земли до Марса? - Какой способ решения данной задачи наиболее рационален? - С помощью, какой модели вы будете решать эту задачу? | Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | Проговаривают шаги учебной деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками | Познавательные: - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, структурировать собственные знания Регулятивные: - уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Коммуникативные, личностные: - уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. - уметь оценивать усваиваемый материал. |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний (10 мин) Цель: повторить методы решений уравнений; способствовать развитию математической речи учащихся | На дом вам было задано повторить тему «Моделирование». Вашу подготовку по этой теме проверим в процессе урока. - Как называется данная графическая модель? В случае заминки перечисляет графические модели: график, чертеж, диаграмма? - Что называется графом? - Давайте вернемся к нашей задаче. - Что является объектом моделирования в данной задаче? В случае неправильного ответа подсказывает: - Это транспортная задача Что является целью моделирования в данной задаче? -Постройте графическую модель и ответьте на вопрос задачи. После завершения построения графа у доски, задает вопросы: - Охарактеризуйте полученный граф. Если ученики затрудняются, предлагает вспомнить критерии классификации графов. - Сколько компонентов связности у данного графа? Можно ли наладить космическое сообщение между Землей и Марсом, добавив один маршрут? - Какой маршрут достаточно добавить, чтобы существовало космическое сообщение между всеми упомянутыми планетами? - Сколько существует способов добавить маршрут? | Учитель проводит фронтальный опрос. | Ученики отвечают: - Граф. Математический объект, состоящий из вершин и соединений между вершинами – ребер. Отвечают на вопрос учителя: - Космическое сообщение между планетами. Отвечают на вопрос учителя. - Ответ на вопрос задачи - Можно ли долететь на рейсовых ракетах с Земли до Марса? Команды работают у доски, (за разными створками), а в случае необходимости сначала за столом, потом у доски. Команда, у которой построен граф на доске и готово решение отвечает: - неориентированный, - невзвешенный, - несвязный. -Две. - Да. - Например, между Землей и Марсом. Возможны другие правильные варианты ответа. - 20. | Познавательные: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: - уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности Коммуникативные, личностные: - уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, - самоопределение. |
Решение задач (20 мин) Цель - мотивация учащихся к деятельности; координация деятельности учащихся; контроль выполнения заданий; Организация и контроль за процессом решения уравнений. | 1. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице: Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и F. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. 1) 5 2) 6 3) 7 4) 4 2. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице: Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. 1) 13 2) 12 3) 11 4) 10 3. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в км) приведена в таблице. Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и C. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. 1) 7 2) 8 3) 9 4) 12 4. Учитель Иван Петрович живёт на станции Антоновка, а работает на станции Дружба. Чтобы успеть с утра на уроки, он должен ехать по самой короткой дороге. Проанализируйте таблицу и укажите длину кратчайшего пути от станции Антоновка до станции Дружба: 1) 6 2) 2 3) 8 4) 4 5. На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К? 6. На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К? | Учитель контролирует правильность выполнения действий, вносит коррективы, в случае допущения ошибок | Работа у доски и в тетрадях | Познавательные: - уметь анализировать информации, устанавливать логические связи Регулятивные: - уметь планировать свою деятельность для решения поставленной задачи - уметь осуществлять контроль полученного результата. Коммуникативные, личностные: - уметь формулировать свои идеи в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (2 мин) Цель - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач; формирование образованной, активной, творческой личности. | Домашнее задание указано на экране. Выпишите себе условие задачи в тетради. Задание. На рисунке − схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К? | Учитель комментирует домашнее задание, записывает на доске | Записывают домашнее задание | Познавательные: - уметь анализировать информацию Регулятивные: - уметь планировать свою деятельность Коммуникативные, личностные: - уметь слышать других |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин) Цель - оценивание результатов собственной деятельности; соотношение целей и результатов учебной деятельности. | Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? Проанализируйте свою работу, продолжите фразы: Сегодня я узнал…………………….. У меня получилось…………………. Я попробую………………………… Мне захотелось…………………….. | Учитель подводит итоги урока. Благодарит учащихся за работу. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке. Осуществляют самооценку. | Познавательные: - уметь анализировать и оценивать свою деятельность Регулятивные: - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Коммуникативные, личностные: - уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. |