5 класс Источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент, измерение
Цель урока: сформировать представление о научном методе как совокупности основных способов получения новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представление об основных методах изучения природы: наблюдение, эксперимент и измерение; научить различать и применять методы наблюдения, эксперимента и измерения в биологических исследованиях;
Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления и умения анализировать полученные данные; развивать умение сравнивать и обобщать информацию, полученную в ходе наблюдений и экспериментов; стимулировать познавательный интерес к изучению биологии через практическую деятельность; формировать навыки самостоятельной работы с учебником и лабораторным оборудованием; развивать умение работать в группе, распределять обязанности и эффективно взаимодействовать.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению учебных заданий и соблюдению правил безопасности при проведении лабораторных работ; способствовать формированию научного мировоззрения и понимания важности биологических знаний в жизни человека; создать условия для формирования коммуникативных навыков и культуры общения в процессе групповой работы.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные УУД:
Осознание важности биологических знаний для понимания окружающего мира
Формирование ответственного отношения к природе и научным исследованиям
Развитие экологического сознания и бережного отношения к живым организмам
Регулятивные УУД:
Умение ставить цели и задачи в ходе изучения биологических методов
Способность планировать свою деятельность и оценивать её результаты
Развитие навыков самоконтроля и коррекции своих действий
Умение организовывать свою работу в условиях ограниченного времени
Познавательные УУД:
Умение анализировать и систематизировать информацию: понимать суть конкретного метода и сферу его применения
Способность устанавливать причинно-следственные связи: отличать наблюдение от эксперимента
Навыки работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами
Развитие исследовательских навыков и умения формулировать гипотезы
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и понимать других участников
Способность аргументировать свою точку зрения и вести дискуссию
Навыки сотрудничества и взаимодействия в группе
Умение презентовать результаты своей работы
Развитие культуры общения и публичных выступлений
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, раздаточный материал для самостоятельной работы.
Основные понятия урока: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.
Деятельность учащихся: самостоятельная работа с материалом.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний:
- Биология — система наук о живой природе.
Основные разделы биологии (дайте определение)
Ботаника _____________________________________________________
Зоология_____________________________________________________
Экология_____________________________________________________
Цитология____________________________________________________
Анатомия_____________________________________________________
Физиология __________________________________________________
- Назовите профессии, связанные с биологией (врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. )
- Связь биологии с другими науками (математика, география, и др.).
- Подберите метод (соедини стрелочками метод и процесс)
| Измерение |
| Эксперимент |
| Наблюдение |
| |
| |
- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? – Наблюдение, измерение, эксперимент.
- Да, правильно, наблюдение, измерение, эксперимент – это основные методы биологии, которые позволяют биологам получить информацию о живых организмах. Тема урока будет: Источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент, измерение.
- Какую цель мы поставим, зная тему урока? – изучить источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент, измерение. Для этого познакомимся с текстом у вас на партах.
Изучение нового материала.
Самостоятельная работа учащихся с текстом, заполнение таблицы. Текст дети читают вслух по одному предложению. По окончании каждого абзаца проговариваем, что можно записать в таблицу.
Текст (Раздается на каждую парту)
Источники биологических знаний
Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение. Сущность метода: восприятие объектов природы с целью получения первичных данных для дальнейшего анализа.
Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними. Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ. Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях.
Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.
Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.
Описание. Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание, как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента. Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.
Измерение. Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение, применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку. Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.
Эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.
Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.
Метод сравнения. Сущность метода: сопоставление, то есть установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.
Моделирование. Сущность метода: изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.
-Прочитав текст, заполните таблицу.
№ п/п | Название метода | Сущность |
| | |
Физминутка: после прочтения и записи пункта «описание» в тексте проводим динамическую паузу.
Закрепление: а)фронтальный опрос
- Какие источники знаний существуют у биологов?
- Чем эксперимент отличается от наблюдения?
- Какой метод мы используем для определения температуры воздуха?
б) индивидуальный опрос по карточкам со взаимопроверкой
6. Домашнее задание
Изучить §2, определения и записи в тетради выучить. Выполнить практическую работу (План практической работы раздаем каждому учащемуся)
Практическая работа «Наблюдение за ростом корней и листьев лука».
Оборудование: луковица, стакан с водой, линейка, фотоаппарат.
Ход работы:
1.Поместите луковицу в стаканчик с водой.
2.Поставьте стаканчик в теплое, хорошо освещенное место.
3.Через каждые 2-3 дня измеряйте длину корней и листьев луковицы. Фотографируйте.
4.Данные записывайте в таблицу.
5.Наблюдайте за луковицей в течение 2 недель.
6. Данные обобщите в выводах.
Дата | Длина корней | Длина листьев |
| | |
Вывод (Напишите, какими методами вы пользовались для проведения данной практической работы).