СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент, измерение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о научном методе как совокупности основных способов получения новых знаний. Это третий урок биологии по ФРП, продолжаем знакомиться с детьми, смотрим и развиваем их читательские способности, стараемся их "разговорить"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент, измерение"»

5 класс Источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент, измерение

Цель урока: сформировать представление о научном методе как совокупности основных способов получения новых знаний.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у учащихся представление об основных методах изучения природы: наблюдение, эксперимент и измерение; научить различать и применять методы наблюдения, эксперимента и измерения в биологических исследованиях;

Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления и умения анализировать полученные данные; развивать умение сравнивать и обобщать информацию, полученную в ходе наблюдений и экспериментов; стимулировать познавательный интерес к изучению биологии через практическую деятельность; формировать навыки самостоятельной работы с учебником и лабораторным оборудованием; развивать умение работать в группе, распределять обязанности и эффективно взаимодействовать.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению учебных заданий и соблюдению правил безопасности при проведении лабораторных работ; способствовать формированию научного мировоззрения и понимания важности биологических знаний в жизни человека; создать условия для формирования коммуникативных навыков и культуры общения в процессе групповой работы.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные УУД:

  • Осознание важности биологических знаний для понимания окружающего мира

  • Формирование ответственного отношения к природе и научным исследованиям

  • Развитие экологического сознания и бережного отношения к живым организмам

Регулятивные УУД:

  • Умение ставить цели и задачи в ходе изучения биологических методов

  • Способность планировать свою деятельность и оценивать её результаты

  • Развитие навыков самоконтроля и коррекции своих действий

  • Умение организовывать свою работу в условиях ограниченного времени

Познавательные УУД:

  • Умение анализировать и систематизировать информацию: понимать суть конкретного метода и сферу его применения

  • Способность устанавливать причинно-следственные связи: отличать наблюдение от эксперимента

  • Навыки работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами

  • Развитие исследовательских навыков и умения формулировать гипотезы

Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других участников

  • Способность аргументировать свою точку зрения и вести дискуссию

  • Навыки сотрудничества и взаимодействия в группе

  • Умение презентовать результаты своей работы

  • Развитие культуры общения и публичных выступлений

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, раздаточный материал для самостоятельной работы.

Основные понятия урока: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.

Деятельность учащихся: самостоятельная работа с материалом.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний:

- Биология  — система наук о живой природе.

Основные разделы биологии (дайте определение)

Ботаника _____________________________________________________

Зоология_____________________________________________________

Экология_____________________________________________________

Цитология____________________________________________________

Анатомия_____________________________________________________

Физиология __________________________________________________


- Назовите профессии, связанные с биологией (врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. )

- Связь биологии с другими науками (математика, география, и др.).

- Подберите метод (соедини стрелочками метод и процесс)

  • Растворить сахар в воде 

Измерение

  • Рассмотреть в окно деревья на пришкольном участке.

Эксперимент

  • Растворить соль в воде 

Наблюдение

  • Измерить длину семян фасоли


  • Измерить длину раковины моллюска 


- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? – Наблюдение, измерение, эксперимент.

- Да, правильно, наблюдение, измерение, эксперимент – это основные методы биологии, которые позволяют биологам получить информацию о живых организмах. Тема урока будет: Источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент, измерение.

- Какую цель мы поставим, зная тему урока? – изучить источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент, измерение. Для этого познакомимся с текстом у вас на партах.

  1. Изучение нового материала.

Самостоятельная работа учащихся с текстом, заполнение таблицы. Текст дети читают вслух по одному предложению. По окончании каждого абзаца проговариваем, что можно записать в таблицу.

Текст (Раздается на каждую парту)

Источники биологических знаний

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение. Сущность метода: восприятие  объектов природы  с  целью  получения  первичных  данных  для дальнейшего анализа.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними. Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ. Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях.

Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.

Описание. Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание, как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента. Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.

Измерение. Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение, применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку. Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

Эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.

Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

Метод сравнения. Сущность метода: сопоставление, то есть установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.

Моделирование. Сущность метода: изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.

-Прочитав текст, заполните таблицу.

№ п/п

Название метода

Сущность





  1. Физминутка: после прочтения и записи пункта «описание» в тексте проводим динамическую паузу.

  2. Закрепление: а)фронтальный опрос

- Какие источники знаний существуют у биологов?

- Чем эксперимент отличается от наблюдения?

- Какой метод мы используем для определения температуры воздуха?

б) индивидуальный опрос по карточкам со взаимопроверкой

6. Домашнее задание

Изучить §2, определения и записи в тетради выучить. Выполнить практическую работу (План практической работы раздаем каждому учащемуся)


Практическая работа «Наблюдение за ростом корней и листьев лука».

Оборудование: луковица, стакан с водой, линейка, фотоаппарат.

Ход работы:

1.Поместите луковицу в стаканчик с водой.

2.Поставьте стаканчик в теплое, хорошо освещенное место.

3.Через каждые 2-3 дня измеряйте длину корней и листьев луковицы. Фотографируйте.

4.Данные записывайте в таблицу.

5.Наблюдайте за луковицей в течение 2 недель.

6. Данные обобщите в выводах.

Дата

Длина корней

Длина листьев




Вывод (Напишите, какими методами вы пользовались для проведения данной практической работы).