СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории на тему: Международные отношения в 70-е гг. ХХ ст. – нач. ХХІ столетия

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории на тему: Международные отношения в 70-е гг. ХХ ст. – нач. ХХІ столетия»

Тема урока: Международные отношения в 70-е гг. ХХ ст. – нач. ХХІ столетия

Цели:

Образовательная: охарактеризовать попытки разоружения, движение за мир и безопасность, охарактеризовать причины окончания «холодной войны» и события, которые этому способствовали, проанализировать геополитическую ситуацию, сложившейся в мире после краха коммунистического блока, объяснить суть нового политического мышления, причины перехода от конфронтации к сотрудничеству;

Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, критически мыслить, высказывать собственную точку зрения на те или иные события;

Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к истории.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод: школьная лекция, беседа.

Литература и оборудование: Учебник, политическая карта мира.


Ход урока


І. Организационный момент урока
II. Актуализация опорных знаний
Беседа

1. Какими были причины возникновения «холодной войны»?
2. Охарактеризуйте локальные конфликты в 50-60-х гг.
3. В чем состоит суть палестинской проблемы?

IIІ. Мотивация учебной деятельности
Преподаватель. После прихода к власти в СССР М. Горбачева началась эра «нового мышления» в международных отношениях. Министром иностранных дел СССР вместо А. Громыко стал Э. Шеварднадзе. Основные элементы «нового мышления» - приоритет общечеловеческих ценностей перед классовыми, привлечение СССР к реализации Хельсинкского процесса по защите прав человека, ограничению производства и испытания ядерного оружия, сокращения вооружений, одобрение идеи общего европейского дома. В результате было приостановлено развертывание стратегических ракет в Европе, введен мораторий на ядерные испытания, подписано соглашение о ликвидации и сокращению определенных видов ядерного оружия (1988г.), выведены советские войска из Афганистана (1989г.), Восточной Европы. Горбачев способствовал процессу объединения Германии.

IV. Тема, цель, задачи

1. Политика разрядки в первой половине 1970-х гг. Хельсинкский процесс.

2. Международные отношения в конце 1970-х - начале 1980-х гг.

3. Окончание «холодной войны».

V. Первичное восприятие и осознание учебного материала


1. Политика разрядки в первой половине 1970-х гг. Хельсинкский процесс.

Вступая в новое десятилетие, руководство США и CCCP декларировало свою готовность продолжить курс на укрепление международной безопасности. B 1971 г. между двумя странами начались активные дипломатические консультации по вопросам ограничения стратегических вооружений, урегулирования региональных конфликтов. Было подписано ряд соглашений. Активизация советско-американского сотрудничества позволила значительно продвинуться в урегулировании «германского вопроса».

12 августа 1970 г. в Москве состоялось подписание советско-западногерманского договора о стремлении обеих стран к миролюбивой политике и признании ими нерушимости послевоенных границ в Европе. Тем самым, ФРГ фактически признала существование восточногерманского государства, а также отсутствие территориальных претензий к Польше и СССР. Эта линия была закреплена в польско-западногерманском договоре о нормализации отношений от 7 декабря 1970 г. K сентябрю 1971 г. при участии американской дипломатии удалось подготовить и соглашение четырех держав по Западному Берлину. Его участники договорились не применять в районе Западного Берлина силы или угрозы силой, решать все споры только мирными средствами, обеспечить нормальное функционирование связей между Западным Берлином и ФРГ. Сами западные сектора города признавались территорией ФРГ. Нормализация отношений ГДР и ФРГ завершилась подписанием 21 декабря 1972 г. договора о взаимном признании границ, уважении ими территориальной целостности и международной субъектности друг друга. B сентябре 1973 г. оба немецких государства были приняты в ООН.

B мае 1972 г. состоял исторический визит американского президента Р.Никсона в СССР. B ходе его были заключены «Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО)» и «Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1)». B соответствии с первым из них CCCP и США взяли на себя обязательство не развертывать такие системы, которые обеспечивали бы защиту всей территории страны от ракетного нападения. Запрещалось испытывать и развертывать противоракетные системы морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Каждому участнику договора разрешалось разместить системы ПРО в двух районах (прикрыть столицу и одну базу МБР) радиусом не более 150 км с наличием в каждом районе не более 100 противоракет.

Договор OCB-I предусматривал отказ CCCP и США в течение пяти лет наращивать число носителей ядерных зарядов. Соглашение предусматривало наличие 1054 пусковых установок межконтинентальных ракет наземного базирования (МБР) у США и 1618 у СССР, 710 пусковых установок баллистических ракет, размещенных на подводных лодках (БРПЛ) у США и 950 у CCCP (при этом у США на вооружении находилось 44 подводные лодки с ядерным оружием, у CCCP - 62). Количественное превосходство носителей, находившихся на вооружении у СССР, компенсировалось для американцев наличием ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, из-за чего по общему количеству боеголовок Соединенные Штаты превосходили Советский Союз более чем в два раза (5700 и 2500). K тому же за рамками соглашения OCB-I оставались стратегические бомбардировщики, по которым у американцев было явное преимущество (531 к 140). Тем не менее подписание договора OCB-I приостановило количественное наращивание ядерных вооружений. B дальнейшем США сделали ставку на разработку оружия повышенной точности, a CCCP стремился компенсировать свое отставание по числу боеголовок увеличением мощности ядерных зарядов.

Bo время московских переговоров 1972 г. была подписана и политическая декларация. B октябре 1972 г. было подписано советско-американское соглашение о торговле. Оно предусматривало предоставление другой стороне статуса наибольшего благоприятствования и отказ от какой-либо дискриминации в торговых отношениях. Тогда же был урегулирован вопрос о расчетах по ленд-лизу. Москва согласилась выплачивать долг (600 млн долл.), но только после получения режима наибольшего благоприятствования в торговле.

B ходе ответного визита Л. Брежнева в США в июне 1973 г. было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны.

Bo время новой встречи Никсона и Брежнева в 1974 г. заключено соглашение об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и подписан технический протокол к договору по ПРО. После вынужденного ухода Никсона с поста президента, вызванного Уотергейтским скандалом, в советско-американских отношениях началось постепенное охлаждение. C новым президентом CШA Д. Фордом Брежнев впервые встретился в ноябре 1974 г. во Владивостоке. B ходе этих переговоров было достигнута важная договоренность о начале разработки договора OCB-2.

Ho в декабре 1974 г. неожиданная проблема возникла с решением в Конгрессе США вопроса о предоставлении Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования. Окончательное подписание такого торгового соглашения было жестко увязано американской стороной с либерализацией правил выезда советских граждан на постоянное жительство в другие государства («поправка Джексона-Вэника»).

Советское руководство отвергло подобные условия, сочтя их вмешательством во внутренние дела СССР. Подготовка договора ОСВ-2 приостановилась.

Несмотря на охлаждение советско-американских отношений европейские страны выступали за сохранение курса на укрепление мира и безопасности. Советская и французская дипломатия еще с конца 1960-х гг. выступали за проведение общеевропейского совещания, призванного не только урегулировать спорные вопросы, но и внести во взаимоотношения всех стран континента дух сотрудничества.

30 июля — 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся за­ключительный этап Совещания по безопасности и со­трудничеству глав 33 европейских стран, США и Канады. Его итогом стал Заключительный акт, в котором были за­фиксированы принципы нерушимости границ в Европе, ува­жения независимости и суверенитета, территориальной це­лостности государств, отказ от применения силы и угрозы ее применения.

Хельсинкский процесс создал условия для возобновления политики разрядки.

В конце 70-х гг. XX в. снизилась напряженность в Азии. Прекратили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Ha Женевских переговорах 1989 г. Брежнев и Картер подписали договор ОСВ-2 и опубликовали совместное заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ограничении стратегических вооружений. Од­нако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в дру­гих частях света в начале 80-х гг. XX в. вновь привели к уси­лению гонки вооружений и росту напряженности. Уже в январе 1980 г. Картер дезавуировал его подписание, заявив в послании Конгрессу о «необходимости заплатить любую цену, чтобы оставаться самой могучей страной в мире».


2. Международные отношения в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Последний виток «холодной войны».

Поводом к резкому обострению советско-американских отношений стало вторжение советских войск в Афганистан. Ho в действительности последний всплеск «холодной войны» назревал исподволь.

Обострилось противостояние в области вооружений.

B середине 1970-х гг. СССР получил плацдарм на юге Африки. Переворот 25 апреля 1974 г. в Португалии открыл дорогу для освобождения ее колоний - Мозамбика и Анголы.

He меньшую тревогу в Вашингтоне вызвало усиление советского влияния в Эфиопии. 12 сентября 1974 г. здесь был свергнут режим императора Хайле Селассие. Начался сложный период становления демократической государственности. B условиях тяжелого экономического кризиса и племенной розни в 1977 г. к власти пришло марксистское правительство во главе с Менгисту Хайле Мариамом. Оно запросило полномасштабную помощь у CCCP для подавления сепаратистского движения в Эритрее и отражения агрессии со стороны Сомали. B Эфиопию прибыли 1500 советских и 18 тысяч кубинских технических специалистов и военных вместе с большим количеством техники.

Показательным примером стало отношение США и CCCP к Муамару Каддафи, пришедшему к власти в Ливии в 1969 г. и последовательно создававшему режим «народной джамахирии». Ha принципах арабского национализма и революционного ислама Каддафи разработал «третью мировую теорию», отвергая как капиталистический строй, так и советский коммунизм. В глазах советского руководства антиамериканизм режима Каддафи вполне компенсировал его политическую «специфику». Следуя той же логике, CCCP вполне открыто поддерживал и другие радикальные движения и режимы в арабском мире, не очень заботясь об угрозе исламизации этого региона.

B свете укрепления связей CCCP с арабским миром особую значимость для США приобретало стратегическое сотрудничество с Израилем.

Действительную уязвимость политических позиций США на Ближнем Востоке ярко продемонстрировали события в Иране, в которых Советский Союз обвинить было уже трудно. Иранский шахский режим считался надежным союзником США. Ho в январе 1979 г. он пал под натиском исламистской оппозиции во главе с Хомейни. Американские специалисты и военные советники были вынуждены срочно покинуть территорию страны. 4 ноября 1979 г. 60 американцев, находившихся в посольстве в Тегеране, были захвачены в качестве заложников, а операция спецслужб по их освобождению завершилась неудачей (заложники были освобождены лишь после вступления в должность президента Рональда Рейгана в январе 1981 r.). C учетом крайне сложных отношений США с Ираком потеря влияния в Иране была очень серьезным геополитическим поражением.

И именно на этом фоне в 1979 r. произошло вторжение советских войск в Афганистан. B апреле 1978 г. президентом Афганистана стал просоветски настроенный коммунист Hyp Мухаммед Тараки. Вместе со своим премьер-министром Хафизуллой Амином он начал серию радикальных реформ, которые вызвали в стране широкое недовольство. 5 декабря 1978 г. Тараки заключил договор о дружбе и помощи с Советским Союзом, но вскоре погиб в результате заговора Амина. Советское руководство подозревало нового афганского лидера в тайных намерениях установить связи с США и Пакистаном. 27 декабря 1979 г. после вторжения советских войск Амин был убит. Афганское правительство возглавил лояльный к CCCP Бабрак Кармаль. Ho неожиданно для советского руководства афганский конфликт перерос в тяжелейшую длительную войну. Очень негативными оказались и его международные последствия. Реакция Запада на афганскую войну была жесткой и демонстративной. Олимпийские игры в Москве в июле 1980 г. подверглись бойкоту со стороны CШA и его союзников. Американский сенат отказался ратифицировать договор OCB-2, а размещение новейших ядерных вооружений HATO в Европе стало неизбежным. Впрочем, чрезвычайно жесткие демарши американского руководства в отношении CCCP во многом объяснялись событиями не только в Афганистане, но и в Центральноамериканском регионе. B 1979 г. в Никарагуа к власти пришли представители сандинисткого движения, которые открыто демонстрировали свое дружеское отношение к Кубе и СССР. В том же 1979 г. прокубинский режим был установлен на острове Гренада. B Вашингтоне все эти события были восприняты как проявление нарастаюшего советского экспансионизма.

C приходом на пост президента США в январе 1981 г. Р.Рейгана начался последний и чрезвычайно напряженный период «холодной войны». Новый американский лидер в CCCP видел «империю зла. C апреля 1981 г. в США началась разработка новой военной доктрины, ориентированной на достижение окончательной победы в «холодной войне». Предполагалось, что американская внешнеполитическая стратегия должна строиться с позиций силы и с использованием всех возможных способов давления на противника. Большое значение придавалось и всемерному укреплению военно-промышленного комплекса. При отказе от американского варианта разоружения, CCCP должен был втянугься в такую гонку вооружений, которую никогда не смог бы выиграть.

B декабре 1981 г. в Женеве состоялись международные переговоры о вооружениях в Европе, предусмотренные «двойным решением» НАТО. Американская дипломатия предложила «нулевой вариант», предусматривавший отказ от размещения ракет в Западной Европе при условии, что CCCP уничтожит свои ракеты средней дальности и в европейской, и в азиатской части страны. Советская сторона ответила отказом, ссылаясь на необходимость учитывать при таком тотальном разоружении ядерные вооружения Франции и Великобритании. B 1983 г.. невзирая на продолжение женевских переговоров, США начали размещение «Першингов» в Европе. B ответ новый советский лидер Ю. Андропов прервал переговоры в Женеве и вскоре заявил о передислокации ближе к атлантическому и тихоокеанскому побережью США советских подводных лодок с ядерным оружием. Ha территории ГДР и ЧССР началось размещение советских оперативно-тактических ракет повышенной дальности.

Невзирая на ужесточение позиции СССР, США продолжали наращивать политическое давление. Когда 1 сентября 1983 г. над территориальными водами CCCP был сбит южнокорейский пассажирский самолет «Боинг», принятый за самолет-разведчик, СШA спровоцировали в мировых средствах массовой информации шумную антисоветскую пропагандистскую кампанию. Для той же цели использовалась деятельность западных правозащитных организаций, ставяших вопрос о нарушении прав человека в СССР. Co стороны США продолжалась активная поддержка антикоммунистической оппозиции в Польше. Предпринимались беспрецедентные шаги по ограничению экономических связей с CCCP и социалистическими странами. Для того чтобы эффект эмбарго был более ощутим, американская администрация запретила торговлю с CCCP дочерним американским фирмам, действующим на территории Западной Европы, а также западноевропейским фирмам, производящим оборудование по американским лицензиям.

B марте 1983 г. без консультаций с союзниками по HATO Рейган выступил с претенциозным проектом СОИ (Стратегической оборонной инициативы). Это была долгосрочная программа по использованию космического пространства в военных целях. Предполагалось создание системы вооружений, способных уничтожать ядерные ракеты в полете с помощью лазерных пушек, размещенных на военных спутниках в космосе. Проект СОИ вызывал сомнения и с технической точки зрения, и в связи с предстоящими огромными затратами, и по своим международно-правовым последствиям (он противоречил договорам по ПРО и о принципах использования космического пространства). Кроме того, было очевидно, что система СОИ не способна обеспечить защиту европейских стран. B силу всех этих соображений большинство стран HATO не поддержали проекг.

B условиях крайнего осложнения международной обстановки советское правительство предпринимало попытки нормализовать ситуацию. B 1983 г. было заявлено о готовности CCCP рассмотреть пути выхода из афганского кризиса. Ha XXXVI сессии Еенеральной Ассамблеи OOH в августе 1983 г. советская делегация внесла проекг нового «Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли». Продолжались международные встречи и конференции стран-участниц СБСЕ. После смерти Ю.Андропова 9 февраля 1984 г. вновь наступил «откат». Советское правительство санкционировало широкомасштабные военные операции в Афганистане и вынудило страны своего блока бойкотировать Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Ho сам Советский Союз уже стоял на пороге радикальных политических изменений. 11 марта 1985 г. лидером страны стал Михаил Горбачев. Его политика «перестройки» и «новое политическое мышление» открыли новую страницу в истории международных отношений.


3. Окончание «холодной войны».

Перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро ста­ла оказывать существенное влияние на международные от­ношения. Глава СССР М.С.Горбачев выдвинул идею ново­го политического мышления в международных отноше­ниях. Он заявлял, что главной является проблема выживания человечества и ее решению должна быть подчинена вся внеш­неполитическая деятельность. Решающую роль сыграли пе­реговоры на высшем уровне между М.С.Горбачевым и пре­зидентами США Р.Рейганом, а затем Дж.Бушем-старшим. Они привели к подписанию двусторонних договоров о ликви­дации ракет средней и меньшей дальности в 1987 г. и об огра­ничении и сокращении стратегических наступательных во­оружений (СНВ-1) в 1991 г.

На нормализации международных отношений благопри­ятно сказалось и завершение вывода советских войск из Аф­ганистана.

После распада СССР Россия продолжила политику друже­ственных отношений с США и другими ведущими западны­ми государствами. Был заключен ряд договоров по дальней­шему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2 в 1993 г.). Резко снизилась угроза новой войны с использова­нием оружия массового поражения. Вместе с тем советско-американские соглашения времен перестройки и позднейшие российско-американские соглашения содержали односторон­ние уступки со стороны СССР и России.

С 90-х гг. XX в. в мире осталась только одна сверхдержа­ва — США. Вместо биполярного мира времен «холодной вой­ны» возник однополярный мир. США взяли курс на наращи­вание своего вооружения, в том числе и новейшего. В 2001 г. США вышли из Договора по ПРО 1972 г., а в 2007 г. объяви­ли о размещение систем ПРО, фактически направленных про­тив России, в Чехии и Польше. В 2008 г. марионеточный ре­жим, установленный американцами в Грузии, совершил на­падение на Южную Осетию — одно из непризнанных госу­дарственных образований на территории бывшего СССР. Агрессия была отражена российскими войсками и местными ополченцами. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Серьезные перемены произошли на рубеже 80 — 90-х гг. XX в. в Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобри­тании, СССР, США и Франции был подписан договор по уре­гулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхож­дение объединенного германского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия, в 2004 г. — Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Лит­ва, Латвия и Эстония, в 2009 г. — Албания и Хорватия, в 2017 г. Черногория.

В условиях сокращения угрозы глобальной войны усили­лись локальные конфликты в Европе и на постсоветском про­странстве. Происходили вооруженные конфликты между Ар­менией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Для них были ха­рактерны массовые этнические чистки, потоки беженцев. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. В 2011 г. страны НАТО совершили нападение на Ливию, свергнув там режим Муаммара Каддафи.

Еще один очаг напряженности продолжает существовать на Ближнем Востоке. Неспокойным регионом является Ирак. Сложными остаются отношения между Индией и Пакиста­ном. В Африке периодически вспыхивают межгосударствен­ные и гражданские войны, сопровождающиеся массовым истреблением населения. Сохраняется напряженность в ряде регионов бывшего СССР.

С 2001 г. США провозгласили своей главной целью борьбу с терроризмом. Помимо Ирака американские войска втор­глись в Афганистан, где при помощи местных сил был свер­гнут режим талибов. Это привело к многократному росту тор­говли наркотиками, которые широким потоком хлынули в страны бывшего СССР и Европы. В самом Афганистане бое­вые действия между талибами и оккупационными силами все более усиливаются. Уменьшились роль и авторитет ООН. Од­нако очевидно, что даже такое могущественное государство, как США, тем более в условиях развала экономики в ходе начавшегося в 2008 г. кризиса, не сможет решить глобаль­ные проблемы. Подобным положением недовольны другие постоянно растущие центры силы — Европейский союз, Ки­тай, Индия. Они, как и Россия, выступают за создание мно­гополярного мира.

VІ. Обобщение и систематизация знаний

Беседа

1. Каковы причины и чем закончились крупнейшие военные кон­фликты 60 —80-х гг. XX в.?

2. Что такое разрядка?

3. В чем ее причины?

4. Какие были достигну­ты соглашения?

5. Какие изменения произошли в соотношении сил в мире в кон­це XX — начале XXI в.?

6. Согласны ли вы с утверждением о том, что «холодную войну» СССР проиграл?

7. Согласны ли вы с утверждением о том, что мир в 90-х гг. перестал быть биполярным и стал

однополюсным? Обоснуйте свое мнение.

VIІ. Итоги

VIІІ. Домашнее задание. Составьте таблицу, отражающую хронологию конфликтов вто­рой половины XX — начала XXI в.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!