СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Финикийские мореплаватели"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка составленя в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА»

Технологическая карта урока

(разработана учителем истории и обществознания Красновой Т.В.)

  1. Предмет: история

  2. Класс: 5

  3. Тема: Финикийские мореплаватели

  4. Тип урока: получение новых знаний

  5. Цель: достичь образовательных результатов

  • Личностные результаты

Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представление о вкладе древних финикийцев в историю и культуру человечества.

  • Метапредметные результаты

Регулятивные: Умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные: Умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: Умение слушать учителя и одноклассников, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы.

  • Предметные результаты

Знание географического положения и природных условий Финикии, а также направлений финикийской колонизации. Умение показывать на карте финикийские города-государства и их колонии. Объяснение значения железного века в истории человечества. Знание особенностей политического и экономического развития финикийских городов и вклада финикийцев в мировую культуру.

  1. Основные понятия, изучаемые на уроке: Западная Азия, «железный век», пурпур, галера, колония, алфавит.

  2. Учебно-методическое и материальное обеспечение:

Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2012.

Жукова С.А. Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс/С.А. Жукова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012

Карта «Финикийская колонизация и торговля. 800-600 гг. до н.э.»

  1. Образовательные Интернет-ресурсы: http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

  2. Гуманитарные технологии: технология мастерских.

Ход урока



Этапы урока



Цель этапа урока

Продолжительность этапа



Деятельность учителя



Деятельность обучающегося



Формируемые универсальные учебные действия

  1. Организационный момент


Мобилизация внимания учащихся, переключение на учебную деятельность, проверка готовности к уроку.

1,5 мин.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну, которая состояла всего лишь из трех городов, но при этом имела огромную территорию. Вы согласны отправиться в путешествие? Ну, тогда пожелаем друг другу удачи, и - в путь!


Дети приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД

1. Готовность и способность к саморазвитию мотивация к познанию нового.

  1. Актуализация опорных знаний

Закрепить и обобщить знания обучающихся

10

Напомните мне, пожалуйста, о каких странах Древнего мира мы уже знаем? Что в этих странах общего? Чем они различаются? Что эти страны дали будущим поколениям, то есть нам с вами?

Около 12 века до н.э. в мировой истории начался новый период -Железный век. Как вы думаете, почему он получи такое название? Как изменилась жизнь людей в странах Древнего Востока в железном веке по сравнению с бронзовым веком?

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы действительно готовы к путешествию! Для того, чтобы отправиться в путешествие и не заблудиться, что нам необходимо с собой взять?

Конечно – карту!

Посмотрите на карту и скажите, в каких частях света располагаются те государства, о которых мы говорили? (Западная Азия – земли, расположенные к востоку от Средиземного моря.)

Именно в Западной Азии раньше всего распространилась обработка железа.


Отвечают на поставленные вопросы.







Делают запись в тетрадь.




Отвечают на вопросы учителя.














Работают с картой. Объясняют что называют Западной Азией.







Познавательные УУД

1. Анализировать (выделять главное).

2. Уметь работать с картой.

3. Обобщать, делать выводы.

4. Выделять причины и следствия.

Коммуникативные УУД

1. Умение излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Предметные УУД

1.Знать расположение, природные условия и основные занятия населения в государствах: Египет, Двуречье, Индия, Китай.

Личностные УУД

1. Способность оценивать достижения культуры, ориентироваться в многообразии мира.

3.Мотивация учебной деятельности


Вызвать интерес к новому

4

Попробуйте догадаться, о какой стране мы будем говорить. Я сделаю вам небольшую подсказку:

Около 1500 года эта страна была завоевана Тутмосом III и стала частью Египетского государства. Во времена Хаммурапи она вошла в состав Вавилонского царства. Известными городами этой страны были Тир, Библ и Сидон.

Карта Финикия

Как вы думаете, море как-нибудь повлияло на занятия финикийцев?

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Жители Финикии хотят сделать для нас подарок и просят, чтобы мы им помогли. Они оставили нам сундук, для подарков, который нужно заполнить.

Поможем?

А что мы будем складывать в этот сундук? С чего нам нужно начать?



Делают предположения.








Работают с картой. Называют страну Финикия.


Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока Финикийские мореплаватели






Определяют цели урока:

  • Определить, какие были природные условия в Финикии;

  • Узнать основные занятия;

  • Какой вклад внесли в мировую культуру.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

Познавательные УУД

1. Обобщать, делать выводы.

2. Выделять причины и следствия.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Коммуникативные УУД

1. Умение излагать своё мнение, аргументируя его.

4. Изучение нового материала


Формирование новых знаний (представлений, понятий)

5 мин

С чего мы начнем наше путешествие?

Конечно, в первую очередь мы должны узнать о природных условиях. Для этого обратимся к карте. У каждого из вас на столе есть атлас и рабочий лист. Подпишите пожалуйста свои рабочие листы. Работая с атласом на с 10, попробуйте ответить на вопросы, которые помещены на рабочем листе (Приложение1). Как вы видите, каждый вопрос оценивается разным количеством баллов. После того как вы закончите отвечать на вопросы, можете самостоятельно оценить свою работу. Когда все будут готовы, мы сравним ваши ответы.


Молодцы! О чем еще нам нужно подробнее узнать о финикийцах, чтобы быстрее начать заполнять сундук подарками! (о занятиях). Для этого предлагаю разделиться на пары. Придумайте своей команде название. Каждая команда получает послание от финикийцев (Приложение 2, Приложение 3). Познакомьтесь с посланиями. И выполните их задания. Для этого вам потребуются карандаши и листы для рисования. Через несколько минут каждая группа расскажет нам о том, что они узнали, и какой подарок можно будет положить в сундук.

После того как дети выступят:

Ребята, а мне финикийцы тоже кое-что прислали! Они показали свои изобретения.













Ребята, а вы знаете, какой был алфавит у финикийцев? Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент на эту тему. (Видеофрагмент фильма История письменности 3. Революция алфавитов. Финикийский алфавит. Время: 3 мин. 25 сек.

Хотелось бы сказать еще несколько слов по данной теме. В финикийском алфавите было 22 согласных буквы, гласных букв не было. Древние греки заимствовали финикийский алфавит и добавили туда гласные буквы, кроме того они начали писать слева на право (как мы), поэтому буквы «повернулись» на 90 градусов. Современный алфавит составлен на основе финикийского и греческого.

Предлагают варианты:

Природные условия



Индивидуальная работа на рабочих листах.









Обсуждение индивидуальных ответов.


Делают предположения:

О занятиях


Делятся на пары.


Работают с материалом в парах.






Демонстрируют свои работы, сопровождая устным рассказом.






Смотрят презентацию, делают записи в тетради:

Галера - новый тип корабля, главным двигателем, который был не парус, а весла.

Колонии  - поселения людей, переселившихся из другой страны.


Пурпур - краситель различных оттенков от багряного до пурпурно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских раковин



Смотрят видеофрагмент.





Слушают учителя



Делают запись в тетрадь:

Алфавит – система письма, созданная на основе финикийской и греческой письменности.


Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты документов, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Обобщать, делать выводы.

4. Выделять причины и следствия.

5. Представлять информацию в разных формах (карта, таблица, рисунок).

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Предметные УУД

1.Знать особенности природных условий Финикии, изобретения и основные занятия населения, понятия «галера», «колонии», «пурпур», «алфавит»

5. Первичное закрепление


Закрепление изученного материала, первичный контроль и коррекция

8

Итак, уважаемые путешественники

  • Вы заметили, чем отличается египетская письменность от финикийской?

  • Почему алфавит получил такое название?

  • Как вы думаете, почему алфавит стал основой многих систем письменности Европы и других народов?

Молодцы, с алфавитом разобрались! Как вы считаете, его нужно будет положить в финикийский сундук с подарками? Но это мы сделаем немного позже. А пока давайте проверим, какая из команд более внимательна.

Задание: первая команда показывает свои подарки (рисунки), а вторая рассказывает как можно больше о них. Затем команды меняются ролями.

На мой взгляд, обе команды отлично справились с заданием!

Отвечают на вопросы.
















Выполняют задание.

Регулятивные УУД

1. Выдвигать версии.

2. Планировать деятельность в учебной ситуации.

3. Объективно оценивать себя и других.

Познавательные УУД

1. Анализировать (выделять главное).

2. Определять понятия.

3. Обобщать, делать выводы.

4. Выделять причины и следствия.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

6. динамическая пауза.

Повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий, формирование основ ЗОЖ

1,5 мин

К нам пришел наш друг из будущего! (Эл. Приложение)

Делают зарядку.


7. Практикум

Расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков


Напомните мне, пожалуйста, какое занятие финикийцев прославило их на весь мир?

Предлагаю более подробно рассмотреть карту в атласе на с 11 «Финикийская колонизация и торговля. 800-600 гг. до н.э.», и выполнить задания на контурной карте. (Приложение 4)

Ребята, наше путешествие подходит к концу, а мы еще не выполнили просьбу финикийцев. Давайте будем упаковывать подарки.

А на чем мы отправим этот сундук в будущее? (на корабле по морю)

Что ж, просьбу финикийцев мы выполнили, и нам, пора возвращаться домой, в будущее. Поплыли!

Кстати, мы забыли поблагодарить древних финикийцев. Давайте сделаем им Послание из будущего! Только помните, что финикийский алфавит состоит из каких букв? Правильно, только согласных.

Итак, возьмите ручку и бумагу и напишите «Спасибо за все! Особенно за….». и еще одно слово, самое важное на ваш взгляд.

Отлично письмо готово, а как мы его можем отправить?


Отвечают на вопрос:

Мореплавание.


Работают с контурной картой.


Проверяют друг у друга правильность выполнения заданий.


Складывают рисунки с изобретениями в сундук, объясняя свой выбор.

Предлагают варианты: на корабле товарном или галере.







Отвечают на вопрос: только из согласных букв.


Пишут послание финикийцам.




Предлагают варианты: в бутылке.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в источниках (карты).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Обобщать, делать выводы.

4. Выделять причины и следствия.

5. Представлять информацию в разных формах (карта, рисунок).

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Предметные УУД

1.Знать особенности природных условий Финикии, изобретения и основные занятия населения, понятия «галера», «колонии», «пурпур», «алфавит»

8. Рефлексия

и коррекция

Закрепление нового материала, подведение итогов


Прием «Расскажи по схеме»

Я знаю

Я запомнил

Я смог

Составляют устный рассказ.


Обсуждают ответы, делают выводы что они узнали о:

  • природных условиях Финикии;

  • об основных занятиях финикийцев;

  • какой вклад внесли в мировую культуру.


Регулятивные УУД

1. Планировать деятельность в учебной ситуации.

3. Оценивать себя и других

Познавательные УУД

1. Обобщать, делать выводы.


  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания


Организация домашнего задания


Обязательно: § 15, с 94 устно ответить на вопросы 1-3, с 39 №3

Дополнительно с 40 рабочей тетради №4.




Просмотр содержимого документа
«приложения»

Приложение 1

Рабочий лист №1

Фамилия имя ………………………………………………………………………..

Задание 1.

Заполни таблицу «Местоположение и природа Финикии»

Местоположение и природа Финикии

Ваш ответ на вопрос

Количество баллов

Ваше количество баллов

  1. Расположена на ­­…




1


  1. Долины.

Чем могли заниматься жители?



Что могли выращивать финикийцы?




3


  1. Горы, кедровые леса (уникальный материал - ливанский кедр). 


Где мог использоваться лес?



2


  1. Заливы и бухты.


Как они могли использоваться жителями?



2





Всего баллов:

6




Задание 2.


«Расскажи по схеме»

Я знаю

Я запомнил

Я смог



Приложение 2

Послание из Финикии. Об основных занятиях.

 Задание. Познакомьтесь подробнее с занятиями финикийцев. Нарисуйте то, что можно будет поместить в сундук с подарками.

Занятия финикийцев:

1.Очень много людей занимались строительством кораблей. Впервые финикийцы стали применять гребцов на кораблях, создав новый тип корабля – галеру, главным двигателем, которого был не парус, а весла. В качестве гребцов использовали рабов, которых финикийцы захватывали в море. Так что они были первыми пиратами.

2. Некоторые финикийцы, взяв в руки два тяжёлых камня, ныряли на дно моря и добывали оттуда маленькие чудесные раковины. На вид раковины были невзрачны. Но из каждой можно было выдавить несколько капель густой жидкости. Это была замечательная пурпурная краска.

3. Финикийцы научились сушить рыбу и продавать ее в таком виде.

4. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Из плодов этих деревьев – оливок (другое название – маслины) они выдавливали душистое масло.

5. В финикийских городах было много искусных ремесленников, изготовлявших украшения из золота и серебра, резчиков из дерева и слоновой кости.













   

             











Приложение 3

Послание из Финикии. Об изобретениях.

Задание 1.  О каких изобретениях идет речь в этом тексте? Нарисуйте то, что можно будет поместить в сундук с подарками.

1. На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Финикийцы смешивали его с каменной содой, ракушками (известь) и плавили, как медную руду, терпеливо очищая от всяких примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых зеркалах из бронзы. Из маленьких стеклянных бусинок делали красивые украшения. Изготовление стекла и зеркал приносило большой доход и иностранцы, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: “Они из песка добывают сокровища!”

2. Торговые суда были широкими (их называли "пузатыми") с полукруглыми бортами.  Финикийцы путешествовали по нескольку недель и даже месяцев. На протяжении всего пути мореплаватели должны были заходить в мелководные бухты для того, чтобы запастись свежей питьевой водой и продовольствием. Для этого на берегах Средиземного моря финикийцы образовывали свои города-колонии - поселения людей, переселившихся из другой страны.

  1. Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. Они первыми обогнули Африканский материк. Финикийские корабли отплыли из Красного моря в Индийский океан и взяли курс на юг. Это было первое в истории путешествие вдоль Восточной Африки. Оно началось в 596 году до нашей эры по заказу египетского фараона Нехо и длилось два с половиной года, пока отважные мореходы не вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив.



















Просмотр содержимого презентации
«для урока»

Финикийские  мореплаватели

Финикийские мореплаватели

Природные условия Финикии. Основные занятия финикийцев. Какой вклад финикийцы внесли в мировую культуру.
  • Природные условия Финикии.
  • Основные занятия финикийцев.
  • Какой вклад финикийцы внесли в мировую культуру.
Галера - новый тип корабля, главным двигателем, которого был не парус, а весла.

Галера - новый тип корабля, главным двигателем, которого был не парус, а весла.

Пурпур - краситель различных оттенков от багряного до пурпурно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских раковин

Пурпур - краситель различных оттенков от багряного до пурпурно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских раковин

Алфавит – система письма, созданная на основе финикийской и греческой письменности.

Алфавит – система письма, созданная на основе финикийской и греческой письменности.

Колонии  - поселения людей, переселившихся из другой страны.

Колонии  - поселения людей, переселившихся из другой страны.

Спасибо вам за все, особенно за….   Спсб вм з вс сбнн з лфвт.

Спасибо вам за все, особенно за….

Спсб вм з вс сбнн з лфвт.

Расскажи по схеме Я знаю Я запомнил Я смог

Расскажи по схеме

Я знаю

Я запомнил

Я смог

Природные условия Финикии. Основные занятия финикийцев. Какой вклад финикийцы внесли в мировую культуру.
  • Природные условия Финикии.
  • Основные занятия финикийцев.
  • Какой вклад финикийцы внесли в мировую культуру.
Личностные результаты

Личностные результаты

  • Познавательный интерес к истории. Представление о вкладе древних финикийцев в историю и культуру человечества.
Метапредметные результаты   Регулятивные: Умение организовывать выполнение заданий при работе в парах. Развитие навыков самооценки и самоанализа, определять цель, проблему в учебной деятельности. Познавательные: Умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Умение слушать учителя и одноклассников, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы. Излагать своё мнение, аргументируя его. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Метапредметные результаты

Регулятивные: Умение организовывать выполнение заданий при работе в парах. Развитие навыков самооценки и самоанализа, определять цель, проблему в учебной деятельности.

Познавательные: Умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: Умение слушать учителя и одноклассников, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы. Излагать своё мнение, аргументируя его. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Предметные результаты    Знание географического положения и природных условий Финикии, а также направлений финикийской колонизации. Умение показывать на карте финикийские города-государства и их колонии. Объяснение значения железного века в истории человечества. Знание особенностей хозяйственного развития финикийских городов и вклада финикийцев в мировую культуру.

Предметные результаты

Знание географического положения и природных условий Финикии, а также направлений финикийской колонизации. Умение показывать на карте финикийские города-государства и их колонии. Объяснение значения железного века в истории человечества. Знание особенностей хозяйственного развития финикийских городов и вклада финикийцев в мировую культуру.

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс