СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Финикийские мореплаватели"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит приемы и методы  изучения темы истории Древней Финикии, ее культурных достижений, особенностей природы, географического положения и занятий населения. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Финикийские мореплаватели"»

Методическая разработка

урока по истории Древнего Мира

для 5класса по теме

«Финикийские мореплаватели»


Учитель

Лыскова В. Ю.

Тема урока

Финикийские мореплаватели

Цель урока:

Формирование исторического сознания, развитие теоретического мышления 5-классников через осмысление роли и значения финикийской цивилизации в мировой истории.

Планируемые ОР

Личностные:

- осознает роль и значение открытий других стран для мировой цивилизаций

- учится уважать другую культуру и ее достижения

Метапредметные:

-формулирует тему урока

- использует новые понятия для составления рассказа

Предметные;

-определяет понятия «колония», «пурпур», «алфавит», «Колонизация»

-называет сходства и различия между природными условиями и образом жизни Египта ,Междуречья и Финикии

-дает краткую характеристику древних цивилизаций Востока

-показывает на карте Финикию

-объясняет роль Финикии в развитии мировой колонизации

-называет причины основания колоний и развитие торговли

-формулирует вывод о значении открытий финикийцев в мировой культуре;

Программные требования


Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Формирование исторического сознания и мышления. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Готовность к допустимым способам диалога

Овладение методами планирования, организации собственной деятельности.

Овладение методами работать с учебной и внешкольной информацией. Выбирать и самостоятельно искать ресурсы для решения задачи.

Читать историческую карту, оперировать понятиями, соотносить даты и события, выделять основные смысловые единицы текста. Раскрывать характерные и существенные черты. Давать оценку

событиям. Работа с видеоматериалами


Мировоззренческая идея

Даже маленькая древняя цивилизация может оказывать влияние на развитие мировой культуры и мировой истории

Программное содержание

Финикия: географическое положение, природные условия, занятие жителей. Развитие ремесел и торговли. Открытия и изобретения Финикии, вклад финикийцев в мировую цивилизацию

План изучения нового материала

1..Географическое положение и природные условия Финикии

2. Занятие заселения: торговля и ремесла

3. Основание колоний

4.Открытия финикийцев

Основные понятия

Колонии, стекло, алфавит, пурпур, колонизация

Географические объекты

Средиземное море, Финикия. Библ, Тир, Сидон, Карфаген. Крит, Сирия.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Практическая работа

Технология

Развивающего обучения

Мизансцена урока

5 групп по 5 человек

Оборудование урока

Карта Средиземноморья, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»

компьютер, проектор, доска, комплекты заданий, Совенок-путешественник.

Домашнее задание

П.15.вопросы. на выбор вы можете выполнить одно из предложенных заданий:

- нарисовать рисунок по теме урока

- написать заметку в журнал путешественника о Финикии





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся



Организационный момент

(1 мин.)


  1. Приветствие

  2. Проверка отсутствующих

  3. Проверка готовности к уроку

  4. Психологический настрой на урок

Приветствуют стоя

Староста или дежурный

Учебник, атлас, тетради



Повторение изученного, проверка домашнего задании

(5 мин.)


Задания для письменного опроса:

Дидактические карточки с вопросами,

Задания для устного опроса:

Вопросы контрольной беседы, работа по карте и т.д.

Выполнение задания на карточке. Устные ответы на вопросы



Мотивация

к учебной деятельности

(1 минуты)

К нам сегодня снова в гости прилетел Совенок-историк. Ему было очень интересно на прошлом уроке узнать столько нового о Древнем Двуречье. Совенок предлагает отправиться дальше путешествовать во Древнему Востоку. Присоединимся к нему?


Соглашаются продолжить путешествие



Постановка учебной задачи

(3 минуты.).






Вводная беседа: (работа с картой Древнего Востока)

-Давайте вспомним, что такое цивилизация?

- Какие цивилизации Древнего Востока, вы уже поситили на уроках?

- Что в этих странах общего, различного?

- Чем эти страны интересны нам?

- Что они дали будущим поколениям, то есть нам с вами?

- Какие еще страны мы с вами не изучали? Куда мы отправимся сегодня? Что мы с вами хотим узнать об этих странах?

- географическое положение

- особенности природы

- занятие населения

- чем они прославились, что открыли или изобрели

«Главный вопрос урока:


Какую роль в мировом сообществе играла Финикийская цивилизация и ее изобретения

(закрепляем на доске главный вопрос урока)


Дают определение что такое цивилизация Отвечают на вопросы, делают выводы, дают свою оценку культурному наследию изученных стран

Работа с картой «Государства Древнего мира» и  картой «Политическая карта». Предлагают варианты путешествия (делают вывод, что ближе всего – в Финикию)

Ставят цель – выявление вклада Финикии в мировую историю, формулирует тему урока



Изучение нового материала (5минут)

Фронтальная работа с классом

(10 минут)

Начнем изучение новой темы с определения географического положения. Работая с картой, пишите, где расположена Финикия. (Параллельно идет работа с презентацией – слайд «Географическое положение»)

Теперь рассмотрим природу (слайд «Природа»).

Изучите легенду карты. Какой была местность?

- Имелись ли  крупные реки на территории Финикии?

Переходим в описанию занятий населения(слайд «Занятие населения»):

- Чем могло заниматься население, если оно живет на берегу моря?

-Как вы думаете, как повлияло географическое положение на характер,  занятия  населения  и политический строй  Финикии?


Финикия очень маленькая страна, если сравнивать ее с другими. Но она внесла огромный вклад в мировую историю. Какой? Найдем ответ на этот вопрос работая в группах.

(проектор выключаем на время групповой работы)


Описывают географическое положение.

Читая легенду карты, описывают природные условия Финикии.



Выдвигают версии и предположения о влиянии природы на занятия населения.




Работа в группах.

(15 минут)












Каждой группе выдан комплект заданий состоящий из отчетных листов путешественника ( по количеству участников группы), карточки с текстом, содержащим пропуски, инструкция по выполнению задания.

Ваша задача, изучить материал по вашей теме, заполнить группой карточку текста с пропусками и подготовиться к защите вашей темы. В ходе выступления групп все участники нашего путешествия заполняют своей индивидуальный отчетный листок путешественника.


Оказание помощи при работе в группах, консультирование.

Переходим к выступлению наших групп. Внимательно слушаем, и заносим необходимую нам информацию в отчетные листы путешественника. (образец на слайдах)

Группа 1 – Изобретение алфавита.

Группа 2 – Основание колоний.

Группа 3 – Изобретение стекла.

Группа 4 – Плаванье вокруг Африки.

Группа 5 – Изобретение пурпурной краски



Совенок удивлен, что в такой маленькой стране было совершено столько удивительных открытий и изобретений. Давайте сделаем вывод о значении открытий финикийцев в мировой культуре;


На карточку с текстом, с обратной стороны заполните оценочную таблицу – оцените работу друг друга в группах

Обучающие делятся на группы.

Работают с текстом по теме и совместно выполняют задания в тексте с пропусками. Готовят защиту своей темы.





Защищают свою тему. Заполняют отчетные листы.

Делают вывод о вкладе финикийцев в мировую историю.

Оценивают работы в группе



Первичное повторение и закрепление , рефлексия.

(10 минут)


Совенок предлагает закрепить полученные знания и поиграть в «историческую цепочку».

Вашим домашним заданием будет параграф «Финикийские мореплаватели», вы готовите ответы на вопросы к нему. И на выбор вы можете выполнить одно из предложенных заданий:

- нарисовать рисунок по теме урока

- написать заметку в журнал путешественника о Финикии

-

Замечательно. Вы сегодня очень хорошо потрудились. Надеюсь, что вы, как и наш Совенок, узнали много нового. На столах у вас есть разноцветные перышки. Зеленые – означают что вы сегодня довольны своей работой, желтые – что у вас остались вопросы, красные – вы считаете, что могли постараться лучше или у вас возникли сложности. Прикрепите перышки к Совенку на доске.

Спасибо за урок!



Обучающиеся придумывают вопросы и выстраивают историческую цепочку.

Записать домашнее задание .

Оценивают свою работу на уроке.





















Приложение 1.


Комплект для 1 группы


Задание. Прочитайте пункт «Древнейший алфавит» (стр. 76) и заполните пропуски в тексте.

Финикийские мореплаватели вели активную торговлю. Им необходимо было вести записи. А для этого нужно было научиться ____________________. Но для этих целей египетские _________________ или шумерская ________________ были очень не удобны, так как требовали длительного обучения. Тогда финикийцы придумали свое письмо. В нем каждый значок соответствовал _____________________ и назывался __________________. Букв было всего _______________. Но для ________________________________ финикийцы букв не изобрели. Финикийский алфавит заимствовали греки и добавили в него гласные буквы. Наша __________________ также произошла от финикийского алфавита.

Вопросы:

  1. Почему финикийцы не хотели учить египетскую или шумерскую письменность?

  2. Какое значение имело изобретение финикийцами алфавита для человечества?



Группа 2 – Основание колоний.


Задание 1. Заполните пропуски в тексте, использую пункт учебника «Финикийские колонии» (стр.75)

Финикийские колонии.

В местах, где финикийцы часто бывали, они начали основывать ______________. Такие поселения назывались ________________________. В 9 веке до нашей эры финикийцы основали в Северной Африке город _________________________. Финикийские корабли выходили даже в ____________________________ океан. Из Северной Европы финикийцы привозили _____________________________.

Вопросы:

  1. Подумайте, как основание колоний повлияло на торговлю финикийцев?

  2. Найдите на карте учебника на (стр. 75) какие территории были колонизированы финикийцами, проследите их важнейшие торговые пути, укажите колонии, основанные финикийцами.



Группа 3 – Изобретение стекла.


Познакомьтесь с текстом для чтения и выполните задания:

«История изобретения Стекла»

Первое упоминание о стекле, полученном руками человека, дошло до нас из описаний древнеримского писателя - эрудита Плиния. В своих трудах он рассказал следующие:

« Однажды финикийский торговый корабль вез из Африки природную соду. Высадившись на ночлег на песчаный берег недалеко от города Тира, они принялись готовить пищу. Вокруг был один песок. Камней, чтоб поставит под котелок в костер, под рукой у них не оказалось. Тогда они поставили котел на куски соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Застыв, эта жидкость стала стеклом».

Мы не знаем, разумеется, достоверно, этим или иным путем появилось на Земле стеклоделие, но в рассказанной Плинием легенде нет ничего невероятного. Итак, человек научился получать стекло - этот замечательный материал, сыгравший выдающуюся роль в развитии нашей культуры. Египтяне, к примеру, более 5000 лет назад уже изготавливали из стекла всевозможные украшения, бусы, цветным стеклом покрывали посуду, а более 3000 лет назад уже использовали для хранения духов бутылочки из стекла.


Вопросы:

  1. Кто и как открыл стекло по утверждению Плиния?

  2. Назовите значения стекла для современного человека.



Задание : заполните пропуски в карточке на основе прочитанного текста.

Древнеримский писатель-эрудит Плиний описал в своем труде то, как ____________________ изобрели стекло. « Однажды финикийский торговый корабль вез из Африки ____________________. Высадившись на ночлег на ________ берег, недалеко от города Тира, они принялись готовить пищу. Вокруг был один песок. Камней, чтоб поставит под котелок в костер, под рукой у них не оказалось. Тогда они поставили под котел __________________. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с ______________________________: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Застыв, эта жидкость стала __________________».




Группа 4 – Плаванье вокруг Африки.

Познакомьтесь с текстом для чтения и выполните задание:


«Плавание финикийцев вокруг Африки»

Ученые предполагают, что плавание финикийцев вокруг Африки произошло приблизительно около 600 года до н. э. Оно было совершённое по приказу египетского фараона Нехо.

Единственное упоминание этого путешествия встречается у греческого историка Геродота:

«Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, фараон Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне».


Вставьте пропуски в карточке на основании прочитанного текста.

Ученые считают, что финикийцы совершили плаванье вокруг _______________ в ____________.

Об этом путешествии рассказывает историк ________________. Он говорит о том, что финикийцы отправились в путь по приказу египетского фараона _______________. Они вышли из ____________ моря и поплыли по ___________ морю. Путешествие длилось ______________. Во время путешествия солнце оказалось у них ___________.

Вопросы.

  1. Как вы думаете, почему египетский фараон мог приказывать финикийским купцам?

  2. Как вы думаете, почему солнце оказалось у них «справа» и почему это так удивляло людей того времени?

  3. Обозначьте на карте путь, который совершили финикийцы.


Группа 5 – Изобретение пурпурной краски


Задание: Прочитайте исторический источник, и заполните пропуски в тексте.

«Изобретение пурпурной краски»

По легенде, финикийцы первыми открыли пурпур — чудесную краску, напоминавшую пламя. Не обошлось тут без помощи богов. Сам бог Мелькарт в сопровождении нимфы прогуливался по берегу моря. Его пес случайно разгрыз валявшуюся на берегу раковину, и тут же шерсть пса окрасилась в необычный цвет. Тогда нимфа попросила бога подарить ей ту же краску для платья. Мелькарт не мог отказать нимфе и начал собирать для нее раковины. С тех пор, говорит предание, и люди добывают со дна моря эти чудесные раковины и раскладывают их на берегу. В каждой из них остается капелька сока — всего одна капля очень дорогой краски.

На самом деле, промышленный способ получения пурпура был сложен. Его описание можно найти в «Естественной истории» Плиния Старшего. Пурпур — это краситель, добываемый из трех видов морских улиток. Сперва требовалось наловить достаточное количество улиток. Из желез улиток выдавливали особый секрет; в течение двух недель из него приготавливали краситель, вываривая его на медленном огне в чане. Наконец, краситель был готов; он выглядел желтоватым, но ткани, окрашенные им, после сушки на солнце приобретали характерную пурпурную окраску

Искусные финикийские мастера, меняя способы обработки красителя и его состав, а также повторно окрашивая ткани, получали самые разные оттенки. Цвет пурпура зависел от того, в какой части Средиземного моря была поймана пурпурная раковина

Изобретение пурпурной краски

По легенде, первыми открыли пурпур_________________ . В этом помог им бог ________________, который обнаружил краску во время прогулки по берегу моря. С тех пор, говорит предание, люди начали добывать со дна моря ________________, в которых содержится эта очень дорогая краска. Способ получения краски описан в ________________________ Плиния Старшего. _____________— это краситель, добываемый из трех видов морских улиток. Сперва требовалось ______________________ улиток. В течении двух недель краситель ________________________________. Наконец, краситель был готов; он выглядел желтоватым, но ткани, окрашенные им, после сушки на солнце приобретали характерную пурпурную окраску.

Искусные финикийские мастера, меняя способы обработки красителя и его состав, а также повторно окрашивая ткани, получали __________________________. Цвет пурпура зависел от того, в какой части Средиземного моря была поймана пурпурная раковина.

















 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!