СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Как зимой помочь птицам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлен ход урока окружающего мира для 1 класса по теме "Как помочь зимой птицам". А так же презентация, где слайды комментируют ход урока.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока Как помочь зимой птицам»



Методическая разработка урока

в 1 классе по окружающему миру

на тему: «Как зимой помочь птицам?»
( УМК «Школа России»)


Рыжкова А.С., учитель начальных классов,
МКОУ «Ишимская ООШ»,



Цель: создать условия для формирования знаний о птицах, зимующих в наших краях; устройстве кормушек и видах корма; воспитывать любовь к природе.

Универсальные учебные действия (УУД).
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах, зимующих в наших краях.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Оборудование:

- мультимедийная установка;

- электронная презентация «Покормите птиц зимой»;

- учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» в 2-х частях, М.: Просвещение, 2012 г., УМК «Школа России»;

- рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир» М.: Просвещение, 2012 г.;

- образец кормушки,пустые коробки из – под сока, ножницы, бечевка или шпагат.;


- смайлики; карточки для игры «Крестики – нолики».

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

Формы работы учащихся:

  • фронтальная

  • коллективная

  • индивидуальная

  • парная

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Время

1. Организационный момент


Читает стихотворение. Проверяет готовность обучающихся к уроку.








Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь,
И работать не ленитесь.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно

глядят?

Слушают стихотворение

Регулятивные УУД:

- организация своего рабочего места

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;-

повышать уровень

мотивации учебной деятельности.

1 минута.

На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя учащихся к

уроку.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы




- Читает стихотворение под музыкальное сопровождение

(1 слайд- 1 звук)

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,


Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью

пуховой... Ф.Тютчев

Организует диалог.

- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.

- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой?

- Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на уроке. (Звучит запись голосов птиц) (1 слайд- 2 звук)

- Скажите, пожалуйста, как называют птиц,


которые улетают в

тёплые края?



- А кто из вас может назвать их?

- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?

- А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности?



-Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?

- А почему их так называют?


- Какую пользу приносят птицы?



- Без птиц было бы тяжело на земле,

Ведь они не только радуют нас своим


пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых.


- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?

(2 слайд)

Слушание и осмысление стихотворения

























- Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.










- Перелётные.




- Скворцы, ласточки

и т.д.

- Они не приспособлены к холодам и др.




- Воробьи, синицы и т.д.




- Зимующие.


- Они не улетаю зимой в тёплые края.

- Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых.











- О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.

Познавательные УУД:-общеучебные - произвольное и осознанное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах;




- логические – осуществление

поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно строить речевое

высказывание в устной форме.

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.






3 минуты.

На данном этапе формулируется тема и цель урока используется фронтальная форма работы.

.

3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала


- А сейчас послушайте меня внимательно и отгадайте загадки, что это за птица?

Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По полям шныряет,

Крохи собирает.

(3 слайд)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут!

(4 слайд)


Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

(5 слайд)










-Воробей









-Снегирь






- Синичка

Личностные УУД:

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.


1 минута.

На данном этапе в игровой форме повышается уровень мотивации учебной деятельности.

4.Изучение нового материала.


- А сейчас, давайте отправимся к птичкам и послушаем, что они

говорят.

(6 слайд)


Они говорят, что им голодно зимой и холодно. Почему?





Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега.


Поэтому они вынуждены ежегодно совершать перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.



Это ласточки, журавли, гуси, скворцы, аисты.


А что же делать птичкам, которые остаются зимовать?


Правильно.


Ребята скажите какие из этих птиц живут у нас круглый год?

А какие прилетают на зиму?

(7, 8 слайд)


Например, воробьи.

Они стараются держаться поближе к человеку, забиваются


в щели домов, под крыши сараев.

Или синички и поползни, они почти круглый год

живут в лесах, а

когда наступают холода, перебираются поближе к людям и любят полакомиться семенами деревьев, салом и хлебом и т.д.


- Ребята откройте учебники на странице 74.


-Прочитайте

тему урока и

рассмотрите птиц на рисунке

-Прочитайте их названия.

Найдите отличительные

признаки каждой птицы.



- Посмотрите, птички решили отдохнуть. Давайте и мы к ним присоединимся.

Отвечают на вопросы учителя.

Просматривают

презентацию






- Им нечем питаться, потому что насекомые прячутся под снегом.


























- Мы должны им помогать, подкармливать.




























Работают с учебником



Читают и отвечают на вопросы учителя.


Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную

информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- дополнение и расширение имеющихся знаний;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик;

ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;


7 минут.

На этом этапе дети знакомятся с зимующими птицами.

Использовала презентацию.

Методы обучения: словесные, наглядные.

5. Физкульминутка

(под музыку)

Показ движений учителем.

(9 слайд)



Повторяют движения за учителем.



Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание

правильности выполнения действий.

3 минуты.

Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка подобрана в соответствии с темой урока.

6. Изучение нового материала.

-Отгадайте загадку.

Что за стол среди берёз

Под открытым

небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

(10 слайд)


- Подумайте, чем же можно кормить птиц?


Показывает и комментирует слайды

(11-15 слайд)

Просматривают презентацию, продумывают ответ на вопрос.




-Кормушка



Думают чем можно кормить птиц и отвечают на вопрос.



Познавательные УУД:

- чтение и слушание;

- умение извлекать нужную

информацию;

дополнение и расширение имеющихся знаний

3 минуты.

При помощи презентации обучающиеся знакомятся с особенностями

выбора корма для птиц.

7. Применение полученных знаний






























Выполнение заданий в рабочей тетради.

-Откройте рабочие тетради № 1 (с. 52)

- Рассмотрите рисунки. Кто смог узнать птиц на этом рисунке?

Выполните задание.

Наблюдает за

деятельностью учеников, вместе с

учащимися исправляет ошибки.


Читает текст на

с. 75, чтобы

хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.

Какой корм подходит для птиц, мы теперь знаем, а куда же можно положить


корм?

Работают в рабочей тетради














Слушают текст в учебнике.










- В кормушку.


Познавательные УУД:

- отбирать информацию.

Коммуникативные УУД:

-аргументировать свою позицию;

- участвовать в диалоге на уроке









Предметные:

- получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.





Личностные УУД:

- осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

4 минуты.

На этом этапе урока используется самостоятельная и коллективная форма работы. Закрепление знаний.


























8. Практическая работа.


1)    Вводная беседа.

-  Сегодня мы с вами научимся делать птичьи столовые из подручного материала. Для этого нам понадобятся –

пустая коробка из – под сока, ножницы и бечевка.

Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов.( в учебнике стр. 74)

(16 слайд)

- Они изготовлены из

разных материалов. Но не всегда под рукой находятся фанера, доски, молоток, гвозди.


Для изготовления сложных кормушек  нам необходима помощь взрослых. Они всегда заняты и у них часто  не хватает на это времени.

И мы сегодня с вами научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца).



2)    Закрепление инструкции по технике безопасности при работе с ножницами.

3)    Анализ предстоящей работы.

(17 слайд)









- Рассмотрите образец кормушки.

- Из каких частей состоит кормушка.


- Из каких материалов сделана

кормушка.

4) Изготовление кормушки под руководством учителя. Ход работы показан в рабочей тетради.

- Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами как вы ни одна птичка не

погибнет. 


Читает стихотворение

(18 слайд)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов


К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.


















- Определение учащимися материалов из которых выполнены кормушки.


















Дети проговаривают, как правильно пользоваться ножницами.












- Коробка из-под сока и верёвка.




Учащиеся изготовляют кормушку.









Дети выставляют свои кормушки.


Слушают стихотворение.

10 минут.

На данном этапе обучающиеся под руководством учителя по плану изготавливали кормушку для птиц своими руками.

9. Обобщение полученных знаний.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики-

нолики», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему

сегодняшнего урока. (19слайд)

Игра "Крестики-нолики".

1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые


края? (0)

2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

6. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

7. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

- Давайте проверим свои ответы.


Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.

Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя

"+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный




























Взаимопроверка выполненного задания в парах.


Регулятивные УУД:

- применять для решения логические

действия анализа, сравнения, обобщения, построения

рассуждений и выводов.

4 минуты.

На этом этапе урока при помощи игры

обобщаются полученные знания . Использовала индивидуальную

форму работы и взаимопроверку в парах.

10. Домашнее задание.

- Вместе со взрослыми после уроков развесьте

кормушки, которые мы сделали на уроке и положите в них

корм. Не забывайте класть корм постоянно.



1 минута.

11. Рефлексия. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок.

(20 слайд)

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Что было для вас трудным?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?


(21слайд)

Окончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Я думаю знания вам пригодились.










Поднимают смайлики.

Личностные УУД:

- понимают значение знаний для человека и принимают его.


1 минута.

Время, отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

Все поставленные задачи удалось реализовать: познакомились с зимующими птицами, условиями жизни зимой; научились делать кормушки из подручного


материала. На этом уроке воспитывалось гуманное отношение к природе.





Просмотр содержимого презентации
«Как зимой помочь птицам»

12/21/18

12/21/18

Как зимой помочь птицам

Как зимой помочь птицам

Маленький мальчишка,  В сером армячишке,  По полям шныряет,  Крохи собирает.   12/21/18

Маленький мальчишка, В сером армячишке, По полям шныряет, Крохи собирает.

12/21/18

Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! 12/21/18

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут!

12/21/18

Спинкою зеленовата,  Животиком желтовата,  Черненькая шапочка  И полоска шарфика.   12/21/18

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.

12/21/18

Они говорят, что им голодно зимой и холодно. Почему?

Они говорят, что им голодно зимой и холодно. Почему?

КАКИЕ ИЗ ЭТИХ ПТИЦ ЖИВУТ У НАС КРУГЛЫЙ ГОД? А КАКИЕ – ПРИЛЕТАЮТ НА ЗИМУ? 12/21/18

КАКИЕ ИЗ ЭТИХ ПТИЦ ЖИВУТ

У НАС КРУГЛЫЙ ГОД?

А КАКИЕ – ПРИЛЕТАЮТ НА ЗИМУ?

12/21/18

ЖИВУТ У НАС КРУГЛЫЙ ГОД ПРИЛЕТАЮТ К НАМ НА ЗИМУ

ЖИВУТ У НАС КРУГЛЫЙ ГОД

ПРИЛЕТАЮТ К НАМ НА ЗИМУ

Физкультминутка 12/21/18

Физкультминутка

12/21/18

Чем же можно подкармливать птиц? Что за стол среди берёз Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом.

Чем же можно подкармливать птиц?

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.

Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки.

Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки.

Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.

Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.

А что нельзя класть в кормушку ?

А что нельзя класть в кормушку ?

Кормушки для птиц 12/21/18

Кормушки для птиц

12/21/18

12/21/18

12/21/18

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна-и не страшна будет им зима… Приучите птиц в мороз, к своему окну Чтоб без песен не пришлось, вам встречать весну!   12/21/18

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,

Горсть одна-и не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз, к своему окну

Чтоб без песен не пришлось, вам встречать весну!

12/21/18

Крестики-нолики  1 2 0 3 + 4 0 5 + 6 + + 7 0  12/21/18

Крестики-нолики

1

2

0

3

+

4

0

5

+

6

+

+

7

0

12/21/18

Рефлексия  Я узнал… Мне понравилось… Для меня было трудно… Моё настроение… 12/21/18

Рефлексия

Я узнал…

Мне понравилось…

Для меня было трудно…

Моё настроение…

12/21/18

Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, Я думаю знания вам пригодились. 12/21/18

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Я думаю знания вам пригодились.

12/21/18