МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено на заседании МК
Точных и естественных гаук
«___» __________2017 г. Протокол №____
Председатель МК________ Етдзаева С.Т.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА на тему
«Многоатомные спирты»
Преподаватель: Дзагоева Ф.Б.
Владикавказ – 2017 г.
Методическая разработка открытого урока по химии на тему «Многоатомные спирты.
Описание материала: Данная методическая разработка предназначена для изучения темы «Многоатомные спирты» студентами второго курса средних специальных учебных заведений. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием элементов исследовательской работы.
Цели урока:
Закрепить полученные знания о предельных одноатомных спиртах; сформировать представления у обучающихся о многоатомных спиртах; развить понятие о зависимости применения веществ от свойств веществ, сформировать понятие об особых свойствах спиртов через исследовательскую деятельность на уроке - взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II) и обнаружение многоатомных спиртов в жевательной резинке.
Задачи урока:
Обучающие – сформировать представлений о многоатомных спиртах, их отличии от предельных одноатомных спиртов; ознакомить с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, способами распознавания и их применением.
Развивающие – оказывать помощь в формировании познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием справочной литературы, демонстрационных и исследовательских опытов; развивать навыки анализа, прогностических качеств ума, самостоятельность.
Воспитывающие - создать условия для развития способности учащихся использовать знания для принятия решений, делать выводы, применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Типы урока: Урок усвоения новых знаний, комбинированный.
Формы проведения урока: Фронтальная, индивидуальная и групповая.
Методы и приемы проведения урока: Диалогический, исследовательский, самостоятельная работа с материалом учебника.
Ресурсы.
Источники информации:
учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Химия» для профессий и специальностей технического профиля, Москва, издательский центр «Академия» 2013
Оборудование и реактивы:
- компьютер, проектор, экран.
- презентация «Многоатомные спирты»;
- штатив с пробирками, этиленгликоль, глицерин, вода, сульфат меди, щелочь;
Ход урока
I.Организационный момент:
- приветствие обучающихся;
- проверка отсутствующих;
- проверка готовности к уроку.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
III. Актуализация знаний.
Учащимся предлагаются карточки-задания для работы у доски
Напишите графические формулы спиртов:
а) 2,3-диметилбутанол-2; б) 2,2,3-триметилгексанол-3; в)2,3- диметилпентанол-3.
Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого:
СН3 ─ СН ─ СН ─ ОН
| |
СН3 СН3
Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
пропанол -1→ С3Н6→ С3Н7ОН→С3Н7ОС3Н7
2) Фронтальный опрос учащихся:
a) Какие вещества называются предельными одноатомными спиртами?
б) Какова общая формула спиртов?
в) Как даются названия спиртам по систематической номенклатуре?
г) Где применяются метиловый и этиловый спирты?
д) Какое воздействие оказывают метиловый и этиловый спирт на организм человека?
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Работа с учебником по плану:
Определение многоатомных спиртов.
Примеры 2-х и 3-х атомных спиртов
Физические свойства этиленгликоля и глицерина.
Химические свойства многоатомных спиртов.
Получение этиленгликоля.
Применение этиленгликоля и глицерина.
Многоатомными называются спирты, в молекулах которых содержатся несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом R - (ОН)n - общая формула.
Если в молекуле углеводорода заменены гидроксильными группами два или три атома водорода, то получается двух или трехатомный спирты - этиленгликоль и глицерин.
СН3 - СН3 СН3 - СН2 - СН3
этан пропан
СН2 - СН2 СН2 - СН - СН2
| | | | |
ОН ОН ОН ОН ОН
этиленгликоль глицерин
(этандиол - 1,2) (пропантриол - 1,2,3)
Известны спирты и большей атомности. Во всех многоатомных спиртах гидроксильные группы находятся при разных атомах углерода. Получить спирты, в которых хотя бы две гидроксильные группы находятся при одном атоме углерода, обычно не удается. Такое соединение оказывается неустойчивым.
Важнейшими представителями многоатомных спиртов являются этиленгликоль и глицерин - бесцветные сиропообразные жидкости сладковатого вкуса, хорошо растворимые в воде.
Демонстрируется опыт. К 1мл воды в пробирку прилить равный объем глицерина и взболтать смесь. Затем добавить ещё столько же глицерина. Обнаруживается ли расслоение жидкости?
Химические свойства
Подводящие вопросы:
Что общего в строении молекул многоатомных и одноатомных спиртов?
Какие свойства можно ожидать у многоатомных спиртов? (Подобно одноатомным спиртам, многоатомные спирты взаимодействуют с щелочными металлами, вытесняя водород).
СН2 - ОН СН2 - ONa
| + 2Na → | + H2↑
CH2 - ОН СН2 - ONa
3. Подобно одноатомным спиртов многоатомные спирты взаимодействуют с галогеноводородами, например с НСl
СН2-ОН СН2-С1
| + НСl → | + Н20
СН2-ОН СН2-ОН
4. В отличие от одноатомных спиртов, многоатомные спирты взаимодействуют с раствором гидроксида меди (П)
Демонстрируется опыт. К 2мл щелочи в пробирку прибавить несколько капель р-ра CuSO4. К образующему раствору Сu(ОН)2 прибавить глицерин и смесь взболтать. Какие происходят изменения?
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
CH2 - ОН СН2 – О
| | Cu
СН-ОН + Cu(OH)2 → CH - О + 2Н2O
| |
СН2 - ОН СН2 - ОН
Глицерат меди (комплект ярко-синего цвета)
Эта реакция является характерной на многоатомные спирты.
Получение многоатомных спиртов
1) Подобно одноатомным, многоатомные спирты могут быть получены из соответствующих углеводородов через их галогенопроизводные
СН3 СН2-С1 СН2-ОН
| → | → |
СН3 СН2 - С1 СН2 - ОН
2) Глицерин получают расщеплением жиров, а в настоящее время все больше синтетическим способом из пропилена, образующегося при крененге нефтепродуктов. Глицерин наиболее употребляемый многоатомный спирт.
Применение многоатомных спиртов
Многие применения глицерина основаны на его гигроскопичности. В кожевенном производстве глицерин используется для предохранения кожи от высыхания, в текстильной промышленности - для отделки ткани и придания им мягкости и эластичности. Глицерин применяется для получения синтетических смол и взрывчатых веществ, например нитроглицерина.
Этиленгликоль применяется для синтеза некоторых органических соединений, например полимера, идущего на изготовление волокна лавсан. В значительных количествах он используется для приготовления антифризов - низкокипящих жидкостей.
(Выступление учащихся с сообщением о применении глицерина и этиленгликоля в косметологии).
V. Первичная проверка понимания.
Вопросы:
Как химическим способом отличить глицерин от этилового спирта?
Можно ли считать гомологом глицерина четырехатомный спирт эритрит СН2 - ОН - СНОН - СНОН - СН2OН?
Дайте обоснованный ответ.
Как из 1,2,3 - трихлорпропана получить глицерин? Составьте уравнение реакции, укажите условия ее осуществления.
VI. Первичное закрепление (самостоятельная работа).
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.
С2Н6 → С2Н4Br2→ С2Н4(ОН)2→ С2Н4 (ОNa)2
VII. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению .
§10.1, стр.187 – 189, Упр. 4-6.
VIII. Рефлексия ( подведение итогов занятия).