продолжать формировать представление школьников об истории русского народа, в частности, его победе над фашизмом;
продолжать знакомить обучающихся с поэзией, посвященной Вов на примере стихов современных авторов;
продолжать формировать умения выразительно читать стихотворные произведения, а также анализировать их, в том числе создавать собственные высказывания, выражать собственные мысли;
способствовать приобретению обучающимися патриотических чувств;
стимулировать процесс нравственного возвышения, возникающего в ходе самовыражения (катарсис) через призму поэзии о Вов;
способствовать совершенствованию коммуникативных и речевых навыков;
закреплять чувство гордости за свою страну, ее историю и многонациональный народ;
стимулировать развитие творческого начала, рефлексию.
патриотическое воспитание (формирование ценностного отношения к боевым подвигам своего народа, уважения к историческому и литературному наследию, интереса к истории народа и литературе, воспитание любви к Родине);
духовно-нравственное воспитание (воспитание высоких моральных ценностей с помощью оценки поведения и поступков реальных людей, а также персонажей литературных произведений развитие готовности оценивать свои поступки и поступки других людей);
эстетическое воспитание (развитие интереса к традициям и творчеству своего народа, формирование осознания эмоционального воздействия искусства, его ценности, а также развитие стремления к самовыражению посредством творчества, в частности, путем написания собственных стихов о войне).
Содержание деятельности | Хронометраж |
учителя | ученика | |
Организационный момент |
Вступительное слово учителя: «Ребята, здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим о трагической истории нашей страны, в частности, об эпизоде, касающемся четырех долгих лет горя и потерь, битвы наших предков за мир и свободу. Вы догадались, о чем пойдет речь? Сегодня мы не просто поговорим о Вов, мы сделаем это словами современных поэтов» | Беседа, диалог. Формирование представления школьников о великой победе нашего народа над фашизмом | 2 мин |
Активация имеющихся знаний о ВОв |
Диалог: «Ребята, что вы знаете о Вов? Когда она началась, что стало причиной, сколько длилась, когда закончилась? Какие ключевые военные события вы можете вспомнить? | Индивидуально или группой сообщают о своих знаниях, вступают в диалог. Уточняют даты и события | 2 мин |
Постановка целей и задач урока |
Сообщение о целях урока, мотивация к постановке задач учениками | Групповая и самостоятельная деятельность по постановке задач | 2 мин |
Стимулирование деятельности учащихся |
«Ребята, предлагаю вам посмотреть видеохронику событий 1941-1945 гг. и начать наше обсуждение» | Визуальное восприятие информации, наблюдение, катарсис | 8 мин |
Просмотр видеохроники https://yandex.ru/video/preview/14335197157550749534 |
Организация активной работы обучающихся |
«Что вы увидели в хронике, посвященной ВОв? Какие чувства у вас она вызвала? Кому известны стихи, которые звучат в финале видеоролика? (Роберт Рождественский «Реквием») | Диалог, рефлексия, обсуждение произведения Р. Рождественского. Совершенствование коммуникативных и речевых навыков, формирование умения создавать собственные высказывания, выражать собственные мысли | 4 мин |
Теперь давайте познакомимся с творчеством современных поэтов, посвятивших свои стихи ВОв | Чтение стихотворения Людмилы Егоровны Евсегнеевой «Вечное Бессмертие» (формирование умения выразительно читать стихотворные произведения) и его обсуждение (эпиграф, основная мысль, образы, стилистические средства) Катарсис, совершенствование речевых навыков, формирование умения анализировать стихотворные произведения, закрепление чувства гордости за страну, ее историю и народ-победитель | 8 мин |
Ребята, как выдумаете, почему слово «Бессмертие» в стихотворении пишется с заглавной буквы? | Диалог, дискуссия | 2 мин |
Стихотворение Людмилы Евсегнеевой говорит нам о цене Победы в Вов и её вечной памяти, а теперь давайте прочтем стихи Веры Петровны Корнейко. Это второй современный автор, который пишет стихи о Вов в наши дни. В частности, познакомимся со стихотворением, ставшим посвящением родному дедушке поэтессы Гаврюченкову Захару Ивановичу | Чтение стихотворения Веры Корнейко «К 70-летию Победы» (формирование умения выразительно читать стихотворные произведения) и его обсуждение (эпиграф, основная мысль, образы, стилистические средства). Катарсис, совершенствование речевых навыков, формирование умения анализировать стихотворные произведения, закрепление чувства гордости за страну, героических предков | 8 мин |
Ребята, какой вывод мы можем сделать после анализа двух стихотворений? Почему память о подвиге так важна для нас, потомков героев? Что мы бы могли почувствовать, поставив себя на место тех людей, которые столкнулись с такой войной? Следующий современный автор показала нам в своем стихотворении «22 июня» то, какие чувства испытывает она как человек, который не видел той войны, но знает о ней | Чтение стихотворения Галины Виленовны Щербаковой «22 июня» (формирование умения выразительно читать стихотворные произведения) и его обсуждение (основная идея, стилистические средства). Катарсис, совершенствование речевых навыков, формирование умения анализировать стихотворные произведения, приобретение патриотических чувств | 5 мин |
Ребята, что сразу бросилось вам в глаза в данном произведении? Не показалось ли вам, что перед нами не стихи, а картина той войны в ярких красках (зеленый, алый, кричащий красный, коричневый)? | Диалог, дискуссия | 1 мин |
Какой общий вывод мы можем сделать по итогам проведенных анализов стихов современных авторов о Вов? | Анализ, формирование умения создавать собственные высказывания, выражать собственные мысли | 1 мин |
В завершение нашего урока я предлагаю вам попробовать самим написать в стихах пару строк о Вов, который могут стать эпилогом к нашему уроку | Развитие творческого начала, рефлексии, анализ полученных результатов | 2 мин |
Ребята, давайте подведем общие итоги нашего урока: Что нового вы сегодня узнали? Все ли было понятно? Что понравилось особенно, что запомнилось? | Анализ, формирование умения создавать собственные высказывания, выражать собственные мысли, выставление оценок, в т.ч. самооценивание | 1 мин |
Примечание: урок рекомендован для учащихся 6-7 классов.