СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения, технологии критического мышления и дискуссии.

Просмотр содержимого документа
«Государственное бюджетное профессионально1»





Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Новосибирской области

« Купинский межрайонный аграрный лицей»





Методическая разработка урока по истории

Тема: «Куликовская битва» по профессии 23.01.03 Автомеханик





Выполнила: преподаватель истории Попенко Ольга Васильевна ( высшая квалификационная категория)



















г. Купино 2018







Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и дискуссии.

Форма урока: урок- размышление, дискуссия.

Курс: первый группа 3АМ

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления изучаемого материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами информационно-компьютерной технологии, технологии критического мышления, технологии проблемного обучения;


Цели.

1.Актуализировать знания, связанные с темой урока (беседа по вопросам, выполнение проблемных заданий). 2.Сформировать новые знания (рассказ учителя, работа с раздаточным материалом, с видеоматериалом). 3.Организовать применение учащимися знаний и умений на практике ( работа в группах, выполнение кластера, работа с картой, беседа по вопросам, решение проблемных задач, опережающее задание). 4.Обобщить полученные знания, сделать вывод.

Задачи по содержанию:

Образовательный аспект: способствовать формированию представления о значении Куликовской битвы, влиянии данного события на дальнейший ход русской истории; создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Дмитрия Донского.

Воспитательный аспект: формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе данного исторического материала, а также умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Развивающий аспект: содействовать развитию таких видов учебной деятельности как поиск, отбор и организация информации; способствовать развитию навыков работы с различными источниками; формированию информационной компетентности, коммуникативной компетентности, продолжить формирование следующих навыков и умений - установление причинно- следственных связей, анализ исторического явления.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке класс делится на 3 группы по 6-7 человек.

Технические средства обучения:

1. Презентация

2. Компьютер, мультимедийный проектор

3 Видеофрагмент « Куликовская битва», РЭП-урок «Куликовская битва»

4.Раздаточный материал:

-приложения (1-7)

5.Учебник:Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение,2014 г;

6.Музыкальные фрагменты:

колокольный звон
“песня Сольвейг” из сюиты Грига “Пер Гюнт”.









План урока.

  1. Орг . момент. Приветствие учащихся. Разбивка на группы Психологическая установка на работу.

  2. Мотивационная часть урока

1. Определение темы урока

Слайд1.Есть такая формула наиболее пытливых неравнодушных людей: «Во всём мне хочется дойти до самой сути». До самой сути. Но как это трудно, а иногда практически невозможно осуществить в нашей современной жизни, не говоря уже о прошлом. И порой, чтобы дойти до сути, необходимо провести настоящее расследование, исследование, обследование …Как вам угодно! Итак, Вам предстоит определить тему нашего занятия, а значит и соответствующий объект нашего сегодняшнего исследования

Слайд2. Перед вами объективный факт истории( проблемное задание) Около227000 средних суток назад, приблизительно на пересечении 54 градуса северной широты 38 градуса восточной долготы, на участке земли 9,5 квадратных километров, собрались несколько тысяч представителей биологического вида Homo Sapiens,которые в течении нескольких часов при помощи различных приспособлений уничтожали друг друга. Затем оставшиеся в живых разошлись: одна группировка отправилась на юг, другая на север. О каком историческом событии идёт речь?

В данном тексте, нет субъективизма мнений, рассматривающий данный исторический эпизод с разных сторон. Просто «голая номенклатура фактов». Выделите в тексте те слова, словосочетания, которые смогут навести вас на ответ. Учащиеся дают ответ.

2.Собщение темы урока (слайд 2)

Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества. Но в тоже время оптимизмом наполняются сердца от других воспоминаний и уроков истории, которыми восславили защитники свое Отечество, - это героические победы, выкованные храбростью, любовью к своей Родине, к своему народу.

Об одном из таких событий мы сегодня и поговорим. Итак, тема нашего урока «Куликовская битва» (тему записать в тетрадь в центре развёрнутого листа).

Обратите внимание, она сформулирована не полностью, к концу урока вы должны будете самостоятельно дополнить ее в соответствии с вашими эмоциями, впечатлениями.

3. Определение учащимися задач и целей урока.(слайд 3)

По какому алгоритму, на ваш взгляд, будем изучать данную тему?

«Туда! За Дон!...настало время! Надежда наша – бог и меч! Сразим моголов и, как бремя, Ярмо Мамая сбросим с плеч! Так Дмитрий, рать обозревая, Красуясь, на коне гремел». К. Ф. Рылеев «Димитрий Донской». Учащиеся дают ответ. (1.Дмитрий Донской. 2.Русь и Орда накануне битвы. 3.Подготовка битвы. 4. Ход битвы. 5.Историческое значение Куликовской битвы.

Практическое задание: итак, вся информация- размышление, умозаключение должна будет расположиться у вас в тетради в виде кластера, либо опорного конспекта, над которым мы будем работать в течении всего урока.   Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную информацию). Основные направления кластера вы определили коллективно, и вот, что у нас получилось(слайд 5). Работа в тетради. Более того, у вас на партах имеется приложение № 1, приложение –подсказка со словами, выражениями, которые вы самостоятельно распределите в течении урока к каждому направлению кластеру.( слайд 6)

Ещё раз обратимся к целям и задачам нашего урока( слайд7)

Сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение. В ходе урока мы должны выяснить, что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? ( слайд 8) (выделить причины победы русского войска). (Слайд 9) В процессе работы подумайте над проблемным вопросом: по словам историка В. О. Ключевского: «Московское государство родилось на Куликовом поле» (запись в тетрадь).

III Изучение нового материала.

А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.

1.Слайд10 (портрет Дмитрия Донского) . Работа в группах. Работа с текстом и использование приема «Я знаю» ). Учащиеся называют то, что знают о Дмитрии Донском: «Я знаю, что …»

Приложение №2 Текст для учащихся. 12 октября 1350 года у московского удельного князя Ивана родился сын, которого окрестили Дмитрием. В семейной жизни Ивана и его жены Александры рождение сына стало настоящим событием. Состоя в браке более 5 лет, они не имели сыновей. Появление наследника означало продолжение династии. Эта династия не была главенствующей в Московском великом княжестве. Верховная власть принадлежала старшему брату Ивана великому князю Симеону Гордому. У него подрастали два сына, к одному из которых должен был перейти московский великокняжеский престол. Будущее же Дмитрия ничего значительного ему не сулило. Но судьба распорядилась иначе. Эпидемия чумы - черной смерти, как называли ее современники, начавшаяся в Китае и охватившая почти все восточные страны и Европу, в начале 50-х г. XIV в. достигла пределов русских земель. В 1352 г. она опустошила Псков, а на следующий год добралась до Москвы. Умерли два сына Симеона Гордого, а 26 апреля скончался и сам великий князь. Единственным взрослым мужчиной династии оказался отец Дмитрия Иван-второй сын Ивана Калиты. Он и захватил власть в Московском княжестве. Дмитрию исполнилось 9 лет, когда 13 ноября 1359 г. скончался его отец. Перед смертью он составил завещание, по которому Дмитрий провозглашался его преемником. По традиции можно было рассчитывать на правление в великом княжестве Владимирском, которое почти непрерывно в течение 30 лет удерживали московские великие князья. Однако для этого нужна была санкция золотоордынского хана. Весной 1360 г. Дмитрий в окружении бояр и слуг отправился в Сарай. В Орде в это время чингизиды постоянно боролись за ханскую власть. Московский князь, видимо, из-за малолетства не получил ярлык на великое княжение Владимирское. Лишь в 1362 г.стараниями стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен (за хорошее вознаграждение) для московского князя Дмитрия Ивановича.

Моя информация. После смерти Ивана II в 1359г., оставившего малолетнего сына Дмитрия, ярлык на великое княжение Владимирское удалось получить суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, но скоро (в 1362г.) стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен (за хорошее вознаграждение) для московского князя Дмитрия Ивановича. Другим противником Москвы в борьбе за великий престол стал тверской князь Михаил Александрович. Но в результате противостояния хан отдал ярлык Дмитрию, а Михаил вынужден был признать свое поражение и объявил себя «малодшим братом» Дмитрия. В московско – тверском договоре владимирский престол был признан наследственным владением московских князей. Дмитрий вел энергичную и смелую политику. Он продолжал расширять пределы своего княжества, включив в состав своих владений Углич, Галич и Белоозеро и приобретя ряд новых городов с их округами… Он вел успешную борьбу со своими соперниками, великими князьями тверскими и рязанскими, которые заключили союз с опасным противником Москвы великими князем Литовским Ольгердом …Но главной целью политики Дмитрия было объединение Руси.

2. Сейчас мы с вами рассмотрим положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы. ( слайд 11)

Моя информация. А в Золотой Орде- это время усобиц – за 20 лет сменилось 25 ханов; Раздел Орды на западную и восточную; Слабость власти ханов Захват власти в западной части темником Мамаем; но ханом стать он не смог, т.к. не был потомкам Чингисхана. Поэтому он стремился доказать через завоевание Руси, что является продолжателем дела Чингисхана и Батыя. Цель Мамая: повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул. Дмитрий Иванович же перестал выполнять требования Золотой Орды. Князь становился защитником русских земель. Он увеличил дружину. Заключил военные соглашения с другими князьями. В 1377 году московско – нижегородская рать совершила поход в ордынские земли и взяла с них большой выкуп. В 1378 году князь разгромил ордынцев на реке Вожже. Цель Дмитрия Ивановича -отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо – татарами, защитить Русь от нового нашествия. Вывод : Впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении у реки Вожжи. Эта битва поставила под сомнение власть Орды над Русью. Мамай не смог смириться с поражением. Это означало бы признание независимости Руси и потерю большой дани, которую выплачивали русские княжества. - Познакомьтесь с отрывком из летописи. ( Слайд12) Приложение 3.

«Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «пойдем на русского князя и всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божьи спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».

Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи? Что делать в этой ситуации русскому князю? По всем городам русским зазвучали призывы московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской, обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

Слайд 13.Задание по таблице: проанализируем таблицу (приложение № 4) .

Посмотрим насколько готовы были обе стороны к битве.

Подготовка к сражению.

Вопросы для

сравнения

Орда

Москва

1.Цели

Покорение Руси и возобновление выплаты ордынского выхода

Разгром основных центров силы Русской земли

Освобождение от ордынского ига и обязательного выхода

Защита интересов православия

2.Союзники

Литовский князь Ягайло

Рязанский князь Олег

Литовские князья Ольгердовичи

Русские князья

3.Войско

Усиление конного войска нанятой генуэзкой (“фряжской”) пехотой

Увеличение численности постоянного войска, возрастание роли пехоты, на-бираемой из горожан, созыв народного ополчения

  Найдите общее в подготовке Москвы и Орды к решающему сражению. О каких изменениях в военном деле это свидетельствует? Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси? Каковы цели Мамая и Дмитрия Ивановича? .

Моя информация. (Слайд 14.)По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу. «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Такое предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу. Сергий Радонежский благословил войска на битву и послал в бой двух монахов-богатырей (Пересвета и Ослябю) В храме Христа Спасителя в Москве есть икона в человеческий рост, на которой изображен Сергий Радонежский, благословляющих монахов на бой. А в православии существует 10 заповедей, одна из которых – «не убий» Почему это происходит? Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия. (Работа с кластером)

3.Ход сражения Слайд 15

Работа с картой.

(Карта 1)20 августа 1380 г. – русское войско отправилось из г. Коломна в поход.

5 сентября – вышли к устью реки Непрядвы.

6 сентября – сбор военного совета, чтобы выработать план военных действий. Среди присутствующих князей и воевод мнения разделились:

  • часть: перейти Дон и на южном берегу сразиться с противником;

  • часть: оставаться на северном берегу Дона и ждать нападение врага.

Но окончательно решение было за князем Дмитрием.

Какое вы бы приняли решение и почему?

Дмитрий Донской сказал: “Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем придя и, ничего не сделав, возвратиться обратно. Перейдем сегодня все за Дон и там положим головы свои, за православную веру и братью нашу”.

Дмитрий Донской сам выбрал местность для сражения – Куликово поле.

Посмотрите на карту (2) – почему именно это поле? В чем преимущество?

С 3-х сторон: запада севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва.

За р. Смолка находился лес, в который можно было поставить общий резерв и частично засадный полк.

По фронту русская позиция имела протяженность свыше 8 километров, а местность для конницы противника – 4 километра (а вообще монголы развертывали конницу по фронту свыше 12 километров).

Посмотрите, как этот выбор помог в ходе сражения.

Опережающее задание(сообщение учащегося). Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем его преимущество? С трех сторон: запада, севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва. За рекой Смолка находился лес, в котором можно было поставить общий резерв и частично засадный полк. По фронту русская позиция имела протяженность свыше 8 километров, а длина конницы противника – 4 километра (а вообще монголы развертывали конницу по фронту свыше 12 километров). В таких условиях русское войско вынуждено будет сражаться до последнего вздоха – отступать за реку станет невозможно. Как расположил свои войска князь Дмитрий на поле битвы. Дмитрий стал строить войска таким образом, чтобы не дать монголам использовать свою грозную конницу. Свое войско Дмитрий построил на Куликовом поле в обычном для того времени порядке: в центре – большой полк, по сторонам – полк левой и полк правой руки. Необычным, однако, было помещение впереди конного сторожевого полка и стоявшего за ним передового полка. Задача первого из них состояла в том, чтобы не дать татарским лучникам безнаказанно обстреливать основные русские силы до начала самого сражения. Передовой полк должен был ослабить удар татарской конницы в центре. Другой особенностью расположения русского войска было выделение многочисленного засадного полка, укрывшеюся на левом фланге позиции, в Зеленой дубраве. Впрочем, идея выделения засадного полка была, конечно, достаточно традиционной в военном искусстве того времени. Главная сложность заключалась в том, чтобы увести полк незаметно для противника и точно выбрать время для атаки. Понимая это, Дмитрий поручил засадный полк своему двоюродному брату Владимиру Серпуховскому и опытнейшему воеводе Дмитрию Бобрику. На случай внезапного прорыва татар в тыл Дмитрий оставил позади строя своих полков весомый резерв – отряд князя Дмитрия Ольгердовича. Дмитрий решил упорной обороной передового и большого полков измотать основные силы врага, а затем ударами полков правой и левой руки и засадного полка завершить разгром ордынцев. Такое расположение русских войск затрудняло маневр конницы Мамая. Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого ратника, стал в ряды воинов большого полка.

Просмотр кинофрагмента.

звучит “Песня Сольвейг” из сюиты Грига “Пер Гюнт”

Слайд 17.Стоял такой великий стон, Шел бой с такою кровью, Что был в багрец окрашен Дон. До самого низовья. Русские воины заплатили большую цену за эту победу. С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу». Восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жены и дети не дождались своих мужей и отцов.

Слайд 18. Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар – 150 тыс. человек. В настоящее время неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает речка Непрядва, раскинулось “поле чисто и велико”. Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: “Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство”.

Назовите причины победы русских войск: 1. Полководческое искусство Дмитрия Донского 2.Патриотизм русских воинов 3. Объединение части русских княжеств 4.Поддержка церкви (борьба против ордынцев - « священная война»)



Слайд 20. Работа с документом. Познакомимся с мнением историка Карамзина о Дмитрии Донском. Читают отрывок из сочинений Н.М. Карамзина «...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

Отвечают на вопрос: Почему Н.М. Карамзин ставит в один ряд Дмитрия Донского с Александром Невским и Владимиром Мономахом?

?В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского? Засадный полк, который повлиял на исход дела, пригодное для битвы место на Куликовом поле, т.к. на нешироком, зажатом с двух сторон лесами и оврагами поле татарская конница лишалась наступательных достоинств, татары вынуждены принимать фронтальный бой, в таком бою русские были увереннее и упорнее своих восточных противников.

Работа с кластером

Слайд 21

4.Историческое значение Куликовской битвы.

Работа в группах: определение значения Куликовской битвы с разных позиций. Делим учащихся на 3 группы. Попробуйте определить значение Куликовской битвы: 1) с позиции ордынцев, 2) с позиции Дмитрия Донского 3) с позиции русского народа. Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Хан Золотой Орды Тохтамыш, воспользовавшись слабостью Руси, в 1382 году совершил набег на Москву. Дмитрий пытался собрать войска, но большинство русских князей его не подержали. Ордынцы подошли к Москве и обманом взяли ее. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань. Но и Орда признала Москву политическим центром Руси и признала право московской династии на великое княжение, передаваемое по наследству. И хотя победа на поле Куликовом не привела к полному избавлению Руси от ордынского владычества, она имела большое значение. Так каково же тогда значение Куликовской битвы? Битва имела огромное политическое и психологическое значение: Слайд 21 1.Еще более подняла значение Москвы как центра объединения русских земель. 2.Вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы. 3.Впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды. 4.Разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси.

Работа с кластером

III.Закрепление материала

Слайд 23.Вернемся к проблемному вопросу, как вы понимаете слова Карамзина о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле?

Слайд 24. Просмотр кинофрагмента.



Итак, подведем итог. Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, способствовала сплочению нации.

(Слайд 25.) (выполнение тестовых заданий)

Взаимопроверка теста (слайд 26)

Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского. Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков... Давайте дадим имя сегодняшнему уроку (предложения учащихся): «Куликовская битва – поле русской славы»; день воинской славы; сила русского духа; торжество мужества… (Слайд 27) Большое спасибо вам, ребята! За то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой и сердцем. А это дорогого стоит.

Рефлексия. В результате урока «Куликовская битва» мне открылись: Три самых важных имени… Три самых важных события… Три самых важных чувства… Домашнее задание: сочинение – эссе «Дмитрий Донской»











Приложение №1.

1)1350-1389.

2)Засадный полк

3)Сплочение русских княжеств вокруг Москвы

4)Собиратель Земли Русской

5)Полководческое искусство Дмитрия Донского

6)Увеличение войска за счёт наёмников

7)«Много поту утёр за Русскую Землю»

8)Увеличение дружины

9)Патриотизм русских воинов

10)Распад Орды, слабость власти ханов.

11)Сергей Радонежский. Благословение.

12)Поединок Пересвета с Челубеем.

13)Москва как центр объединения русских земель.

14)Впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.

15)Разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси.

16)Сплочение русской нации ( консолидация),национальное самосознание.

17)Покорение Руси и возобновление выплаты дани.

18) Освобождение от ордынского ига



















Приложение №2

12 октября 1350 года у московского удельного князя Ивана родился сын, которого окрестили Дмитрием. В семейной жизни Ивана и его жены Александры рождение сына стало настоящим событием. Состоя в браке более 5 лет, они не имели сыновей. Появление наследника означало продолжение династии. Эта династия не была главенствующей в Московском великом княжестве. Верховная власть принадлежала старшему брату Ивана великому князю Симеону Гордому. У него подрастали два сына, к одному из которых должен был перейти московский великокняжеский престол. Будущее же Дмитрия ничего значительного ему не сулило. Но судьба распорядилась иначе. Эпидемия чумы - черной смерти, как называли ее современники, начавшаяся в Китае и охватившая почти все восточные страны и Европу, в начале 50-х г. XIV в. достигла пределов русских земель. В 1352 г. она опустошила Псков, а на следующий год добралась до Москвы. Умерли два сына Симеона Гордого, а 26 апреля скончался и сам великий князь. Единственным взрослым мужчиной династии оказался отец Дмитрия Иван-второй сын Ивана Калиты. Он и захватил власть в Московском княжестве. Дмитрию исполнилось 9 лет, когда 13 ноября 1359 г. скончался его отец. Перед смертью он составил завещание, по которому Дмитрий провозглашался его преемником. По традиции можно было рассчитывать на правление в великом княжестве Владимирском, которое почти непрерывно в течение 30 лет удерживали московские великие князья. Однако для этого нужна была санкция золотоордынского хана. Весной 1360 г. Дмитрий в окружении бояр и слуг отправился в Сарай. В Орде в это время чингизиды постоянно боролись за ханскую власть. Московский князь, видимо, из-за малолетства не получил ярлык на великое княжение Владимирское. Лишь в 1362 г.стараниями стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен (за хорошее вознаграждение) для московского князя Дмитрия Ивановича.



















Приложение №3



«Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «пойдем на русского князя и всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божьи спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».

Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи? Что делать в этой ситуации русскому князю?













































Приложение №4

Подготовка к сражению.

Вопросы для

сравнения

Орда

Москва

1.Цели

Покорение Руси и возобновление выплаты ордынского выхода

Разгром основных центров силы Русской земли

Освобождение от ордынского ига и обязательного выхода

Защита интересов православия

2.Союзники

Литовский князь Ягайло

Рязанский князь Олег

Литовские князья Ольгердовичи

Русские князья

3.Войско

Усиление конного войска нанятой генуэзкой (“фряжской”) пехотой

Увеличение численности постоянного войска, возрастание роли пехоты, на-бираемой из горожан, созыв народного ополчения

  Найдите общее в подготовке Москвы и Орды к решающему сражению. О каких изменениях в военном деле это свидетельствует? Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси? Каковы цели Мамая и Дмитрия Ивановича? .





























Приложение №5

























Опережающее задание (сообщение учащегося).

Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем его преимущество? С трех сторон: запада, севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва. За рекой Смолка находился лес, в котором можно было поставить общий резерв и частично засадный полк. По фронту русская позиция имела протяженность свыше 8 километров, а длина конницы противника – 4 километра (а вообще монголы развертывали конницу по фронту свыше 12 километров). В таких условиях русское войско вынуждено будет сражаться до последнего вздоха – отступать за реку станет невозможно. Как расположил свои войска князь Дмитрий на поле битвы. Дмитрий стал строить войска таким образом, чтобы не дать монголам использовать свою грозную конницу. Свое войско Дмитрий построил на Куликовом поле в обычном для того времени порядке: в центре – большой полк, по сторонам – полк левой и полк правой руки. Необычным, однако, было помещение впереди конного сторожевого полка и стоявшего за ним передового полка. Задача первого из них состояла в том, чтобы не дать татарским лучникам безнаказанно обстреливать основные русские силы до начала самого сражения. Передовой полк должен был ослабить удар татарской конницы в центре. Другой особенностью расположения русского войска было выделение многочисленного засадного полка, укрывшеюся на левом фланге позиции, в Зеленой дубраве. Впрочем, идея выделения засадного полка была, конечно, достаточно традиционной в военном искусстве того времени. Главная сложность заключалась в том, чтобы увести полк незаметно для противника и точно выбрать время для атаки. Понимая это, Дмитрий поручил засадный полк своему двоюродному брату Владимиру Серпуховскому и опытнейшему воеводе Дмитрию Бобрику. На случай внезапного прорыва татар в тыл Дмитрий оставил позади строя своих полков весомый резерв – отряд князя Дмитрия Ольгердовича. Дмитрий решил упорной обороной передового и большого полков измотать основные силы врага, а затем ударами полков правой и левой руки и засадного полка завершить разгром ордынцев. Такое расположение русских войск затрудняло маневр конницы Мамая. Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого ратника, стал в ряды воинов большого полка.







Приложение № 6

Почему Н.М. Карамзин ставит в один ряд Дмитрия Донского с Александром Невским и Владимиром Мономахом? «...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»





































Приложение №7

1. Укажи год Куликовской битвы.

1) 1238г  2) 1242г

 3) 1240 г  4) 1380 г

2. Закончи высказывание. Куликовская битва разгорелась у реки

 1) Днепр  2) Москва

 3) Дон  4) Волга

3. Отметь князя, возглавившего войско.

 1) Иван  2) Юрий

 3) Александр  4) Дмитрий

4. Вспомни имя хана воевавшего с князем Дмитрием.

 1) Ахмат  2) Батый

 3) Мамай 4) Чингис

5. Найди неверное высказывание.

 1) Московское княжество увеличивалось.

2) Орду победили окончательно.

 3) Князь Дмитрий – внук Ивана Калиты

4) Князь Дмитрий участвовал в сражении

6. Подумай, какого оружия в то время не было.

1) меч

 2) копьё

 3) лук

 4) ружьё

7. Отметь богатырей, которые сразились перед Куликовской битвой.

 1) Пересвет  2) Челубей

 3) Ослябя  4) Батый










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!