СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории 6 класс. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: "Дмитрий Донской.Куликовская битва" . К данной разработке подготовлена презентация, которая включает большой иллюстративный материал, позволяющий ярко раскрыть тему урока..

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории 6 класс. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва.»

Предмет «История»

Класс 6

Технологическая карта занятия


учителя МОУ Кубринской СОШ Филимоновой Натальи Николаевны


Учебник: История России с древнейших времён до начала XVI в.: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов. П.В.Лукин; под науч.ред. Ю.А.Петрова. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. ФГОС. Инновационная школа


Раздел

Раздел V. Русские земли в середине XIII—XV в.

Тема

Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Цели

Формирование представлений о состоянии Московского княжества и Золотой Орды во второй половине XIV в., о значении и последствиях Куликовской битвы.

Основные виды деятельности

обучающихся

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке.

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Оценка деятельности действующих лиц событий борьбы за великокняжеский ярлык в 1360—1370-е гг. Характеристика положения и взаимоотношений Руси и Золотой Орды накануне Куликовской битвы. Составление развёрнутого плана рассказа о битве на р. Воже и Куликовского сражения на основе текста учебника, картосхемы, дополнительных материалов. Оценка значения

Куликовской битвы и роли Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в победе над ордынцами. Характеристика нашествия Тохтамыша. Составление плана, подбор материалов для сообщения об историко-культурных памятниках, связанных с Куликовской битвой

Основное содержание темы




Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский.

Укрепление Москвы при князе Дмитрии Ивановиче. Упадок Орды в середине XIV в., возвышение темника Мамая в междоусобной войне. Новые черты в отношениях русских князей с Ордой во второй половине XIV в. Союзники Мамая и князя Дмитрия в преддверии решающего сражения. Куликовская битва (1380) и её историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях, литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь.

Термины, понятия

Темник, Куликовская битва, Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Владимир Андреевич Серпуховской, Дмитрий Боброк Волынский, Ягайло, Мамай, Тохтамыш.


Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

Уважение к личности и её достоинствам

Осознание собственных достижений при освоении темы.

Способность выбирать

целевые и смысловые установки своей деятельности.

Умение соблюдать дисциплину на уроке. Познавательный интерес к истории России. Понимание

исторического значения

Куликовской битвы.

Ценностное отношение

к историко-культурным

памятникам, связанным

с Куликовской битвой.

Понимание роли личности в истории. Умение оценивать личность Дмитрия Донского и

его деятельность с морально-этической точки зрения. Умение переосмысливать учебную информацию в творческой форме


Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение

Аргументировать свою точку зрения

Владеть устной и письменной речью

Строить монологическое высказывание

Умение слушать и отвечать на вопросы учителя,

полно и точно выражать свои мысли, высказывать собственное мнение,

строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности

Регулятивные

Умение определять необходимые действия в соответствии с учебными задачами, составлять алгоритм их выполнения, представлять

результаты своей работы, оценивать

правильность выполнения учебной задачи.

Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

Планировать пути достижения целей

Выполнять учебные действия

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении своих действий

Познавательные

Умение воспроизводить информацию по памяти, осуществлять подбор критериев для

характеристики объектов, искать и

анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое умозаключение,

преобразовывать информацию из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации.

Давать определение понятиям и использовать их в активном словаре. Осуществлять сравнение

Овладение основными понятиями темы. Знание основных дат и хронологии событий.

Умение рассказывать о борьбе за великокняжеский ярлык в 1360—1370-е гг., оценивать роль в ней митрополита Алексия и позицию, занимаемую Дмитрием Ивановичем. Умение характеризовать положение Золотой Орды и её отношения с Москвой накануне Куликовской битвы.

Умение показывать на карте места битвы на р. Воже и Куликовского сражения. Умение рассказывать о ходе Куликовской битвы, используя текст учебника и картосхему. Умение раскрывать значение Куликовской битвы, оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в победе над ордынцами. Умение характеризовать нашествие Тохтамыша.

Умение искать информацию и описывать историко-культурные памятники, связанные с Куликовской битвой

Давать оценку Куликовской битве и личностям, участникам данного события отечественной истории;

Использовать историческую карту как источник информации о территории Московского княжества, о направлении крупнейшего похода московского князя, завоеваний.;

Объяснять причины и следствия Куликовской битвы



Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

География (река Дон, ее притоки, местоположение Московского княжества и его соседей)

Компьютер, проектор, презентация


Формы организации познавательной деятельности


Методы обучения


Тип урока

Фронтальная, индивидуальная

Беседа, рассказ, демонстрация слайдов

Комбинированный урок


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ


Этап Самоопределение к деятельности

(организационная часть; актуализация знаний/проверка; определение темы, цели и задач урока)

Цели деятельности

Ситуативные задания

Планируемый результат

Актуализация знаний




Определение темы урока

  1. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку

  2. Повторение изученного. Беседа (закрепление дат)

Генеалогическое древо московский князей. Слайд №2



Первая победа московских князей в XIV веке – это получение великокняжеского ярлыка!

Какие еще важные задачи нужно было решить московским правителям?.....

  1. Собирание земель (централизация государства)

  2. Борьба с Ордой.

Умение сформулировать свою мысль и высказать свою точку зрения

-Умение вести диалог;

-Давать определение понятиям;

-Владеть устной речью

Этап Учебно-познавательная деятельность

(изучение учебного материала, его закрепление)

Цели деятельности

Учебные задания на знание (З), понимание (П), умение (У)

Планируемый результат

Мотивировать к изучению темы

Изучение нового материала:

- Составление плана и работа по плану;


-Сформировать знания о состоянии Московского княжества и Золотой Орды во второй половине XIV в., о значении и последствиях Куликовской битвы.

Актуализировать знания о роли Москвы


































Закрепление полученных знаний формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися

развитие стремления к успеху и одобрению

Новый материал

Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Запись темы урока и плана в тетрадь. Слайд №3-4

План

1.Дмитрий Иванович

2. Усиление Москвы

3. Борьба с Ордой

  • 1359–1389 гг. — княжение Дмитрия Донского

  • 11 августа 1378 г. — битва на реке Воже

  • 8 сентября 1380 г. — Куликовская битва

  • 1382 г. — разорение Москвы Тохтамышем


Рассказ учителя, запись в тетрадь

  1. Дмитрий Иванович Слайд №5-9

  • 1359–1389 гг. — княжение Дмитрия Ивановича

  • Митрополит Алексий

  1. Усиление Москвы

  • 1366-1367гг. – строительство белокаменного Кремля

  • Расширение Московского княжества

    • Галич

    • Углич,

    • Белоозеро,

    • Костромское, Дмитровское, Чухломское, Стародубское княжества.

  • Борьба за власть с Тверским князем


  1. Борьба с Ордой Слайд №10-13

  • 1359-1382 гг. – «великая замя́тня»

  • Темник Мамай

  • 1377г – битва на р.Пьяне

  • 11 августа 1378 г. — битва на реке Воже

  • Сергий Радонежский


  1. Куликовская битва Слайд №14-20

  • Силы сторон

  • Поединок Пересвета и Челубея

  • 8 сентября 1380 г. — Куликовская битва (работа с картой)

  • Итог и значение битвы


  1. Нашествие Тохтамыша Слайд № 21-23

  • 1382 г. — разорение Москвы Тохтамышем


  1. Память о князе и о Куликовской битве Слайд № 24- 28

Знакомство с памятниками. Составление плана сообщения по данному материалу.

  1. Куликовская битва 1380 г. нашла отражение в летописях и литературных памятниках.

  • Сказание о мамаевом побоище -литературное древнерусское произведение XV века. Автор неизвестен.

  • Задонщина – литературное древнерусское произведение конца XIV — начала XV века. Автор Софоний Рязанец (предположительно)


Домашнее задание П. 27 (запись в дневник)


Закрепление (работа с картой) Слайд № 29

  1. Заполните пропуск в предложении: «Битва, представленная на схеме, состоялась в... веке». 

  2. Какая река обозначена на карте цифрой 1

  3. Что на карте обозначено цифрой 2

  4. Кто возглавил засадный полк.

  5. Какой полк был уже разгромлен и не изображен на этой схеме.




-Проявлять интерес к изучаемой теме;

Выполнение предметных результатов по данной теме




















































Выполнять учебное задание в соответствии с планом;

-Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей


Этап Рефлексивная деятельность

(заключительный инструктаж, итоги урока, анализ урока учителем)

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый результат

Установить степень усвоения темы

Сформулируйте несколько предложений о знаниях, полученных вами на уроке

«Я сегодня узнал(а)……»




Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Планируемый результат









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!