СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературного чтения "А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения "А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста""»

Урок литературного чтения в 4 «Б» классе (УМК «Планета знаний)

Раздел: Прошла по земле война.

Тема: А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»


Цели и задачи урока:

- познакомить с произведением А. Твардовского «Рассказ танкиста», учить анализировать и систематизировать изучаемый материал; создание условий для развития чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости на произведение А. Твардовского “Рассказ танкиста”.

- совершенствование скорости и выразительности чтения, расширение литературоведческого словаря.

- воспитание нравственности, чувства патриотизма, расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне

Оборудование: презентация, портрет писателя, выставка книг А. Твардовского, грамзапись стихотворения, иллюстрации.


Ход урока

1. Организационный момент.


2. Актуализация знаний.


( На доске картины о ВОВ.)


- Рассмотрите картины на доске. Что у них общего? ( Изображена война)

- Какие чувства вызывает у вас слово «война»?

(Тревожное, беспокойное, печальное, горькое)

- Как вы думаете, с какой целью они размещены?

- Как называется раздел, над которым мы работаем?

- Что вы знаете о Великой Отечественной войне?


(ВОВ - это война против немецко - фашистских захватчиков. Она началась в 1941 году 22 июня. Войска Германии обрушили свой удар на нашу страну, нападение было внезапным. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. Война была долгая и трудная. Длилась война 1418 дней и ночей и унесла с собой очень много человеческих жизней. 9 мая 1945 года война закончилась.

После войны 11 тысяч человек были удостоены высокого звания - Герой ВОВ.

А неизвестных героев, к сожалению, было гораздо больше.)


- Сегодня мы продолжим говорить об историческом прошлом нашей Родины, о тех страницах Великой Отечественной Войны, которые не вправе забывать. Это победа наших дедов и прадедов. Мы должны беречь память о тех, кто отдал жизнь, защищая нашу Родину, заботиться о живущих рядом с нами людях, переживших войну.






3. Проверка домашнего задания


а). - Ребята, давайте вспомним, как называется рассказ, который вы прочитали дома? (Последний день Матвея Кузьмина)

- Кто автор? (Борис Полевой)

- Назовите главного героя. (Матвей Кузьмин)


б). - Давайте попробуем воссоздать портрет этого человека.


План характеристики героя:

  1. Внешность. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал.

  2. Характер. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен.

  3. Занятия. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю.

  4. Отношения с односельчанами. Сторонились, побаивались.



в). Сравнение героев М. Кузьмина и И. Сусанина по плану:

1. Возраст.

2. Год, в котором совершён подвиг.

3. Поступок героя, его причины.

4. Поведение в конце пути.


- Что объединяет этих героев?


  1. Знакомство с биографией и творчеством поэта с использованием презентации.


- Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением выдающегося поэта Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста»

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. Об этом можно прочитать в книгах автора.

(Во время знакомства с биографией идёт презентация: «Твардовский в разные периоды своей жизни»)


  1. Знакомство со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста»


а). - На фронте воевали все: и мужчины, и женщины, и старики с автоматами в руках били фашистов, совершали диверсии в тылу врага, бомбили вражеские войска с неба. И, конечно, им помогали дети. Маленькие герои большой войны.

Почти каждый мальчишка мечтал попасть на фронт, чтобы оказать свою помощь.

Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков и подпольщиков, которые бесстрашно боролись с врагами Родины и совершили героические поступки в борьбе с фашистами, проявили лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, находчивость.


б). Словарная разминка.


- В стихотворении вам встретятся слова, подберите к ним синонимы, объясните их значение.


Нынче – сегодня.

Бедовый – ничего не боящийся, смелый, дерзкий.

Главарь – зачинщик, вожак, руководитель.

Спросонок – сквозь сон, в полусонном состоянии.


в). Первичное восприятие стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста»


- Сейчас вы послушаете стихотворение, а потом расскажите о своих чувствах и впечатлениях.


(Грамзапись. Прослушивание.) Пауза.


- Что тронуло вас в этом произведении?

– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

Чувство страха, гордости, интереса, опасности…)

6. Физкультминутка.


  1. Работа над произведением.


а) Вторичное чтение с выборочным зачитыванием эпизодов.

 

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)


- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?

(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается.)



-  Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?

(Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.)

-  Какие черты характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.

 (Приветливый – встречает как гостей.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…

Скромный – показал и убежал…)

- Какие чувства испытывал мальчик?

Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения, боялся, что враг может сменить свое место расположения.)

- Как автор относится к своему герою? Зачитайте. Как нужно читать?

С уважением, гордостью, он ему нравится)

- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?


(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)


- Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста.

Трудность – прорывались,

удовлетворение – врага вмяли в чернозем,

усталость – вытер пот,

благодарность к мальчику,

чувство вины перед мальчиком – не спросил как его зовут.)


- Найдите и прокомментируйте описание боя.


(Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.)

(Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)


- После уничтожения пушки командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

(Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)


- Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование?


(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя.).


- В каких словах заключена главная мысль стихотворения?

(Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку…)



б) Работа над языком произведения.

-  Какой литературный прием использован, для того чтобы выразительней описать предметы?

Прием сравнения.)

- Найдите прием сравнения.

(Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.)


- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?


(Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу. Поразил не страшный бой, а мужество мальчика, это он запомнил на всю жизнь, выражает сожаление.)


в) Работа над выразительным чтением.


- В стихотворении несколько раз встречается многоточия. Они обозначают паузу, которая может быть вызвана какой-то мыслью или переживанием. Давайте перечитаем эти строки и объясним, почему они поставлены.


(Первое – воспоминания о встрече,

второе - внутреннее состояние мальчика: запыхался, волнуется,

третье – переживает воспоминания: восхищается ребенком, звучит благодарность)



г) Деление на 3 части. Работа в парах.

- Сколько строф в 1 части? (2)

- Сколько строф во 2 части? (5)

- Сколько строф в 3 части? (2)

- С какой интонацией будете читать каждую часть?

1 – спокойно, идут воспоминания,

2 – тревожно, идет бой,

3 – спокойно, бой закончен, усталость.)

-  Хотелось бы вам перечитать это стихотворение?

(У доски 3 учащихся читают по частям.)

– Удалось ли чтецам передать чувства автора?



8. Рефлексия.

- Кому рассказал танкист эту историю о мальчике? (Поэту)

- И поэт Твардовский пронес её через годы и поведал нам. Для чего?

(Для того чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны.)

- Вот как об этом сказал Роберт Рождественский.

Люди! Покуда сердца стучатся, помните,

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

- С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры.

-  А как люди увековечивают память павшим героям?

Они пишут стихи и рассказы, сочиняют музыку, открывают музеи, возводят памятники и обелиски.)

- Есть ли в Липецке памятники о ВОВ?


(Мемориальный комплекс на Площади Героев в Липецке, стела на площади Победы и другие)


Рассказ ученика.


Проходишь мимо монумента,

Замедли шаг, остановись,
И, голову склонивши, низко,
Всем победившим поклонись.

     Всех липчан и гостей города, въезжающих в Липецк со стороны Воронежа, уже не один год встречает памятник Танкистам. Монумент сооружен в честь формирования в Ли­пецке весной 1942 года 1-го танкового корпуса под командованием генерал-майора Михаила Ефимовича Катукова. В феврале 1943 года на базе корпуса была сформирована 1-я танковая армия, удостоенная в дальнейшем звания гвардейской. Монумент символизирует победоносный путь гвардейцев-танкистов от Липецка до Берлина.  
     Торжественное открытие монумента состоялось 1 декабря 1978 года.

9.Подведение итогов.


-Закончите фразу:


У меня в душе осталось…

На уроке я понял(а)

На уроке мне удалось…


10. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста». Выучить наизусть стихотворение о ВОВ.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!