СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы "Изображение вольного мира Запорожской Сечи и украинский колорит в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна методическая разработка урока может быть использована учителями-словесниками при изучении творчества Н.В.Гоголя и его повести "Тарас Бульба". Урок проводится в форме виртуальной встречи с писателем и его произведениями. В ходе урока используется ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы "Изображение вольного мира Запорожской Сечи и украинский колорит в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».»

Конспект урока литературы

7 класс

Тема: Изображение вольного мира Запорожской Сечи и украинский колорит в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цель: путем виртуальной встречи с великим русским писателем Н.В. Гоголем познакомить учащихся с краткими сведениями о его жизненном и творческом пути, связи с Украиной, знанием украинского фольклора и быта; презентовать сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород»; познакомить семиклассников с литературным понятием повесть, показать выразительность гоголевских описаний природы, нравов и обычаев Запорожской Сечи, их влияние на казаков; развивать навыки выразительного чтения, прививать интерес к произведениям Н.В.Гоголя.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма проведения: урок - виртуальная встреча с писателем

Методы и объяснительно-иллюстративный метод, эвристический метод;

приемы: виртуальная экскурсия, проблемная ситуация, «Послушай,

обсудим», «Микрофон», «Мозговой штурм», «Публичное

выступление»

Оборудование: учебник, портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба», компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку.



Ход урока

«… совершенная истина в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла, он не льстит жизни, но и не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что и есть в ней прекрасного, человеческого, и в то ж время не скрывает нимало и ее безобразия…»

В.Г. Белинский



І. Орагизационный момент

І І. Сообщение темы и цели урока.

  1. Мотивация познавательной деятельности учащихся

Слово учителя:

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве великого русского писателя Н.В.Гоголя. Тема нашего урока звучит так: Украинский колорит сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

- Мы проведем наш урок в форме виртуальной встречи с великим русским писателем Н.В. Гоголем, жизнь и творчество которого непосредственно связаны и с Россией, и с Украиной. Со времени появления его на свет прошло уже более 200 лет. Почему же произведения Н.В.Гоголя до сих пор не утратили своей популярности и актуальности? На этот вопрос мы попытаемся найти ответ в ходе нашего урока.



2. «Послушай, обсудим»

- Я предлагаю вам послушать стихотворение, которое написал ученик С. Голубковский и посвятил его своему литературному кумиру – писателю Н.В.Гоголю в честь его 200-летия (1 апреля 2009 года).

Слайд №1

Я пишу із двадцять першого століття,
Пане Гоголю, листа до Вас!
За вікном хурделиця сніжиться
І Святвечір поспіша до нас.

На письмовому столі моєму
Ваша повість «Ніч перед Різдвом».
Тож уперше у житті своєму
Поетичним Вам пишу рядком.

Я гортаю повісті сторінки,
І неначе знову ожива
Вся Диканька: у снігу хатинки,
Сяйво місячне і зоряні дива.

Українську ніч, її красу і велич
Так ніхто у світі не співав,
Ви – маляр, який чарівним пензлем
На віки картину написав.

Сміх колядників і українська пісня,
На святковому столі – кутя.
Все це, пане Гоголе, Вам рідне,
Україну Ви любили все життя.

Пане Гоголе, пишу до Вас у вічність,
Ви – Росії й України син,
З ювілеєм Вас! Із 200-річчям!
Вічна пам’ять Вам і низький Вам уклін!

- Что же именно натолкнуло юного поэта к написанию таких прекрасных срок? Читая их, мы понимаем, с каким восхищением он относится к творчеству Н.В Гоголя, высоко ценит литературное наследие, которое подарил нам великий писатель.
- Давайте же и мы с вами прикоснемся к гоголевской сокровищнице, а точнее заочно встретимся с писателем, перелистаем страницы его произведений.



ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Слайд №2

1. «Публичное выступление»

- Слово предоставляется учащимся-биографам.

1 ученик-биограф. Родился Николай Васильевич 1 апреля 1809 года в селе Сорочинцы на Полтавщине. Мать, Мария Ивановна, каждое утро ходила в церковь в село Диканьку и, стоя перед образом святого Николая Чудотворца, молилась о рождении ребенка. Поэтому мальчика и назвали Николаем.

2 ученик-биограф. Рос Гоголь среди талантливых людей: его родители происходили из старинного дворянского рода. Дедушка, Афанасий Демьянович, окончил Киевскую духовную Академию, владел шестью языками, бабушка – Татьяна Семеновна, хорошо рисовала. Отец, Василий Афанасьевич, был очень образован, любил театр, писал пьесы.

3 ученик-биограф. Николая отдали учиться в Полтавское уездное училище, позднее – в Нежинскую гимназию высших наук. После окончания гимназии будущий писатель приезжает в Петербург (1827 год). Он мечтает о государственной службе. Однако столица встречает его неприветливо. Николай Гоголь сумел устроиться на службу в департамент уделов на должность переписчика.

Слайд №3

  1. Слово учителя:

Живя в Петербурге, в одном из писем к матери Гоголь пишет: «Дорогая моя матушка! У Вас наблюдательный ум. Вы много знаете об обычаях малороссиян. В следующем письме жду от вас описания одежды сельского дьяка от верха и до самых сапог».

4 ученик-биограф. Матушка и сестра Мария составили ему списки песен, сказок, поверий, украинских костюмов. Все это пошло в ход. Последние годы своей жизни Н.В.Гоголь тяжело болел. Некоторое время жил в Германии, Италии, там он лечился.

Слайд №4



В 1852 году Гоголь последний раз приехал в Васильевку. Этот приезд стал прощальным. 21 февраля Н.В. Гоголь умер.

3. Слово учителя:

- А теперь слово предоставляется литературоведам.

1 ученик-литературовед. Результатом изучения Н. Гоголем украинского фольклора и быта, народных обычаев стали его произведении: «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь или Утопленница», «Ночь перед Рождеством» и др. Эти произведения Гоголь объединил в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор издал их в 1830 году под псевдонимом пасечника Рудого
Панька.

Слайд №5

  1. Слово учителя:

- Пасечник Рудый Панько так писал о гостеприимстве диканьских хуторян: «…как пожалуете в гости, то дынь подадим таких, каких вы отроду, может быть, не ели, а меду, я забожусь, лучшего на сыщете на хуторах.
А какими пирогами накормит вас моя старуха!.. Приезжайте, только, приезжайте поскорей…»

Слайд №6

2 ученик-литературовед. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (ч. ІІ), который Николай Гоголь написал под влиянием украинских народных традиций, фольклора, принес ему славу, уважение, благодаря которому Гоголь вошел в литературный круг известных писателей 19 века.

  1. Слово учителя:

- Высоко оценили этот сборник произведений Николая Гоголя Александр Пушкин и Виссарион Белинский.

Слайд №7

- А в 1835 году была опубликована книга уже известного всей России писателя Н.В. Гоголя «Миргород». В нее вошли повести: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том. Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Слайд №8

6. Словарная работа

Учитель. Сегодня на уроке вы часто слышите слово повесть. Давайте определим, что оно обозначает в литературоведческом понятии.

Повесть – эпическое прозаическое произведение. От рассказа отличается более развернутым сюжетом, более широким охватом событий из жизни главного персонажа, количеством второстепенных персонажей, наличием описаний.

Слайд №9



7. Работа над повестью «Тарас Бульба».

Учитель. Произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» принадлежит к эпическому роду литературы, ее разновидности – исторической повести. Автор использует исторический материал, вводит в повесть элементы национального колорита: изображает традиции и быт украинского народа, обычаи казачества, описывает одежду, вооружение, использует народную разговорную речь.

Слайд №10



Вы уже знакомы с содержанием первой главы повести «Тарас Бульба», и для того, чтобы яснее представить происходящие в ней события, давайте просмотрим кадры из одноименного художественного фильма (реж. В. Бортко.)

Слайд №11

8. Просмотр кадров кинофильма.

9. «Мозговой штурм»

- Давайте вспомним содержание второй главы. Скажите:
- Кто являются главными героями, о ком идет речь в этой главе? (Тарас Бульба и его сыновья.)
- Что вы можете о них рассказать? (Варианты ответов учащихся.)
- Как пролегал маршрут главных героев на Запорожскую Сечь? (Через степь, которая приняла их в свои зеленые объятия.)

Слайд №13

Слайд №12

10. Минуты релаксации.

«После грозы» (на фоне музыки из фильма режиссера В. Бортко «Тарас Бульба».)

Слайд №14

Учитель. Закройте глаза. Представьте, что вы в степи. Отгремела гроза. Прошел дождь. На степной траве серебряные капли. Как хорошо пахнет в степи! Как легко дышится! Вдыхайте аромат степных трав: медленно, ровно, глубоко. Откройте глаза. Обратите внимание на экран. Кого вы видите? (Казаки, которые едут по степи.) Прослушаем украинскую народную песню «Ехали казаки полем» и представим себя степными путешественниками
(прослушивание песни).

Слайд №15

11. Слово учителя:

- Возвращаемся к изучаемому произведению. Послушайте отрывок из второй главы, в котором Н.В.Гоголь описывает украинскую степь (отрывок «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…» читает заранее подготовленная ученица).

Слайд №16

12. Индивидуальная работа учащихся (в тетрадях)

Запись в тетрадях учащихся, комментируемая учителем:

- Описание природы родного края служит фоном, который подчеркивает стремление казаков служить своей Родине, защищать ее.

13. Работа с текстом повести (учебник, стр. 186-188). Чтение отрывков текста с описанием природы.

Слайд №17



IV. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке

  1. «Мозговой штурм»

- Что увидели Остап и Андрий, въезжая на Сечь? (Варианты ответов учащихся.)
- Каковы были их первые впечатления? (Спящий посреди дороги казак – олицетворении могучей свободы, которая царит вокруг.)
- Найдите слова о значении Запорожской Сечи в жизни казаков. («Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»)

Слайд №18



V. Подведение итогов урока.

1. «Микрофон»

- Каким образом жизнь Н.В. Гоголя связана с Украиной? (Писатель родился на Украине, писал об Украине.)
- Где учился будущий писатель? (В Полтавском уездном училище, в Нежинской гимназии высших наук.)
- Как назывался первый сборник повестей писателя? («Вечера на хуторе близ Диканьки».)
- В какой сборник входит повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? («Миргород».)
- Кто ее главные герои? (Тарас Бульба и его сыновья Остап и Андрий.)

  1. Слово учителя.

- Я думаю, что наша виртуальная встреча с Н.В. Гоголем состоялась. Вы узнали много нового о писателе, о его произведениях, связанных с Украиной, которые принесли литературную славу Н.В.Гоголю. В следующих классах вы познакомитесь с такими его произведениями: «Петербургские повести», «Ревизор», «Мертвые души». Встреча продолжится, и вы, я надеюсь, полюбите этого известного всему миру писателя и поймете, почему его считают классиком русской литературы и писателем с мировым значением.

Слайд №19



VІІ. Выставление и комментарий оценок учащихся

VІІІ. Домашнее задание: перечитать 3-6 главы повести (учебник, стр. 188-203), написать письмо Николаю Васильевичу Гоголю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!