СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы "Люблю тебя, Петра творенье..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы "Люблю тебя, Петра творенье..."»

Министерство образования и науки Республики Дагестан.



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№2»

г.Южно-Сухокумск.



На республиканский конкурс на лучшую методическую разработку урока литературы, посвященного А. С. Пушкину: «К нему не зарастет народная тропа…»



«Люблю тебя, Петра творенье…»

( По произведению А.С.Пушкина « Медный всадник ».)

Методическая разработка

урока литературы для 7 класса

Ахмедовой Лейлы Абдужалиловны –

учителя русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №2» г. Южно-Сухокумск.










г. Южно-Сухокумск – 2015г.

Тема урока:

«Люблю тебя, Петра творенье…»


Предмет литература.

Класс - 7 класс.

Учитель: Ахмедова Лейла Абдужалиловна – учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №2» г. Южно- Сухокумск.


Цель урока:

Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина; раскрыть значение образа Санкт-Петербурга в русской литературе на примере его произведения « Медный всадник ».


Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С Пушкина « Медный всадник».

  2. Узнать об отношении поэта к личности Петра Великого и к городу, возникшему на берегу Невы.

Какие художественные средства использует поэт для выражения своего чувства к городу. В ходе урока произвести литературоведческий анализ текста.

  1. Ознакомить с основанием Санкт – Петербурга и основными его достопримечательностями: «Медный всадник» (Э. Фальконе), Пушкинским домом, памятником Петру I (Б. Растрелли).

  2. Закрепить знания детей о личности Петра Великого;

  3. Показать сложность и многоплановость, изменчивость города, сопоставляя восприятия Петербурга А.С. Пушкиным.

Развивающие:

  1. Развивать восприятие Петербурга, создаваемого литературой, в контексте культуры;

  2. Развивать логическое мышление, внимание, память, умение работать с толковым словарём, анализировать текст.

  3. Совершенствовать навыки выразительного чтения, поисковые навыки.

  4. Развивать межпредметные связи.

  5. Развивать творческую активность и стимулировать самореализацию каждого ребенка.

Воспитательные:


  1. Воспитывать наблюдательность, любовь и восхищение своей Родиной, интерес к прошлому Петербурга, любовь к произведениям русских писателей и поэтов;

  2. Пробудить желание задуматься о настоящем и будущем Петербурга, создать свой образ Петербурга сегодняшнего.

  3. Воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений;

  4. Доставить детям эстетическое удовольствие, вызвать положительные эмоции при слушании стихов, музыки, рассматривании иллюстраций с видами города.

Основные формы работы:

  1. фронтальная;

  2. индивидуальная;

  3. консультативная;


Оборудование:

Презентация к уроку: «Люблю тебя, Петра творенье…»

Стенды: 1) «Красуйся, город Петров…» 2) « На берегу пустынных волн…» 3) «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет».

Иллюстрации:

1) памятник Петру Великому скульптора Фальконе.

2) Портрет Дени Дидро.

Фрагменты видеофильмов:

«А.С.Пушкин 'Медный всадник'. Вступление»,

«Легенда о строительстве Санкт Петербурга», отрывок о создании памятника Петру Великому «Медный всадник»,

«Достопримечательности Санкт-Петербурга».

Аудиофайлы для сопровождения чтения стихов поэта.

Книжная выставка.

Произведения А.С. Пушкина «Медный всадник», «Арап Петра Великого», поэзия А.С. Пушкина, книги «Петербургский мираж», «Гранитный город», сборник стихотворений «Люблю тебя, Петра творенье».







ХОД УРОКА.



ЭПИГРАФ К УРОКУ:

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия…



  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Учитель: Александр Сергеевич Пушкин - автор изумительных лирических стихотворений, создатель мудрых поэм, чудесных сказок, исторических драм и романов. У каждого Пушкин свой. Он входит в нашу жизнь в самом начале, и уже не покидает до конца.

Сегодня мы с вами мысленно перенесемся в Санкт-Петербург 19 столетия, где поэт прожил большую часть своей жизни - 26 лет. 


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Учитель:

« С благоговеньем и тоской объемлю грозный мрамор твой…»

Пушкин и Петербург …

Они неразделимы в той же мере, что Пушкин и Россия. Недаром же сказал

А. И. Герцен: «Пушкин до глубины души русский – русский петербургского периода».

Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь же вдохновенно воспет, как Петербург Пушкиным.

Открыв для себя и запечатлев в бессмертной поэзии красоту города на Неве, Пушкин одухотворил его, украсил своим гением и стал, таким образом, соучастником того высокохудожественного понятия, которое мы называем «Петербург».

Петербург дал Пушкину тему и художественные краски для создания наиболее совершенного из его произведений.

В 1833 году А.С. Пушкин закончил работу над поэмой «Медный всадник», которую он сам называл «петербургскую повестью». Петербург в ней – место действия, основная тема, объект эстетического восхищения. Непревзойденный в своем совершенстве вот уже полтора столетия звучит пушкинский вдохновенный гимн городу:


(Чтение отрывка из поэмы «Медный всадник».)



Ученик.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла ,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса

Одна заря сменит другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой

Девичьи лица ярче роз…


Учитель.

Его первые стихотворные опыты связаны с Царским Селом. Под сенью Царскосельских лип, в своей «студенческой келье» впервые узнал Пушкин радость творения, пережил неведомое доселе волнение, когда сам Державин благословил его на поэтический путь.

Время мужания пушкинской поэзии пришлось на трехлетие после Лицея. Стихи его закалялись в пламени дум и речей будущих декабристов, выйдя из их горнила обращенными против самодержавия и деспотизма. В Петербурге к Пушкину пришла слава первого поэта России. Признание было ранним и всеобщим, его символизировала знаменитая надпись Жуковского на портрете, подаренном молодому поэту: « Победителю – ученику от побежденного учителя…»

Предвестием опалы после – декабристских лет стала ссылка

А.С. Пушкина за вольнолюбивые стихи весной 1820 года. Новую встречу с Петербургом судьба готовила после 6-летнего изгнания. Это уже был другой Петербург - николаевская столица:

«Николай вернул Пушкина из ссылки – писал А.И. Герцен – через несколько дней после того, как были повешены по его приказу герои 14 декабря. Своею милостью он хотел погубить его в общественном мнении, а знаками своего расположения – покорить его».

Но замысел царя провалился. Последние пять лет жизни Пушкина в Петербурге – годы неравного противостояния поэта царю, «светские черни», всему, что олицетворяло собою самодержавный Петербург. С самосознанием гения и дерзким вызовом поэт противопоставил свой памятник символу столицы:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.


«Медный всадник» - жемчужина мировой поэзии, последняя его поэма. «Высочайший цензор» не разрешил печатать поэму.

Закрепление литературоведческих понятий.

- Что же такое поэма?

1. Работа со словарём по литературе.

(Поэма - ( греч. – творение)- один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.)


Учитель:

«Медный всадник» был опубликован лишь после смерти Пушкина со многими цензурными искажениями. В этом произведении А.С. Пушкин поднимает сложнейшую проблему взаимоотношений личности и государства. Государственное начало олицетворено в символическом образе Петра – Медного всадника. Признавая историческую правоту великого преобразователя России, Пушкин начинает поэму восторженным гимном созданному Петром городу. Пушкинский Петербург – понятие особенное, может быть единственное в своем роде. Любуясь городом в белую ночь, невозможно не обратиться мысленно к строкам: «…твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак, блеск безлунный…»

Ученик.

Как часто осенняя непогода на берегу Невы воскрешает в памяти пушкинские строки:

дышал

Ненастный ветер. Мрачный вал

Плескал на пристань, ропща пени

И боясь об гладкие ступени,

Как челобитчик у дверей

Ему не внемлющих судей.


Учитель.

В 30-е годы все больше интересовала А.С. Пушкина русская история, а в ней – личность Петра Первого, который с точки зрения поэта, « один есть целая всемирная история».29 мая 1934 года Пушкин писал Наталье Николаевне :«Ты спрашиваешь меня о« Петре»? Идёт помаленьку; скопляю материалы - привожу в порядок – и вдруг вылью медный памятник, которого нельзя будет перетаскивать с одного конца города на другой, с площади на площадь, из переулка в переулок».

В письме содержится намек на бронзовый монумент Петра 1 работы К.- Б. Растрелли, созданный еще при жизни Петра 1 , но отлитый в бронзе только в 1745-1747 годах и долго хранившийся на складах Канцелярии строений. Лишь в 1800 году изменено было намерение установить его у здания Двенадцати коллегий, и памятник занял место перед инженерным замком.

Однако Пушкина привлёк другой скульптурный памятник Петру Великому – тот, что возвышался на Сенатской площади.


2. (Послушайте сообщение учащихся о монументе Фальконе).


Ученик:

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сём коне какой огонь!

Когда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?



Учитель.

Монументу, созданному Фальконе, немного равных в мировой скульптуре. Именно он оказался в центре общей торжественной панорамы города, нарисованной поэтом в «петербургской повести». Памятник Петру 1 стал для скульптора делом всей его жизни. Художник- мыслитель был приглашён Екатериной II из Франции через посредство Д. Дидро, который напутствовал скульптора словами:

«Помни, Фальконе, что ты должен либо умереть на работе, либо создать великолепного коня».


3.Просмотр видеофрагмента о создании памятника Петру Великому «Медный всадник» (Э.Фальконе)


Учитель: В памятнике Петру 1 скульптор хотел показать людям прекрасный образ созидателя, государственного деятеля, героя, благодетеля своей страны – « гигант на бронзовом коне»

«простирает свою десницу над объезжаемой им страной…

Он поднимается наверх скалы, служащей пьедесталом, - это эмблема побежденных трудностей».


Ученик.

Голову Петра с незаурядным мастерством, достигнув большого портретного сходства, вылепила ученица скульптора Мари Анн Колло; змею, представляющую символ сокрушенных врагов России и технически выполняющую роль опоры, исполнил скульптор Ф.Г. Гордеев.

Учитель.

Обратите внимание на портрет Д. Дидро и послушайте, какую высокую оценку он дал памятнику, созданному великим, знаменитым скульптором.

Ученик:

Д. Дидро оценил его так: « Правда природы сохранена во всей своей чистоте. Но ваш гений сумел придать ей обаяние поэзии, которая возвеличивает и поражает… Он (памятник) колоссален, но вместе с тем он лёгок; он силен, но изящен…. Детали несколько не ослабляют впечатления целого. В нем всё соразмерно. Ни в одном месте не ощущается ни напряжение, ни труд скульптора; кажется, будто это сделано в один день».

Ученица:

Об этом творении Фальконе много писали и до Пушкина, и после него. Но никто не сделал это с такой художественной силой и выразительностью. Только талант Пушкина позволил в полном соответствии с замыслом скульптора воплотить в слове динамику и пластику, «прочесть» и выразить символику памятника:

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?



Учитель.

С лёгкой руки Пушкина вот уже несколько поколений люди называют этот памятник «Медным всадником». Пушкин обладал необходимым для историка качеством, о котором писал П.А. Вяземский:

«Пушкин… мог отрешить себя от присущего и воссоздавать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами, событиями, нравами, порядками, давным-давно замененными новыми поколениями, новыми порядками, новым общественным и гражданским строем»…

В чеканных торжественных стихах вступления к «Медному всаднику» Пушкин воспел Петра I- человека большого государственного ума, царя – преобразователя, дерзновенно замыслившего для блага России «в Европу прорубить окно».

А.С. Пушкин не скрывает свое восхищение перед личностью Петра и слагает в его честь поэтический гимн:

4.Просмотр видеофрагмента: «А.С. Пушкин «Медный всадник». Вступление».


На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И в даль глядел. Пред ними широко.

Река неслась ; бедный чёлн

По лесистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам

И запируем на просторе.


5. Беседа по прочитанному отрывку. Анализ «Вступления».


1.Каким вы представляете город Петра?

2.Как Пушкин передает свое отношение к личности Петра?


6. Творческое задание

Используя отрывки, посвященные Петру 1, попробуйте нарисовать его портрет.

7.Индивидуальное задание. Сообщение о Петре Великом.

Личность Петра.

Учитель: Как вы относитесь к личности Петра, основателя Петербурга?

( Беседа.)

Позиция учащихся:

Страна нуждалась в реформах, Петр реформировал Россию по образу и подобию Европы, это объясняется тем, что гораздо лучше строить новое общество, опираясь на чужой опыт – это дает возможность избежать каких – то ошибок.

Что касается того, что после правления Петра народ, оставленный царем, подвергался бесконечным стихийным бедствиям – да, эта мысль есть в произведении, однако, обратимся ко второй части. Она представляет собой продолжение темы наводнения 1824 года, соединенное с рассказом некого майора Батурина: Император в ожидании штурма наполеоновскими войсками северной столицы предлагал вывезти вместе с другими ценностями и статую Петра. Майор Батурин утверждал, что ему постоянно снится один и тот же сон: будто бы он стоит на Сенатской площади и смотрит на памятник Петру.

Вдруг майор замечает, что конь сходит с гранитного постамента и вместе с всадником направляется по улице в сторону Каменного острова, где тогда жил император Александр I. Оглушенный топотом медных копыт по булыжной мостовой, Батурин спешит вслед за истуканом. Во дворе каменноостровского дворца к истукану выходит император Александр Павлович. К нему обращен укор Петра Великого: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но пока я на месте, - моему городу нечего опасаться». Пораженный пересказом майорского сна, Александр I не посмел тронуть статую.

И поныне ходит легенда, что перед наводнениями Петр сходит со своего постамента и, объезжая на коне город, предупреждает людей об опасности.

Даже после своей смерти царь остался с народом.


Учитель.

С детства каждому памятны строки Пушкина:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

Но каждый ли задумывался, а о какой, собственно, природе размышляет в данном случае поэт? Ведь природа в обычном понимании этого слова, напротив, всеми силами как будто противоречит замыслу Петра: град выстроен на топких, болотистых, низких местах, в то время как, по обычаю веков, русские города возводились на возвышенностях, всхолмьях гордо и скоро на удивление недругам.

Очевидно, в строках Пушкина речь идет о другой природе – о природе вещей в философском понимании этого слова. «Силою вещей» (воспользуемся другим выражением поэта) необходимо было именно в этом месте и ни в каком другом месте возвести «дивный град», новую столицу России. Таков был гениальный замысел, осуществленный двести девяносто восемь лет назад…

Город вызван был «из топи блат» не личной прихотью царя, но государственной необходимостью.

Ученик.

8.Индивидуальное задание. Сообщение учащегося.

«РОЖДЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА»:

В течение всего, «осьмнадцатого столетия» наследники идей и начинаний Петровских, как умели, воплощали в жизнь задуманное великим основателем. Весь 17 век пронизан пафосом построения града: безымянный строители гибли, задыхаясь в миазмах чухонских болот, а историки бесстрастно записывали имена неземных архитекторов, ведавших градостроительными работами, пытавшихся привить в Северной пальмире образцы прославленных творений европейского искусства. Но, попадая на русскую, петербургскую почву , разноликие эти строения подступая друг к другу, приобретали неповторимые черты, образуя единственные в своем роде, национальные архитектурные ансамбли. Петербургские церкви не играли причудливыми формами и красками, как московский Василий Блаженный, нет – темный, массивный Исаакий мраморными колоннами, обтёсанными умными руками Самсона Суханова и его помощников, так грузно опирался на землю, что она подавалась над ним и за целость его была постоянная тревога. И Казанский собор, охвативший пространство объятиями своих колоннад, крепко вковался в свою площадь на Невском и не улетал лёгкой колокольней ввысь. Плотно вбивали Петербург в топкую землю, чтобы придать породившей его идее еще большую незыблемость и значимость.

9.Просмотр видеофрагмента «Легенда о рождении Санкт-Петербурга».


Ученик.

СООБЩЕНИЕ О НАВОДНЕНИИ 1824 года

Построенный на зыбких болотистых берегах Невы, которые окончательно сложились лишь во времена Христа и Понтия Пилата, Петербург не казался прочным, стабильным, а тем более вечным. Не прошло и четырех месяцев со дня основания города, как стихия показала человеку свою силу и его слабость: в ночь с 30 августа 1703 года Нева внезапно вышла из берегов, затопила лагерь Репнина, унесла в море приготовленный для стройки лес, залила водой склады. И в последующие десятилетия и века этот сильный до вязкости ветер с моря, это чёрная нагонная вода, со зловещим плеском пробиравшаяся во все уголки города, придавали мало оптимизма его жителям.

Учитель.

Нет равной пушкинской по силе поэтического совершенства картины наводнения, в центре которой – образ Невы – словно одушевленное, живое существо.


Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной,

Нева металась, как больной,

В своей пастели беспокойной.

*** ***

И вдруг, как зверь остервеняясь,

На город кинулась.

*** ***

Осада! Приступ! Злые волны,

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбега стёкла бьют кармой.

*** ***

И тяжело Нева дышала,

Как с битвы прибежавший конь.



Учитель.

Но прошло сто лет. Мечта Петра исполнилась: окно в Европу прорублено, на берегах Невы раскинулся прекрасный город, вызывающий любовь и восхищение Пушкина. Поэт отбирает самое прекрасное, что есть в этом городе, его белые ночи, набережные, его зимнюю красу, дворцы, просторы Невы, мосты, Адмиралтейство- всё лучшее, что было в пушкинском Петербурге.

А посреди столицы, там, где стоял Пётр, на берегу пустынных волн поднялся Медный всадник, великолепный памятник, славящий юную мощь России. Памятник Петру I и поныне стоит над Невою в «неколебимой вышине» и как бы знаменует победу человеческой воли над стихийными силами природы и несокрушимость исторических дел основателя города. Гимном ему звучат слова поэта: Красуйся град Петров, и стой Неколебимо, как Россия…

Под пером поэта возникла картина рождения Петербурга.


10. Анализ картины «Красуйся, град Петров».

11. Работа с текстом.

Послушайте отрывок и ответьте на вопросы.


Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там

По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Тёмнозелёными садами

Ёё покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.


Вопросы по тексту.

1) Как Пушкин передаёт своё отношение к городу на Неве? ( Своё отношение к Петербургу поэт выражает словом «люблю» и называет, что ему дорого в северной столице). …

2) Какие художественные средства использует поэт? (Свою любовь, восхищение Пушкин передает торжественным слогом, используя эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы.

Кроме того, поэт использует описательные выражения: Петербург-град Петров, Петра творенье; финский рыболов, печальный пасынок природы.)

3) Что такое эпитеты, сравнения, гипербола?

4) Найдите в тексте эпитеты, сравнения, гиперболу.

Эпитеты: строгий, стройный вид; державное теченье; оград узор чугунный; прозрачный сумрак, блеск безлунный, пустынных улиц и т.п.

Сравнения: И перед Младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей

Порфироносная вдова;

Девичьи лица ярче роз;

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия…

Гипербола:

…. Корабли

Толпой со всех концов Земли

К богатым пристаням стремятся.

Вопрос. Задание.

5) Вспомните, что называется метафорой и найдите метафоры в данном отрывке.

Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или по контрасту.

В данном отрывке из поэмы « Медный всадник» немало метафор: задумчивых ночей, спящие громады, золотые небеса (сходства цвета), заря спешит, бег санок и т.д.

Учитель.

Своеобразным контрастом этой чуть ли не волшебной феерии является прозаически достоверное описание Петербурга в « Арапе Петра Великого «как новорожденной столицы, «которая подымалась из болота по манию самодержавия. Обнаженные плотины, каналы без набережной, деревянные мосты повсюду являли недавнюю победу человеческой воли над супротивлением стихий. Дома казались наскоро построены. Во всем городе не было ничего великолепного, кроме Невы, не украшенной ещё гранитною рамою, но уже покрытой военными и торговыми судами». Пушкин пропел чудный гимн прекрасному городу Петербургу в поэме «Медный всадник». Им создана торжественная, величественная, праздничная картина города.

Задуманный Петром Великим как образцовый, правильный, регулярный, геометрически выверенный, Петербург стал не только одним из самых прекрасных городов мира, но и, быть может, самым фантастическим и самым лирическим таким, который нельзя не любить и невозможно забыть.

Поэзия, люди, их жизнь, память, чувства одушевили схемы петровских чертежей, сделали город живым, теплым, родным. Унылые линии, тянущиеся от воды до воды, стали для миллионов людей линиями жизни.


Ученик.

«Вы- линии! В вас осталась память петровского Петербурга. Параллельные линии некогда провел Петр, и они обросли то гранитом, то каменным, то деревянным забориком: линия Петра превратилась в линию позднейшей эпохи: в екатерининскую округленную, в строй колоннад. Меж громадин остались петровские домики: вон -бревенчатый; вон -зеленый; вон синий, одноэтажный, с ярко-красной вывеской «Столовая», прямо в нос еще бьют разнообразные запахи: пахнет солью морскою, селедкою, канатами, кожаной курткой и трубкой и –прибрежным брезентом. О линии…. Как они изменились, как и их изменили суровые дни!»


Ученик.

Одному поэту ( Андрею Белому) вторит другой:

Ни страны, ни погоста

Не хочу выбирать.-

На Васильевский остров

Я приду умирать.

Твой фасад темно-синий

Я впотьмах не найду,

Между выцветших линий

На асфальт упаду…


Учитель.

А.С. Пушкин воспринимал Петербург и в его противоречиях, и в его историческом развитии: от «Петра творенья», прекрасного, дивного « юного града», до «свинского Петербурга- николаевской столицы:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит….

Наш пушкинский Петербург- не только тот, который представлялся глазам поэтаи был им воспет. Для нас это еще и многие дорогие места, овеянные памятью о нем:

Царское Село, ставшее теперь городом Пушкиным; Летний сад, старинный дом на берегу Мойки, где скончался поэт; Александрийский театр, носящий имя Пушкина; торжественная, величественная Пушкинская площадь на Стрелке Васильевского острова; вдохновенный памятник поэту, созданный скульптором М.К. Аникушиным, на площади Искусств…

И наконец, Пушкинский Дом ( Институт русской литературы Академии наук), где хранится самое народное достояние – рукописи поэта и его библиотека.



12. Индивидуальное задание.

СООБЩЕНИЕ О ПУШКИНСКОМ ДОМЕ.

Пушкинский дом был создан еще в 1905 году и воспевался в своих произведении Александром Блоком. В наше время, в Доме проводится работа, которая включает в себя множество направлений деятельности — научную, библиотечную, музейную. В его структуре находится самый старый литературный музей России. Он располагается в корпусе бывшей Морской таможенной службы с 1927 года. Здание построено по проекту зодчего И. Лукини.

В этих стенах проходят презентации книг современных русских писателей, проводятся конференции, при его поддержке выходит журнал «Русская Литература». Пушкинский дом активно развивает научную деятельность в литературной сфере.

Экспозиция музея посвящена русской литературе. Другую подобную коллекцию в России вряд ли возможно найти — она бережно и долго пополнялась различными подлинными вещами отечественных писателей. Недавно выставочный зал отремонтировали и добавили новые экспонаты — например, автографы Лермонтова и Гоголя, рисунки Достоевского и Тургенева на страницах собственных рукописей.

В музее Пушкинского дома работают пять постоянно действующих выставок. Две из них посвящаются русской литературе первой и второй половинам XIX века, третья и четвертая — жизненному пути и творческим произведениям Михаила Лермонтова и Льва Толстого, пятая рассказывает о роли Серебряного века в литературе России.

Парадные залы встречают посетителей портретами писателей и поэтов 17-19 веков, редкими фото из их жизни, предметами быта и художественными произведениями, иллюстрациями к книгам. Особое место в экспозиции отведено личным вещам классиков русской литературы.

В Пушкинском доме проводятся популярные выставки, которые посвящаются юбилейным датам российских литераторов. Кроме музея, в состав Пушкинского дома входят отделы древнерусской и новой русской литературы, литературы 18-го века и пушкиноведения, библиографии и взаимосвязей, работает аспирантура и проходит публицистическая и издательская деятельность, выпускается методическая литература. На сегодняшний день издательство «Пушкинский дом» предлагает 63 собственных изданий академических произведений.



Учитель.

Имя Пушкинского Дома

В Академии Наук!

Звук понятный и знакомый,

Не пустой для сердца звук!

Это - звоны ледохода

На торжественной реке,

Перекличка парохода

С пароходом вдалеке.

Это - древний Сфинкс, глядящий

Вслед медлительной волне,

Всадник бронзовый, летящий

На недвижном скакуне….


13.Видеофрагмент «Достопримечательности Санкт-Петербурга»


  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.


Беседа с учащимися.

Подведение итогов.


Сегодня мы увидели вместе с Пушкиным необычайную красоту Петербурга, которую создали люди. Но город прекрасен ещё и тем, что природа одарила его естественной прелестью.

Словами современного русского поэта Николая Агнивцева, как истинно поэтическим воплощением понятия «Пушкинский Петербург», я завершаю свое приглашение к уроку «Люблю тебя, Петра творенье…»

Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный славой над Невой,
Где небосвод давно распорот – 
Адмиралтейскою иглой!!
Недаром Пушкин и Растрелли
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните и в стихах!
И – майской ночью в белом дыме,
И – в завываньи зимних пург – 
Ты – всех прекрасней, – несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!





















Приложение.

Книжная выставка.


  1. Петербургский мираж.

« Самым фантастическим городом в мире» называл Петербург Федор Достоевский. Белые ночи, туманы, наводнения всегда придавали городу загадочность, зыбкость миража, эфемерность призрака. Книга представляет собой своеобразную антологию, составленную из произведений

поэтов и писателей ХIХ-ХХ веков, создавших образ города-миража, города, над которым с самого его основания витала угроза исчезновения и гибели.


  1. «Люблю тебя, Петра творенье….»


Книга повествует о пушкинских местах Ленинграда. Она состоит из отдельных очерков, повествующих о памятных местах Петербурга, связанных с именем Пушкина, и прежде всего о домах, где жил и творил великий поэт.

  1. Гранитный город.

В эту книгу вошли высказывания в стихах и прозе о Петербурге, Петрограде и Ленинграде виднейших русских и советских писателей.

  1. Город Пушкин.

Здесь представлены музеи и парки города Пушкина.

Екатерининский дворец- музей.

Екатерининский и Александровский парки.

Петродворец. ( в 29 километрах от Петербурга)

Всемирно - известные дворцово- парковые памятники Петродворца.











Индивидуальные задания. Сообщения учащихся.

1.Строительство Петербурга.

16 мая 1703 года на одном из островов в устье Невы по распоряжению Петра I застучали топоры- строили деревянную крепость, названную Петропавловской (позже её заменили каменной). Это было началом нового города—Петербурга. Прошло едва полгода, как сюда уже прибыло первое иностранное торговое судно. Россия обрела выход в Балтийское море. Для защиты Петербурга со стороны моря в Финском заливе на острове Котлин Пётр приказал построить военно-морскую крепость Кроншлот (позже Кронштадт).

Петербург строился по заранее разработанному плану, с широкими прямыми улицами и каменными домами, набережными , мостами.

Тысячи плотников, каменщиков, других ремесленников, десятки тысяч крестьян из разных концов страны были мобилизованы для возведения нового города у моря, который Пётр I очень любил и называл «парадизом» (раем).



2. Пётр Великий

Выдающаяся роль в преобразованиях конца 17-первой четверти 18 века принадлежала Петру I, его глубокому и дальновидному государственному уму, целеустремлённости решительности, твердой воле. Государственной деятельности Петра присущ необычайный размах и всеобъемлющий характер. Петр был предан России, верил в ее гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Недаром А.С. Пушкин назвал Петра «Вечным работником». Столь же примечательна постоянная тяга Петра к знаниям и обучению других. Петр владел 14 ремёслами, в Голландии он получил звание корабельного плотника, в Англии-инженера. Французская Академия наук избрала его своим членом. На суше и на море Петр I был первоклассным полководцем и флотоводцем. Он умел отбирать способных и верных помощников-«птенцов гнезда Петрова».

Очень выразителен был и внешний облик Петра : огромного ( 2 метра 4 сантиметра), необычайной физической силы – он руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Петр ходил так стремительно и столь широкими шагами, что спутники едва поспевали за ним бегом.

В обращении с другими он был прост, но суров, порой до жестокости. В повседневной жизни царь не любил роскоши, хотя азартно участвовал в пирах, маскарадах и других увеселениях по случаю военных побед и других знаменательных событий. Особенно увлекался Петр морским делом и фейерверками. Он досконально знал все мелочи, морской службы и кораблестроения.

В большом и малом он оставался натурой цельной, деятельной и могучей. И в нашей истории он по праву остался Петром Великим.



1. Сообщение учащихся о монументе Фальконе.

2. «РОЖДЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА»:

3. СООБЩЕНИЕ О НАВОДНЕНИИ 1824 года

4. СООБЩЕНИЕ О ПУШКИНСКОМ ДОМЕ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!