СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы на тему "Максим Горький: удивительные страницы биографии. Герои и их судьбы в рассказе "Челкаш"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует расширению у учащихся знаний о творчестве и биографии Максима Горького, развитию функциональных навыков исследования и анализа художественного текста.К уроку имеется приложение. Это сообщение группы учащихся, оформленное в виде слайдовой презентации "Максим Горький: удивительные страницы биографии"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы на тему "Максим Горький: удивительные страницы биографии. Герои и их судьбы в рассказе "Челкаш"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Наследие»

МБОУ ЦО «Наследие»











Конспект урока литературы

Класс 8

Тема: Максим Горький: удивительные страницы биографии. Герои и их судьбы в рассказе «Челкаш» (урок 1-й).

Разработчик: Вагапова Эльвира Гимрановна




























Максим Горький: удивительные страницы биографии. Герои и их судьбы в рассказе «Челкаш» (урок 1-й).

Цель:

1) расширять знания о творчестве и биографии Горького;

2) совершенствовать навыки выразительного чтения;

3) развивать функциональные навыки исследования и анализа художественного текста.

Личностные УУД: Умение

- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

– применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные УУД: Умение

– удерживать цель деятельности до получения ее результата;

– планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

– корректировать деятельность;

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

Познавательные УУД: Умение

– анализировать результаты элементарных исследований; фиксировать их результаты;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

– осмысленно читать текст, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, определять основную и второстепенную информацию;

– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);


Коммуникативные УУД: Умение

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

– составлять устные монологические высказывания, письменные тексты, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.



Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности и постановка цели урока.

Учитель здоровается с обучающимися и предлагает вспомнить изученные произведения М.Горького.

Учащиеся: «Детство», сказка «Старый год», «Старуха Изергиль».

Учитель: Какие эпизоды из детства писателя и почему произвели самое глубокое впечатление?

Ответы учащихся

Учитель: Что общего в «Легенде о Данко» и «Легенде о Ларре» и в чем отличие?

Учащиеся: Это истории об отношении человека к жизни и его роли в ней. Одни, как Данко, живут для людей, приносят в жизнь радость, добро и надежду. Другие, как Ларра, проживают жизнь исключительно для себя, пользуясь абсолютно всем, ничего не делая, и не отдавая ничего взамен.

Учитель: В чем, по-мнению, Горького смысл жизни человека?

Учащиеся: Смысл человеческой жизни состоит в служении людям, обществу. Эта мысль подтверждается легендой о Данко.

Учитель: Жизнь самого Максима Горького является примером служения обществу. Для этого с малых лет он накапливал бесценный социальный и духовный опыт. Сегодня мы будем знакомиться с удивительными страницами из жизни Максима Горького, совершенствовать навыки анализа художественного текста и выразительного чтения.

Инициативная группа учащихся, посетившая литературно-мемориальный музей А.М. Горького в г. Казани, подготовила сообщение на тему «Удивительные страницы биографии Максима Горького».


2. Актуализация знаний. Слайдовая презентация

(Приложение №1. Максим Горький: удивительные страницы биографии) .

Жизнь Алексея Пешкова – череда преодолений, приобретения бесценного жизненного опыта. Дед Алеши отправляет внука «в люди». С 11 до 16 лет Горький работает в обувной лавке, чертежной и иконописной мастерских, на пароходной кухне, где в сундуке повара Смурого хранились самые разные книги. Горький перечитал все книги Смурого, что помогло ему выработать привычку к самообразованию.

Когда Горькому исполняется 16 лет, он едет в Казань в надежде поступить в Казанский императорский университет (Слайд 1,2). Но все образование было платным, и Горький вновь зарабатывает на жизнь поденной работой: чернорабочим, грузчиком, пекарем.

В музее воссоздана пекарня Деренкова – подвальная комната с низкими сводами и маленькими окошками, где Алексей работал подручным пекаря Лутонина. С вечера они замешивали по полтора десятка пудов муки в тесто (один пуд – 16 кг), раскатывали его, формировали хлеба, слойки, сдобные булочки, а затем выпекали в печи. В железном котле в кипящем масле варили сушки, булки. Алексей сам выпекал хлеб, а затем разносил его. (Слайд 3)

Однако мечту об образовании Горький не оставляет: общается со студентами,  ходит на собрания свободолюбивой молодежи, которые проходили у Деренкова, посещает кружки самообразования, около трех недель поет на сцене Казанского городского театра в промежутках между трудом разнорабочего, пройдя отбор оперного импресарио. (Слайд 4).

В это же время в хор оперной труппы пробовался пятнадцатилетний Фёдор Шаляпин, которого не приняли. Впоследствии Горький и Шаляпин стали друзьями на долгие годы. (Слайд 5).

В период работы в пекарне Алексей влюбился в Марию Деренкову, сестру Андрея Деренкова, которая не ответила взаимностью Алексею. На ней женился его друг Михаил Ромась. В «приступе малодушия», как писатель позже называл эту попытку, из-за неразделенной любви, известия о смерти «ангела», любимой бабушки Акулины Ивановны, но и тяжёлой жизни и душевного одиночества в Казани, Горький стрелял в себя. (Слайд 6).

Горький чуть не погиб от потери крови. Его сразу же обнаружил сторож близлежащего монастыря. Земский врач, осмотрев юношу, сказал, что к утру отойдет, и ушел домой. На смену заступил молодой доктор, который после университета работал над диссертацией. Осмотрев Алексея, он решил его прооперировать. Достал пулю из грудной клетки, тем самым спас Горькому жизнь. Это было второе рождение Алексея.

После «выздоровления» летом 1888года Горький уехал в странствие по России. Он исходил всю южную Россию – от Астрахани до Москвы, побывал в Южной Бессарабии, в Крыму и на Кавказе. Чтобы заработать на хлеб, Горький становился батраком в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских. Ему удалось глубоко узнать жизнь «босяков»- людей, опустившихся на самое дно, но сохранивших в себе человеческие качества.

Через год Горький вернулся в Казань, впоследствии еще не раз посещал город - в 1890, 1928 годах.

Горький дружил с татарскими писателями. Целая плеяда мастеров считала его своим учителем. Еще 1910-х гг. он задумал издать сборник татарской литературы, но реализовать идею не получилось. Зато благодаря Горькому впервые в мире на русском языке были изданы стихи Тукая. (Слайд 7).

Переписывались с Горьким Шамиль Усманов и Кави Наджми. В 1926 году Кави Наджми послал ему свой рассказ «Жребий» и получил совет: «Истинная красота и мудрость – в простоте. Слова должны быть простые и ясные». (Слайд 8).

В Казани писатель особенно любил Татарскую слободу и вообще очень тепло относился к татарской культуре. «Здесь живут какой-то особенно чистоплотной жизнью добродушные и ласковые люди» («Мои университеты», 1923). Уважительное отношение к татарскому народу Горький сохранил на всю жизнь, как, впрочем, и к любому другому. Сегодня его назвали бы интернационалистом и просто образцом толерантности. (Слайд 9).


3. Работа с художественным текстом.


Учитель: Во время странствования по России Горький близко знакомится со всеми слоями российского общества. Особенно его интересуют обитатели трущоб, ночлежек, портовые босяки. Писатель задумывается над тем, что заставляет человека порвать со своей средой, изменить образ жизни. Именно в годы странствий Алексей Пешков превращается в Максима Горького: именно этим псевдонимом он подписывает свой первый появившийся в печати рассказ «Макар Чудра».

В рассказе «Вывод» Горький повествует о том, как во времена странствований в селе Кандыбово Херсонской области он вступился за истязаемую женщину и был избит до полусмерти. Мужики, которые избивали его, решили, что он уже мертв, и выбросили его в кусты. Там его нашли и подобрали проезжие люди. Горький очутился в больнице города Николаева, где встретился с одесским босяком. Тот рассказал писателю случай, который стал основой рассказа «Челкаш». Горького изумила беззлобная насмешливость босяка, поведавшего ему один случай из своей жизни.

В 1895 году в столичном журнале «Русское богатство» впервые опубликован рассказ Горького «Челкаш». Откроем рассказ и начнем комментированное чтение. Перед чтением подумаем, почему цифра, обозначающая первую главу, стоит не в начале рассказа, а только на второй странице?

Учащиеся: Возможно, перед нами экспозиция: автор рисует картину, на фоне которой разворачивается действие. Возможно, эта картина играет особую роль.

(Чтение вступления учащимися вслух.)

Учитель: Какой композиционный прием лежит в основе нарисованной Горьким картины? Задание-помощник: выделим ключевые слова в тексте.

Учащиеся: Небо, море, закованное в гранит, подавленное судами; грохот, металлический вопль, гром гавани, свистки пароходов, стук дерева, дребезжание телег.

Учащиеся: Еле слышные голоса людей слабы и смешны; пыльные, оборванные, юркие фигурки людей ничтожны по сравнению с грудами товаров. В основе нарисованной писателем картины лежит антитеза.

Учитель: Что такое антитеза?

Учащиеся: Стилистическая фигура, которая служит усилению выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.

Учитель: Какова роль антитезы?

Учащиеся: Противопоставление заостряет мысль, помогает организовать текст. Резкость и контраст обращают на себя внимание, и мы видим несоответствие.

Учитель: Результат: яркая эмоциональная окраска, выразительность и, нередко, жестокая ирония.

Определим роль вступления в рассказе и роль антитезы.

Учащиеся: Во вступлении автор описывает место действия, дает представление об окружающей среде главных героев. Противопоставление обращает внимание на несоответствие: люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличело их». Но они вынуждены работать, чтобы заработать «несколько фунтов тоже хлеба для своего желудка».

Учитель: Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя конфликты различного значения и масштаба. Определите конфликт вступления.

Учащиеся: Конфликт человека и научного прогресса.

Учитель: Горький хорошо был знаком со взглядами социалистов, которые считали, что труд должен быть радостным и созидающим. Труд, который описан во вступлении, не такой: это «рабский труд», тяжелый и бессмысленно-отупляющий.


4. Рефлексия. Осмысливаем результаты работы.

(Вспомнили произведения Горького и наиболее яркие эпизоды из них. Познакомились с удивительными страницами из жизни писателя: работа в пекарне Деренкова, попытка самоубийства, пение на сцене Казанского городского театра, дружба с Шаляпиным, с татарскими писателями. Познакомились с историей создания рассказа «Челкаш»,работали с понятием «антитеза»).

5. Домашнее задание.

Прочитать рассказ «Челкаш» до конца.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!