СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы по сказу Н.С.Лескова "Левша"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы и обществознания в 6 классе по сказу "Левша" Н.С Лескова по теме: "Успех не придет к вам. Вы сами должны дойти до нее".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы по сказу Н.С.Лескова "Левша"»

Тема урока: «Успех не придёт к вам. Вы сами должны дойти до него».

Класс 6 Г

Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Егорова М.П., учитель истории и обществознания Новикова О.Н.

Предмет: обществознание и литература

Тип урока: открытие новых знаний и умений и их применение

Цель урока: закрепить составляющие жизненного успеха, пути и способы его достижения.

Задачи урока:

  • осмыслить понятие “жизненного успеха”; вывести формулу жизненного успеха;

  • способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей;

  • прийти к идее о том, что жизненный успех – это залог усердной работы;

  • способствовать формированию ценности трудовой деятельности; применению полученной информации в практической деятельности.

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: сформулируют понятие “жизненный успех”, выведут формулу составляющих жизненного успеха; получат возможность научиться работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры-действия в новом учебном материале; работают в сотрудничестве с учителем.

  • Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения.

  • Коммуникативные: проявляют умение взаимодействовать в ходе коллективного решения проблемы, участвуют в дискуссии, понимают позицию партнёра, аргументируют собственную точку зрения.

  • Личностные УУД: определяют целостный, социально-ориентированный выбор позитивного программирования своего жизненного пути; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой.





Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

момент.

Здравствуйте, дорогие гости и ребята! Я рада вас видеть! Садимся. Сегодня у нас интегрированный урок обществознания и литературы. Одну проблему мы будем рассматривать с точки зрения двух предметов.




( садятся)

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.



Посмотрите внимательно на изображения

( слайд 1). Что их объединяет?







Отлично. Тема заявленного урока «Успех не придёт к вам. Вы сами должны дойти до него».





Давайте с вами вспомним, в каких литературных произведениях, изучаемых в этом году, упорство литературных героев помогло им добиться успеха? ( слайд 3)







Правильно! В произведении Н.С. Лескова «Левша» главный герой, действительно, добился определённых высот. ( слайд 4)









Значит, какие цели мы ставим на этом уроке? Что хотим узнать и чему хотим научиться?



Учащиеся отвечают, что тема урока про успех. А именно, то, что к успеху мы должны идти сами.

















(отвечают, называют произведение «Левша» Н.С. Лескова)















Хотим закрепить и вывести составляющие жизненного успеха.











.




3. Актуализация знаний.




Ребята, давайте вспомним, что такое успех?







Суть всех определений и ваших ассоциаций сводится к тому, что успех- достижение поставленных целей в задуманном деле. ( слайд 5)



На ваших партах лежат карточки , где выведена формула жизненного успеха ( слайд 6)

(Приложение 1)



Давайте разберем каждую из них. Что значит цель?



Правильно! Что такое трудолюбие?







Молодцы! Что означает правильный выбор профессии?



Правильно. Чем важна тогда поддержка близких в достижении успеха?







Вы считаете себя патриотами своей страны? Как соотносится патриотизм с успехом?



Превосходно! А сейчас Дьяченко Мария хочет нам рассказать про успех своей бабушки. Маша, предоставляю слово тебе. ( слайд 7–10)





Спасибо, очень интересно.

А как вы думаете, какое новое слагаемое успеха можно вывести на основе рассказа Марии?







Правильно. Запишем. (слайд 12)

Мы с вами рассмотрели слагаемые успеха. Дальше попробуем выяснить, что же помогло Левше из сказа Николая Семеновича Лескова « Левша» добиться успеха?





Успех – это достижение чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты.





















Это то, к чему стремятся.



Это качество человека, когда он стремится к труду, проявляет старание и усердие.



Значит, выбрать труд по склонностям и интересам.



Когда есть поддержка близких, можно справиться с любой проблемой.





Да. Патриоты ставят интересы страны выше своих собственных и работают с преданностью за ее улучшение.



Рассказывает про успехи своей бабушки. Закрепляет успехи своей бабушки слагаемыми успеха.





Образование, т.к. даёт необходимые знания и навыки в будущей профессии.







Записывают.


4. Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания. Первичное закрепление







































Рефлексия














Первичная проверка понимания






















Рефлексия




Первичная проверка понимания
























Первичная проверка понимания

















Первичная проверка понимания















Рефлексия









Первичное проверка понимания












































5.Рефлексия

( подведение итогов занятия)


















6.Домашнее задание

Кто хочет рассказать нам про Левшу? (слайд 11)





































Каковы же слагаемые успеха у главного героя в сказе? Будем смотреть на нашу формулу, и закреплять слагаемые успеха на примере жизни Левшы.




Попробуйте догадаться по фрагменту из фильма, какое качество мастеров показано?

(слайд 13)











Молодцы. Можно ли сказать, что Левша – талантлив?











Молодцы, запишем в слагаемые успеха.

( слайд 15)



Да, действительно, талант и умения Левши и его товарищей поражают нас. Обладает ли Левша хорошим здоровьем?





Да, чтобы добиться успеха, немаловажную роль играет хорошее здоровье, но в случае с Левшой, даже слабое здоровье не мешает добиваться успехов.





Есть ли сильная мотивация у Левши и их товарищей?





















Молодцы! Как думаете, преданность к своей Родине может являться слагаемым успеха?









Правильно!

«Смелость города берёт». Относится ли это к Левше?

Правильно! Дополним к слагаемым успеха.

(слайд 16)



Ребята, что способствует жизненному успеху, мы определили. А какие факторы мешают успеху? Попробуем ответить на этот вопрос. ( слайд 17)











Отлично. Давайте подтвердим всё вышесказанное на основе содержания сказа.






















Правильно! А что с ним стало, когда он вернулся в Россию?








Ребята, мы сегодня много говорили о том, как добиться в жизни успеха. Составили формулу успеха. У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной и бессмысленной.

И наш урок я закончу словами Марвы Коллин «Успех не придет к Вам. Вы сами должны дойти до него».



У вас на столах лежат листочки с таблицей «Плюс – минус–интересно» с объяснениями каждого столбца. Заполните таблицу. (слайд 18) (Приложение 2)



Написать сочинение на тему «Мой жизненный путь», где вы должны указать, чего вы хотите добиться, какие знания и качества вам для этого понадобятся.

( слайд 19)


(Отвечает подготовленный ученик)

Левша – главный герой сказа. Появляется только в шестой главе. Он – лучший мастер, косой, да ещё левша. Его глаза настолько «пристрелявши», что никакой “мелкоскоп ему не нужен”. Вместе со своими товарищами оружейниками он сумел подковать «англицкую» блоху. Едет с Платовым в Англию. Мастера этой страны восхищаются талантом Левши, просят остаться и работать здесь. А Левша скучает в Англии и торопится домой, потому что разгадал тайну английского оружия, но об этом мы узнаем в конце сказа, когда умирая, он велит передать государю, что у англичан «ружья кирпичом не чистят, пусть, чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся”.









Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они довели все до конца. Левша - упорный, трудолюбивый человек. Он и два других мастера работают над блохой без перерыва несколько дней.





Среди трех тульских мастеров Левша - самый талантливый. Он выполняет самую тонкую работу: он выковывает не саму подкову для блохи, а гвоздики к подкове, и при этом ставит на гвоздиках свое имя.



Записывают.





Левша страдает косоглазием, но, несмотря на это, он имеет остроту зрения, что работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов. Причем выполняет самую тонкую часть изделия.











Левша предан своему делу, отечеству. Мастер не боится встречи с русским императором. Не смущают его, что он предстал перед самим императором в рваной одежде. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировал на подковках имена мастеров, в чем именно заключалась его работа.





Отвечают. Преданный русскому народу, косой умелец Левша не остался за границей, не стал искать выгоды для себя, даже умирая, думал о том, как помочь Родине. Патриотизм простого крестьянина поражает.





Да, относится.

Записывают.







Отвечают. Слабая мотивация, лень, отсутствие образования, неразвитые способности, плохое здоровье, отсутствие поддержки.





Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.

 У Левши есть золотые руки, но не хватает технических знаний, надо учиться, ему предлагают англичане получить образование и остаться жить в Англии, но Левша не остаётся.



Умирает никому ненужный, так и не получив поддержку со стороны государства.

























Записывают домашнее задание