МОУ Ишненская СОШ
М.Горький «Макар Чудра»
Учитель:
Пелевина Т.З.
201 6-2017 уч. год
Цель урока
Вспомнить
- биографию М. Горького (кратко);
- литературное направление «романтизм»;
- краткое содержание рассказа «Макар Чудра»;
Проанализировать произведение «Макар Чудра»;
Выполнить
тест
Биография М.Горького
«Талант несомненный и причем настоящий, большой талант».
А.П. Чехов
«Настоящий человек из народа».
Л. Н. Толстой
Романтизм
Романтизм – ведущее направление в литературе 19 века.
Основные особенности направления:
- выступление против строгих канонов классицизма;
- стремление изобразить идеальный национальный характер;
- двоемирие: противопоставление реальному миру мира идеального, вымышленного;
- особый романтический язык:
- эмоциональные и оценочные эпитеты, необычные метафоры и сравнения, фантастика, гротеск, символы, др.;
- герой-борец, сильная личность, одинок, он не может быть счастлив в этом мире и зачастую гибнет.
Отличительные черты романтического героя
- Гордый;
- сильный;
- свободолюбивый;
- одинокий;
- разрушитель сонного прозябания большинства;
- гордая непокорность судьбе;
- цельность натуры;
- героичность характера;
- стремление к ничем не стесняемой свободе
Вывод: стремление к свободе
Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу людям, Буревестник, реющий “над седой равниной моря” — всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти.
«Макар Чудра»
Старый цыган Макар Чудра утверждает, что человек, обрекший себя на рабскую участь, не видит главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью. Для примера он рассказывает быль о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе.
Кадр из кинофильма по рассказам М. Горького
«Табор уходит в небо»
Композиция - рассказ в рассказе
- 1 часть - романтический пейзаж;
- 2 часть - романтический портрет Макара Чудры;
- 3 часть - диалог рассказчика и Макара Чудры;
- 4 часть - легенда-быль о Лойко и Радде, рассказанная главным героем М.Чудрой;
- 5 часть - романтический пейзаж
Сюжет
Романтическая ночь у костра… Горит костёр…
Старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю.
Быль, рассказанная Чудрой
Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался. (Стр. 11-12)
Быль, рассказанная Чудрой
В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат
любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде и пнула кошель с деньгами в грязь .
(Стр. 12)
Быль, рассказанная Чудрой
Однажды в табор приехал Зобар. Заиграл он на скрипке, и многие заплакали, и Радда похвалила скрипку Зобара.
Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда.
Быль
Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко, а окружающие знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».
Быль, рассказанная Чудрой
Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь. (Стр. 16)
Быль, рассказанная Чудрой
Убежал в степь Зобар, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды .
Быль
Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и увидел, что «одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.
Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть.
Быль
Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.
(Стр. 19)
Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар.
«Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
Анализ рассказа
Основная мысль (идея) произведения: свобода – высшая беспрекослов-ная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви. Главный герой рассказа на вопрос «Зачем живёт на свете человек»? отвечает: «Жить и всё тут».
Анализ рассказа
- Любят ли Лойко и Радда друг друга? Подтвердите это цитатами из текста.
- Радда - стр. 17
- Лойко – стр. 18-19
- Что вкладывают в понятие «любовь» романтические герои?
- Почему их любовь привела к трагедии?
Конфликт произведения
Молодая, красивая цыганская пара Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту.
Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением .
Вывод
Гордые герои рассказа "Макар Чудра” утверждают как высшее начало в жизни и человеке любовь к свободе . Лойко и Радда не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Не смирясь со своим унижением, Зобар убивает ее, а затем погибает сам.
Оба героя выбирают свободу ценой своей жизни!
Роль романтического пейзажа
Рассказ начинается и заканчивается романтическим пейзажем, где предстает старый цыган Макар Чудра: его окружает "мгла осенней ночи", которая "вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева безграничную степь, справа бесконечное море".
Романтический пейзаж (Стр. 9, 20)
Главные художественные средства - олицетворения, метафоры. Пейзаж одушевлен, море и степь как бы подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание эту свободу променять ни на что.
Тест по произведению
1) Кто назван в рассказе местоимением «я»?
А) автор-рассказчик
Б) главный герой
В) Макар Чудра
2) Основные художественные средства в осеннем пейзаже:
А) сравнения
Б) олицетворения, метафора
В) эпитеты
3) Как отвечает на вопрос «Зачем живёт на свете человек» главный герой рассказа?
А) любить
Б) жить и всё тут
В) искать смысл жизни
Тест
4) Что сделала Радда с кошелём денег старого магната?
А) отдала их назад
Б) взяла себе
В) пнула ногой в грязь
5) Как погиб Лойко Зобар?
А) сам покончил с собой
Б) его убил Данило
В) его убили цыгане
6) Кто поёт так, что «сердце то вздрогнет, то замрёт. И плакать хотелось, и смеяться, слушая. Само солнце затанцует под эту песню»
А) Радда
Б) Нонка
В) Лойко Зобар
Тест по произведению
7) Определите художественный приём:
«Плачет скрипка, хоронит Зобарову волю»:
А) сравнение
Б) олицетворение
В) эпитет
8) Что такое повествование о Лойко и Радде, по словам Макара Чудры?
А) сказка
Б) легенда
В) быль
9) М.Чудра рассказывает историю о Лойко и Ларре в подтверждение мысли и том, что
А) любовь – страсть всегда обернётся трагедией
Б) самое дорогое в человеке – чувство свободы
В) правда жизни заключается в любви
Тест по произведению
10) Основная мысль (идея) произведения:
А) красота – страшная сила, причиняющая боль и несчастья, влекущая к гибели;
Б) свобода и счастье совместимы, если один человек покорится другому;
В) свобода – высшая беспрекословная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви.
11) Для каких героев характерны данные качества личности: исключительная красота, гордость, лидерство, главенствующее чувство свободы:
А) Лойко Зобар и Радда
Б) Макар Чудра и Лойко
В) Макар Чудра и Радда
Ответы на вопросы теста
- 1-а
- 2-б
- 3-б
- 4-в
- 5-б
- 6-в
- 7-б
За страницами учебника. Литература....
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 10 класс ФГОС
Русская литература 8 класс ФГОС
Русская литература 6 класс ФГОС
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Электронная тетрадь по русской...
© 2018, Пелевина Татьяна Зиновьевна 3587 68
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей