СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы по теме "Ранние произведения М. Горького. "Макар Чудра"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе работы на уроке учащиеся расширят и углубят свои знания о творчестве М.Горького. Презентация и видеофрагмент дадут возможность сделать урок красочным, вызвать интерес детей. Данная работа поможет приобщить школьников к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме «Ранние произведения М.Горького. «Макар Чудра»

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов


Планируемые результаты

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные, личностные

УУД

Организационный

момент

Подготовка к предстоящей работе

(1 мин.)



Включение в деловой ритм (приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих)

1.Вступительное слово учителя: создание проблемной ситуации.

2.Сообщение темы урока, цели и задач.

3. Демонстрация слайдов № 1- 2 компьютерной презентации «М. Горький. «Макар Чудра»

1.Дежурный сообщает об отсутствующих.

2.Дети записывают в тетрадь число,

классная работа.

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Сидят, слушают, записывают в тетрадь тему урока.

3. Знакомятся с планом работы.

План предстоящей работы.


Осознают познавательную задачу.

Разрешение проблемной ситуации

Прогнозирование своей деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Умение слушать и вступать в диалог,

отвечать на вопросы.

Имеют мотивацию к учебной деятельности.


Проверка домашнего задания

(7 мин.)

1.Спрашивает.

2.Проверяет, как ученики подготовились к уроку, проводит фронтальный опрос, проверяет индивидуальное задание.

3. Демонстрирует слайды №3-6

1.Отвечают на вопросы учителя.

2.Один ученик пересказывает сюжет рассказа М.Горького «Макар Чудра»

1.Беседа по вопросам.

2.Проверка индивидуального задания.

Осознают познавательную задачу.

Слушают, извлекают нужную информацию.


Контролируют учебные действия.

1. Слушают и отвечают на вопросы учителя.

2.Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.Владют монологической и диалогической речью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Выступают с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников.


Изучение нового материала

(27 мин.).


Рассказ учителя, просмотр и обсуждение слайдов презентации

№7-21


Сидят, слушают, делают записи по ходу рассказа учителя, смотрят, запоминают, отвечают на вопросы учителя.

Открытие новых знаний.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Осознают недостаточность своих знаний.


Воспринимают рассказ учителя.

Имеют мотивацию к учебной деятельности.

Физкультминутка

(1 мин.) – гимнастика для глаз







Продолжение работы – анализ произведения

1. Задает детям вопросы.

2. Демонстрирует слайды

№22-28.

3. Комментирует и дополняет ответы детей.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания, работают с учебником, зачитывают цитаты, фрагменты рассказа.




Работа с текстом рассказа, обсуждение слайдов презентации.




Извлекают необходимую информацию из текста. Учатся анализировать его.



Осуществляют для решения учебных задач логические операции.


Имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся.

Дает детям задание: устно ответить на вопросы

учебника на стр. 21-22: 1, 3, 4, 7


Отвечают на вопросы учителя.

Коллективная работа

Выполняют учебную задачу.

Систематизируют собственные знания.


Высказывают свои мысли.

Строят речевые монологические высказывания.

Свободно излагают свои мысли в устной форме.


Просмотр видео

(2 мин.)

Демонстрирует фрагмента «Смерть Лойко и Радды» из кинофильма «Табор уходит в небо».


Смотрят.

Восприятие знакомого материала в другом ракурсе.


Выполняют учебную задачу.


Обсуждают увиденное.

Воспринимают увиденный материал.

Продолжение работы

(1 мин.)

Предлагает сделать вывод из сказанного.

Заключительное слово учителя .

Высказываются, делают дополнения к ответам товарищей, слушают учителя.

Коллективная работа

Выполняют учебную задачу.

Систематизируют собственные знания.

Делают обобщения, выводы.




Высказывают свои мысли.



Допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной.

Контроль знаний

(4 мин.)

Предлагает детям выполнить тестовую работу по рассказу «Макар Чудра»

Выполняют тест.

Индивидуальная работа

Осознают познавательную задачу.


Выполняют учебную задачу.

Думают, работают над тестом.

Итоги урока, оценки и рефлексия

(2 мин.)

Учитель предлагает учащимся оценить урок, отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; выставляет ученикам оценки за урок.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.


Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Адекватно воспринимают оценку учителя.


Домашнее задание

(1 мин.)

Задает домашнее задание по выбору.

Учащиеся записывают домашнее задание в двух вариантах.







Просмотр содержимого презентации
«Макар Чудра»

МОУ Ишненская СОШ  М.Горький  «Макар Чудра» Учитель: Пелевина Т.З. 201 6-2017 уч.  год

МОУ Ишненская СОШ

М.Горький «Макар Чудра»

Учитель:

Пелевина Т.З.

201 6-2017 уч. год

Цель урока Вспомнить биографию М. Горького (кратко);  литературное направление «романтизм»; краткое содержание рассказа «Макар Чудра»; Проанализировать произведение «Макар Чудра»; Выполнить тест

Цель урока

Вспомнить

  • биографию М. Горького (кратко);
  • литературное направление «романтизм»;
  • краткое содержание рассказа «Макар Чудра»;

Проанализировать произведение «Макар Чудра»;

Выполнить

тест

Биография М.Горького  «Талант несомненный и причем настоящий, большой талант».  А.П. Чехов  «Настоящий человек из народа».  Л. Н. Толстой

Биография М.Горького

«Талант несомненный и причем настоящий, большой талант».

А.П. Чехов

«Настоящий человек из народа».

Л. Н. Толстой

Романтизм Романтизм – ведущее направление в литературе 19 века.  Основные особенности направления:

Романтизм

Романтизм – ведущее направление в литературе 19 века.

Основные особенности направления:

  • выступление против строгих канонов классицизма;
  • стремление изобразить идеальный национальный характер;
  • двоемирие: противопоставление реальному миру мира идеального, вымышленного;
  • особый романтический язык:
  • эмоциональные и оценочные эпитеты, необычные метафоры и сравнения, фантастика, гротеск, символы, др.;
  • герой-борец, сильная личность, одинок, он не может быть счастлив в этом мире и зачастую гибнет.
Отличительные черты  романтического героя

Отличительные черты романтического героя

  • Гордый;
  • сильный;
  • свободолюбивый;
  • одинокий;
  • разрушитель сонного прозябания большинства;
  • гордая непокорность судьбе;
  • цельность натуры;
  • героичность характера;
  • стремление к ничем не стесняемой свободе
Вывод: стремление к свободе  Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу людям, Буревестник, реющий “над седой равниной моря” — всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти.

Вывод: стремление к свободе

Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу людям, Буревестник, реющий “над седой равниной моря” — всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти.

«Макар Чудра»  Старый цыган Макар Чудра утверждает, что человек, обрекший себя на рабскую участь, не видит главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью.  Для примера он рассказывает быль о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе.   Кадр из кинофильма по рассказам М. Горького  «Табор уходит в небо»

«Макар Чудра»

Старый цыган Макар Чудра утверждает, что человек, обрекший себя на рабскую участь, не видит главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью. Для примера он рассказывает быль о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе.

Кадр из кинофильма по рассказам М. Горького

«Табор уходит в небо»

Композиция -  рассказ в рассказе

Композиция - рассказ в рассказе

  • 1 часть - романтический пейзаж;
  • 2 часть - романтический портрет Макара Чудры;
  • 3 часть - диалог рассказчика и Макара Чудры;
  • 4 часть - легенда-быль о Лойко и Радде, рассказанная главным героем М.Чудрой;
  • 5 часть - романтический пейзаж
Сюжет   Романтическая ночь у костра… Горит костёр… Старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю.

Сюжет

Романтическая ночь у костра… Горит костёр…

Старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю.

Быль, рассказанная Чудрой  Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался. (Стр. 11-12)

Быль, рассказанная Чудрой

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался. (Стр. 11-12)

Быль, рассказанная Чудрой  В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде и пнула кошель с деньгами в грязь .  (Стр. 12)

Быль, рассказанная Чудрой

В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат

любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде и пнула кошель с деньгами в грязь .

(Стр. 12)

Быль, рассказанная Чудрой  Однажды в табор приехал Зобар. Заиграл он на скрипке, и многие заплакали, и Радда похвалила скрипку Зобара.  Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда.

Быль, рассказанная Чудрой

Однажды в табор приехал Зобар. Заиграл он на скрипке, и многие заплакали, и Радда похвалила скрипку Зобара.

Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда.

Быль  Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко, а окружающие знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».

Быль

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко, а окружающие знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».

Быль, рассказанная Чудрой  Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь. (Стр. 16)

Быль, рассказанная Чудрой

Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь. (Стр. 16)

Быль, рассказанная Чудрой  Убежал в степь Зобар, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара.  Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но  согласился на условия Радды .

Быль, рассказанная Чудрой

Убежал в степь Зобар, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но  согласился на условия Радды .

Быль  Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и увидел, что «одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.  Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть.

Быль

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и увидел, что «одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть.

Быль  Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.  (Стр. 19)

Быль

Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.

(Стр. 19)

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар.  «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».  

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар.

«Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

 

Анализ рассказа  Основная мысль (идея) произведения: свобода – высшая беспрекослов-ная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви. Главный герой рассказа на вопрос «Зачем живёт на свете человек»? отвечает: «Жить и всё тут».

Анализ рассказа

Основная мысль (идея) произведения: свобода – высшая беспрекослов-ная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви. Главный герой рассказа на вопрос «Зачем живёт на свете человек»? отвечает: «Жить и всё тут».

Анализ рассказа  Любят ли Лойко и Радда друг друга? Подтвердите это цитатами из текста. Радда - стр. 17 Лойко – стр. 18-19 Что вкладывают в понятие «любовь» романтические герои? Почему их любовь привела к трагедии?

Анализ рассказа

  • Любят ли Лойко и Радда друг друга? Подтвердите это цитатами из текста.
  • Радда - стр. 17
  • Лойко – стр. 18-19
  • Что вкладывают в понятие «любовь» романтические герои?
  • Почему их любовь привела к трагедии?

Конфликт произведения  Молодая, красивая цыганская пара Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением .

Конфликт произведения

Молодая, красивая цыганская пара Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту.

Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением .

Вывод  Гордые герои рассказа

Вывод

Гордые герои рассказа "Макар Чудра” утверждают как высшее начало в жизни и человеке любовь к свободе . Лойко и Радда не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Не смирясь со своим унижением, Зобар убивает ее, а затем погибает сам.

Оба героя выбирают свободу ценой своей жизни!

Роль романтического пейзажа  Рассказ начинается и заканчивается романтическим пейзажем, где предстает старый цыган Макар Чудра: его окружает

Роль романтического пейзажа

Рассказ начинается и заканчивается романтическим пейзажем, где предстает старый цыган Макар Чудра: его окружает "мгла осенней ночи", которая "вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева безграничную степь, справа бесконечное море".

Романтический пейзаж   (Стр. 9, 20)  Главные художественные средства - олицетворения, метафоры. Пейзаж одушевлен, море и степь как бы подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание эту свободу променять ни на что.

Романтический пейзаж (Стр. 9, 20)

Главные художественные средства - олицетворения, метафоры. Пейзаж одушевлен, море и степь как бы подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание эту свободу променять ни на что.

Тест по произведению 1) Кто назван в рассказе местоимением «я»?  А) автор-рассказчик  Б) главный герой  В) Макар Чудра 2) Основные художественные средства в осеннем пейзаже:  А) сравнения  Б) олицетворения, метафора  В) эпитеты 3) Как отвечает на вопрос «Зачем живёт на свете человек» главный герой рассказа?  А) любить  Б) жить и всё тут  В) искать смысл жизни

Тест по произведению

1) Кто назван в рассказе местоимением «я»?

А) автор-рассказчик

Б) главный герой

В) Макар Чудра

2) Основные художественные средства в осеннем пейзаже:

А) сравнения

Б) олицетворения, метафора

В) эпитеты

3) Как отвечает на вопрос «Зачем живёт на свете человек» главный герой рассказа?

А) любить

Б) жить и всё тут

В) искать смысл жизни

Тест 4) Что сделала Радда с кошелём денег старого магната?  А) отдала их назад  Б) взяла себе  В) пнула ногой в грязь 5) Как погиб Лойко Зобар?  А) сам покончил с собой  Б) его убил Данило  В) его убили цыгане 6) Кто поёт так, что «сердце то вздрогнет, то замрёт. И плакать хотелось, и смеяться, слушая. Само солнце затанцует под эту песню»  А) Радда  Б) Нонка  В) Лойко Зобар

Тест

4) Что сделала Радда с кошелём денег старого магната?

А) отдала их назад

Б) взяла себе

В) пнула ногой в грязь

5) Как погиб Лойко Зобар?

А) сам покончил с собой

Б) его убил Данило

В) его убили цыгане

6) Кто поёт так, что «сердце то вздрогнет, то замрёт. И плакать хотелось, и смеяться, слушая. Само солнце затанцует под эту песню»

А) Радда

Б) Нонка

В) Лойко Зобар

Тест по произведению 7) Определите художественный приём:  «Плачет скрипка, хоронит Зобарову волю»:  А) сравнение  Б) олицетворение  В) эпитет 8) Что такое повествование о Лойко и Радде, по словам Макара Чудры?  А) сказка  Б) легенда  В) быль 9) М.Чудра рассказывает историю о Лойко и Ларре в подтверждение мысли и том, что  А) любовь – страсть всегда обернётся трагедией  Б) самое дорогое в человеке – чувство свободы  В) правда жизни заключается в любви

Тест по произведению

7) Определите художественный приём:

«Плачет скрипка, хоронит Зобарову волю»:

А) сравнение

Б) олицетворение

В) эпитет

8) Что такое повествование о Лойко и Радде, по словам Макара Чудры?

А) сказка

Б) легенда

В) быль

9) М.Чудра рассказывает историю о Лойко и Ларре в подтверждение мысли и том, что

А) любовь – страсть всегда обернётся трагедией

Б) самое дорогое в человеке – чувство свободы

В) правда жизни заключается в любви

Тест по произведению 10) Основная мысль (идея) произведения:  А) красота – страшная сила, причиняющая боль и несчастья, влекущая к гибели;  Б) свобода и счастье совместимы, если один человек покорится другому;  В) свобода – высшая беспрекословная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви. 11) Для каких героев характерны данные качества личности: исключительная красота, гордость, лидерство, главенствующее чувство свободы:  А) Лойко Зобар и Радда  Б) Макар Чудра и Лойко  В) Макар Чудра и Радда

Тест по произведению

10) Основная мысль (идея) произведения:

А) красота – страшная сила, причиняющая боль и несчастья, влекущая к гибели;

Б) свобода и счастье совместимы, если один человек покорится другому;

В) свобода – высшая беспрекословная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви.

11) Для каких героев характерны данные качества личности: исключительная красота, гордость, лидерство, главенствующее чувство свободы:

А) Лойко Зобар и Радда

Б) Макар Чудра и Лойко

В) Макар Чудра и Радда

Ответы на вопросы теста

Ответы на вопросы теста

  • 8-в
  • 9-б
  • 10-в
  • 11-а
  • 1-а
  • 2-б
  • 3-б
  • 4-в
  • 5-б
  • 6-в
  • 7-б


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

12.12.2019 19:17
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
Татьяна Зиновьевна, спасибо за материал!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!