СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по учебному предмету «Литература»
Тема: «Проблемы нравственности в пьесе
А.В. Вампилова «Старший сын».
Разработала учитель: Раевская С.М.
Омск 2024 г
Раздел 5. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов
Тема 5.9 «Проблемы нравственности в пьесе А.В. Вампилова «Старший сын».
Цели занятия:
Познавательная: заинтересовать обучающихся личностью А.В. Вампилова – драматурга; расширение кругозора обучающихся.
Развивающая: развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, выделять проблему, подбирать к ней доказательства, делать выводы; рассуждать о прочитанном, пополнять словарный запас учащихся. Побудить учащихся к серьезным размышлениям о смысле жизни, о назначении человека на земле, об ответственности за свои дела и поступки.
Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову, родному краю через любовь к литературе. Воспитывать умение думать и сопереживать. Учить обучающихся делать свой нравственный выбор в пользу добра и милосердия, учить умению понимать «чужое горе», бережно относиться к родителям.
Вид урока: проблемный урок, урок смешанного типа.
Метод обучения: интерактивный (ИМО) (ученики взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом. Вектор: учитель - ученик -ученик).
Планируемые результаты:
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, к другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т. д.
Метапредметные результаты — это освоенные обучающимся на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты выражаются в усвоении учащимся конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Цели использования ИКТ: повышение мотивации студентов, активизация познавательной деятельности, оптимизация труда преподавателя.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа с текстом художественного произведения и дидактическим материалом, систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на занятии, самоконтроль, взаимоконтроль.
Средства обучения: учебник «Литература 11 класс, часть 2», тетрадь по литературе, компьютер, презентация к занятию «Проблемы нравственности в пьесе А.В. Вампилова «Старший сын», диск с художественным фильмом, раздаточный дидактический материал.
Межпредметные связи: «Русский язык».
Внутридисциплинарные связи: Раздел 5. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов. Тема 5.5 Изображение жизни советской деревни. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. В. Шукшин. «Выбираю деревню на жительство», «Чудик»; В. Распутин. «Прощание с Матёрой».
Тема 5.8 Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Социально-психологические пьесы В. Розова. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Тема любви в драмах А. Володина, Э. Радзинского. Тематика и проблематика драматургии 1970—1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы.
Оборудование: презентация о жизни и творчестве А. Вампилова, диск с художественным фильмом «Старший сын». Тексты пьесы «Старший сын», высказывания В. Распутина и Н. Тендитник о творчестве В. Вампилова. Раздаточный материал: схемы - тезисы.
Ход занятия:
I. Организационный момент
II. Постановка целей занятия.
Учитель объявляет тему и цель урока:
- Сегодня мы откроем для себя новое имя писателя - драматурга и человека - А.В. Вампилова;
2) попытаемся разобраться в нравственной проблематике пьесы «Старший сын»; ответим на вопрос : какие нравственные проблемы решает Вампилов в своей пьесе «Старший сын»?
3) мы пойдем след в след с героями пьесы Вампилова «Старший сын» и поразмышляем о смысле жизни, о назначении человека на земле,
об ответственности за свои дела и поступки;
4) будем думать и сопереживать героям.
Обучающиеся записывают в тетрадь тему занятия и эпиграф.
- В качестве эпиграфа для занятия я взяла высказывание литературоведа и критика, профессора Надежды Степановны Тендитник
« …все … поставлены перед проблемой выбора. А выбор, собственно, один: остаться человеком в атмосфере разрушающихся границ между добром и злом». (Надежда Тендитник)
III. Вступительное слово преподавателя.
- Александр Вампилов, отлитый в бронзе, стоит в Иркутске на невысоком постаменте рядом с драматическим театром. Автор скульптуры Михаил Переяславец не случайно расположил памятник почти на тротуаре. Каждый день иркутяне снуют мимо, и Вампилов – живой, еще молодой, красивый, словно вливается в этот говорливый поток. Судьба отмерила ему всего 35 лет, да и то недодала до полного счета двух дней. В четверг, 17 августа 1972 года он погиб на Байкале, не доплыв до Листвянки с десяток метров.
IV. Сообщение учащихся о жизненном пути А. Вампилова. (Презентация)
У Миши Петрова и Ани Ивановой было индивидуальное домашнее задание, они подготовили сообщение о жизни и творчестве А.В. Вампилова.
Ученик: (чтение стихотворения П. Реутского «Вспоминайте меня весело»)
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил её, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…
Всё моё со мной останется,
И со мной, и на земле
У кого – то сердце ранится
На моём родном селе.
Будут вёсны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Ученица:
Близкие друзья, а среди них - писатели Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, называли его ласково Саня. От этого имени и был образован псевдоним А. Санин, которым Александр Вампилов подписал свою первую книгу «Стечение обстоятельств». «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» Эту мысль Вампилов и развил в своих пьесах.
Ученик:
(продолжает рассказ) Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году в поселке Кутулик Иркутской области в учительской семье. В юности зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре. Любил рыбную ловлю и охоту. После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты «Советская молодежь».
Ученица:
Увлекся драматургией, стал писать пьесы. Писательская судьба оказалась короткой – всего 11 лет. За эти годы было создано 273 новеллы, один роман, 6 пьес. « Милостью божьей» Вампилов был драматическим писателем. Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, добрый, насмешливый, гордый, весёлый, напористый, азартный и так далее, но все эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя сам в своих пьесах. Своим отношением к героям и выбором проблем, его волновавших, он создал свой собственный образ – человека чуткого, мягкого, сочувствующего людям.
В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр «Современник», и предложил О. Н. Ефремову пьесу «Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1972 году переименована и стала называться «Старший сын». При жизни А.В. Вампилова были поставлен всего две пьесы - «Прощание в июне» (1966) и «Старший сын»(1968).
Ученик:
Пьеса «Старший сын» написана в 1965 году. Первоначальное название «женихи». Под названием «Предместье» опубликована в альманахе «Ангара» в 1968г. В ноябре 1969 года режиссёром В. Симоновским впервые поставлена в Иркутском драматическом театре имени Н.П. Охлопкова. Из всех пьес А.Вампилова «Старший сын» наиболее часто привлекал внимание театров. В сезоне 1975- 1976 годов пьеса шла сразу в 52 театрах страны. В 1976 году режиссер Виталий Мельников снял телевизионный фильм «Старший сын», в котором роль Сарафанова сыграл Евгений Леонов.
Ученица:
«Утиная охота» (1970), «Провинциальные анекдоты» (1970), « Прошлым летом в Чулимске» (1972). Эти пьесы увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели драматурга.
Ученик:
«Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминел В. Шугаев.
– От оркестра мы отказались, - помня Сашину печальную усмешку, с которой он написал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах».
Похоронен А. В. Вампилов В Иркутске.
Ученица:
Душа Александра Вампилова не была равнодушной, а отзывалась острой болью на все то, что мы уже привыкли попросту не замечать. Вампилов пытался достучаться своими пьесами до человеческой совести, потому что «он обладал удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие движения и желания человеческой души». «Писать надо о том, от чего не спится по ночам»,- так считал человек, которого называют лучшим драматургом советского периода.
Учитель (слайд-обобщение):
А. Вампилов выбрал для себя театр, и это верный выбор, потому что он хотел донести людям простые жизненные ситуации зримо, образно. Действующие лица в пьесах - это мы, и положительные, и отрицательные. Это о наших ошибках и просчетах его пьесы. Это к нам относятся его призывы об умении слушать, понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни, проявлять милосердие.
Молодого драматурга волновали проблемы нравственности.
Что такое нравственность? Что такое нравственный выбор? На этот вопрос я предлагаю ответить, поработав в группах.
IV. Работа в группах. «Сималтиниус Раунд Тэйбл» (одновременный раунд тейбл). «Сималтиниус Раунд Тэйбл» (одновременный раунд тейбл) Структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют работу на отдельных листочках, передают друг другу по кругу, затем проводят обсуждение в группе, делают выводы и дают ответ на проблемный вопрос
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ
Понятие «нравственность» произошло от корня «нрав» и появилось в русском языке в XVIII веке став синонимом понятия «мораль». Зачастую понятия «мораль» и «нравственность» отождествляются. Но это не верно. Мораль — это внешний фактор, регулирующий человеческие отношения. Нравственность же это те внутренние качества человека, которые определяют соответствие его поведения нормам, принятым в обществе.
Нравственность — философское понятие, это внутренняя оценка человеком норм поведения с точки зрения добра. Нравственное — это то, что в действиях человека ведется добром и благом, то, что является основой гуманности, это некий не писанный внутренний закон души человека, которому он должен следовать и продолжать соблюдать в процессе своей жизни. Это закон доброты и ответственности, любви, совести, благого бытия.
Безнравственное, в свою очередь — недопустимое, этически безобразное и недостойное нравственного человека.
К сожалению, нужно признать, что в истинном понятии «нравственность» мало известна современному обществу, прежде всего от того, что значение сильно искажено. Мы пытаемся идти в ногу со временем, стараемся соответствовать моде, говорим так, как модно, ведем себя так. как приписывают нам наши «эталоны». Получается, что общество пропагандирует, навязывает нам безнравственность? И из этого следует, что быть нравственным не модно?
Семья — это очень влиятельная социальная общность. Воспитание, ориентация в культуре и прочие важнейшие категории души человека во многом зависят от семейного воспитания. Семейная традиция — это некая категория, которая принадлежит процессу создания членами семьи норм и ценностей, которые регулируют жизнь семьи. Эти традиции воспитывают членов семьи, затрагивают отношение ребенка к самому себе как к личности, к остальным людям и всему миру. А теперь представьте на минуту, что будет, если семья перестанет соблюдать эти сложившиеся традиции. Не трудно догадаться, что семья перестанет существовать, а если семья перестанет чтить традиции, то и общество даст «трещину».
В процессе взросления на человека ложится самостоятельное нравственное воспитание. Теперь он сам должен отвечать за свои поступки и действия. К моменту взросления у него должна сформироваться система нравственных ценностей, которым впоследствии он научит своих детей. Как правило, среди таких ценностей любовь, семья, добро, счастье, ценность жизни, человеколюбие и другие. И в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется, какими будут его поступки — нравственными или безнравственными. И поэтому стоит сказать, что нравственность — это исключительно самостоятельный выбор человека.
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? СФОРМУЛИРУЙТЕ И ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ДАННОЕ ВАМИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
(Примерные ответы)
1. Нравственность – правила, определяющие поведение человека; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение человека. Нравственный человек – это глубоко совестливый человек.
Что такое совесть? Совесть – это способность различать добро и зло, давать нравственную оценку своим поступкам. Совесть осуждает человека, если он поступает безнравственно, вопреки требованиям совести. Голос совести всегда следует слушать.
2. Нравственный выбор – это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердием или равнодушием, совестью или бесчестием, законом или беззаконием… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз. Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Таким образом, мы постоянно сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после
3.Что такое нравственный выбор? Думаем, нравственный выбор – это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом – самый главный выбор человека.
4. Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием... Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем. Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Нравственный выбор – это выбор, который человек делает в первую очередь душой, сердцем, а потом уже разумом.
5. Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких: мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие... Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения. Я считаю, что нравственный выбор не всегда может быть верным, часто бывает отражением того, как воспитали человека. Человек со скверным характером будет выбирать решения в свою пользу: он не думает о других, ему безразлично, что с ними.
- ИТОГ РАБОТЫ В ГРУППАХ (обобщение преподавателя)
Таким образом, мы думаем, что нравственный выбор - это решение, которое мы принимаем каждый день, и выбор этого решения зависит только от нас самих.
v. Блиц-опрос по содержанию пьесы.
Сегодня мы пойдем след в след с героями пьесы Вампилова «Старший сын». Сейчас вспомним содержание пьесы и действующих лиц. Блиц-опрос. Работают все.
За правильный ответ - 1 балл.
1. Кто из героев заканчивает десятый класс? (Васенька)
2. Студентом какого института являлся Владимир Бусыгин? ( медицинского)
3. Назовите имя и отчество Сарафанова. ( Андрей Григорьевич)
4. Как назвала Нина Сильву и Бусыгина, узнав, с какой целью они пришли? ( Жулики)
5. Почему бежит из дому, по словам Сарафанова, его младший сын? ( Потому что у него несчастная любовь)
6. Сколько лет Нине? (девятнадцать)
7. Макарская «играет» с Васенькой как кто с кем? ( Как кошка с мышкой)
8. Сколько времени уже не работает Сарафанов в филармонии? (полгода)
9. На какой фильм приглашал Васенька Макарскую? ( «Развод по-итальянски»)
10. Как называет в письмах бывшая жена Сарафанова? (Блаженный)
11. Куда вновь опоздал Бусыгин? (На электричку)
12. Кто из героев играет роль сына, неожиданно нашедшего своего отца? ( Бусыгин)
13. Кто из героев работает агентом в торговле? ( Сильва)
14. Куда собирается уехать Нина? (На Сахалин)
15. О чем просил Василий своего отца? ( Чтобы оставил в покое и не мешал быть серым)
16. В чем хотел помочь Сильва Нине и Бусыгину? ( В уборке квартиры)
17. Где работал Сарафанов после того, как его сократили из филармонии? ( Работал в кинотеатре, в клубе железнодорожников- играл там на танцах, а теперь- на похоронах)
18. Кто из героев никогда никуда не опаздывает? ( Кудимов)
19. В каком городе живет мать Бусыгина? ( В Челябинске)
20. Чему уже не верит сам Бусыгин? ( Что он не сын Сарафанова)
За правильный ответ - 2 балла.
1). Назовите действующих лиц и эпизод, когда происходит этот разговор.
-- Вы нас бросаете на улице?
-- Ночью в гости не ходят…
(Бусыгин и Сильва-два молодых человека, случайно встретившиеся, провожая девушек с танцев, попали в предместье и не успели на последнюю электричку).
2) «Что нам надо? Доверия … Человек человеку брат… Ты об этом слышал?» - кто произнес эти слова и что имел в виду?
(Бусыгин. Он хотел, чтобы их с Сильвой пустили обогреться).
3) Кто участвует в разговоре с Сарафановым, почему он напуган?
-- Кто помер, спрашиваю?
Испуганно: Т - с-с! Тише!
(Разговор с соседом. Отец скрывает от детей правду, что играет на похоронах.)
4) «Щенок бесхвостый» - кому принадлежит реплика и о ком это сказано?
(Макарская о Васеньке. Он влюблен в неё, но она его старше на 10 лет и устала от его ухаживаний)
5) На каком музыкальном инструменте играет Андрей Григорьевич Сарафанов в сельском клубе и кинотеатре?
Кларнет
6) Где в пьесе упоминается, что «все люди - братья»?
(это название кантаты или оратории, которую сочинял Сарафанов).
7) Кого из героев можем назвать – слишком «правильный человек»?
( Кудимова- курсанта летного училища. Живет духом казармы, регламента, дисциплины. Он равнодушен к людям, о таких говорят - «непробиваемая душа»)
8) Кто по профессии жених Нины в пьесе?
Авиационный радиоинженер
9) Почему Сарафанов выгоняет Сильву, а Бусыгина оставляет
-Вон! Мерзавец!
-Ты - настоящий Сарафанов! Мой сын! И притом - любимый сын!
Сильва ведет себя как циник, лжец. Володя близок Сарафанову духовно)
VI. Работа в группах по опорным схемам - конспектам.
Преподаватель:
Рассмотрим наших героев поближе, разберемся, с какими нравственными проблемами они сталкиваются и какой делают нравственный выбор. А помогут нам опорные схемы-конспекты (ОСК)
Каждая группа получает свое задание. Участники группы отвечают на проблемный вопрос, формулируют проблемы, делают выводы.
1 группа
Заполните опорную схему-конспект (ОСК). Охарактеризуйте Сарафанова Андрея Григорьевича. Сформулируйте проблемы, с которыми сталкивается герой? Какой он делает нравственный выбор? Ответьте на проблемный вопрос: «Сарафанов - неудачник?»
Имя героя пьесы | Сарафанов Андрей Григорьевич |
Проблемный вопрос | «Сарафанов - неудачник?» |
С какими нравственными проблемами сталкивается герой? | (Вопрос-подсказка) Как Сарафанов относится к работе? |
| |
(Вопрос-подсказка) Как относится к детям? | |
| |
(Вопрос-подсказка) Как принимает известие о существовании старшего сына? | |
| |
Какой нравственный выбор делает герой? Ответ на проблемный вопрос. |
|
Пример текста 1.
Об отце можно сказать, что он мягкий, добрый, немного чудаковатый, на которого ложится бремя материальных забот. Даны они в репликах Васеньки. Тут же мы узнаем, что и в этой семье никто не понимает друг друга, о душах не беспокоятся.
« В а с е н ь к а (Нине). Отстань. (Вырывается.) Что тебе надо? Чего тебе не хватает? Положись на папу, он все устроит.
С а р а ф а н о в. Васенька!
В а с е н ь к а. Зачем ты ходил к ней (к Макарской. – Е.С.) ночью? Кто тебя просил?
В а с е н ь к а. …Сумасшедший! Было лучше, когда ты обо мне не заботился!»
С точки зрения духовного родства самые близкие, кровными узами связанные люди – далеки друг от друга, озлоблены, заняты каждый собою. Сарафанов хочет помочь сыну, но делает это неумело, нелепо. Нина постоянно задирает Васеньку, оскорбляет его чувство к Макарской. Постоянные скандалы, непонимание друг друга.
«С а р а ф а н о в (забегал по комнате). …Пошли отца ко всем чертям. Не станешь же ты со мной церемониться!
Н и н а. Ну, начинается…
Голос С а р а ф а н о в а (из спальни, он кричит). Я здесь лишний, я знаю! Я прекрасно знаю!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
С а р а ф а н о в (появляясь). …Я старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства! (Появляется Нина, останавливается у дверей.) Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных».
Учитель: Итак, скандалы, выяснение отношений, как видно, затаенная боль Сарафанова-отца. Нине девятнадцать лет, Васенька - еще школьник, а атмосфера в семье гнетущая, истеричная, невыносимо-безрадостная. Стремление Васеньки и Нины Сарафановых уехать, а честнее, сбежать из дому, желание вырваться на свободу объяснимо. Извечная тема отцов и детей!
«Н и н а. …Ты что, не знаешь, что я уезжаю?
В а с е н ь к а. Я тоже уезжаю.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Н и н а (присев). Слушай, Васька… Гад ты, и больше никто. Взяла бы тебя и убила.
В а с е н ь к а. Я тебя не трогаю, и ты меня не трожь.
Н и н а. На меня тебе наплевать – ладно. Но об отце-то ты должен подумать.
В а с е н ь к а. Ты о нем не думаешь, почему я о нем должен думать?
Н и н а. Боже мой! (Поднимается.) Если бы вы знали, как вы мне надоели!»
Духовная катастрофа, тема внутреннего распада семьи, притом, что внешне семья как будто бы нормальная – одна из современных опасностей, по мысли Александра Вампилова.
1 группа (Эталон ответа)
Заполните опорную схему-конспект (ОСК). Охарактеризуйте Сарафанова Андрея Григорьевича. Сформулируйте проблемы, с которыми сталкивается герой? Как он относится к работе? Как относится к детям? Как принимает известие о существовании старшего сына? Какой делает нравственный выбор? Ответьте на проблемный вопрос: «Сарафанов - неудачник?», сделайте вывод.
Имя героя пьсы | Проблемный вопрос | С какими нравственными проблемами сталкивается герой | Ответ на проблемный вопрос, вывод (обобщение) |
Сарафанов Андрей Григорьевич | Сарафанов - неудачник? | Проблема нелюбимой работы (на работе не сладилось — пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах) | Нет! Неудачником Сарафанова назвать нельзя!» Так как в самый пик душевного кризиса он выстоял, когда другие ломались. |
Как относится к детям? | Проблема непонимания в семье и одиночества. Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова — десятиклассник Васенька — влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин. | Он очень добрый, чуткий, наивный и доверчивый, но самое главное – дорожит своими детьми, любит их, душа его переполнена любовью к людям. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину | |
Как принимает известие о существовании старшего сына?
| Проблема прощать или не прощать Бусыгина за обман? Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к «старшему сыну».
| В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со «старшим сыном». Но самое главное — Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Идеальных, положительных героев нет, как, впрочем, и отрицательных. Дело все в том, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Оказывается, каждому человеку есть, в чем покаяться. Поэтому Сарафанов верит в то, что Бусыгин - его сын – ведь когда-то он оставил любимую женщину. «Человек останется человеком, сумеет превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано…ему…во многих житейских испытаниях…». |
2 группа
Заполните опорную схему-конспект (ОСК). Охарактеризуйте Владимира Бусыгина и Семёна Севостьянова (Сильву). Сформулируйте проблемы, с которыми сталкиваются герои? Какой делают нравственный выбор? Ответьте на проблемный вопрос: «Бусыгин или Сильва……останется Человеком?»
Имена героев пьесы | Владимир Бусыгин и Семён Севостьянов(Сильва) | |
Проблемный вопрос
| «Бусыгин или Сильва……останется Человеком?» | |
С какими нравственными проблемами сталкиваются герои? | Владимир Бусыгин | Семён Севостьянов (Сильва) |
(Вопрос-подсказка) Как Бусыгин относится к своей лжи о том, что он является сыном? | (Вопрос-подсказка) Как Сильва относится к тому, что Бусыгин солгал Сарафанову? | |
|
| |
Какой нравственный выбор делают герои? Ответ на проблемный вопрос. |
|
Пример текста 2: «С и л ь в а. Эх! Сидел бы я лучше дома. Тепло, по крайней мере, и весело тоже. У меня батя - большой шутник… Мне говорит, надоели твои безобразия. На работе, говорит, испытываю из-за тебя эти неловкости. На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел…»
2 группа (Эталон ответа)
Заполните опорную схему-конспект (ОСК). Охарактеризуйте Владимира Бусыгина и Семёна Севостьянова (Сильву). Сформулируйте проблемы, с которыми сталкиваются герои? Какой делают нравственный выбор? Ответьте на проблемный вопрос: «Бусыгин или Сильва……останется Человеком?»
Имена героев пьсы | Владимир Бусыгин и Семён Севостьянов(Сильва) | |
Проблемный вопрос
| «Бусыгин или Сильва……останется Человеком?» | |
С какими нравственными проблемами сталкиваются герои | Владимир Бусыгин | Семён Севостьянов (Сильва) |
(Вопрос-подсказка) Как Бусыгин относится к своей лжи о том, что он является сыном? | (Вопрос-подсказка) Как Сильва относится к тому, что Бусыгин солгал Сарафанову? | |
Бусыгин сталкивается с проблемой угрызения совести за свой обман. Бусыгин – безотцовщина. Ему вообще неизвестно, что такое сын, отец, любовь отца к сыну, дом, брат и т. д. Поэтому, его желание стать сыном, братом, пускай хоть ненадолго, объяснимо.
| К обману и лжи Бусыгина Сильва относится легко, поскольку «философия» его такова: «…лучше всего вот что: не думать ни о чем и с ума не сходить. Так оно спокойнее. По-моему». Он сталкивается с проблемой одиночества в своей семье. Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. У Сильвы есть отец – и нет его. Есть кров, но Сильве не только позволяется, а почти приказывается: не возвращайся. Дом Сильвы – семейный круг, где и намека нет на привязанность родных друг к другу. «Душевная подлость», плюс зависть к рождающемуся на глазах теплу (причем, между чужими) заставляет его поступать безжалостно. Сильва — веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Сарафанов не хочет такой правды и тоже изгоняет из дома Сильву. Он исчезает из комедии подлецом, так как никому не верит, никого не любит и не понимает. Отсюда возникает проблема предательства друга и девушки (Наташи Макарской) | |
| ||
Какой нравственный выбор делает герой? Ответ на проблемный вопрос. | У этих героев судьбы одинаковые, оба они обделены теплом родного очага, а духовный мир разный. |
Пример текста 2: «С и л ь в а. Эх! Сидел бы я лучше дома. Тепло, по крайней мере, и весело тоже. У меня батя - большой шутник… Мне говорит, надоели твои безобразия. На работе, говорит, испытываю из-за тебя эти неловкости. На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел…» Поэтому такая легкость в жестокости, такая искалеченность духа в Сильве, вероятно, берет начало в том доме, куда сына просит не возвращаться родной отец.
3 группа
Заполните опорную схему-конспект (ОСК). Охарактеризуйте Михаила Кудимова и других «правильных людей» (Наталью Макарскую, соседа). Сформулируйте проблемы, с которыми сталкиваются герои? Какой делают нравственный выбор? Ответьте на проблемный вопрос: «Кудимов, Наташа Макарская, сосед Сарафановых, по вашему мнению, положительные или отрицательные персонажи?»
Имена героев пьсы | Михаил Кудимов, Наташа Макарская, сосед | |
Проблемный вопрос
| «Кудимов, Наташа Макарская, сосед по вашему мнению, положительные или отрицательные персонажи?» | |
С какими нравственными проблемами сталкиваются герои? | Кудимов | (Вопрос-подсказка) Положительный или отрицательный персонаж Михаил Кудимов?
|
Макарская | (Вопрос-подсказка Положительный или отрицательный персонаж Наташа Макарская?
| |
Сосед Сарафановых | (Вопрос-подсказка Положительный или отрицательный персонаж «сосед»?
| |
Какой нравственный выбор делают герои? Ответ на проблемный вопрос. |
|
3 группа (Эталон ответа)
Заполните опорную схему-конспект (ОСК). Охарактеризуйте Михаила Кудимова и других «правильных людей» (Наталью Макарскую, соседа). Сформулируйте проблемы, с которыми сталкиваются герои? Какой делают нравственный выбор? Ответьте на проблемный вопрос: «Кудимов, Наташа Макарская, сосед, по вашему мнению, положительные или отрицательные персонажи?»
Имена героев пьсы | Михаил Кудимов, Наташа Макарская, сосед | |
Проблемный вопрос
| «Кудимов, Наташа Макарская, сосед по вашему мнению, положительные или отрицательные персонажи?» | |
С какими нравственными проблемами сталкиваются герои? | Кудимов | (Вопрос-подсказка) Положительный или отрицательный персонаж Михаил Кудимов? Кудимов чересчур рассудительный, «правильный». О нем нельзя сказать, что он хороший или что он плохой. Жених Нины — Михаил Кудимов — человек непробиваемый. О нем можно сказать, что он равнодушный, ничего не понимающий, самодовольный интеллигент. «Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен», — говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. А.Вампилов почувствовал, что пустота души, прикрытая «безукоризненной честностью», становится опасностью повседневной. Он разглядел Кудимова и его раздвоение в жизни, чтобы показать, как наглеет, хозяйничает равнодушие, ставшее принципом, нравственной нормой». Поэтому он изгоняется из дома Сарафановых. |
Макарская | Положительный или отрицательный персонаж Наташа Макарская? Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Она сталкивается в пьесе с проблемой одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. | |
Сосед Сарафановых | Положительный или отрицательный персонаж «сосед»? В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится («разглядывает их с опаской, подозрением», «удаляется молча и боязливо») и ни во что не вмешивается. Проблема в том, ни где происходят события, а то, кто участвует в них. | |
Какой нравственный выбор делают герои? Ответ на проблемный вопрос. | Кудимов – «непробиваемая душа», таких не сразу поймешь. Он равнодушен к людям, жестокий, неумный, наглый, «давит» всех. Пустота души, прикрытая «безукоризненной честностью», становится опасностью повседневной. В нём наглеет, хозяйничает равнодушие, ставшее принципом, нравственной нормой. Эти персонажи занимают в пьесе незначительное место, однако представляют собой тип «правильных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу. Губительно опасны такие люди, так как всё проходит мимо сердца, мимо души. По нашему мнению, уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие — вот главная идея и нравственная проблема пьесы Александра Вампилова. |
4 группа
Заполните опорную схему-конспект (ОСК). Охарактеризуйте детей Сарафанова, Нину и Васеньку. Сформулируйте проблемы, с которыми сталкиваются герои? Какой делают нравственный выбор? Ответьте на проблемный вопрос: «Дети Сарафанова – эгоисты?»
Имена героев пьсы | Нина и Васенька Сарафановы | |
Проблемный вопрос
| «Дети Сарафанова – эгоисты?» | |
С какими нравственными проблемами сталкиваются герои? | Нина | (Вопрос-подсказка) Как Нина относится к отцу, почему?
|
| Васенька | (Вопрос-подсказка) Как Васенька относится к отцу, почему?
|
Какой нравственный выбор делают герои? Ответ на проблемный вопрос. |
|
4 группа (эталон ответов)
Заполните опорную схему-конспект (ОСК). Охарактеризуйте детей Сарафанова, Нину и Васеньку. Сформулируйте проблемы, с которыми сталкиваются герои? Какой делают нравственный выбор? Ответьте на проблемный вопрос: «Дети Сарафанова – эгоисты?»
Имена героев пьсы | Нина и Васенька Сарафановы | |
Проблемный вопрос
| «Дети Сарафанова – эгоисты?» | |
С какими нравственными проблемами сталкиваются герои? | Нина | (Вопрос-подсказка) Как Нина относится к отцу, почему? |
Васенька | (Вопрос-подсказка) Как Васенька относится к отцу, почему? Дети же по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Васенька сталкивается с проблемой неразделенной любви. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического. Он хочет вырваться из дома, из плена. Возникает проблема метания подростка. | |
Какой нравственный выбор делают герои? Ответ на проблемный вопрос. | Скандалы, выяснение отношений - затаенная боль Сарафанова-отца. Нине девятнадцать лет, Васенька - еще школьник, а атмосфера в семье гнетущая, истеричная, невыносимо-безрадостная. Стремление Васеньки и Нины Сарафановых уехать, а честнее, сбежать из дому, желание вырваться на свободу объяснимо. Извечная проблема отцов и детей! Духовная катастрофа, проблема внутреннего распада семьи, притом, что внешне семья как будто бы нормальная – одна из современных опасностей, по мысли Александра Вампилова. В начале пьесы дети Сарафанова – эгоисты. |
Пример текста 4. Доказательства строятся через примеры из текста, показывающие черствое отношение детей к отцу.
« В а с е н ь к а (Нине). Отстань. (Вырывается.) Что тебе надо? Чего тебе не хватает? Положись на папу, он все устроит.
С а р а ф а н о в. Васенька!
В а с е н ь к а. Зачем ты ходил к ней (к Макарской. – Е.С.) ночью? Кто тебя просил?
В а с е н ь к а. …Сумасшедший! Было лучше, когда ты обо мне не заботился!»
Сарафанов хочет помочь сыну, но делает это неумело, нелепо.
«С а р а ф а н о в (забегал по комнате). …Пошли отца ко всем чертям. Не станешь же ты со мной церемониться!
Н и н а. Ну, начинается…
Голос С а р а ф а н о в а (из спальни, он кричит). Я здесь лишний, я знаю! Я прекрасно знаю!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С а р а ф а н о в (появляясь). …Я старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства! (Появляется Нина, останавливается у дверей.) Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных».
«Н и н а. …Ты что, не знаешь, что я уезжаю?
В а с е н ь к а. Я тоже уезжаю.
Н и н а (присев). Слушай, Васька… Гад ты, и больше никто. Взяла бы тебя и убила.
В а с е н ь к а. Я тебя не трогаю, и ты меня не трожь.
Н и н а. На меня тебе наплевать – ладно. Но об отце-то ты должен подумать.
В а с е н ь к а. Ты о нем не думаешь, почему я о нем должен думать?
Н и н а. Боже мой! (Поднимается.) Если бы вы знали, как вы мне надоели!»
5 группа. Группа теоретиков готовит сообщение о сюжете, жанре, языке пьесы, авторской позиции.
Первоначальные названия пьесы | Пьеса «Старший сын» написана в 1965 году. Первоначальное название «Женихи». Под названием «Предместье» опубликована в альманахе «Ангара» в 1968г. Название «Предместье» указывает на место, где происходит действие. Почему автор изменил название? Потому, что важно понимание того, что происходит в пьесе. |
Сюжет пьесы «Старший сын» | Действие пьесы « Старший сын» начинается с грубого розыгрыша. Двое подгулявших, промерзших молодых людей опоздали на последнюю электричку и ищут себе ночного пристанища. Недоверчивые люди неохотно пускают к себе поздних гостей с улицы. « Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слышал?»- эта формула почти кощунственно звучит в устах Сильвы. Мысль выдать Бусыгина за старшего сына хозяина квартиры, в которую они случайно постучались, приходит неожиданно. Казалось бы, жестокий розыгрыш удался вполне, но тут сюжет делает новый крутой вираж. «Чему посмеёшься, тому и послужишь»,- говорит пословица. Беззащитная доверчивая душа старика Сарафанова, поверившего обману, защитила сама себя. Великая сила Сарафанова в том, что он не желает « зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете» И за то его ждет награда: когда младшие дети собираются его покинуть, старший сын возвращается к нему. Не свой, случайно явившийся сын, но сын несомненный. Так вот что вышло из дурацкого розыгрыша Сильвы и Бусыгина! Выше правды ничего не бывает на свете. Но добро в человеке - сила ещё более могущественная. И в недрах обмана зреет новая правда. Важно не то, что Бусыгин обманул старика Сарафанова, важно то, что он полюбил его, как отца, и стал дорог ему, как сын. Автор так выстроил сюжет, что ни разу не дал усомниться в жизненности происходящего. На первый взгляд, сюжет прост, но в нем заложен глубокий нравственный смысл. |
Жанр пьесы «Старший сын» | Пьеса по жанру – комедия, хотя в ней много драматических моментов. Поэтому сам автор точного определения жанра не дает. |
А. Демидов назвал комедию «Старший сын» своеобразной философской притчей. Притча – это короткий поучительный рассказ. Согласны ли вы с этим утверждением?
| Ученик: (примерный ответ) С этим утверждением можно согласиться. |
Какие нравственные проблемы решает Вампилов в своей пьесе «Старший сын»?
| Эта пьеса — своеобразная философская притча о родстве душ и обретении родного крова. В семье Сарафановых появляется новый человек, представившийся «старшим сыном» главы семейства. В круговерти семейных неурядиц и проблем Бусыгин действительно начинает чувствовать себя родным в доме Сарафановых и ответственным за их жизнь. Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем (доверие, взаимопонимание, доброта и ответственност). А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. В пьесе показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи. И Бусыгин возродил семью. |
Учитель:
- Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности, проблема одиночества (почти все герои пьесы).
- Какова двуплановость пьесы?
- Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М. Горького «На дне». Зачем герои пьесы «Старший сын» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?
- Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?
- Как, по – вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?
Учитель: В пьесе большую роль играет случайность, совпадение. Такая роль случайности объясняется нравственной неустойчивостью героев. У каждого героя свой спектакль.
Учитель: Какими показались вам эти герои пьесы?
Ученик: (примерный ответ) Спектакль разыгрывают Макарская и Васенька.
У одного из них роль страстного влюбленного, у другого – поиграть, что говорится, на нервах, утешить и скрыть свое одиночество.
Учитель: У остальных персонажей тоже свой спектакль. Бусыгин играет роль сына. Сарафанов делает вид, что играет в филармоническом оркестре, а не на похоронах. Его дети стараются не показывать, что им все известно. Нина играет в любовь с «правильным» Кудимовым. Сильва уже своим именем говорит, что всю жизнь разыгрывает какие-то роли.
-Так что же настоящего в этой пьесе? Что можно сказать об отношении друг к другу в семье Сарафановых?
-А. Демидов назвал комедию «Старший сын» своеобразной философской притчей. Притча – это короткий поучительный рассказ. Согласны ли вы с этим утверждением?
Ученик: (примерный ответ) Да. Шутка с мнимым старшим сыном привела к серьезному философскому осмыслению жизни. Нельзя человеку жить расчетом, цинизмом, ненавистью. Полное духовное сближение, открытость любви к каждому из людей, способность, забыв личный интерес, позаботиться о другом, чужом. Это и есть простая истина, возвышаемая Вампиловым, как идеал и глубочайшее озарение. После такого светлого мига обратный путь к разладу невозможен.
III Вывод: (запись в тетрадь). Поиски того, что могло бы крепить семью и дом, привели драматурга в «Старшем сыне» к «перевертышу», - отражению главного христианского постулата, идеи Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»… Где отец – глава обычного семейства; сын – старший сын семейства, преемник отцовских идей и идеалов; святой дух – любовь. «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека», — эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия — вот основные мотивы его пьес.
Домашнее задание к занятию:
Что бы вы сказали о пьесе А. Вампилова «Старший сын» своим друзьям? Напишите сочинение-миниатюру (не менее 70 слов).
Занимательная теория литературы
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
За страницами учебника. Литература....
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 6 класс ФГОС
Русская литература 9 класс ФГОС
Великие русские писатели и поэты
© 2024, Раевская Светлана Михайловна 1094 45
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей