Конспект урока (5-ый класс)
Тема урока: М. Ю. Лермонтов «Бородино».
Цель урока: познакомить обучающихся с содержанием стихотворения «Бородино» , обратив особое внимание на его художественные достоинства.
На уроке использован метод проблемного изложения.
Наглядность: портрет поэта, иллюстрации к произведению (Лермонтов М.Ю. Бородино- К.: Веселка, 1974; Надеждина Н. Недаром помнит вся Россия М.: Малыш, 1986; список непонятных слов; историческая карта «Великая отечественная война 1812 года».
Межпредметные связи: воспользоваться знаниями о войне 1812 года, о Бородинском сражении, полученными на уроках истории.
План урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Беседа с учащимися, цель которой –актуализация опорных знаний, полученных на уроках истории.
3. Работа в тетрадях: запись высказываний, отражающих идейно-тематическое содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова .
4. Работа с текстом стихотворения:
а) краткое сообщение о поэте-художнике и патриоте;
б) словарная работа;
в) чтение стихотворения вслух.
5. Анализ содержания стихотворения:
а) структура текста, тип его;
б) самостоятельное чтение;
в) обсуждение содержания и художественных достоинств.
Эпиграф урока:
Москва, Москва!.. люблю тебя,
как сын,
Как русский,- сильно, пламенно
и нежно.
М.Ю. Лермонтов
Ход урока: Беседа с учащимися. Знакомо ли вам слово-Бородино?
Предполагаемый ответ: Да. О Бородинском сражении мы узнали на уроках истории.
Давайте попробуем восстановить ваши знания об этом событии. Но вначале обратимся к словам М. Ю. Лермонтова, служащим эпиграфом к уроку:
Москва, Москва!.. люблю тебя,
как сын,
Как русский,- сильно, пламенно
и нежно.
Имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?
Москва-столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества. Бородино же расположено в 120-ти километрах от Москвы. Мы знаем, что 26 августа (7сентября) 1812 года здесь произошло кровопролитное сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских был назначен прославленный Кутузов. (В ходе ответов учащихся демонстрируются репродукции картин, отражающих историческое сражение , портреты выдающихся военачальников: Багратиона, Дохтурова, Платонова, Уварова и других).
Что значило проиграть бой под Бородином?
Открыть дорогу на Москву-значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства.
Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской конницы. Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага. «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!»- таков был приказ. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском…) (Цитируемые сведения взяты из книги : Фризман Л.Г. 1812 год в русской поэзии. – М.: Знание.-С. 18-19).Если текст воспоминания заранее записать на карточку, то зачитать его можно вручить ученику.
Каждый из нас, ребята, преисполненный гордостью за свою Родину, может сейчас сделать вывод словами генерала А.П.Ермолова: « У Бородино французская армия расшиблась о русскую!»
В письме от 26 августа( 7 сентября) 1812 года М.И.Кутузов писал, обращаясь к жене: « Я, слава богу, здоров, мой друг, и не побит, а выиграл баталию над Бонапартием».
Наполеону же пришлось признать: « Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми».
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М. Ю. Лермонтова.
Работа в тетрадях: Запишем замечательные высказывания М. Ю. Лермонтова и военачальника, героя Отечественной войны 1812 года А. П. Ермолова:
Москва, Москва!.. люблю тебя,
как сын,
Как русский,- сильно, пламенно
и нежно.
М. Ю. Лермонтов
У Бородино французская армия расшиблась о русскую!
А. П. Ермолов
Работа с учебником: Найдите страницу 109. Перед вами портрет (в учебнике и на доске).
Вы видите лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни – погиб на дуэли. «Нераспустившимся цветком русской поэзии» назвал его критик. В этих словах досада и боль. ( В ходе этой информации учитель перелистывает сборник стихотворений Лермонтова, предназначенный для детей среднего возраста, называет известные ребятам стихи: «Парус», «Тучи», «На севере диком» и другие).
Творчество поэта- одна из ярчайших страниц русской поэзии. В его мастерстве мы убедимся и на сегодняшнем уроке, читая и анализируя стихотворение «Бородино». (Попутно повторяем, что такое темя и идея стихотворения). О чем же это стихотворение?
-О Бородинском сражении 1812 года, о героической битве русских с французами-захватчиками пол Бородино.
Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на плакат. Я прочитаю слова и их значения, а вы постарайтесь запомнить:
Редут (франц.)-Квадратное земляное укрепление на поле боя;
Мусью (разг.народн.)-мсье, месье;
Картечь -артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского оружия;
Бивак - стоянка войск под открытым небом;
Кивер - высокий военный головной убор из твёрдой кожи;
Булат - оружие из булатной стали-стали особой закалки;
Улан, Драгун - солдаты конных полков;
Басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
А теперь нам помогут знания, полученные на уроках русского языка. С точки зрения лексики, что это за слова?
Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.
Правильно, ведь речь пойдет о военных событиях 1812 года; прозвучавшие слова означают военную терминологию того времени. (Дальше следует чтение стихотворения вслух или учителем, или хорошо подготовленным учеником, можно воспользоваться и записью. Следует помнить: читать нужно без излишней патетичности, просто, ведь рассказ ведётся от имени простого русского солдата).
Анализ стихотворения. Понравилось ли стихотворение? Как вы его поняли? Какие строки произвели на вас особое впечатление? Вот какие вопросы мы с вами обсудим.
Начнём с формы стихотворения: Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?
Первая строфа стихотворения- это вопросительное и два восклицательных предложений, в которых заключён вопрос молодых воинов о боевых сватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.
(Учитель должен быть готов к тому, чтобы рассеять недоумение пятиклассников, почему «отдали» Москву. Хотя они и слышали об этом на уроке истории, но вопрос всё-таки каждый раз возникает). Что собою представляет остальная часть стихотворения?
Рассказ бывалого воина, участника сражения- волнующий, гордый, правдивый.
Прочитайте его самостоятельно, ребята, про себя. Постарайтесь разобраться в вопросах, которые выносятся на обсуждение, и подготовьтесь к устному ответу по ним.
Вопросы для обсуждения (записаны заранее на второй боковушке доски):
Кто герои произведения?
Какие чувства владеют ими во время боя?
Чем объясняется победа русских?
Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: “…могучее, лихое племя, богатыри…” Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: “Есть разгуляться где на воле!” Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!”
Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: “Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус”.
Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой”.
Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!”
Как правильно вы рассудили, как верно дополняли свои мысли словами поэта, в которых так ясно отразились чувства народа русского, народа-героя. Однако и до сегодняшнего урока мы знали о событиях под Бородино в 1812 году, а читали стихотворение с таким интересом! Почему?
Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое.
Правильно, ребята. А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?
Речь Лермонтова богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала.
Молодцы, ребята! Ваши ответы свидетельствуют о том, что во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от делового текста, который рассказывает о том же событии, но бесстрастным языком.