Урок литературы в 7 классе: «Н.В. Гоголь. Знакомство с повестью «Тарас Бульба»
Вступительное слово учителя.
(Трудное и бранное время в произведении).
- Какое новое слово встретилось вам в теме нашего урока?
- Как вы понимаете «бранное» время?
- А как словарь Ожегова объясняет значение этого слова?
- Как вы думаете, какие цели нашего урока?
- Запишите эпиграф урока, к нему мы еще вернемся в конце работы.
совершим заочную экскурсию в Большие Сорочинцы, на Украину, где
родился писатель.
Учитель: Невозможно представить писателя без знакомства с его биографией.
творчеством.
Сообщение о творчестве писателя.
- Какие еще интересные факты биографии Н.В. Гоголя вам известны?
- Какие произведения Николя Васильевича вы читали?
- Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».
Учитель:
- Какие роды литературы вы знаете?
- К какому роду литературы принадлежит «Тарас Бульба»?
- К какому жанру литературы принадлежит это произведение?
- А когда в произведении описаны достоверные исторические события, как
как оно называется?
- А если герои совершают подвиги?(историко-героическая повесть)
Итак, какое же историческое событие положено в основу повести?
время отражено в ней, об этом вы узнаете из исторической справки.
6. Историческая справка «Запорожская сечь» (Прилагается)
Учитель:
Подведем итог
- Почему Запорожская Сечь так называлась?
- Как словарь объясняет значение этого словосочетания?
- Какие люди там собирались?
- Что же объединяло этих людей?
( Их объединяла бесшабашность, воинственность)
война- обычное состояние, они не могут не воевать. В Запорожскую Сечь
они приходили, как будто бы возвращались в свой собственный дом, из
которого только что вышли)
- Кто же был выбран атаманом?
- Какая теперь цель стояла перед Тарасом, как атаманом?
(Сплотить таких разных людей: беглых, каторжных, со своими взглядами,привычками)
привычками, характерами, сплотить эту массу для борьбы).
Учитель:
Да, ничего не знает Тарас выше любви к Отчизне, ничего нет для него выше
казачества, чище и святее боевого дружества. И когда казаки выбрали его
своим атаманом, и Сечь поднялась на дело и готовилась к битве, не
удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь – хотелось ему высказать все,
что было у него в сердце. До самой глубины души дошли его слова до
товарищей казаков.
- Чтение наизусть речи Тараса о товариществе .
- Как же старейшие и молодые казаки отнеслись к речи атамана
(зачитывают эпизод из главы 9).
- Ребята, как вы понимаете, что такое товарищество?
- А как вы понимаете слова Тараса «Нет уз святее товарищества»?
Учитель
- Обратим внимание на иллюстрации, выполненные ребятами к
прочитанной повести.
(Учитель знакомит с иллюстрациями учащихся, указывая фамилии).
Учитель
- Итак, вы прочитали повесть Гоголя «Тарас Бульба». Какие ведущие, центральные темы вы выделили?
1. Тема войны и мира.
2. Тема семьи.
3. Тема милосердия.
4. Тема добра и зла.
5. История Украины.
6. Борьба запорожских казаков.
- Какова идея повести «Тарас Бульба»?
Отечество! ( Хотел, чтобы Отечество было сильным и могучим).
Товарищество! (Чтобы Русь была единым государством).
Вера! (Чтобы современники поверили в лучшее будущее).
- Какие эпизоды вам особенно запомнились?
- Понравилось ли вам произведение и чем?
12. Своим впечатлением о прочитанной повести поделится Романенко
Эдуард, он прочитает стихотворение собственного сочинения «Тарас
Бульба».
Тарас Бульба.
Талантливый художник слова,
Умело держит он перо
в своих руках. И снова, снова
он создает рассказы, но
Одно прекрасное творенье
«Тарасом Бульбой» он назвал.
Его в минуты вдохновения
он как-то утром написал.
Листая повести страницы
о похожденьях казака,
мне темной ночью ясно снится,
как вдруг Тарасова рука
одним движением лишила
вдруг жизни сына своего.
И тут же вражеская сила
живым решила сжечь его.
Скорбит так тихо и уныло.
Лишённая семьи жена.
Казачьи дух, казачья сила
В произведении видна.
Сообщение I.
«Старосветский украинский хутор был родиной Гоголя, старосветские хуторяне - его воспитателями».Н.В. Гоголь родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы, недалеко от Полтавы. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка. Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич был человеком незаурядным. Выйдя в отставку, он почти все время отдавал
занятиям литературой и театру. Часто на спектакли, которые устраивал у себя далёкий родственник
Дмитрий Прокофьевич Трощинский, отец приводил своих сыновей. Мать Гоголя, Марья Ивановна, женщина чрезвычайно красивая и очень добрая. Когда Гоголь подрос, он с братом Иваном поступает в Поветовое училище, где проучился год. С 1820 года учится в Нежинской гимназии высших наук.
Невысокий остроносый подросток с карими глазами он трудно привыкал к новым условиям жизни, но постепенно познакомился и подружился со многими товарищами. Гоголь обладал изумительным даром, как всё глупое и смешное в характере и поступках людей, умел «угадать» человека.
Гимназисты образовали свой литературный кружок. В гимназии Гоголь увлекался рисованием и театром, много читал.
Сообщение II.
Живя в Нежине, Гоголь мечтал о Петербурге. С такими мечтами он заканчивает Нежинскую гимназию и 13 декабря 1828 года выезжает в Петербург. Литературным творчеством начал заниматься еще в
гимназические годы. В Петербурге издаёт поэму « Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Критики не пощадили поэму и, прочитав отзыв на своё произведение, Гоголь скупил в лавках все экземпляры книг и сжёг их. Расстроенный неудачами, в конце июля 1829 года Гоголь уезжает в
Германию. Через время решает вновь заняться литературным творчеством. В 1830 году в журнале «Отечественные записки» была опубликована повесть «Басаврюк». Работает над сборником «Вечера на
хуторе близ Диканьки». А когда в свет вышла повесть «Вечера накануне Ивана Купала», к Гоголю приходит настоящая известность. В 1835 году вышел в свет сборник «Миргород». В сборник вошли 4 повести «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба».. Последние годы жизни живёт в Москве, занимается литературным
творчеством.
Запорожская Сечь