СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы в 7 классе: «Н.В. Гоголь. Знакомство с повестью «Тарас Бульба»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе: «Н.В. Гоголь. Знакомство с повестью «Тарас Бульба»

 

Вступительное слово учителя.

(Трудное и бранное время в произведении).

    - Какое новое слово встретилось вам в теме нашего урока?

    - Как вы понимаете «бранное» время?

    - А как словарь Ожегова объясняет значение этого слова?

    - Как вы думаете, какие цели нашего урока?

    - Запишите эпиграф урока, к нему мы еще вернемся в конце работы.

совершим заочную экскурсию в Большие Сорочинцы, на Украину, где

родился писатель.

 Учитель: Невозможно представить писателя без знакомства с его биографией.

творчеством.

Сообщение о творчестве писателя.

    - Какие еще интересные факты биографии Н.В. Гоголя вам известны?

    - Какие произведения Николя Васильевича вы читали?

 -   Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Васильевича Гоголя  «Тарас Бульба».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 7 классе: «Н.В. Гоголь. Знакомство с повестью «Тарас Бульба»»

Урок литературы в 7 классе: «Н.В. Гоголь. Знакомство с повестью «Тарас Бульба»


Вступительное слово учителя.

(Трудное и бранное время в произведении).

- Какое новое слово встретилось вам в теме нашего урока?

- Как вы понимаете «бранное» время?

- А как словарь Ожегова объясняет значение этого слова?

- Как вы думаете, какие цели нашего урока?

- Запишите эпиграф урока, к нему мы еще вернемся в конце работы.

совершим заочную экскурсию в Большие Сорочинцы, на Украину, где

родился писатель.

Учитель: Невозможно представить писателя без знакомства с его биографией.

творчеством.

Сообщение о творчестве писателя.

- Какие еще интересные факты биографии Н.В. Гоголя вам известны?

- Какие произведения Николя Васильевича вы читали?

- Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

Учитель:

- Какие роды литературы вы знаете?

- К какому роду литературы принадлежит «Тарас Бульба»?

- К какому жанру литературы принадлежит это произведение?

- А когда в произведении описаны достоверные исторические события, как

как оно называется?

- А если герои совершают подвиги?(историко-героическая повесть)

Итак, какое же историческое событие положено в основу повести?

время отражено в ней, об этом вы узнаете из исторической справки.

6. Историческая справка «Запорожская сечь» (Прилагается)

Учитель:

Подведем итог

- Почему Запорожская Сечь так называлась?

- Как словарь объясняет значение этого словосочетания?

- Какие люди там собирались?

- Что же объединяло этих людей?

( Их объединяла бесшабашность, воинственность)

война- обычное состояние, они не могут не воевать. В Запорожскую Сечь

они приходили, как будто бы возвращались в свой собственный дом, из

которого только что вышли)

- Кто же был выбран атаманом?

- Какая теперь цель стояла перед Тарасом, как атаманом?

(Сплотить таких разных людей: беглых, каторжных, со своими взглядами,привычками)

привычками, характерами, сплотить эту массу для борьбы).

Учитель:

Да, ничего не знает Тарас выше любви к Отчизне, ничего нет для него выше

казачества, чище и святее боевого дружества. И когда казаки выбрали его

своим атаманом, и Сечь поднялась на дело и готовилась к битве, не

удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь – хотелось ему высказать все,

что было у него в сердце. До самой глубины души дошли его слова до

товарищей казаков.

- Чтение наизусть речи Тараса о товариществе .

- Как же старейшие и молодые казаки отнеслись к речи атамана

(зачитывают эпизод из главы 9).

- Ребята, как вы понимаете, что такое товарищество?

- А как вы понимаете слова Тараса «Нет уз святее товарищества»?

Учитель

- Обратим внимание на иллюстрации, выполненные ребятами к

прочитанной повести.

(Учитель знакомит с иллюстрациями учащихся, указывая фамилии).

Учитель

- Итак, вы прочитали повесть Гоголя «Тарас Бульба». Какие ведущие, центральные темы вы выделили?

1. Тема войны и мира.

2. Тема семьи.

3. Тема милосердия.

4. Тема добра и зла.

5. История Украины.

6. Борьба запорожских казаков.

- Какова идея повести «Тарас Бульба»?

Отечество! ( Хотел, чтобы Отечество было сильным и могучим).

Товарищество! (Чтобы Русь была единым государством).

Вера! (Чтобы современники поверили в лучшее будущее).

- Какие эпизоды вам особенно запомнились?

- Понравилось ли вам произведение и чем?

12. Своим впечатлением о прочитанной повести поделится Романенко

Эдуард, он прочитает стихотворение собственного сочинения «Тарас

Бульба».

Тарас Бульба.

Талантливый художник слова,

Умело держит он перо

в своих руках. И снова, снова

он создает рассказы, но

Одно прекрасное творенье

«Тарасом Бульбой» он назвал.

Его в минуты вдохновения

он как-то утром написал.

Листая повести страницы

о похожденьях казака,

мне темной ночью ясно снится,

как вдруг Тарасова рука

одним движением лишила

вдруг жизни сына своего.

И тут же вражеская сила

живым решила сжечь его.

Скорбит так тихо и уныло.

Лишённая семьи жена.

Казачьи дух, казачья сила

В произведении видна.

Сообщение I.

«Старосветский украинский хутор был родиной Гоголя, старосветские хуторяне - его воспитателями».Н.В. Гоголь родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы, недалеко от Полтавы. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка. Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич был человеком незаурядным. Выйдя в отставку, он почти все время отдавал

занятиям литературой и театру. Часто на спектакли, которые устраивал у себя далёкий родственник

Дмитрий Прокофьевич Трощинский, отец приводил своих сыновей. Мать Гоголя, Марья Ивановна, женщина чрезвычайно красивая и очень добрая. Когда Гоголь подрос, он с братом Иваном поступает в Поветовое училище, где проучился год. С 1820 года учится в Нежинской гимназии высших наук.

Невысокий остроносый подросток с карими глазами он трудно привыкал к новым условиям жизни, но постепенно познакомился и подружился со многими товарищами. Гоголь обладал изумительным даром, как всё глупое и смешное в характере и поступках людей, умел «угадать» человека.

Гимназисты образовали свой литературный кружок. В гимназии Гоголь увлекался рисованием и театром, много читал.

Сообщение II.

Живя в Нежине, Гоголь мечтал о Петербурге. С такими мечтами он заканчивает Нежинскую гимназию и 13 декабря 1828 года выезжает в Петербург. Литературным творчеством начал заниматься еще в

гимназические годы. В Петербурге издаёт поэму « Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Критики не пощадили поэму и, прочитав отзыв на своё произведение, Гоголь скупил в лавках все экземпляры книг и сжёг их. Расстроенный неудачами, в конце июля 1829 года Гоголь уезжает в

Германию. Через время решает вновь заняться литературным творчеством. В 1830 году в журнале «Отечественные записки» была опубликована повесть «Басаврюк». Работает над сборником «Вечера на

хуторе близ Диканьки». А когда в свет вышла повесть «Вечера накануне Ивана Купала», к Гоголю приходит настоящая известность. В 1835 году вышел в свет сборник «Миргород». В сборник вошли 4 повести «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба».. Последние годы жизни живёт в Москве, занимается литературным

творчеством.

Запорожская Сечь